Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 10.06.2008 N 7-5-154-08 “Об устранении нарушений законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора)“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 10 июня 2008 г. N 7-5-154-08

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Руководителю Управления

Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека

по Пензенской области

Дмитриеву А.П.

Прокуратурой Пензенской области в связи с поступившим из Генеральной прокуратуры Российской Федерации обращением Эльтемана П.Б., Опарина А.А. и др. проведена проверка по поводу соблюдения прав индивидуальных предпринимателей Бессоновского района Правосудовой Е.В., Вдовенкова Е.В., Алаторцева В.Ю. и др. при осуществлении территориальными органами Управления Роспотребнадзора по Пензенской области мероприятий по контролю.

Изучение материалов об административных правонарушениях показало, что должностными лицами допускались нарушения административного законодательства при составлении и рассмотрении протоколов об административных правонарушениях.

Так на основании распоряжения начальника
Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Кондольском, Лунинском, Шемышейском, Пензенском, Иссинском районах от 25.03.2008 N 132 была проведена проверка ИП Правосудовой Е.В.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ установлен порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора); права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 134-ФЗ государственный контроль (надзор) - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования); мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ по результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются, в том числе, дата, время и место проведения мероприятия по контролю. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения
обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В нарушение указанных требований федерального законодательства в акте по результатам мероприятий по контролю ИП Правосудовой Е.В. от 25.03.2008 отсутствуют дата, время и место проведения мероприятий по контролю. Аналогичные нарушения допущены при составлении акта по результатам проверки мероприятий по контролю от 30.10.2007 в отношении ИП Вдовенкова В.Ю. и от 06.11.2007 в отношении Правосудовой Е.В.

Кроме того, проверка проведена в отсутствии индивидуального предпринимателя Правосудовой Е.В., экземпляр акта с копиями соответствующих приложений не вручен, сведения о том, что указанные документы были направлены почтовой связью, отсутствуют, уведомление о вручении к экземпляру акта, находящемуся в деле органа государственного контроля (надзора), не приобщено.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельства дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В нарушение ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении ИП Правосудовой Е.В. по результатам проверки от 25.03.2008 составлен лишь 08.04.2008.

В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в
течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В нарушении ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направлен на рассмотрение Руководителю Управления Роспотребнадзора по Пензенской области лишь 14.04.2008.

10 июля 2007 года главным специалистом-экспертом Андреевой Г.Н. на основании распоряжений начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Кондольском, Лунинском, Шемышейском, Пензенском, Иссинском районах от 10.07.2007 N 784, 785 и 788 проведены проверки ИП Горячева В.В., ИП Усовой Н.А., ИП Сиверина В.Я.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ по результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются, в том числе, дата, время и место составления акта, а также дата, время и место проведения мероприятий по контролю.

Во всех актах по данным проверкам отсутствуют ссылки на место проведения проверок, кроме того, в них указаны одна и та же дата и время проведения проверок и составления актов по результатам мероприятий по контролю, что свидетельствует о недостоверности указанных в актах и впоследствии в протоколах данных и вызывает сомнения в наличии оснований привлечения к административной ответственности.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановление по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление.

В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в постановление по делу об административном правонарушении от 11.07.2007 N 186 в отношении ИП Горячева В.В. не указаны имя и отчество должностного лица, вынесшего постановление.

Аналогичные нарушения допущены в постановлении от 11.07.2007 N 188 в отношении ИП Усовой
Н.А., постановлении от 11.07.2007 N 187.

Причинами выявленных нарушений считаю ненадлежащее исполнение должностными лицами территориальных органов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области своих обязанностей и отсутствие должного контроля со стороны руководства.

На основании изложенного, учитывая, что органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ “О прокуратуре РФ“,

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и в течение месяца принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

2. Привлечь к дисциплинарной ответственности виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства должностных лиц.

3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Представление рассмотреть с участием прокурора.

Заместитель прокурора области

советник юстиции

А.Н.ЦУКАНОВ