Законы и постановления РФ

Приказ Минобразования Пензенской обл. от 23.03.2007 N 112, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской обл. от 27.03.2007 N 8/2, Пензалесхоза от 26.03.2007 N 14 “О проведении XIII областного слета членов школьных лесничеств и юных друзей природы, посвященного 55-летию образования школьных лесничеств“ (вместе с “Положением о XIII областном слете членов школьных лесничеств...“)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

23 марта 2007 г. N 112

УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

27 марта 2007 г. N 8/2

УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

26 марта 2007 г. N 14

ПРИКАЗ

О ПРОВЕДЕНИИ XIII ОБЛАСТНОГО СЛЕТА ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ

ЛЕСНИЧЕСТВ И ЮНЫХ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 55-ЛЕТИЮ

ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ

В соответствии с Законом Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2007 год“ от 14.11.2006 N 1172-ЗПО, в целях подведения итогов деятельности областных детских эколого-биологических объединений обучающихся и школьных лесничеств, проверки знаний детей по биологии и экологии, умений и навыков ведения практической и исследовательской работы в природе, активизации деятельности учреждений образования и школьных лесничеств по привлечению обучающихся
к изучению экологического состояния окружающей среды приказываем:

1. Провести областной слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, посвященный 55-летию образования школьных лесничеств, в июне 2007 года в г. Пензе на базе Ленинского лесхоза.

2. Утвердить Положение о XIII областном слете членов школьных лесничеств и юных друзей природы (приложение 1), состав оргкомитета (приложение 2), смету расходов (приложение 3 - не приводится).

3. Командировочные расходы участников слета и руководителей делегаций отнести за счет командирующих организаций.

Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляем за собой.

Первый заместитель Министра

образования и науки

Пензенский области

С.К.КОПЕШКИНА

Заместитель Председателя Правительства -

начальник Управления природных ресурсов

и охраны окружающей среды

Г.Е.ТОЛЧЕНОВ

Начальник Управления лесами

Пензенской области

А.П.БЕЛКИН

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

О XIII ОБЛАСТНОМ СЛЕТЕ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ И ЮНЫХ

ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОМ 55-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ

1. Общие положения

1.1. Слет школьных лесничеств и юных друзей природы проводится с целью активизации деятельности образовательных учреждений по воспитанию у детей и подростков экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного наследия своего края, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Задачи:

- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Пензенской области;

- выявление и поощрение обучающихся, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания и навыки;

- повышение роли экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению детей и подростков.

1.2 Организаторами слета членов школьных лесничеств и юных друзей природы являются: Министерство образования и науки Пензенской области, Управление лесами Пензенской области, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области.

2. Место и время проведения

Областной слет проводится в июне 2007 года в городе Пензе.

Предварительные заявки на участие в слете представляются до
1 июня 2007 года по адресу: 440026, г. Пенза, 2-й проезд Свердлова, 27, ГОУ ДОД областная станция юных натуралистов. Форма заявки прилагается (приложение 1).

3. Участники слета

В областном слете принимают участие команды-победители районных конкурсов, состоящие из 5 человек: юный эколог, юный ботаник, юный зоолог, зеленый патруль, юный лесовод. Команду сопровождает 1 руководитель.

В оргкомитет областного слета представляются:

- список участников слета, утвержденный муниципальным органом управления образованием, согласованный с лесхозом;

- справка, удостоверяющая личность ребенка (год рождения, класс), заверенная директором школы и печатью;

- медицинская справка о состоянии здоровья учащегося;

- справка об отсутствии инфекционных заболеваний от санэпидемстанции.

4. Условия проведения

1. Для подготовки и проведения слета создается оргкомитет (Министерство образования и науки - 1 человек, Управление лесами Пензенской области - 3 человека, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области - 1 человек, ГОУ ДОД областная станция юных натуралистов - 4 человека).

2. Каждый конкурс состоит из нескольких этапов и проводится судейской коллегией в составе главного судьи (специалист из числа работников образования) и судей на этапах.

Судейская коллегия знакомит участников с условиями проведения конкурса, оценивает уровень знаний, обрабатывает результаты и определяет победителей конкурса.

Результаты конкурса оформляются протоколом.

3. Содержание конкурсов определяется программами (прилагаются).

