Законы и постановления РФ

Постановление Избиркома Пензенской обл. от 12.07.2004 N 35/270 “О совместной работе Избирательной комиссии Пензенской области и средств массовой информации по информационному обеспечению федеральных выборов 2003 - 2004 гг.“

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2004 г. N 35/270

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 2003 - 2004 ГГ.

Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя Избирательной комиссии Пензенской области, председателя Координационного совета Померанцевой Л.В. “О совместной работе Избирательной комиссии Пензенской области и средств массовой информации по информационному обеспечению федеральных выборов 2003 - 2004 гг.“, Избирательная комиссия Пензенской области постановляет:

1. Принять к сведению информацию заместителя председателя Избирательной комиссии Пензенской области, председателя Координационного совета Померанцевой Л.В. “О совместной работе Избирательной комиссии Пензенской области и средств массовой информации по информационному обеспечению федеральных выборов 2003 - 2004 гг.“

2. Использовать
данную информацию при подготовке сборника “Федеральные выборы 2003 - 2004 гг.“

3. Направить настоящее Постановление территориальным избирательным комиссиям Пензенской области и в Департамент средств массовой информации и полиграфии Пензенской области.

Председатель

Избирательной комиссии

Н.М.ТАКТАРОВ

Секретарь

Избирательной комиссии

Пензенской области

Т.Б.РОЖКОВА

Приложение

к Постановлению

Избирательной комиссии

Пензенской области

от 12 июля 2004 г. N 35/270

ИНФОРМАЦИЯ

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО

ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

2003 - 2004 ГГ.

Современные выборы, связанные с вовлечением в организационный и политический процесс десятков миллионов граждан, немыслимы без подготовки и распространения информации. Поэтому проблема информационного обеспечения выборов - одна из ключевых для любой избирательной кампании.

Избирательная комиссия Пензенской области (далее - Комиссия) рассматривает средства массовой информации, прежде всего, как партнера, поскольку без средств массовой информации (далее - СМИ) невозможно создать нормальное информационное обеспечение избирательной кампании. Основными целями взаимодействия Комиссии со СМИ является обеспечение открытости и гласности избирательных кампаний, мобилизации граждан для активного участия в выборах, повышение уровня осведомленности избирателей и интереса к деятельности избирательных комиссий, создание атмосферы свободной и честной конкуренции, профилактика и снятие конфликтных ситуаций и т.д.

По состоянию на сентябрь 2003 года на территории Пензенской области зарегистрированы:

одна государственная организация телерадиовещания - Пензенская государственная телерадиовещательная компания (телеканал и радиоканал);

одно государственное областное периодическое печатное издание - “Пензенская правда“;

двадцать восемь районных государственных периодических печатных изданий (в г. Заречном нет государственного периодического печатного издания, г. Каменке и Каменском районе - одна газета “Каменская новь“, в г. Кузнецке и Кузнецком районе - “Кузнецкие вести“, в г. Сердобске и Сердобском районе - “Сердобские новости“);

две муниципальные телерадиовещательные компании: МУП Телерадиовещательная компания “Заречный“, МУП “Телевизионная служба новостей - Кузнецк“;

три муниципальных периодических печатных издания: АНО “Редакция
газеты “Наша Пенза“, “Кузнецкий рабочий“, АНО “Редакция газеты “Заречье“.

Все перечисленные государственные и муниципальные средства массовой информации участвовали в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и Президента Российской Федерации.

Семь негосударственных организаций телерадиовещания и шестнадцать периодических печатных изданий, одно из которых учреждено политической партией КПРФ, заявили о своем участии в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.

В избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации негосударственные средства массовой информации были менее активны, и заявили о своем участии в выборах только пять негосударственных организаций телерадиовещания и восемь периодических печатных изданий.

Среди основных составляющих работы Комиссии со СМИ можно выделить следующие группы мероприятий:

1) работа по повышению правовой культуры представителей СМИ;

2) организация плановых выступлений и дебатов с участием представителей соперничающих политических сил (кандидатов);

3) распространение официальных заявлений, сообщений, разъяснений;

4) организация печатных публикаций, теле- и радиопередач разъяснительного характера;

5) ситуативное реагирование;

6) оперативное взаимодействие со СМИ в день голосования и при подведении итогов выборов;

7) формирование журналистского пула.

