Законы и постановления РФ

Закон Пензенской обл. от 02.11.2005 N 889-ЗПО “Об областной программе “Лидер в социальной и предпринимательской деятельности“ на 2005 - 2008 годы“ (принят ЗС Пензенской обл. 28.10.2005)

Утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Закона Пензенской обл. от 18.12.2008 N 1659-ЗПО.

Вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования (статья 2 данного документа).

2 ноября 2005 года N 889-ЗПО

ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ “ЛИДЕР В СОЦИАЛЬНОЙ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ“ НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Принят

Законодательным Собранием

Пензенской области

28 октября 2005 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую областную программу “Лидер в социальной и предпринимательской деятельности“ на 2005 - 2008 годы.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Пензенской области

В.К.БОЧКАРЕВ

г. Пенза

2 ноября 2005 года

N 889-ЗПО

Утверждена

Законом

Пензенской области

от 2 ноября 2005 года N 889-ЗПО

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА

“ЛИДЕР В СОЦИАЛЬНОЙ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ“

НА 2005 - 2008 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование - Областная программа “Лидер в

Программы социальной и предпринимательской

деятельности“ на 2005 - 2008 годы

(далее - Программа)

Наименование, дата - Постановление Правительства

и номер решения о Пензенской области от

разработке Программы 24.08.2005 N 833-пП “Об областной

программе “Лидер в социальной и

предпринимательской деятельности“

на 2005 - 2008 годы“

Государственный - Министерство образования и науки

заказчик Пензенской области

Разработчики - Министерство образования и науки

Программы Пензенской области, Пензенский

областной институт повышения

квалификации и переподготовки

кадров (далее - ИПК и ПРО)

Цели и задачи - создание условий для
формирования

Программы и развития у школьников и учащихся

учреждений профессионального

образования качеств лидера,

способного организовать и успешно

осуществлять созидательную,

социально полезную деятельность

во всех сферах общественной жизни;

создание условий, способствующих

воспитанию социально активных,

компетентных в вопросах экономики,

менеджмента и психологии граждан,

обладающих способностью к

творческой созидательной

деятельности;

формирование у молодежи

современного мировоззрения,

направленного на решение задач

возрождения России, создание

демократического гражданского

общества, развитой современной

экономики;

вооружение школьников, учащихся и

студентов учреждений

профессионального образования всех

уровней теоретическими знаниями

и практическими навыками,

необходимыми для успешного

осуществления предпринимательской,

социальной деятельности

Срок реализации - 2005 - 2008 годы

Программы

Ответственные за - Министерство образования и науки

исполнение Программы Пензенской области

Объемы и источники - 6,2 млн. рублей из бюджета

финансирования Пензенской области,

Программы в том числе:

2006 г. - 2 млн. рублей;

2007 г. - 2,1 млн. рублей;

2008 г. - 2,1 млн. рублей

Ожидаемые конечные - обеспечение практической

результаты Программы направленности предпрофильного и

профильного обучения в учреждениях

общего и профессионального

образования; социализация

школьников, воспитание человека,

адаптированного к современным

социально-экономическим условиям,

формирование и развитие у них

качеств и задатков

лидера-предпринимателя, способного

к успешной профессиональной

самореализации;

формирование у молодежи

современного мировоззрения,

направленного на решение задач

возрождения России, создания

демократического гражданского

общества, развитой современной

экономики;

подготовка дипломированных

специалистов разного уровня и

высококвалифицированных рабочих в

соответствии с реальными

потребностями регионального

рынка труда

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программными методами

Областная программа “Лидер в социальной и предпринимательской деятельности“ разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, программами в области образовательной, воспитательной и молодежной политики Пензенской области.

Современный этап социального и экономического развития России требует формирования личности, способной достичь жизненного успеха. Сегодня главная роль в решении задач развития экономики, науки, техники, технологий и социальной сферы принадлежит людям, способным креативно мыслить, работать в команде, управлять производством, успешно заниматься предпринимательской деятельностью, обладающим проектным мышлением и аналитическими способностями. На первое место выходит понимание способов применения собственного опыта, знаний, склонностей и способностей при решении конкретных жизненных и профессиональных задач, умение убедить и повести за собой других людей, объединить и использовать их качества и умения на достижение поставленной цели. Обществу требуются энергичные, предприимчивые работники, обладающие качествами лидера, готовые и умеющие организовать созидательную, социально полезную деятельность.

