Законы и постановления РФ

Решение Пензенского УФАС РФ от 03.08.2007 <О признании незаконными действий хозяйствующего субъекта, выразившихся в ущемлении интересов объектов ТСЖ в результате необоснованного прекращения подачи тепловой энергии для горячего водоснабжения> (вместе с предписанием от 03.08.2007 N 2-03/36-2007)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2007 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

М.С.В. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, председатель Комиссии;

Члены Комиссии: Б.Т.В. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

У.Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело N 2-03/36-2007 от 20.07.2007 по признакам нарушения ООО “Э“ (<...>) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, при участии представителей со стороны ООО “Э“:

- К.Е.П. -
юрисконсульта, по доверенности от 05.02.2007 N 6,

- С.С.А. - и.о. генерального директора,

- Д.В.В. - начальника энергосбытового отдела, со стороны ТСЖ “Н“:

- Б.Л.Н. - председателя,

- В.Ю.В. - представителя по доверенности от 31.07.2007, со стороны ТСЖ “Д“:

- К.В.П. - управляющего,

установила:

В антимонопольное управление обратились с заявлением ТСЖ “Н“ (<...>) и ТСЖ “Д“ (<...>) в отношении действий ООО “Э“ в связи с прекращением подачи горячей воды многоквартирным жилым домам.

ООО “Э“ осуществляет деятельность на рынке производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории районов г. Пензы по месторасположению котельных и тепловых сетей. Коды экономической деятельности (ОКВЭД): производство пара и горячей воды (тепловой энергии) - 40.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - 40.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - 40.30.3.

Установлено, что теплопринимающие устройства жилых домов ТСЖ “Н“ имеют технологическое присоединение к тепловым сетям ООО “Э“, которое по отношению к названным ТСЖ является единственным поставщиком тепловой энергии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии.

Согласно статье 5 (п. 5) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.

Таким образом, ООО “Э“ занимает доминирующее положение на рынке по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории районов г. Пензы, в рамках присоединенных тепловых сетей, с долей 100%.

В своем заявлении ТСЖ “Н“ указало, что в мае 2007 года ООО “Э“ предложило ТСЖ заключить дополнительное соглашение к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде
в целях изменения условий о порядке оплаты за потребленную тепловую энергию. Данное соглашение не было подписано, и с 13 июля 2007 года жилому дому была прекращена подача тепловой энергии.

ТСЖ “Д“ указало, что 23.05.2007 ООО “Э“ отключило жилой дом по ул. Терновского, <...>, от горячего водоснабжения, несмотря на то что граждане регулярно оплачивали квитанции, выставляемые теплоснабжающей организацией.

Заявители считают, что ООО “Э“, пользуясь монопольным положением на рынке, пытается путем отключения тепловой энергии заставить ТСЖ внести изменения в договор в нужной для него редакции. В адрес товариществ собственников жилья неоднократно направлялись письма о внесении изменений в договор в части изменения порядка оплаты за потребленную тепловую энергию. Соглашение о внесении изменений в договор не было подписано ТСЖ “Н“, в связи с чем подача тепловой энергии была прекращена только этим ТСЖ.

На заседании Комиссии представители ТСЖ поддержали требования, изложенные в заявлении, указали, что считают указанные действия ООО “Э“ неправомерными и обратились с просьбой о принятии мер антимонопольного воздействия.

Представители ООО “Э“ объяснили, что согласно п. 5 договора на отпуск и потребление тепловой энергии с ТСЖ “Н“ оплата за потребленную энергию производилась гражданами на основании выставленных им счетов-квитанций. Во исполнение требований, установленных нормативно-правовыми актами, ООО “Э“ в мае т.г. предложило товариществам собственников жилья, в том числе ТСЖ “Н“, в целях приведения договора в соответствие с действующим законодательством внести изменения в договор и изменить порядок оплаты потребленной тепловой энергии. ТСЖ “Н“ вносить изменения отказалось, выставленные в адрес ТСЖ счета-фактуры от 31 мая и 30 июня 2007 года не были оплачены. В связи с неоднократным нарушением сроков оплаты потребленной тепловой
энергии ООО “Э“ с 13.07.2007 прекратило поставку тепловой энергии объектам ТСЖ “Н“.

По ТСЖ “Д“ представители теплоснабжающей организации объяснили, что от представителей ТСЖ неоднократно поступали обращения о признании договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 15.10.2006 N <...> недействительным. В мае, июне 2007 г. председателю ТСЖ “Д“ были направлены предложения о внесении изменений в данный договор, которые позволили бы ТСЖ осуществлять сбор денежных средств от населения для оплаты потребленной тепловой энергии. Поскольку ТСЖ “Д“ настаивало на том, что договор N <...> между ООО “Э“ и ТСЖ “Д“ считается незаключенным и договорные отношения между сторонами отсутствуют, то ООО “Э“ прекратило поставку тепловой энергии на объекты ТСЖ “Д“ с 23.05.2007.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.

ООО “Э“ в мае - июне т.г. были направлены ТСЖ “Н“ письма с предложением о внесении изменений в договор в части изменения порядка оплаты за потребленную тепловую энергию. Несмотря на то что ТСЖ “Н“ не подписало соглашение о внесении изменений, теплоснабжающая организация выставила счета-фактуры с учетом изменений. Счета-фактуры от 31 мая и 30 июня 2007 г., направленные в адрес ТСЖ “Н“, не были оплачены.