Все названные направления работы со СМИ использовались Комиссией в рамках федеральных избирательных кампаний 2003 - 2004 гг.

Так, 4 сентября 2003 года на заседании коллегии Департамента средств массовой информации и полиграфии Пензенской области с участием редакторов средств массовой информации области по вопросам выборов депутатов Государственной Думы, участия СМИ в избирательном процессе выступили председатель Комиссии Тактаров Н.М. и заместитель председателя Померанцева Л.В. До редакторов одновременно доведены условия Всероссийского конкурса на лучший материал в средствах массовой информации, освещающий выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.

Председатель Комиссии Тактаров Н.М. 22.08.2003 принял участие в
1-м фестивале Пензенской прессы “Вертикаль“, проводимом аппаратом Главного федерального инспектора по Пензенской области со СМИ. На фестивале были определены и установлены формы взаимодействия со СМИ в период избирательных кампаний.

7 октября 2003 г. Комиссия провела заседание “круглого стола“ со СМИ, политическими партиями и окружными избирательными комиссиями по выборам депутатов Государственной Думы.

11.11.2003 встречу с редакторами по вопросам предвыборной агитации в СМИ провела заместитель председателя Л.В. Померанцева.

Помимо названных мероприятий члены Комиссии и ее аппарат проводили постоянную, ежедневную разъяснительную работу со СМИ.

Переданы редакторам СМИ брошюра ЦИК России “Средства массовой информации и выборы. Вопросы и ответы“, инструкции ЦИК России по проведению жеребьевок, календарные планы, федеральные законы, формы учета сведений об объеме и стоимости представленных эфирного времени и печатной площади, утвержденные ЦИК России.

Комиссия провела организационную и разъяснительную работу со СМИ по выполнению требований избирательного законодательства по своевременному опубликованию размеров и условий оплаты работ по опубликованию, обнародованию и изготовлению агитационных печатных материалов, представлению в Комиссию уведомлений о своем участии в избирательных кампаниях, опубликованию государственными СМИ общего объема бесплатной печатной площади, представляемой кандидатам, региональным группам кандидатов в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы.

К опубликованию (обнародованию) агитационных материалов были допущены

------------------T---------------------T--------------------¬

¦ СМИ ¦ Выборы депутатов ¦ Выборы Президента ¦

¦ ¦Государственной Думы ¦Российской Федерации¦

¦ ¦Федерального Собрания¦ ¦

¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦

¦ ¦ четвертого созыва ¦ ¦

+-----------------+---------T-----------+--------T-----------+

¦ ¦ всего ¦ в т.ч. ¦ всего ¦ в т.ч. ¦

¦ ¦ ¦электронных¦ ¦электронных¦

+-----------------+---------+-----------+--------+-----------+

¦государственные ¦ 30¦ 1¦ 30¦ 1¦

+-----------------+---------+-----------+--------+-----------+

¦муниципальные ¦ 5¦ 2¦ 5¦ 2¦

+-----------------+---------+-----------+--------+-----------+

¦негосударственные¦ 23¦ 7¦ 13¦ 5¦

+-----------------+---------+-----------+--------+-----------+

¦Всего ¦ 58¦ 10¦ 48¦ 8¦

L-----------------+---------+-----------+--------+------------

В целях выполнения требований избирательного законодательства о распределении платных и бесплатных эфирного времени и печатной площади в государственных СМИ Комиссия провела большую организационную работу по подготовке и проведению жеребьевок. Были подготовлены и направлены инструктивные письма редакторам газет, территориальным избирательным комиссиям. Проведены совещания со СМИ, политическими партиями, представителями кандидатов. Комиссия оказала помощь кандидатам и партиям в доставке заявок в районные СМИ, обеспечила проведение жеребьевок в установленные законом сроки, то есть не позже чем за 32 дня до дня голосования.

