Приказ Минобразования Пензенской обл. от 23.03.2007 N 112, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской обл. от 27.03.2007 N 8/2, Пензалесхоза от 26.03.2007 N 14 “О проведении XIII областного слета членов школьных лесничеств и юных друзей природы, посвященного 55-летию образования школьных лесничеств“ (вместе с “Положением о XIII областном слете членов школьных лесничеств...“)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ23 марта 2007 г. N 112
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
27 марта 2007 г. N 8/2
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
26 марта 2007 г. N 14
ПРИКАЗ
О ПРОВЕДЕНИИ XIII ОБЛАСТНОГО СЛЕТА ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ
ЛЕСНИЧЕСТВ И ЮНЫХ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 55-ЛЕТИЮ
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
В соответствии с Законом Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2007 год“ от 14.11.2006 N 1172-ЗПО, в целях подведения итогов деятельности областных детских эколого-биологических объединений обучающихся и школьных лесничеств, проверки знаний детей по биологии и экологии, умений и навыков ведения практической и исследовательской работы в природе, активизации деятельности учреждений образования и школьных лесничеств по привлечению обучающихся к изучению экологического состояния окружающей среды приказываем:
1. Провести областной слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, посвященный 55-летию образования школьных лесничеств, в июне 2007 года в г. Пензе на базе Ленинского лесхоза.
2. Утвердить Положение о XIII областном слете членов школьных лесничеств и юных друзей природы (приложение 1), состав оргкомитета (приложение 2), смету расходов (приложение 3 - не приводится).
3. Командировочные расходы участников слета и руководителей делегаций отнести за счет командирующих организаций.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляем за собой.
Первый заместитель Министра
образования и науки
Пензенский области
С.К.КОПЕШКИНА
Заместитель Председателя Правительства -
начальник Управления природных ресурсов
и охраны окружающей среды
Г.Е.ТОЛЧЕНОВ
Начальник Управления лесами
Пензенской области
А.П.БЕЛКИН
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О XIII ОБЛАСТНОМ СЛЕТЕ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ И ЮНЫХ
ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОМ 55-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
1. Общие положения
1.1. Слет школьных лесничеств и юных друзей природы проводится с целью активизации деятельности образовательных учреждений по воспитанию у детей и подростков экологической культуры в процессе практической деятельности по изучению и сохранению природного наследия своего края, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Задачи:
- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Пензенской области;
- выявление и поощрение обучающихся, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания и навыки;
- повышение роли экологической культуры в выборе духовно-нравственных жизненных ориентиров, способствующих социальной адаптации и профессиональному самоопределению детей и подростков.
1.2 Организаторами слета членов школьных лесничеств и юных друзей природы являются: Министерство образования и науки Пензенской области, Управление лесами Пензенской области, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области.
2. Место и время проведения
Областной слет проводится в июне 2007 года в городе Пензе.
Предварительные заявки на участие в слете представляются до 1 июня 2007 года по адресу: 440026, г. Пенза, 2-й проезд Свердлова, 27, ГОУ ДОД областная станция юных натуралистов. Форма заявки прилагается (приложение 1).
3. Участники слета
В областном слете принимают участие команды-победители районных конкурсов, состоящие из 5 человек: юный эколог, юный ботаник, юный зоолог, зеленый патруль, юный лесовод. Команду сопровождает 1 руководитель.
В оргкомитет областного слета представляются:
- список участников слета, утвержденный муниципальным органом управления образованием, согласованный с лесхозом;
- справка, удостоверяющая личность ребенка (год рождения, класс), заверенная директором школы и печатью;
- медицинская справка о состоянии здоровья учащегося;
- справка об отсутствии инфекционных заболеваний от санэпидемстанции.
4. Условия проведения
1. Для подготовки и проведения слета создается оргкомитет (Министерство образования и науки - 1 человек, Управление лесами Пензенской области - 3 человека, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области - 1 человек, ГОУ ДОД областная станция юных натуралистов - 4 человека).
2. Каждый конкурс состоит из нескольких этапов и проводится судейской коллегией в составе главного судьи (специалист из числа работников образования) и судей на этапах.
Судейская коллегия знакомит участников с условиями проведения конкурса, оценивает уровень знаний, обрабатывает результаты и определяет победителей конкурса.
Результаты конкурса оформляются протоколом.