С 13.07.2007 ООО “Э“ отключило от горячего водоснабжения многоквартирный дом по ул. Терновского, <...>, указывая, что ТСЖ “Н“ неоднократно нарушило сроки оплаты за потребленную тепловую энергию.

Комиссия установила, что между ООО “Э“ и ТСЖ “Н“ заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, согласно которому (п. 3.2.2) энергоснабжающая организация имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии абоненту в
случае неуплаты абонентом принятой тепловой энергии в установленные договором сроки.

Договором с ТСЖ “Н“ сроки, в которые потребитель должен оплатить потребленную тепловую энергию, не предусмотрены. В то же время представленные Комиссии счета-квитанции, по которым граждане-потребители оплачивали потребленную тепловую энергию, свидетельствуют, что срок для оплаты установлен до 20 числа месяца, следующего за отчетным. В письмах, направленных теплоснабжающей организацией в адрес ТСЖ “Н“, указаны сроки оплаты до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Отключение подачи тепловой энергии ТСЖ “Н“ было произведено 13.07.2007, когда срок оплаты за потребленную в июне т.г. тепловую энергию еще не истек, т.е. не было неоднократного нарушения сроков оплаты.

Установлено, что в соответствии со статьей 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Представленные Комиссии документы свидетельствуют, что ООО “Э“ не предупредило ТСЖ “Н“ об отключении горячей воды с 13.07.2007, т.е. прекращение подачи тепловой энергии объектам ТСЖ в нарушение действующего законодательства было произведено без направления предупреждения или уведомления потребителя, чем были ущемлены его интересы.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный
Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов при неоднократном нарушении сроков оплаты поданных (использованных) ресурсов, который не был соблюден ООО “Э“.

Следовательно, прекращение подачи горячей воды ТСЖ “Н“ произведено ООО “Э“ необоснованно, в нарушение действующего законодательства. В результате были ущемлены интересы ТСЖ и созданы препятствия для осуществления его деятельности.

Подача горячей воды ТСЖ “Д“ была прекращена с 23 мая 2007 года.

Комиссия считает не соответствующими фактическим обстоятельствам и материалам дела утверждения представителей ООО “Э“, что отключение горячей воды ТСЖ “Д“ произведено в связи с прекращением действия договора теплоснабжения по инициативе ТСЖ “Д“ и что ООО “Э“ не вправе поставлять товар контрагенту, отказавшемуся от получения услуг.

Представленные Комиссии документы свидетельствуют, что ТСЖ “Д“ не отказывалось от получения услуг по поставке тепловой энергии для горячего теплоснабжения. Оно обращалось в теплоснабжающую организацию с просьбой о приведении договора в соответствие с действующим законодательством.

Переписка со стороны теплоснабжающей организации (письма от 11.05.2007, 21.05.2007, 07.06.2007, 29.06.2007 и др.) о внесении изменений в договор подтверждает, что ООО “Э“ признавало договор на отпуск и потребление тепловой энергии от 15.10.2006 N <...> с ТСЖ “Д“ действующим. До 23.05.2007 ООО “Э“ исполняло обязательства по договору и не уведомляло ТСЖ письменно, что согласно считать договор теплоснабжения недействительным.

Согласно ст. 450, 452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, соглашение совершается в той же форме, что и договор. Представленные Комиссии документы не содержат письменного согласия сторон на расторжение договора. Из чего следует, что
ООО “Э“ необоснованно прекратило подачу тепловой энергии на горячее водоснабжение ТСЖ “Д“, чем ущемило его интересы.

Таким образом, на основании изложенного следует, что ООО “Э“ необоснованно произвело отключение горячей воды ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“. Названные ТСЖ не имели на дату отключения горячей воды неоплату за два периода платежа, не были надлежащим образом уведомлены о предстоящем отключении, следовательно, теплоснабжающая организация не имела законных оснований для отключения. Отключение подачи тепловой энергии было использовано ООО “Э“ в качестве давления на ТСЖ для внесения требуемых изменений в договор.

Произведя необоснованное отключение горячей воды, ООО “Э“ ущемляет интересы ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“ и создает препятствия для осуществления деятельности по выполнению своих обязательств перед гражданами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала указанные действия ООО “Э“ как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований пункта 1 статьи 10 ФЗ “О защите конкуренции“.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО “Э“, выразившиеся в ущемлении интересов ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“ в результате необоснованного прекращения подачи тепловой энергии для горячего водоснабжения, нарушением пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

2. Выдать ООО “Э“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и обеспечении подачи тепловой энергии для горячего
водоснабжения ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“.

3. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

М.С.В.

Члены Комиссии:

Б.Т.В.

У.Е.В.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 3 августа 2007 г. N 2-03/36-2007

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:

М.С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, председатель Комиссии;

Б.Т.В. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

У.Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, на основании своего решения от 03.08.2007 по делу N 2-03/36-2007 о нарушении ООО “Э“ (<...>) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“,

предписывает:

1. ООО “Э“ в срок до 10 августа 2007 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“, выразившееся в ущемлении интересов ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“ в результате необоснованного прекращения подачи горячей воды.

2. ООО “Э“ в срок до 10 августа 2007 года обеспечить подачу тепловой энергии для горячего водоснабжения ТСЖ “Н“ и ТСЖ “Д“.

3. О выполнении настоящего предписания ООО “Э“ письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 13.08.2007
с представлением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

М.С.В.

Члены Комиссии:

Б.Т.В.

У.Е.В.