5. Программа конкурсов

Юные экологи

I этап - “Малый фитоценоз“

Наивысшая оценка - 15 баллов.

Учащиеся должны:

- назвать растительное сообщество;

- описать данное сообщество по ярусам;

- указать количество ярусов и виды, их составляющие;

- найти пример взаимоотношения между компонентами данного фитоценоза;

- привести примеры возможных симбиозов;

- привести примеры конкретных взаимных отношений между растениями одного вида, растениями разных видов.

II этап “Флора“

Наивысшая оценка - 15 баллов.

Учащиеся должны определить максимально возможное количество растений и проклассифицировать их по следующей схеме:

-
назвать растения;

- редкие и исчезающие растения;

- съедобные растения;

- лекарственные растения;

- растительные индикаторы.

Дать характеристику двух лекарственных растений по выбору судейской коллегии.

III этап - “Следопыт“

Наивысшая оценка - 10 баллов.

Учащиеся должны определить вид одного животного по выбору судейской коллегии и дать характеристику с точки зрения роли этого животного в данном биогеоценозе по живым объектам и следам жизнедеятельности: гнездам, норам, погрызам, помету, отпечаткам следов и т.д.

IV этап - “Естественные и искусственные водоисточники“

Наивысшая оценка - 10 баллов.

Учащиеся должны:

- определить температуру воды, породы, слагающие берега, прозрачность воды (при помощи диска), цвет, запах, кислотность;

- дать оценку антропогенного влияния на источник.

V этап - “Насекомые“

Наивысшая оценка - 10 баллов.

Учащиеся должны определить один вид насекомого по коллекции и дать его характеристику с точки зрения его роли в данном биогеоценозе.

VI этап - “Экологический пост“

Наивысшая оценка - 15 баллов.

Учащимся необходимо заполнить плакат-трафарет “Экологический пост“, где:

- отразить экологическую обстановку в данном биогеоценозе;

- выяснить виновников нарушения, применив одну из известных методик экологических исследований;

- составить рекомендации по улучшению экологической обстановки данного биогеоценоза.

VII этап - “Антропогенные воздействия“

Наивысшая оценка - 10 баллов.

Учащиеся должны:

- дать определение свалки (промышленная, бытовая);

- вычленить наиболее вредные материалы;

- разъяснить особенности утилизации бытовых и промышленных отходов.

VIII этап - “Биотехнические мероприятия“

Наивысшая оценка - 15 баллов.

Учащиеся должны отразить:

- защитные лесные насаждения;

- осуществить посадку (практическая) лесохозяйственных и кустарниковых культур, пояснить особенности посадки;

- ремизы;

- кормушки, солонцы и т.д.;

- родник или ключ, назвать последовательность операций, необходимых для возрождения родника или ключа.

Юные лесоводы

I этап - наивысшая оценка 15 баллов

Определение одной породы дерева или кустарника. Участник конкурса должен назвать дерево или кустарник, предложенные ему судьями, рассказать о его биологических особенностях, хозяйственном
значении. За правильный полный ответ участник получает 5 баллов.

Участник конкурса должен уметь правильно провести посадку саженца или черенка. Произвести расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных культур. За правильно посаженный черенок или саженец и правильно производственный расчет участник получает 10 баллов.

II этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Назначение в рубку трех деревьев. Участник должен дать определение леса как биогеоценоза. В натуре назвать и показать элементы лесонасаждения, знать их роль в жизни леса (древостой, подлесок, подрост, живой напочвенный покров и др.). Участник должен уметь произвести обмер дерева (мерной вилкой), назвать диаметр и отобрать нужные экземпляры для рубки. Измерить высоту дерева с помощью оптического высотомера.

III этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Определение угла направления с помощью компаса и буссоли. Участник должен определить угол направления из данной точки к двум заданным и рассказать о применении инструментов в лесном хозяйстве.

IV этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определение двух пород деревьев или кустарников по семенам. Участник должен рассказать о времени сбора семян, их хранении, предпосевной обработке, о сроках и способах посева семян, обосновать. Рассчитать потребность в семенах при различных схемах посева в питомниках.

За определение двух пород деревьев или кустарников по семенам и полный ответ насчитывается 5 баллов. За правильно произведенный расчет - 10 баллов.

V этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Нормы, способы, сроки внесения удобрений под лесные культуры при различных почвенных условиях.

VI этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Определение одного вида птицы (по чучелам), обитающей в лесу. Определение -одного вида насекомого-вредителя или энтомофага (по коллекции). Называя птицу, насекомое, участник должен
указать, какую пользу они приносят, какой вред приносят насекомые-вредители. За правильное определение вида птицы, насекомое - 5 баллов. Полный ответ - 10 баллов.

VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Определение лекарственного растения (травянистых, древесных и кустарниковых), произрастающего в лесу (по гербарию).

Участник должен назвать лекарственное растение, место его обитания, правила сбора, хранения, указать применение.

За каждое правильно названное растение и полный ответ участник получает 5 баллов. За правильное определение только названия - по 2 балла.

VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Определение названия и техническая характеристика двух лесохозяйственных орудий и машин.

Участник конкурса должен назвать лесохозяйственную машину или орудие и сказать, на каких работах они применяются.

За каждое правильно названное орудие (машину) и полный ответ участник получает 5 баллов. За правильное определение только названия - по 1 баллу.

IX этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Охрана лесов от пожаров. Назвать причины возникновения лесных пожаров, виды пожаров, предупредительные меры.

Знать методы борьбы с пожарами. Определить и дать характеристику одного типа противопожарных машин или оборудования.

За неправильный ответ и за неправильное определение противопожарной техники участник теряет 2 балла.

X этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Биологическая тропа. Участник конкурса на 20-метровой полосе должен определить в натуре по заданию судьи произрастающие вокруг деревья, травы, кустарники, лишайники, грибы. Перед началом конкурса судьи оформляют тропу экспонатами, характерными для большинства территорий.

XI этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Определить один вид лесного растения и один вид животного - обитателя леса, занесенных в Красную книгу, рассказать о способах охраны этих видов. Знать Положение о школьном лесничестве, основные документы по охране лесов в Российской Федерации.

Юные зоологи

I этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить
2 типа гнезд. Назвать, какой птице гнездо принадлежит, из какого материала построено, где его можно найти в природе.

II этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Определить три вида птиц. Указать их биотип (смешанный лес, луг, поле, болото и т.д.), какую пользу они приносят.

III этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить 3 вида насекомых-вредителей или энтомофагов. Указать, какое значение они имеют в природе и жизни человека.

IV этап - наивысшая оценка 25 баллов.

Определить правильность изготовления искусственного гнездовья. Рассказать, для какой птицы оно предназначено, где вывешивается гнездовье, на какой высоте.

V этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Рассказать по выбору о редких и исчезающих животных Российской Федерации, назвать не менее 5 животных, охраняемых Международным союзом охраны природы и занесенных в Красную книгу, указать, в каких регионах они встречаются.

VI этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Определить 1 вид животных по следам жизнедеятельности (поврежденным листьям, коре, древесине, веткам).

VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Определить 1 вид пресмыкающегося или земноводного, указать, каково их значение в природе и жизни человека.

VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Рассказать о значении муравьев. Провести замеры муравейников рыжих лесных муравьев, указать радиус деятельности, правила инвентаризации муравейников.

Юные ботаники

1 этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить пять видов травянистых растений. Рассказать об их биологических свойствах, указать семейство. Каждый правильный и полный ответ оценивается по 3 балла.

II этап - наивысшая оценка 9 баллов.

Определить три вида лекарственных растений (травянистое, древесное, кустарниковое). Указать сроки сбора, их использование в лечебных целях.

III этап - наивысшая оценка 9 баллов.

Определить три вида охраняемых растений. Указать: охраняются ли они повсеместно в Российской Федерации (занесены в Красную книгу) или в
твоем крае, области.

IV этап - наивысшая оценка 6 баллов.

Определить одно растение по школьному определителю. Указать определитель Новикова С.В. и Губанова И.А., Минпрос, 1985 г.

V этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить пять видов древесных растений по облиственным побегам. Отметить их биологические свойства и народнохозяйственное значение. Каждый правильный и полный ответ оценивается по 3 балла.

VI этап - наивысшая оценка 6 баллов.