3. Содержание конкурсов определяется программами (прилагаются).
5. Программа конкурсов
Юные экологи
I этап - “Малый фитоценоз“
Наивысшая оценка - 15 баллов.
Учащиеся должны:
- назвать растительное сообщество;
- описать данное сообщество по ярусам;
- указать количество ярусов и виды, их составляющие;
- найти пример взаимоотношения между компонентами данного фитоценоза;
- привести примеры возможных симбиозов;
- привести примеры конкретных взаимных отношений между растениями одного вида, растениями разных видов.
II этап “Флора“
Наивысшая оценка - 15 баллов.
Учащиеся должны определить максимально возможное количество растений и проклассифицировать их по следующей схеме:
- назвать растения;
- редкие и исчезающие растения;
- съедобные растения;
- лекарственные растения;
- растительные индикаторы.
Дать характеристику двух лекарственных растений по выбору судейской коллегии.
III этап - “Следопыт“
Наивысшая оценка - 10 баллов.
Учащиеся должны определить вид одного животного по выбору судейской коллегии и дать характеристику с точки зрения роли этого животного в данном биогеоценозе по живым объектам и следам жизнедеятельности: гнездам, норам, погрызам, помету, отпечаткам следов и т.д.
IV этап - “Естественные и искусственные водоисточники“
Наивысшая оценка - 10 баллов.
Учащиеся должны:
- определить температуру воды, породы, слагающие берега, прозрачность воды (при помощи диска), цвет, запах, кислотность;
- дать оценку антропогенного влияния на источник.
V этап - “Насекомые“
Наивысшая оценка - 10 баллов.
Учащиеся должны определить один вид насекомого по коллекции и дать его характеристику с точки зрения его роли в данном биогеоценозе.
VI этап - “Экологический пост“
Наивысшая оценка - 15 баллов.
Учащимся необходимо заполнить плакат-трафарет “Экологический пост“, где:
- отразить экологическую обстановку в данном биогеоценозе;
- выяснить виновников нарушения, применив одну из известных методик экологических исследований;
- составить рекомендации по улучшению экологической обстановки данного биогеоценоза.
VII этап - “Антропогенные воздействия“
Наивысшая оценка - 10 баллов.
Учащиеся должны:
- дать определение свалки (промышленная, бытовая);
- вычленить наиболее вредные материалы;
- разъяснить особенности утилизации бытовых и промышленных отходов.
VIII этап - “Биотехнические мероприятия“
Наивысшая оценка - 15 баллов.
Учащиеся должны отразить:
- защитные лесные насаждения;
- осуществить посадку (практическая) лесохозяйственных и кустарниковых культур, пояснить особенности посадки;
- ремизы;
- кормушки, солонцы и т.д.;
- родник или ключ, назвать последовательность операций, необходимых для возрождения родника или ключа.
Юные лесоводы
I этап - наивысшая оценка 15 баллов
Определение одной породы дерева или кустарника. Участник конкурса должен назвать дерево или кустарник, предложенные ему судьями, рассказать о его биологических особенностях, хозяйственном значении. За правильный полный ответ участник получает 5 баллов.
Участник конкурса должен уметь правильно провести посадку саженца или черенка. Произвести расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах создания лесных культур. За правильно посаженный черенок или саженец и правильно производственный расчет участник получает 10 баллов.
II этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Назначение в рубку трех деревьев. Участник должен дать определение леса как биогеоценоза. В натуре назвать и показать элементы лесонасаждения, знать их роль в жизни леса (древостой, подлесок, подрост, живой напочвенный покров и др.). Участник должен уметь произвести обмер дерева (мерной вилкой), назвать диаметр и отобрать нужные экземпляры для рубки. Измерить высоту дерева с помощью оптического высотомера.
III этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Определение угла направления с помощью компаса и буссоли. Участник должен определить угол направления из данной точки к двум заданным и рассказать о применении инструментов в лесном хозяйстве.
IV этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определение двух пород деревьев или кустарников по семенам. Участник должен рассказать о времени сбора семян, их хранении, предпосевной обработке, о сроках и способах посева семян, обосновать. Рассчитать потребность в семенах при различных схемах посева в питомниках.
За определение двух пород деревьев или кустарников по семенам и полный ответ насчитывается 5 баллов. За правильно произведенный расчет - 10 баллов.
V этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Нормы, способы, сроки внесения удобрений под лесные культуры при различных почвенных условиях.
VI этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Определение одного вида птицы (по чучелам), обитающей в лесу. Определение -одного вида насекомого-вредителя или энтомофага (по коллекции). Называя птицу, насекомое, участник должен указать, какую пользу они приносят, какой вред приносят насекомые-вредители. За правильное определение вида птицы, насекомое - 5 баллов. Полный ответ - 10 баллов.
VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Определение лекарственного растения (травянистых, древесных и кустарниковых), произрастающего в лесу (по гербарию).
Участник должен назвать лекарственное растение, место его обитания, правила сбора, хранения, указать применение.
За каждое правильно названное растение и полный ответ участник получает 5 баллов. За правильное определение только названия - по 2 балла.
VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Определение названия и техническая характеристика двух лесохозяйственных орудий и машин.
Участник конкурса должен назвать лесохозяйственную машину или орудие и сказать, на каких работах они применяются.
За каждое правильно названное орудие (машину) и полный ответ участник получает 5 баллов. За правильное определение только названия - по 1 баллу.
IX этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Охрана лесов от пожаров. Назвать причины возникновения лесных пожаров, виды пожаров, предупредительные меры.
Знать методы борьбы с пожарами. Определить и дать характеристику одного типа противопожарных машин или оборудования.
За неправильный ответ и за неправильное определение противопожарной техники участник теряет 2 балла.
X этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Биологическая тропа. Участник конкурса на 20-метровой полосе должен определить в натуре по заданию судьи произрастающие вокруг деревья, травы, кустарники, лишайники, грибы. Перед началом конкурса судьи оформляют тропу экспонатами, характерными для большинства территорий.
XI этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Определить один вид лесного растения и один вид животного - обитателя леса, занесенных в Красную книгу, рассказать о способах охраны этих видов. Знать Положение о школьном лесничестве, основные документы по охране лесов в Российской Федерации.
Юные зоологи
I этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить 2 типа гнезд. Назвать, какой птице гнездо принадлежит, из какого материала построено, где его можно найти в природе.
II этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Определить три вида птиц. Указать их биотип (смешанный лес, луг, поле, болото и т.д.), какую пользу они приносят.
III этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить 3 вида насекомых-вредителей или энтомофагов. Указать, какое значение они имеют в природе и жизни человека.
IV этап - наивысшая оценка 25 баллов.
Определить правильность изготовления искусственного гнездовья. Рассказать, для какой птицы оно предназначено, где вывешивается гнездовье, на какой высоте.
V этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Рассказать по выбору о редких и исчезающих животных Российской Федерации, назвать не менее 5 животных, охраняемых Международным союзом охраны природы и занесенных в Красную книгу, указать, в каких регионах они встречаются.
VI этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Определить 1 вид животных по следам жизнедеятельности (поврежденным листьям, коре, древесине, веткам).
VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Определить 1 вид пресмыкающегося или земноводного, указать, каково их значение в природе и жизни человека.
VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Рассказать о значении муравьев. Провести замеры муравейников рыжих лесных муравьев, указать радиус деятельности, правила инвентаризации муравейников.
Юные ботаники
1 этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить пять видов травянистых растений. Рассказать об их биологических свойствах, указать семейство. Каждый правильный и полный ответ оценивается по 3 балла.
II этап - наивысшая оценка 9 баллов.
Определить три вида лекарственных растений (травянистое, древесное, кустарниковое). Указать сроки сбора, их использование в лечебных целях.
III этап - наивысшая оценка 9 баллов.
Определить три вида охраняемых растений. Указать: охраняются ли они повсеместно в Российской Федерации (занесены в Красную книгу) или в твоем крае, области.
IV этап - наивысшая оценка 6 баллов.
Определить одно растение по школьному определителю. Указать определитель Новикова С.В. и Губанова И.А., Минпрос, 1985 г.
V этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить пять видов древесных растений по облиственным побегам. Отметить их биологические свойства и народнохозяйственное значение. Каждый правильный и полный ответ оценивается по 3 балла.
VI этап - наивысшая оценка 6 баллов.
Определить два вида грибов по плодовым телам (по муляжам, сухим или заспиртованным экспонатам). Рассказать о роли грибов для леса.
VII этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Назвать по три вида растений-часов, растений-барометров, медоносных растений, ядовитых растений, растений-паразитов или хищников (насекомоядных растений).
VIII этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Определить пять видов растений-индикаторов. Условия их местообитания.
IX этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить пять видов комнатных растений: отметить, какие условия необходимы для их жизни и способы размножения.
Зеленые патрули
I этап - наивысшая оценка 15 баллов
Определить 3 вида деревьев и кустарников, используемых для озеленения населенных пунктов. Дать биологическую характеристику, указать, какие условия необходимы растению при выращивании: прихотливо или неприхотливо оно к влаге, каких требует почв, светолюбивое или теневыносливое.
II этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Из предложенных цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых растений составить клумбу, рабатку, партер, газон и др.
III этап - наивысшая оценка 20 баллов.
Определить 2 вида насекомых-вредителей или 2 вида насекомых-энтомофагов, встречающихся на растениях, применяемых в озеленении. Указать их значение в искусственных биоценозах. Назвать меры биологической борьбы с насекомыми-вредителями.
IV этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Рассказать о двух способах вегетативного размножения многолетних растений (техника черенкования).
Посадка саженцев, черенков или посев семян. Расчет потребности в них при разных способах посадки и сева.
V этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Оказать первую помощь при механическом повреждении деревьев.
VI этап - наивысшая оценка 10 баллов.
Назвать пять видов редких и исчезающих растений, занесенных в Красную книгу России.
VII этап - наивысшая оценка 5 баллов.
Знать основные документы по охране памятников природы и других охраняемых территорий; охрана зеленых насаждений и атмосферного воздуха. Положение о зеленых патрулях.
VIII этап - наивысшая оценка 15 баллов.
Определить основные виды минеральных удобрений по внешним признакам. Рассказать о воздействии минеральных удобрений на окружающую среду, последствиях передозировки.
6. Подведение итогов слета и награждение
Итоги подводятся по результатам конкурсов. Победители конкурсов награждаются дипломами и памятными подарками оргкомитета.
Общекомандное место определяется по сумме баллов, набранных на отдельных конкурсах.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается дипломом победителя и памятным призом.
7. Финансирование
Проезд участников слета в оба конца оплачивается за счет командирующих организаций. Питание и проживание участников слета (детей) финансируется за счет средств организаторов.
Дополнительную информацию можно получить по телефону/факсу: (8412) 32-53-45.
Приложение 2
СОСТАВ
ОРГКОМИТЕТА XIII ОБЛАСТНОГО СЛЕТА ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
И ЮНЫХ ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 55-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
1. Копешкина Светлана Константиновна - первый заместитель Министра образования и науки, председатель оргкомитета (тел.: 56-25-43);
2. Демичева Наталья Викторовна - заместитель начальника Управления лесами, заместитель председателя оргкомитета (тел.: 59-61-15);
3. Гнедчин Юрий Валентинович - заместитель начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, заместитель председателя оргкомитета (тел.: 48-67-54).
Члены оргкомитета:
1. Соболева Надежда Алексеевна - начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы Министерства образования и науки (тел.: 55-30-92);
2. Володькина Ольга Александровна - начальник отдела воспроизводства, лесоразведения и защиты леса Управления лесами (тел.: 59-64-50);
3. Суворина Валентина Александровна - начальник отдела лесного хозяйства и использования лесов Управления лесами (тел.: 59-61-45);
4. Разоренова Галина Александровна - директор ГОУ ДОД областной станции юных натуралистов (тел.: 32-53-45);
5. Афтаев Николай Васильевич - директор ГУ ПО Ленинского лесхоза;
6. Сорокин Николай Иванович - заведующий отделом ГОУ ДОД областной станции юных натуралистов (тел.: 32-11-77).
Приложение 1
Предварительная заявка
__________________________________________________________________________
(полное наименование органа управления образованием)
направляет для участия в XIII областном слете членов школьных лесничеств
и юных друзей природы команду из ___ человек (мальчиков ___, девочек ___).
Ф.И.О. сопровождающего, занимаемая должность _____________________________
_________________________________________________________________________.
Контактный телефон:
Руководитель органа
управления образованием М.П. (инициалы, фамилия)