Бесплатные эфирное время и печатная площадь распределялись между всеми зарегистрированными кандидатами, а платные - на основании письменных заявок, поданных кандидатами, их доверенными лицами или уполномоченными представителями, полномочия которых были подтверждены соответствующим документом, подписанным кандидатом. Информация о проведении соответствующих жеребьевок была предварительно опубликована, обнародована в средствах массовой информации. По результатам жеребьевки составлялся протокол, копия которого незамедлительно была представлена всеми государственными СМИ в Избирательную комиссию Пензенской области, а график распределения эфирного времени, печатной площади был опубликован.

Сложно проходил процесс заключения договоров. Поскольку СМИ много, представителям кандидатов, политических партий сложно было в сжатые сроки заключить со всеми договоры, тем более, что для подписания порой приходилось их отправлять в центральные органы в
Москву.

Комиссия оказала помощь СМИ, кандидатам, политическим партиям, организовав процесс заключения договоров в один день на территории Департамента средств массовой информации и полиграфии Пензенской области.

Согласно требованиям федерального законодательства в пятидневный срок после дня голосования все организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, предоставившие кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам эфирное время или печатную площадь, представили в Избирательную комиссию Пензенской области сведения об их объеме и стоимости в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Всего в рамках двух федеральных кампаний было предоставлено кандидатам и политическим партиям 11 час. 34 мин. 11 сек. бесплатного эфирного времени на телеканале ПГТРК (в том числе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 7 час. 15 мин. 19 сек., Президента Российской Федерации 4 час. 18 мин. 52 сек.) и 10 час. 36 мин. 30 сек на радиоканале ПГТРК (в том числе на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 6 час. 24 мин. 30 сек., Президента Российской Федерации 4 час. 12 мин. 00 сек.).

Согласно требованиям закона не менее половины бесплатного эфирного времени было отведено под совместные мероприятия: дебаты, “круглые столы“ и т.д.

Темы дебатов определялись ведущим передачу журналистом в начале агитационного периода за 1 час до начала программы, а потом, по просьбе участников, - заранее. Тем не менее кандидаты, представители политических партий, избирательных блоков очень неохотно шли на дебаты в прямом эфире. Зачастую дебаты срывались, так как участники не являлись совсем или приходил только один участник. Подобные факты затрудняли работу 9 канала, так как постоянно была угроза срыва прямого эфира.
Члены Комиссии дежурили на телеканале и давали в прямом эфире интервью, занимая время, отведенное на дебаты.

Из 20 час. 00 мин. 30 сек. бесплатного эфирного времени, отведенного ПГТРК кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, ими использовано фактически 13 час. 39 мин. 49 сек. (вместе телеканал и радиоканал).

От платного эфирного времени часть кандидатов, политических партий, избирательных блоков отказались, и 9 канал использовал предназначенное им платное эфирное время для трансляции роликов ЦИК России.

Из 40 час. 01 мин. 00 сек. платного эфирного времени, отведенного кандидатам и политическим партиям для агитации на ПГТРК, ими фактически было использовано 3 час. 40 мин. 55 сек. (вместе теле- и радиоканал).

В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации ПГТРК предоставляла представителям кандидатов и политических партий как платное, так и бесплатное эфирное время.

Из 8 час. 32 мин. 30 сек. отведенного бесплатного эфирного времени использовано 8 час. 30 мин. 52 сек. Из 17 час. 5 мин. 00 сек. отведенного платного эфирного времени не было использовано ни одной минуты.

Государственными периодическими печатными изданиями в федеральной избирательной кампании 2003 года кандидатам и политическим партиям было представлено 52261 кв. см бесплатной печатной площади и 38231 кв. см платной печатной площади. Кандидаты, политические партии и избирательные блоки, получившие бесплатную печатную площадь, не всегда ее использовали. Так, страницы газеты “Пензенская правда“ с агитационными материалами пестрели заставками: “7 декабря - выборы депутатов Государственной Думы“, размещенных на площадях, отведенных кандидатам, политическим партиям, не предоставившим вовремя материалы. Подобные жалобы (о несвоевременности предоставления материала) поступали и
от районных государственных печатных СМИ.

Платную печатную площадь использовали только часть кандидатов и политических партий и в небольшом количестве.

В избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации кандидатам представлялась в региональных государственных СМИ только платная печатая площадь. Никто из кандидатов не воспользовался правом на ее получение.

