Законы и постановления РФ

<Сообщение> Прокуратуры Пензенской обл. от 05.04.2006 N 7-5-93-06 “О состоянии законности в ходе реализации приоритетных национальных проектов на территории Пензенской области в 1 квартале 2006 года“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 5 апреля 2006 г. N 7-5-93-06

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1 КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА

Главному федеральному

инспектору

по Пензенской области

действительному

государственному советнику

Российской Федерации

3 класса

Фомину В.В.

В связи с поручением первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Бирюкова Ю.С. и заданием отдела Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе органами прокуратуры Пензенской области проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) - “Здоровье“, “Образование“, “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“ и “Развитие агропромышленного комплекса“.

Основными мероприятиями по реализации ПНП “Здоровье“ на территории Пензенской области являются:

- развитие первичной медико-санитарной помощи, предусматривающее в т.ч. переход
на новые формы оплаты труда врачей (дополнительные денежные выплаты); подготовку врачей общей практики, участковых врачей и педиатров; укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи; укрепление материально-технической базы службы скорой медицинской помощи; иммунизация населения; выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита С и иммунодефицита; обследование новорожденных детей; диспансеризация групп риска;

- оплата медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов;

- строительство новых центров высоких медицинских технологий.

На каждое из вышеперечисленных мероприятий предусматривается выделение денежных средств (субвенции) из федерального бюджета на 2006 год.

Прокуратурой области проведена проверка финансирования выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в части осуществления дополнительных ежемесячных выплат к заработной плате участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам, врачам общей практики и их медицинским сестрам.

В ходе проверки установлено, что общая численность специалистов, включенных в регистр, составила 1432 человека (678 участковых врачей-терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) и 754 медицинские сестры, участковых медицинских сестер общей практики).

На территории области расположено 40 учреждений муниципальных образований и 1 федеральное учреждение здравоохранения (ФГУЗ МСЧ N 59 ЗАТО г. Заречного), оказывающие первичную медико-санитарную помощь и включенные в реализацию Постановления Правительства РФ N 851.

Согласно информации Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области со всеми медицинскими учреждениями заключены договоры о выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, форма которых утверждена упомянутым Постановлением Правительства РФ. Всеми медицинскими учреждениями открыты отдельные расчетные счета в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области.

Бюджетные заявки на предоставление в текущем месяце средств на оплату дополнительной медицинской помощи и отчеты об использовании средств на оплату дополнительной медицинской помощи практически
всеми медицинскими учреждениями предоставляются своевременно.

Сумма субвенции, предоставленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Территориальному ФОМС Пензенской области с начала года и по состоянию на 31.03.2006, составила 37204500 рублей. Данная сумма перечислена на расчетные счета лечебно-профилактических учреждений.

Территориальным ФОМС денежные средства в соответствии с п. 7 “Правил предоставления в 2006 г. субвенций из бюджета ФФОМС Территориальным ФОМС на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, перечисляются на счета лечебных учреждений до конца месяца, в котором данными учреждениями была подана заявка.

В случае неиспользования в календарном месяце указанных средств медицинские учреждения возвращают в 10-дневный срок ТФОМС Пензенской области оставшиеся средства.

Всеми учреждениями здравоохранения оформлены дополнительные соглашения к трудовым договорам с участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами об оказании дополнительной медицинской помощи по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2005 N 816.

В большинстве своем выплаты работникам производятся своевременно, нецелевого использования перечисленных денежных средств не выявлено.

Однако в ходе проверок прокурорами в деятельности лечебных учреждений были выявлены отдельные нарушения норм Постановления Правительства РФ N 851 в части несоблюдения сроков подачи заявок, незаконного осуществления выплат отдельным медицинским работникам.

Так, согласно приказу и.о. главного врача МУЗ “Сердобская ЦРБ“ N 1-Л от 10.01.2006 и приказу главного врача МУЗ “Сердобская ЦРБ“ N 20-Л от 06.02.2006 9 участковым врачам-педиатрам и 9 их медицинским сестрам произведена дополнительная выплата за январь в суммах согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 в 10000 рублей и 5000 рублей соответственно.