Определить два вида грибов по плодовым телам (по муляжам, сухим или заспиртованным экспонатам). Рассказать о роли грибов для леса.

VII этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Назвать по три вида растений-часов, растений-барометров, медоносных растений, ядовитых растений, растений-паразитов или хищников (насекомоядных растений).

VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Определить пять видов растений-индикаторов. Условия их местообитания.

IX этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить пять видов комнатных растений: отметить, какие условия необходимы для их жизни и способы размножения.

Зеленые патрули

I этап - наивысшая оценка 15 баллов

Определить 3 вида деревьев и кустарников, используемых для озеленения населенных пунктов. Дать биологическую характеристику, указать, какие условия необходимы растению при выращивании: прихотливо или неприхотливо оно к влаге, каких требует почв, светолюбивое или теневыносливое.

II этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Из предложенных цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений составить клумбу, рабатку, партер, газон и др.

III этап - наивысшая оценка 20 баллов.

Определить 2 вида насекомых-вредителей или 2 вида насекомых-энтомофагов, встречающихся на растениях, применяемых в озеленении. Указать их значение в искусственных биоценозах. Назвать меры биологической борьбы с насекомыми-вредителями.

IV этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Рассказать о двух способах вегетативного размножения многолетних растений (техника черенкования).

Посадка саженцев, черенков или посев семян. Расчет потребности в них при разных способах посадки и сева.

V этап - наивысшая
оценка 5 баллов.

Оказать первую помощь при механическом повреждении деревьев.

VI этап - наивысшая оценка 10 баллов.

Назвать пять видов редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу России.

VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.

Знать основные документы по охране памятников природы и других охраняемых территорий; охрана зеленых насаждений и атмосферного воздуха. Положение о зеленых патрулях.

VIII этап - наивысшая оценка 15 баллов.

Определить основные виды минеральных удобрений по внешним признакам. Рассказать о воздействии минеральных удобрений на окружающую среду, последствиях передозировки.

6. Подведение итогов слета и награждение

Итоги подводятся по результатам конкурсов. Победители конкурсов награждаются дипломами и памятными подарками оргкомитета.

Общекомандное место определяется по сумме баллов, набранных на отдельных конкурсах.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается дипломом победителя и памятным призом.

7. Финансирование

Проезд участников слета в оба конца оплачивается за счет командирующих организаций. Питание и проживание участников слета (детей) финансируется за счет средств организаторов.

Дополнительную информацию можно получить по телефону/факсу: (8412) 32-53-45.

Приложение 2

СОСТАВ

ОРГКОМИТЕТА XIII ОБЛАСТНОГО СЛЕТА ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ

И ЮНЫХ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 55-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ

1. Копешкина Светлана Константиновна - первый заместитель Министра образования и науки, председатель оргкомитета (тел.: 56-25-43);

2. Демичева Наталья Викторовна - заместитель начальника Управления лесами, заместитель председателя оргкомитета (тел.: 59-61-15);

3. Гнедчин Юрий Валентинович - заместитель начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместитель председателя оргкомитета (тел.: 48-67-54).

Члены оргкомитета:

1. Соболева Надежда Алексеевна - начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Министерства образования и науки (тел.: 55-30-92);

2. Володькина Ольга Александровна - начальник отдела воспроизводства, лесоразведения и защиты леса Управления лесами (тел.: 59-64-50);

3. Суворина Валентина Александровна - начальник отдела лесного хозяйства и использования лесов Управления лесами (тел.: 59-61-45);

4. Разоренова Галина Александровна
- директор ГОУ ДОД областной станции юных натуралистов (тел.: 32-53-45);

5. Афтаев Николай Васильевич - директор ГУ ПО Ленинского лесхоза;

6. Сорокин Николай Иванович - заведующий отделом ГОУ ДОД областной станции юных натуралистов (тел.: 32-11-77).

Приложение 1

Предварительная заявка

__________________________________________________________________________

(полное наименование органа управления образованием)

направляет для участия в XIII областном слете членов школьных лесничеств

и юных друзей природы команду из ___ человек (мальчиков ___, девочек ___).

Ф.И.О. сопровождающего, занимаемая должность _____________________________

_________________________________________________________________________.

Контактный телефон:

Руководитель органа

управления образованием М.П. (инициалы, фамилия)