Жеребьевку в муниципальных СМИ проводили на основании заявок сами редакции без участия избирательных комиссий. Фактически в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва в муниципальных организациях телерадиовещания было использовано 1 час 47 мин. 52 сек. платного эфирного времени, а в муниципальных периодических печатных изданиях - 33382 кв. см платной печатной площади. В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации только в муниципальном периодическом печатном издании “Наша Пенза“ была использована платная печатная площадь (949 кв. см).

В негосударственных СМИ жеребьевки не проводились. Заявок было мало, и все желающие получили эфирное время и печатную площадь за плату на равных условиях.

В негосударственных организациях телерадиовещания было использовано 20 часов 18 мин. платного эфирного времени в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и 4 мин. 30 сек. в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации.

В негосударственных периодических печатных изданиях было выкуплено кандидатами 78814,2 кв. см, платной печатной площади в первой избирательной кампании, а во второй - ни одного кв. сантиметра не использовано.

Итак, в обеих избирательных кампаниях негосударственные и муниципальные средства массовой информации предоставляли платную печатную площадь, государственные организации телерадиовещания как платное, так и бесплатное эфирное время. Региональными государственными периодическими печатными изданиями в избирательной кампании по выборам
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва для проведения агитации в агитационный период предоставлялась печатная площадь на бесплатной основе и за плату, а в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации - только за плату.

Одним из важных направлений работы Комиссии со СМИ является организация печатных публикаций, теле- и радиопередач различного характера. На избирательные комиссии возложена задача добиться активного участия граждан в выборах и разъяснить избирателям суть изменений в законодательстве, касающихся выборов. Кроме того, необходимо способствовать улучшению атмосферы вокруг выборов, очищению избирательного процесса от “грязных“ технологий, созданию условий для честной и свободной конкуренции. Эти задачи не могут быть решены, если ограничиваться только сухими фактами официальной информации.

Необходимо активное воздействие на общество через СМИ. Понимая это, Комиссия поддерживала инициативу СМИ и сама проявляла инициативу в организации серии передач, публикаций, интервью, репортажей разъяснительного характера.

Так, в рамках двух федеральных кампаний (исключая дни голосования) председатель Комиссии Н.М. Тактаров дал более 30 интервью для СМИ, в том числе телеканалу ПГТРК, 11 каналу, 22 каналу, каналу “Экспресс“, 4 раза на радиоканале ПГТРК отвечал на вопросы радиослушателей, давал интервью газете “Молодой ленинец“, провел “горячую линию“ в газете “Комсомольская правда“. Заместитель председателя Померанцева Л.В. дважды выступала на радио, дважды давала интервью 9 каналу, совместно с телеведущим 9 канала Муравьевым В.Б. провела ток-шоу с участием членов территориальных избирательных комиссий г. Пензы в преддверии выборов Президента Российской Федерации.

Давали интервью 9 каналу и каналу “Экспресс“ секретарь Комиссии Рожкова Т.Е. и члены Комиссии: Ведяшев А.Н., Новоженова Т.И., Орехов В.А., Полуэктов В.А., Синюков А.А., Стекольников И.В. Дважды рассказал в эфире о работе Информационного центра начальник отдела - руководитель Информационного центра Коняшин Г.С., также рассказывали в телеэфире о работе “горячей линии“ сотрудники аппарата Комиссии.

Применяла Комиссия в работе со СМИ такие формы взаимодействия, как инициирование в СМИ новостных и аналитических материалов, специальных репортажей, создание информационных поводов.

Вошло в практику приглашение СМИ на все мероприятия, проводимые Комиссией: заседания Комиссии, семинары с нижестоящими избирательными комиссиями, политическими партиями, на процедуру регистрации кандидатов, на молодежные фестивали, мероприятия по подведению итогов конкурсов. Журналистам на перечисленных мероприятиях вручались необходимые документы для подготовки грамотных материалов. Всегда принимают приглашение Комиссии на ее мероприятия 9 канал ПГТРК, канал “Экспресс“, 22 канал, 11 канал. Подобная работа ведется Комиссией и с печатными СМИ. Так, совместными усилиями журналистов и заместителя председателя Комиссии Померанцевой Л.В. подготовлен ряд публикаций на актуальные предвыборные темы в газетах “Пензенская правда“, “Наша Пенза“, “Комсомольская правда“, “Аргументы и факты“. Причем, чтобы содержание публикации строго соответствовало нормам закона, журналисты названных СМИ предоставляли в Комиссию текст публикации для корректировки.

Широко практикуются заочные формы взаимодействия со СМИ, когда по факсу или письмами рассылаются материалы. В первую очередь Комиссия сотрудничает с 9 каналом ПГТРК и газетой “Пензенская правда“, которые по федеральному закону обязаны предоставлять для Комиссии бесплатные эфирное время и печатную площадь. Следует отметить, что эти СМИ всегда идут навстречу Комиссии и предоставляют ей эфир и площади, даже когда лимит уже исчерпан. Неоднократно использовалась и такая заочная форма взаимодействия, как телефонное интервью.

Еще одним направлением в совместной работе Комиссии со СМИ является распространение официальных сообщений, обращений, заявлений, информации.

Так, в рамках федеральных избирательных кампаний 2003 - 2004 гг. Комиссия направила для опубликования во все государственные СМИ два обращения к избирателям (перед каждыми выборами), обращения к СМИ и полиграфическим организациям о необходимости своевременного уведомления Комиссии о своем участии в выборах и опубликование расценок, обращение к участникам избирательного процесса о начале и порядке формирования избирательных комиссий. Через СМИ практикуется приглашение на семинары представителей политических партий и общественных организаций, доводится информация об итогах конкурсов на знание избирательного законодательства и участковых избирательных комиссий.

Все государственные средства массовой информации регулярно размещали информацию об основных положениях избирательного законодательства, сроках и этапах избирательных кампаний, порядке сбора подписей, о перечне мест, разрешенных или специально выделенных для предвыборной агитации, местонахождении избирательных комиссий разного уровня, информацию о регистрации кандидатов, напоминание о сроках проведения предвыборной агитации, предварительных и окончательных итогах выборов.

Имелись в совместной работе со СМИ так называемые факты ситуативного реагирования, то есть действия Комиссии через СМИ в незапланированных конфликтных ситуациях, когда начинают “ходить“ нежелательные слухи, подрывающие доверие граждан к выборам, вредящие имиджу избирательных комиссий.

Так, в своих интервью члены Комиссии неоднократно разъясняли, что у членов участковых избирательных комиссий нет права выяснять, кто за кого хочет голосовать, и они не имеют права агитировать за конкретного кандидата. Была осуждена через СМИ противозаконная практика отдельных главных врачей, заставляющих сотрудников брать открепительные удостоверения и голосовать на избирательных участках в больницах, где они работают, и т.д.

В дни голосования и при подведении итогов Комиссия организовала оперативное взаимодействие со СМИ. На прошедших федеральных выборах председатель Комиссии регулярно выходил в прямой эфир с оперативной информацией на 9 канале, канале “Экспресс“, 11 канале. Журналисты 9 канала каждые 2 часа выходили в эфир из помещения Комиссии. Все телеканалы давали репортажи с избирательных участков, информируя телезрителей о явке избирателей.

Отрадно, что со стороны СМИ в день голосования и накануне не было допущено ни одного факта агитации.

Процесс формирования журналистского пула в Пензенской области только начинается. Журналистский пул - это специально подобранная группа журналистов для освещения деятельности избирательных комиссий.

Предложения Комиссии о закреплении выборной тематики за конкретными журналистами пока отвергнуты СМИ в силу их производственных трудностей. Но работа Комиссии в этом направлении будет продолжаться, так как есть проблемы с правовой грамотностью журналистов, а специально подобранную группу журналистов Комиссия могла бы обучить.

Взаимопонимание в этом вопросе у Комиссии достигнуто с руководством 9 канала ПГТРК, где всю работу с кандидатами, политическими партиями, избирательными комиссиями ведет тележурналист В.Б. Муравьев, что сказывается положительно, с точки зрения соблюдения норм закона, на его передачах и интервью.

Несмотря на то, что в период обеих избирательных кампаний Избирательная комиссия Пензенской области тесно взаимодействовала со средствами массовой информации, постоянно оказывая организационную и методическую помощь, поступало достаточно много обращений участников избирательного процесса по поводу нарушения законодательства о выборах СМИ.

Для решения конфликтных вопросов Комиссией по рекомендации ЦИК России была создана рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов (далее - Рабочая группа), в которую вошли члены Комиссий и авторитетные специалисты в области средств массовой информации. Одновременно в составе Контрольно-ревизионной службы при Облизбиркоме образована группа по мониторингу агитационных материалов. Рабочая группа активно начала свою деятельность.

В октябре - ноябре 2003 г. состоялось три заседания, на которых рассмотрено 14 вопросов. Принято решение 10 дел направить в суд. По состоянию на 30 октября 2003 года члены Комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, составили десять протоколов об административных правонарушениях СМИ, заключавшихся в нарушении порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, и направили в суд. По 4 из них принято решение суда оштрафовать на 1000 рублей:

Капленкова В.А. - заместителя редактора газеты “Вадинские вести“ и Шнякину В.А. - редактора газеты “За победу, товарищ!“ - за опубликование агитационного материала вне агитационный период;

Инжеватова С.В. - редактора “Биржевой газеты“ - так как газета была зарегистрирована позже, чем за 1 год до дня опубликования решения о назначении выборов и не имела права участвовать в избирательной кампании;

Забирова Р.А. - редактора газеты “Солнце Ислама“, не подавшего уведомления об участии своего издания в избирательной кампании и опубликовавшего агитационный материал, что запрещено законом.

Положение дел с рассмотрением этой группы обращений резко поменялось в связи с принятием Постановления Конституционного суда РФ от 30.10.2003 N 15-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова“, давшего толкование понятия “предвыборная агитация“. Теперь, чтобы доказать, что материал агитационный, необходимо установить цель СМИ, журналистов поддержать конкретного кандидата, политическую партию, избирательный блок. Само по себе позитивное или негативное мнение о ком-либо из кандидатов не является предвыборной агитацией и не может служить основанием для привлечения к административной ответственности работников СМИ. По 6 протоколам об административных правонарушениях дела судом прекращены. Еще по 23 обращениям, поступившим в Облизбирком после принятия вышеуказанного постановления Конституционного суда РФ, прямой умысел СМИ Избирательной комиссией Пензенской области установить не удалось. В связи с указанными обстоятельствами и учитывая, что в компетенцию Комиссии не входит опровержение сведений, по мнению заявителей не соответствующих действительности, защита чести, достоинства и деловой репутации, им рекомендовано обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

После вступления в силу названного выше Постановления дела в суды не направлялись.

Всего в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва поступило 40 обращений по вопросам проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации. По 10 были составлены протоколы об административных правонарушениях, 4 из которых удовлетворены судом и редакторы оштрафованы, по 6 делам - отказано, 1, связанное с опубликованием газетой “Любимая газета“ опроса общественного мнения с нарушением сроков, установленных законом, направлено по принадлежности в прокуратуру, которая нарушений не установила, по 1 обращению проведена проверка и пресечено нарушение: предотвращен незаконный отказ предоставления времени в телеэфире канала “Экспресс“ на договорных основах кандидату в депутаты Кочкину О.В., по 5 обращениям даны разъяснения действующего законодательства, факты, изложенные в остальных 23 обращениях, не подтвердились (12) или выяснилось, что заявители неправильно толковали нормы закона или не знали их (11).

В период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации поступило только одно обращение по поводу нарушения закона СМИ, а именно: запрос депутата Законодательного Собрания Пензенской области Кочкина О.В. Он предъявил претензии к редакторам районных СМИ, которыми была опубликована, по его мнению, агитационная статья в пользу кандидата на должность Президента РФ Путина В.В., не оплаченная за счет средств его избирательного фонда. По запросу депутата возбуждено административное расследование.

В целом, сотрудничество Комиссии и СМИ по информационному обеспечению федеральных выборов 2003 - 2004 гг. можно считать удовлетворительным, но предстоит еще огромная совместная работа по совершенствованию прежних и созданию новых, более совершенных форм и методов взаимодействия со СМИ, и в первую очередь по вопросам повышения правовой культуры представителей СМИ.

Секретарь

Избирательной комиссии

Пензенской области

Т.Б.РОЖКОВА