Согласно писем Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 06.12.2005 N 6030-ВС и от 12.12.2005 N 6143-ВС право на получение денежной выплаты участковые врачи-педиатры и медицинские сестры участковых врачей-педиатров имеют только в случае занятия штатной должности в полном объеме (1 ставка) и с объемом обслуживания прикрепленного детского населения не менее 800 человек.

До 30.01.2006 в г. Сердобске было 11 участков, обслуживаемых участковыми врачами-педиатрами, и ни на одном из участков количество детей не достигло 800.

Следовательно, выплаты за январь 2006 г. были произведены участковым врачам-педиатрам МУЗ “Сердобская ЦРБ“ незаконно.

Прокурором г. Сердобска главному врачу МУЗ “Сердобская ЦРБ“ 21.03.2006 внесено представление, исполнительному директору ТФОМС 27.03.2006 направлена информация о состоянии законности.

Прокурором Кузнецкого района области в ходе проверки был выявлен факт необоснованной денежной выплаты участковым врачам-педиатрам МУЗ “Кузнецкая ЦРБ“ Манюкиной Н.И. и Абросимову В.Н. за январь 2006 г., поскольку дополнительные соглашения к трудовым договорам были заключены ими только с 01.02.2006. В адрес главного врача 30.03.2006 внесено представление.

Нижнеломовским межрайонным прокурором в ходе проведенной проверки выявлены случаи нарушения МУЗ “Нижнеломовская ЦРБ“ сроков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, для подачи в Территориальный ФОМС Пензенской области бюджетных заявок на предоставление средств на оплату дополнительной медицинской помощи за январь на 2 дня, за февраль 2006 г. - на 7 дней; отчета об использовании средств на оплату государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за февраль 2006 г. - на 1 день.

Кроме того, на момент проверки в лечебном учреждении отсутствовал экземпляр договора с Территориальным ФОМС Пензенской области о выполнении МУЗ государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Межрайонным прокурором по выявленным нарушениям главному врачу МУЗ “Нижнеломовская
ЦРБ“ 29.03.2006 внесено представление.

В рамках оказания государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения услуг женщинам в период беременности, во время и после родов проведена следующая работа. Пензенским отделением Фонда социального страхования РФ по состоянию на 31.03.2006 заключено 39 договоров с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения области об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

Получено 9550 бланков родовых сертификатов, из которых 5055 выдано женским консультациям и родильным домам.

Из Фонда социального страхования РФ получено 23931,0 тыс. рублей на оплату родовых сертификатов, из которых за январь и февраль 2006 г. проплачено 14380,0 тыс. руб. Дополнительно деньги из федерального бюджета не поступали.

В ходе проведенных проверок прокурором Сосновоборского района области было выявлено нарушение п. 10 “Правил финансирования в 2006 г. расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852.

Согласно указанной норме средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями (их структурными подразделениями), в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период беременности, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 60 процентов от суммы указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных услуг), а также учреждениями, в которых была оказана медицинская помощь женщинам в период родов, на оплату труда медицинских работников (в размере не менее 40 процентов от суммы указанных средств), обеспечение лекарственными средствами и оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения (кроме капитальных вложений и коммунальных
услуг).

Денежные средства поступили на счет МУЗ “Сосновоборская ЦРБ“ 15.03.2006, однако на момент проверки (29.03.2006) не были выплачены по больничным сертификатам. Прокурором района главному врачу МУЗ “Сосновоборская ЦРБ“ 29.03.2006 внесено представление.

По информации Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области с 13.03.2006 проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования РФ и его филиалов, в рамках которой будет проверено использование средств, выделенных на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов на основании родовых сертификатов. Ориентировочный срок окончания проверки 15 мая 2006 г.

Одной из важнейших задач реализации ПНП “Эффективное здравоохранение“ является обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

20.03.2006 Правительством РФ было принято Постановление N 139 “О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий“.

Согласно данному Постановлению на территории Пензенской области в 2006 г. в эксплуатацию должен быть введен Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Проектирование, поставка и монтаж медицинских модульных блоков, оснащенных медицинским оборудованием, мебелью и инвентарем, для федеральных центров высоких медицинских технологий осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденный объем финансирования составляет 2,05 млрд. рублей.

