Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 14.04.2003 N 7-5-45-03 “Об устранении нарушений законодательства об охране земель“

ПРОКУРОР ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2003 г. N 7-5-45-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ

Начальнику Главного управления

природных ресурсов и охраны

окружающей среды по

Пензенской области

Абрамову Б.В.

Прокуратурой области проведена проверка полноты и законности мер, принимаемых Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области по устранению нарушений законодательства об охране земель.



В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности, связанной с охраной земель, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области был допущен ряд нарушений действующего законодательства.

Так, законодательством об экологической экспертизе территориальным специально уполномоченным органам в области охраны окружающей природной среды предоставлены полномочия в части принятия мер по фактам осуществление хозяйственной деятельности без получения положительного заключения экологической экспертизы, при наличии отрицательного заключения, а также при невыполнении условий положительных заключений экспертизы. При выявлении таких нарушений должны ставиться вопросы о прекращении ведения хозяйственной деятельности. Однако после составления протокола и вынесения постановления о наказании виновных реальное выполнение требований об устранении нарушений должным образом не контролируется. В результате такая хозяйственная деятельность продолжается и после выявления нарушения, проекты по таким объектам на государственную экологическую экспертизу не предоставляются и никаких дополнительных мер по устранению нарушении, предусмотренных ст. 66 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, со стороны Управления не принимается.

Следствием этого является то, что количество таких нарушений практически не снижается. Об этом свидетельствуют и материалы проверок, ранее проведенных прокуратурой области.

С ноября 2001 года по настоящее время Управлением в различных районах области было выявлено 12 фактов самовольной разработки карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых, при этом снимался плодородный слой почвы на значительных площадях, чем причиняется вред окружающей природной среде. У нарушителей отсутствовали горноотводные акты, лицензии на пользование недрами, проекты на рекультивацию и разработку карьеров, постановления об отводе земельных участков.

Так, 21 января 2002 года при проведении проверки был выявлен факт, когда СУ ТЭЦ N 1 без разрешительной документации проводило добычу песка в водоохранной зоне р. Сура - 25 м от уреза воды в районе ТЭЦ-1. В результате добычи песка был нарушен почвенно-растительный слой на площади 750 кв. м на глубине от 0,5 до 1,5 м.

11 апреля 2002 года было установлено, что в 1 км к югу от п. Победа Светлополянского лесничества Ахунского лесхоза ООО МП “Теплый дом 1“ ведется добыча песка без правоустанавливающих документов. На момент проверки произведено вскрытие поверхности земли на площади 3000 кв. м, глубиной до 1,5 м.

15 мая 2002 года был выявлен факт разработки без разрешительной документации земельного участка под карьер (песок) на землях Шемышейского района (на расстоянии 1,5 км от р.п. Шемышейка, автодорога Шемышейка - с. Норка) ООО “Пензадорстрой“. Забор песка велся в нескольких местах, площадью 4,5 га, 7,5 га, 9,6 га, снят плодородный слой почвы на площади 5 га.

3 июня 2002 года установлено, что предприятие Камешкирский “Автодорсервис“ самовольно разрабатывает карьер песка на территории СПК “Кададинское“ Городищенского района. На момент проверки разработана площадь 1078 кв. м.

5 ноября 2002 года выявлен факт, когда ЗАО “Никольская ДСФ“ велась добыча строительного щебня в карьере “Стрелка“ без согласования проекта в отделе экологической экспертизы, в результате чего испорчен плодородный слой почвы.

12 ноября 2002 года установлено, что ООО “Ренил-В“ ведет добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) в Светлополянском лесничестве Ахунского лесхоза в лесах 1 группы. В результате объем добытого песка составил порядка 40000 куб. м.



Во всех случаях Управлением принимались меры по привлечению нарушителей к административной ответственности, однако ни в одном случае не ставился вопрос о приостановлении незаконной деятельности и взыскания причиненного вреда, как этого требует Закон “Об охране окружающей среды“.

Согласно п. 1 ст. 77 Закона “Об охране окружающей среды“ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как показала настоящая проверка, указанные требования Закона Управлением не выполняются. Причиненный незаконной добычей общераспространенных ископаемых вред в добровольном порядке возмещен не был, однако исков о принудительном возмещении вреда в судебные органы не направлялось.

В соответствии со ст. 66 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды.

Одновременно статьей 80 данного Закона установлено, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Исковых заявлений об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляющих уничтожение плодородного слоя почвы при самовольной добыче общераспространенных полезных ископаемых, в судебные органы Управлением также не направлялось.

В результате в настоящее время из всех установленных нарушителей лицензию на право пользования недрами получили только 2 предприятия - ЗАО “Никольская ДСФ“ и Камешкирский “Автодорсервис“, у ООО “Ренил-В“ и ООО “Строитель плюс“ документы на получение лицензий находятся в стадии оформления. По остальным же нарушителям информация в Управлении отсутствует, заявки на получение лицензий ими не направлялись.

За период 2000 г. - 1 квартал 2003 года было выдано 59 лицензий на осуществление деятельности, связанной с добычей твердых полезных ископаемых: 2000 г. - 16, 2001 г. - 27, 2002 г. - 14, 1 квартал 2003 г. - 2.