Необходимость формирования и воспитания качеств лидера непосредственно связана с актуализацией роли управления в современной общественной жизни. Одним из важнейших социальных требований, предъявляемых к современной системе российского образования, является формирование будущей профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В соответствии с этим возникает потребность в подготовке и воспитании таких людей, в формировании и развитии качеств лидера у современных школьников и студентов. Образовательная и воспитательная система должна работать на воспитание гражданина-лидера, истинного патриота своей страны, своей малой родины. При этом обладание лидерскими качествами не должно стать монополией политической или экономической элиты. Не менее важны для новой России лидеры-работники, воспринимающие труд как важнейшую общественную потребность, обладающие инициативой и способностью к творчеству.

В то же время сегодня целенаправленная работа по формированию у учащейся молодежи качеств лидера-предпринимателя, лидера-организатора практически не осуществляется напрямую в учреждениях образования региона, хотя в учебные планы и программы ряда образовательных учреждений включены отдельные курсы и учебные дисциплины, работающие на достижение этой цели.

Данная Программа рассчитана на подготовку учащейся молодежи Пензенской области к самостоятельной трудовой деятельности.

Реализация Программы поможет разрешению проблемы отставания системы образования от требований социально-экономического развития, созданию условий интеграции образовательной и практической деятельности, для социализации школьников, их адаптации к современным социально-экономическим условиям, способствовать углублению профилизации образования.

II. Основные цели и задачи Программы

Цель Программы состоит в обеспечении условий для формирования и развития у школьников и учащихся учреждений профессионального образования качеств лидера, способного организовать и успешно осуществлять созидательную, социально полезную деятельность во всех сферах общественной жизни. Программа рассчитана на реализацию в образовательных учреждениях всех типов и видов.

На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа:

1) создание условий, способствующих воспитанию социально активных, компетентных в вопросах экономики, менеджмента и психологии граждан, обладающих способностью к творческой созидательной деятельности;

2) формирование у учащейся молодежи современного мировоззрения, направленного на решение задач возрождения России, создания демократического гражданского общества, развитой современной экономики;

3) вооружение школьников, учащихся и студентов учреждений профессионального образования всех уровней теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного осуществления предпринимательской, социальной деятельности; оказание психологической помощи, развитие умений самоорганизации и организации работы большой и малой группы.

III. Источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Объем финансирования Программы 6,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2006 год - 2 млн. рублей, 2007 год - 2,1 млн. рублей, 2008 год - 2,1 млн. рублей. Объемы финансирования Программы уточняются ежегодно законом о бюджете Пензенской области на соответствующий год.

IV. Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2005 - 2008 годы.

V. Механизм реализации Программы

Основным разработчиком и координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области.

Обеспечение научно-методического сопровождения Программы возлагается на Пензенский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Исходя из того, что задачи воспитания лидера не могут быть решены посредством проведения разовой акции или изучения одного какого-либо учебного курса, Программа предполагает включение ряда курсов, направленных на формирование и развитие лидерских качеств, на подготовку молодежи на разных ступенях обучения.

С этой целью Программа предусматривает целенаправленное изучение следующих теоретических курсов: психология личности и психология общения, основы экономики и менеджмента, основы предпринимательской деятельности и управления, конфликтология.

В целом Программа предполагает включение указанных выше курсов в основной общеобразовательной школе (прежде всего - в предпрофильном 9-м классе), а также в профильных классах различной направленности (в первую очередь экономической, технической, гуманитарной и предметно-деятельностной) в виде элективных или факультативных курсов.

В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается включение в учебный план дисциплин, предлагаемых для изучения в рамках Программы.

Для подготовки специалистов, способных обеспечить образовательную и воспитательную работу в новых условиях, предусматривается разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и их осуществление на базе учреждений высшего профессионального образования и повышения квалификации Пензенской области.

VI. Организация управления Программой и контроль за ее

реализацией

Разработка и общее руководство процессом реализации программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области.

Взаимодействие с исполнителями Программы и текущее управление реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области.

VII. Основные мероприятия по реализации Программы

-----T----------------------------------------------T----------T--------------------T--------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Ответственные за ¦Финансирование¦

¦п/п ¦ ¦выполнения¦ выполнение ¦ Программы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. руб.) ¦

¦ ¦ ¦ ¦ +----T----T----+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦2006¦2007¦2008¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦1. Нормативно-правовое обеспечение ¦

+----T----------------------------------------------T----------T--------------------T----T----T----+

¦1.1 ¦Определение форм сотрудничества с учреждениями¦ Декабрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и предприятиями, на которых могут работать ¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащиеся; установление взаимодействия с ¦ ¦Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦общественными объединениями предпринимателей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦товаропроизводителей, с работодателями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦службами занятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦1.2 ¦Разработка положений: ¦ Октябрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- о конкурсе проектов образовательных ¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений “Лидер в социальной и ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской деятельности; ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- о конкурсе работ учащихся “Я знаю, я умею, я¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦могу“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение ¦

+----T----------------------------------------------T----------T--------------------T----T----T----+

¦2.1 ¦Изучение опыта реализации программ, ¦ Декабрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направленных на формирование качеств лидера, ¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦разработка оптимальных для Пензенской области ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вариантов включения образовательной программы ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Лидер в социальной и предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности“ в учебные планы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦общеобразовательных учреждений, учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦начального, среднего и высшего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального, а также дополнительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.2 ¦Определение вариативных курсов и дисциплин, ¦ Декабрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦входящих в программу воспитания качеств ¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лидера, которые необходимо включить в планы ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учебной и воспитательной работы ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных учреждений разного типа. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Разработка примерных учебных планов для разных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профилей обучения в общеобразовательной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профильной школе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.3 ¦Разработка и реализация модели “Школа юного ¦ Октябрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лидера“ на базе экспериментальной площадки ИГК¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и ПРО - ГОУ “Общеобразовательный ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лицей-интернат среднего (полного) общего ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования N 3 г. Пензы“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.4 ¦Разработка учебных программ и ¦ Декабрь ¦ИПК и ПРО, ГОУ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учебно-методических рекомендаций по ¦ 2005 г. ¦“Общеобразовательный¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательной программе “Лидер в социальной ¦ ¦лицей-интернат ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и предпринимательской деятельности“ для ¦ ¦среднего (полного) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпрофильной и профильной ¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦общеобразовательной школы, учреждений ¦ ¦N 3 г. Пензы“, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнительного образования, профессионального¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования всех уровней ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.5 ¦Подготовка учебных программ и планов работы с ¦ Декабрь ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦педагогами, осуществляющими работу по ¦ 2005 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательной программе “Лидер в социальной ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и предпринимательской деятельности“ ¦ ¦ИПК и ПРО, ГОУ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦“Общеобразовательный¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦лицей-интернат ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦среднего (полного) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦N 3 г. Пензы“ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.6 ¦Разработка планов и программ работы по ¦ Октябрь ¦ГОУ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профориентации учащихся ¦ 2005 г. ¦“Общеобразовательный¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦лицей-интернат ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦среднего (полного) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦N 3 г. Пензы“ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.7 ¦Включение вопросов организации работы по ¦2005-2006 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательной программе “Лидер в социальной ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и предпринимательской деятельности“ в ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программы курсовой подготовки и повышения ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦квалификации педагогов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.8 ¦Проведение специальных обучающих семинаров и ¦2005-2006 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦тренингов для педагогов, участвующих в ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реализации Программы ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦2.9 ¦Разработка диагностических методик оценки ¦ Май 2006 ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦эффективности Программы ¦ г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦3. Обеспечение условий для воспитания лидерских качеств у молодежи ¦

+----T----------------------------------------------T----------T--------------------T----T----T----+

¦3.1 ¦Организовать и провести конкурс проектов ¦Ежегодно, ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных учреждений “Лидер в социальной¦ апрель ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и предпринимательской деятельности“ ¦ ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ИПК и ПРО. ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦3.2 ¦Организовать и провести конкурс работ учащихся¦ Апрель ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Я знаю, я умею, я могу“ ¦ 2007 г. ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ Апрель ¦Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2008 г. ¦ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦3.3 ¦Осуществить мониторинг эффективности Программы¦ Ежегодно ¦Министерство ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦4. Материально-техническое обеспечение ¦

+----T----------------------------------------------T----------T--------------------T----T----T----+

¦4.1 ¦Приобретение оборудования для победителей ¦ ¦Министерство ¦2000¦2000¦2000¦

¦ ¦областного конкурса проектов образовательных ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений “Лидер в социальной и ¦ ¦Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской деятельности“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦4.2 ¦Приобретение оборудования для победителей ¦ ¦Министерство ¦ ¦100 ¦100 ¦

¦ ¦областного конкурса работ учащихся “Я знаю, я ¦ ¦образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦умею, я могу“. ¦ ¦Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦

+----+----------------------------------------------+----------+--------------------+----+----+----+

¦Всего по Программе ¦2000¦2100¦2100¦

L-----------------------------------------------------------------------------------+----+----+-----