В настоящее время установлено, что Постановлением Главы администрации г. Пензы от 17.10.2005 N 1300 “О предварительном согласовании места размещения федерального центра по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в жилом районе Арбеково западнее горбольницы N 6“ под строительство центра в феврале 2006 г. было предварительно согласовано место размещения центра.

Земельный участок на данный момент не выделен, поскольку на его части расположены гаражи (ГСК “Надежда“) и в настоящее время на согласовании в Администрации города находится постановление об изъятии земельного участка у указанного ГСК. Вопрос строительства объекта взят
на контроль прокуратурой области.

В рамках осуществления надзорных мероприятий при проверке реализации на территории области приоритетных национальных проектов на предмет законности были изучены приказы Министерства здравоохранения и социального развития области. В ходе проверки было выявлено 2 незаконных приказа.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее - Министерство) от 17.02.2006 N 47 назначены ответственные за координацию работ и осуществление контроля за проведением на территории Пензенской области мероприятий по реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“, утверждены форма отчета о проведении мероприятий, схема осуществления контроля за проведением мероприятий на территории Пензенской области.

Пунктом 5 приказа главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения Пензенской области предписано обеспечить проведение во вверенном им учреждении мероприятий по реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“, а отчет по установленной форме представлять в Министерство каждую среду не позднее 16.00.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья установлены Основами законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ от 22.06.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно статье 8 Основ к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам
в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

санитарно-гигиеническое образование населения.

Таким образом, принимая приказ, содержащий указания главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения об обеспечении проведения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ с обязательным представлением отчета в установленный срок, Министерство фактически осуществляет руководство муниципальной системой здравоохранения, устраняя от этого органы управления здравоохранением и органы местного самоуправления муниципальных образований области, что нарушает требования статьи 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии же со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства.

Приказ опротестован прокурором области 29.03.2006.

03.03.2006 Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее - Министерство) принят Приказ N 66 “Об организации обследования женщин в период беременности“.

Главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения г. Пензы и Пензенской области предписано обеспечить организацию и проведение обследования женщин в период беременности, утвержден перечень государственных и муниципальных учреждений, обеспечивающих выполнение конкретных мероприятий по обследованию беременных женщин.

Кроме этого, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения г. Пензы
и Пензенской области предписано заключить с государственным учреждением здравоохранения “Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко“, договоры об организации проведения конкретных лабораторных исследований с оплатой за счет средств, полученных от региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности (родовые сертификаты).

Указания о проведении конкретных мероприятий и о заключении конкретных договоров с определением порядка оплаты даются также главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения “Городская больница им. Н.А. Семашко, “Городской родильный дом N 1“.

Главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения г. Пензы и Пензенской области дано указание о порядке учета оказанных медицинских услуг и компенсации расходов на их оказание.

Указание главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения со стороны органа государственной власти субъектов Российской Федерации противоречит Основам законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ от 22.06.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи с чем прокурором области 29.03.2006 приказ опротестован.

Национальный проект “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“:

Проект состоит из следующих направлений:

- развитие ипотечного жилищного кредитования;

- обеспечение жильем молодых семей;

- развитие инженерной инфраструктуры земельных участков под застройку жилых домов;

- модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

Развитие ипотечного жилищного кредитования ведется на основе ОАО “Агентство ипотечного кредитования Пензенской области“. Агентством заключено соглашение с ОАО “Агентство ипотечного жилищного кредитования“ (г. Москва) на рефинансирование ипотечных закладных бумаг. Объем рефинансирования на 2006 год предполагается в сумме 200 млн. рублей.

ОАО “Агентство ипотечного кредитования Пензенской области“ в январе - марте 2006 года выдало 84 ипотечных кредита на сумму 44718882 тыс. рублей.

На территории г. Пензы, г. Кузнецка, Бековского районов реализуются также программы
“Социальная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования на 2005 - 2010 гг.“.

При проверке реализации указанных программ прокурорами нарушений не установлено.

Обеспечение жильем молодых семей производится в соответствии с подпрограммой федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы.

В Росстрой была направлена заявка на получение средств федерального бюджета в 2006 году для участия Пензенской области в подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей“ ФЦП “Жилище“ в сумме 35668700 рублей. Заявленное количество молодых семей - участников подпрограммы на 2006 год - 193.

От администраций районов и городов области поступило 124 заявки на участие в 2006 году в областной программе “Дом для молодой семьи“. Поступили предложения на поставку комплектов домов от 9 поставщиков. Все предложения по отбору поставщиков направлены в конкурсную комиссию Правительства Пензенской области.

Кроме того, в целях реализации целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 гг. на уровне 10 муниципальных образований области приняты соответствующие муниципальные целевые программы.

Так, Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 139-12/4 была утверждена муниципальная целевая программа “Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005 - 2010 гг.“.

Муниципальная целевая программа предусматривает создание системы муниципальной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Пензе.

Прокуратурой Ленинского района г. Пензы анализируемое Решение Пензенской городской Думы проверялось на предмет соответствия законодательству, нарушений установлено не было.

Вместе с тем при проверке законности реализации Администрацией г. Пензы как одним из исполнителей указанной программы прокурором района был выявлен незаконный правовой акт Главы администрации г. Пензы.

Так, пунктом 2 Распоряжения и.о. Главы администрации г. Пензы от 01.11.2005 N 423р Пензенскому муниципальному фонду “Жилье“ поручено осуществлять сбор предварительных заявок от молодых семей города Пензы для заключения экспертизы и участия в муниципальной целевой программе “Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005 - 2010 гг.“.

Пунктом 3 указанного распоряжения на основании заключения экспертизы Пензенского муниципального фонда “Жилье“ городской комиссии поручено сформировать списки претендентов на получение субсидий и представить их на утверждение Главе администрации города.

Вместе с тем подпунктом 5.3.4 программы (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 30.09.2005 N 193-14/4) обязанность по формированию списка претендентов на получение субсидии (который представляется на рассмотрение специально созданной для этих целей комиссии по социальным вопросам при Администрации г. Пензы) возложена на отдел по делам молодежи Администрации города, которая является органом местного самоуправления и исполнителем муниципальной целевой программы.

Пензенский же муниципальный фонд “Жилье“ в соответствии с п. 5.1 Устава МФ “Жилье“, принятого Советом фонда 19.12.2003, является некоммерческой организацией, не имеющей членства, - фондом.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях“ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Целью Пензенского муниципального фонда “Жилье“ в силу п. 4.1 его Устава является совершенствование системы обеспечения населения г. Пензы жильем, направленное на осуществление конституционных прав граждан на жилище, при этом участие МФ “Жилье“ в реализации муниципальных целевых программ по обеспечению жильем граждан г. Пензы ни целями, ни задачами фонда не предусмотрено.

Поручив отбор предварительных заявок от молодых семей г. Пензы для заключения экспертизы и участия в муниципальной целевой программе “Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005 - 2010 гг.“ Пензенскому муниципальному фонду “Жилье“, Глава администрации города передал функции органа местного самоуправления некоммерческой организации. Фактически вопрос о возможности включения в списки участников программы решается муниципальным фондом “Жилье“, не входящим в систему органов местного самоуправления города, что недопустимо и противоречит утвержденной Пензенской городской Думой муниципальной целевой программе.

При таких обстоятельствах пункты 2 и 3 распоряжения и.о. Главы администрации г. Пензы от 01.11.2005 N 423р “Об отмене распоряжения и создании городской комиссии по реализации муниципальной целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005 - 2010 гг.“ подлежат отмене, а документы, связанные с реализацией муниципальной целевой программы - передаче из Пензенского муниципального фонда “Жилье“ в Администрацию города Пензы.

Протест прокурора Ленинского района от 17.01.2006 Администрацией г. Пензы удовлетворен распоряжением Главы администрации г. Пензы от 01.02.2006 N 21-р “О внесении изменений в распоряжение Главы администрации г. Пензы от 01.11.2005 N 423р...“.

Аналогичные целевые программы приняты органами местного самоуправления г. Кузнецка, Бессоновского, Бековского и Никольского районов, ЗАТО г. Заречного.

В ЗАТО г. Заречном при проведении проверки реализации принятой Собранием представителей г. Заречного и утвержденной Решением от 17.12.2003 N 264 целевой программы “Обеспечение жильем молодых семей в г. Заречном Пензенской области на 2004 - 2010 г.г.“ было установлено нарушение со стороны исполнительных органов местного самоуправления.

Так, Главой г. Заречного в целях реализации программы было принято 2 постановления: N 392 от 25.04.2005 “О порядке реализации целевой муниципальной программы “Обеспечение жильем молодых семей в г. Заречном Пензенской области на 2004 - 2010 гг.“ и N 636 от 21.06.2005 “Об утверждении Положения о порядке реализации целевой муниципальной программы “Обеспечение жильем молодых семей в г. Заречном Пензенской области на 2004 - 2010 гг.“. Однако в нарушение положений ст. 15 Конституции РФ и ст. 47 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Постановление N 636 не было официально опубликовано.

По выявленным нарушениям Главе г. Заречного прокурором было внесено представление. На данный момент нарушения устранены, нормативно-правовой акт опубликован в местной газете “Заречье“.

Приоритетный национальный проект “Образование“.

Реализация указанного национального проекта на территории Пензенской области должна происходить по следующим направлениям:

- стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- предоставление грантов талантливой молодежи;

- поощрение лучших учителей;

- разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов;

- развитие технической основы современных информационных технологий, включая подключение школ к сети Интернет и закупку комплектов оборудования для компьютерных классов;

- оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;

- дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство;

- приобретение школьных автобусов.

На каждое из вышеперечисленных мероприятий предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета.

Вместе с тем в первом квартале 2006 года из федерального бюджета фактически поступали средства только на финансирование дополнительных ежемесячных вознаграждений за классное руководство.

В соответствии с п. 13 ст. 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ субъектам РФ, в т.ч. Пензенской области, предусмотрено выделение субсидии на осуществление указанных выплат. Размер субсидии для Пензенской области в расчете на год определен в сумме 73488,0 тыс. руб.

В соответствии с Правилами предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 854 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2006 N 67), субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения.

Во исполнение указанных требований Правил в Пензенской области был разработан и принят Закон от 17 января 2006 года N 952-ЗПО “О порядке, размерах и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Пензенской области в 2006 году“.

По информации, представленной Управлением федерального казначейства по Пензенской области по состоянию на 30.03.2006 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 из федерального бюджета в бюджет Пензенской области поступило 36744,00 тыс. руб., что составляет 50% общего объема субвенции, предусмотренной для перечисления в бюджет Пензенской области на 2006 год. Таким образом, требования пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 854, соблюдены.

Средства федерального бюджета в сумме 36744,0 тыс. руб., поступившие на счет бюджета Пензенской области 17.01.2006, в связи с произведенными уточнениями потребности в объеме средств на выплату вознаграждения за классное руководство, были перечислены Управлением финансов области на счета бюджетов муниципальных образований для осуществления выплат в сумме 32917,0 тыс. руб. Перечисленная сумма соответствует потребности в указанных средствах. Остаток средств находится на счете бюджета Пензенской области.

Органами прокуратуры Пензенской области проведены проверки правомерности расходования бюджетных средств на выплату вознаграждений педагогическим работникам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854, а также проверено соблюдение требований законодательства при издании органами местного самоуправления соответствующих правовых актов.

Проверкой установлено, что рядом муниципальных образований Пензенской области такие правовые акты по вопросам, касающимся реализации ПНП “Образование“, приняты.

Например, Решением Собрания представителей Бековского района 10.03.2006 утверждены Правила выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Бековского района в 2006 году.

Решением Собрания представителей Нижнеломовского района принята муниципальная целевая программа “Развитие образования в Нижнеломовском районе на 2006 - 2008 годы“. Подобная муниципальная программа по вопросу участия в реализации приоритетного национального проекта “Образование“ принята Собранием представителей Лопатинского района.

Решениями представительных органов Сердобского района и г. Сердобска о бюджетах на 2006 год предусмотрено софинансирование из местных бюджетов мероприятий в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование“ (проведение конкурсов “Лучший учитель года“, “Лучшая школа“, “Одаренные дети“). В решениях о бюджетах Неверкинского, Вадинского районов Пензенской области на 2006 год также предусматривается выделение из местного бюджета средств на проведение конкурсов “Лучший учитель“ и других.

Органы местного самоуправления ряда муниципальных образований приняли правовые акты о создании на соответствующей территории муниципальных советов по реализации приоритетных национальных проектов (Беднодемьяновский, Бессоновский, Иссинский, Каменский, Тамалинский районы).

В ходе проверки противоречия вышеназванных актов органов местного самоуправления федеральному законодательству не установлены. Фактически финансирование в соответствии с муниципальными правовыми актами на данный момент не осуществляется.

В то же время имели место и случаи нарушения законодательства при реализации положений Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854, а также Закона Пензенской области от 17.01.2006 N 952-ЗПО.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 Правил, определяющих порядок, размеры и условия выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных учреждений Пензенской области в 2006 году, утвержденных Законом Пензенской области N 952-ЗПО от 17.01.2006 “О порядке, размерах и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Пензенской области в 2006 году“, а не статья 6 данного закона.

Так, прокурором Малосердобинского района установлено, что несмотря на закрепленное в ст. 41, 60 Бюджетного кодекса, а также ст. 6 Закона Пензенской области от 17.01.2006 N 952-ЗПО требование об отражении в доходах местного бюджета средств, полученных из бюджета области в форме субвенций, предоставленных на выплату вознаграждения педагогическим работникам, в доходах бюджета Малосердобинского района указанные средства не учитывались, соответствующие изменения в решение о бюд“ете представительным органом местного самоуправления до настоящего момента не внесены. В связи с указанными фактами внесено представление Главе местного самоуправления Малосердобинского района.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Мокшанского района Пензенской области, было установлено, что выплата вознаграждения классным руководителям осуществляется не во всех образовательных учреждениях района. Так, не выплачивается вознаграждение в Муниципальном образовательном учреждении “Начальная общеобразовательная школа“ ДОУ “Малышок“, а также в МОУ “Начальная общеобразовательная школа“ ДОУ “Ягодка“.

Проверкой установлено, что вышеназванные МОУ осуществляют обучение по общеобразовательным программам начальной школы, а также имеют группы дошкольного образования. Таким образом, на основании ст. 12 Закона РФ “Об образовании“ и Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении“ данные учреждения подпадают под определение “общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа“ и, соответственно, работники данных учреждений вправе получать вознаграждение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854.

Однако при подготовке заявки на перечисление средств в районный бюджет Управлением образования Мокшанского района педагоги, работающие в вышеупомянутых учреждениях, не учитывались, и, соответственно, выплата им вознаграждения не предусматривалась и фактически не производилась. По указанным основаниям прокуратурой района в адрес Управления образования было внесено представление.

В ходе проверки прокуратурой Пензенского района было установлено, что по вине отдела образования района средства на выплату вознаграждения педагогическим работникам были перечислены муниципальным общеобразовательным учреждениям района только спустя неделю с момента их поступления из бюджета области, в результате чего не были соблюдены сроки выплаты вознаграждения, установленные Законом Пензенской области от 17.01.2006 N 952-ЗПО. Начальнику отдела образования Пензенского района по результатам проверки внесено представление.

Приоритетный национальный проект “Развитие агропромышленного комплекса“

Реализация указанного национального проекта осуществляется по следующим направлениям:

- ускоренное развитие животноводства (расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота и техники и оборудования для животноводства, обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства);

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе (увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ, КФХ и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов; модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов; формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования);

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе (предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе).

Установлено, что в первом квартале текущего года средства федерального бюджета по указанным направлениям в бюджет Пензенской области фактически не перечислялись.

В то же время в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры РФ о проведении проверки исполнения бюджетного законодательства за 2005 год, в котором ставился вопрос о проверке законности расходования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов, прокуратурой Пензенской области с привлечением специалистов Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора проводилась проверка целевого использования средств федерального бюджета, перечисленных организациям агропромышленного комплекса в 2005 году.

В частности, проведены проверки обоснованности начисления и перечисления субсидий на возмещение части затрат по приобретению и использованию минеральных удобрений, на поддержку племенного животноводства, на поддержку элитного семеноводства, на производство льна и конопли, на закладку и уход за многолетними насаждениями. Установлено, что в ряде случаев при предоставлении субсидий Управлением сельского хозяйства Пензенской области не соблюдались требования федерального законодательства.

Сведения о выявленных нарушениях бюджетного законодательства в деятельности Управления сельского хозяйства содержатся в информации о состоянии законности и результатах проверки исполнения бюджетного законодательства, направленной в Ваш адрес 14.03.2006.

Кроме того, рядом прокуроров были установлены грубые нарушения в ходе реализации муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, а также Закона Пензенской области от 20.02.2003 N 449-ЗПО “О программе развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003 - 2005 годы“.

Так, прокурором Малосердобинского района Пензенской области 01.02.2006 было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ (по факту незаконного получения государственного целевого кредита, предоставленного КФХ “Шанин“ в рамках реализации вышеназванного Закона Пензенской области). 14.02.2006 им же возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту хищения бюджетных средств, выделенных на оплату транспортных расходов по доставке крупного рогатого скота. Подробная информация по указанным вопросам содержится также в информации о состоянии законности и результатах проверки исполнения бюджетного законодательства от 14.03.2006.

Прокуратурой Пензенской области установлен систематический надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего реализацию приоритетных национальных проектов. Всем гор(рай)прокурорам дано задание о ежеквартальном проведении проверок в указанной сфере в соответствующих органах и предоставлении докладных записок в прокуратуру области, облпрокуратурой налажено тесное взаимодействие с Правительством Пензенской области, откуда регулярно поступает информация о ходе реализации приоритетных национальных проектов, соответствующие сведения запрашиваются из Управления финансов области, Управления федерального казначейства, Территориального фонда ОМС, Территориального управления ФС ФБН в Пензенской области, Счетной палаты Пензенской области и других органов.

Следует отметить, что в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях возникли проблемы, связанные с реализацией Закона Пензенской области от 17.01.2006 N 952-ЗПО “О порядке, размерах и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Пензенской области в 2006 году“.

Так, частью 2 пункта 2 Правил, утвержденных названным Законом, предусмотрено, что выплата вознаграждения производится в сроки, установленные органами местного самоуправления муниципальных образований для выплаты заработной платы.

Неопределенность данной нормы ведет к неоднозначному пониманию того, в какие именно сроки должна производиться выплата вознаграждений педагогическим работникам (в сроки, установленные органами местного самоуправления для выплаты заработной платы в этих органах, либо в сроки, установленные органами местного самоуправления для выплаты заработной платы в муниципальных общеобразовательных учреждениях), и, следовательно, затрудняет реализацию вышеназванного Закона.

Если предполагается, что в указанном выше случае речь идет об установлении сроков выплаты заработной платы для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений, необходимо учесть следующее. В силу ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, в соответствии с законом сроки выплаты заработной платы определяются локальными правовыми актами соответствующей организации (в данном случае - самого муниципального общеобразовательного учреждения), в связи с чем дополнительное регулирование этих сроков со стороны органов местного самоуправления не требуется.

В связи с изложенным представляется необходимым внесение соответствующих корректив в Закон Пензенской области от 17.01.2006 N 952-ЗПО, о чем проинформирован Губернатор Пензенской области.

Кроме того, в целях контроля за правомерным расходованием средств федерального бюджета, поступивших в первом квартале 2006 года в бюджет Пензенской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854, а также в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, прокуратурой области в Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области было направлено требование о проведении соответствующей проверки за 1 квартал 2006 года.

Однако, как следует из письма ТУ ФС ФБН, такая проверка Территориальным управлением ФС ФБН на данный момент не планируется по причине того, что вопросы, подлежащие проверке, включены в план контрольной работы ТУ ФС ФБН в более поздние сроки, а также в связи с тем, что в настоящее время уже проводится проверка законности расходования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование одного из мероприятий ПНП “Здоровье“ - оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов на основании родовых сертификатов.

В то же время подключение контролирующих органов к проведению проверок законности расходования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ПНП, именно на данном этапе имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить своевременное реагирование на факты неправомерного использования бюджетных средств и устранение выявленных нарушений.

Информируя Вас об изложенном, предлагаю оказать содействие в побуждении соответствующих федеральных и региональных органов финансового контроля к проведению проверок целевого использования средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