В то же время в 2002 году в экологическую экспертизу поступил только проект по разработке карьеров, связанной с добычей общераспространенных полезных ископаемых, по которому выдано положительное заключение.

В 2003 году было выдано 3 заключения государственной экологической экспертизы по таким объектам.

Согласно ст. 30 Закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе“ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе являются уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы необходимых материалов, сведений и данных; реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, юридические лица, получив лицензии на деятельность по разработке карьеров, связанной с добычей общераспространенных полезных ископаемых, в нарушение требований природоохранного законодательства в своей основной массе приступили к работе без представления проектов в отдел государственной экологической экспертизы.

Статьей 84 ранее действующего Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды“ была предусмотрена административная ответственность юридических лиц на нарушения в области природопользования в размере 500 рублей.

С введением с 1 июля 2002 года в действие нового Кодекса об административных нарушений РФ ответственность за нарушение в данной сфере значительно усилилась.

Так, в соответствии со ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Однако принимаемые Управлением меры по привлечению нарушителей к административной ответственности продолжают оставаться неэффективными.

Например, постановлением от 5 августа 2002 года N 52-ЮЗ за самовольное пользование недрами без лицензии - самовольную разработку месторождения опоки на землях совхоза “Степановский“ в Бессоновском районе к административной ответственности штрафу в размере 30 тыс. рублей подвергнуто ООО “Строитель плюс“.

30 сентября 2002 года постановлением N 7-ЮЗ ООО “Строитель плюс“ за самовольное (безлицензионное) пользование недрами - добычу песка в карьере “Юловский“ Городищенского района, снова был подвергнут штрафу в размере 30 тыс. рублей.

18 ноября 2002 года за безлицензионную добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) в Светлополянском лесничестве Ахунского лесхоза в лесах 1 группы штраф в размере 30 тыс. рублей был наложен на предприятие ООО “Ренил-В“.

Ни в одном из указанных случаев наложенные штрафные санкции не были реально взысканы.

Произошло резкое снижение количества выявленных нарушений, связанных с использованием земель:

в области обращения с отходами с 1035 в 2001 году до 545 в 2002 году;

в области использования и охраны земель с 310 в 2001 году до 39 в 2002 году.

Необходимо отметить и недостаточное взаимодействие с другими специально уполномоченными контролирующими органами по устранению нарушений природоохранного законодательства.

В то же время в соответствии с положением о Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области Главному управлению и его должностным лицам в области организации и ведения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды предоставлено право в пределах своей компетенции запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления. Предоставленное право используется Управлением в полной мере.

Так, большое количество нарушений, связанных с охраной земель, выявляется государственными инспекторами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Межрайонные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству имеются в половине районов области, и соответственно в комитетах имеется необходимая информация о нарушениях в данной сфере. Однако ввиду отсутствия необходимого взаимодействия информация о таких нарушениях в Управлении в ряде случаев отсутствует, проверок по выявленным фактам нарушений не проводится. В результате установленные законом меры в отношении нарушителей не применяются, незаконная деятельность не приостанавливается, причиненный ущерб остается невозмещенным.

Например, в Сосновоборском районе районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 22.05.2002 был выявлен факт разработки карьера на площади 1 га на землях СПК “Сюзюмская“ без необходимой разрешительной документации ОАО “Сосновоборская ДПМК“. Комитетом было выдано предписание об устранению нарушений. Однако нарушение не было устранено. Начальник ОАО “Сосновоборская ДПМК“ 01.07.2002 привлечен Комитетом по земельным ресурсам к административной ответственности - штрафу в размере 500 рублей. В то же время разработка карьера в установленном порядке не приостанавливалась. Информация, ведутся ли работы, отсутствует.

Аналогичная ситуация сложилась в Сосновоборском районе и при выявлении нарушений со стороны колхоза “Победа“ 12.07.2002, когда комитетом было установлено, что колхоз самоуправно разрабатывает щебенчатый карьер на участке пашни площадью 5 га.

Следует отметить, что по некоторым направлениям своей деятельности Управлением недостаточно уделяется внимание проведению проверок на объектах, нуждающихся в особой охране.

Так, отделом экологического контроля в 2002 году проведены только 2 проверки по соблюдению требований законодательства на особо охраняемых природных территориях. Проверками охвачены Куракинский и Зубриловский парки соответственно в Сердобском и Тамалинском районах. Нарушений нецелевого использования земель особо охраняемых территорий (распашка, выпас скота, прокладка дорог, вырубка деревьев) не было выявлено.

В то же время на территории области имеется 88 особо охраняемых природных территорий, в т.ч. государственный заповедник “Приволжская лесостепь“.

На остальных особо охраняемых природных территориях проверки не проводились, и, соответственно, нельзя говорить об отсутствии там нарушений природоохранного законодательства на фоне общего состояния законности в сфере охраны природы в целом и охраны земель в частности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О Прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление и принять установленные законом меры по устранению выявленных нарушений.

2. Решить вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

3. О результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее чем в месячный срок прошу сообщить в прокуратуру Пензенской области.

Первый заместитель

Прокурора Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН