Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 20.09.2002 N 7-5-69-02 <На пункт 2 статьи 20, подпункт 1.3 пункта 1 статьи 19, пункт 3 статьи 29, пункт 1 статьи 34, пункт 3 статьи 54 Устава города Пензы> (в порядке статьи 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“)

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

(в порядке статьи 23 Федерального закона

“О прокуратуре Российской Федерации“)

от 20 сентября 2002 г. N 7-5-69-02

Пензенская городская Дума

По поручению начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе прокуратурой Пензенской области проведена проверка Устава города Пензы в редакции от 29.06.2001, утвержденного Решением Пензенской городской Думы от 29.01.1996 N 60-15.

Проверкой установлено, что пункт 2 статьи 20, подпункт 1.3 пункта 1 статьи 19, пункт 3 статьи 29, пункт 1 статьи 34 Устава города Пензы противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат отмене но следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации“ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях, поселениях, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. Законом не предусмотрена возможность наделения органов территориального общественного самоуправления правами юридического лица самостоятельным отдельным решением представительного органа местного самоуправления. Юридический статус территориального общественного органа самоуправления определяется только уставом муниципального образования.

Вопреки данной норме Федерального закона пункт 2 статьи 20 Устава определяет, что правом юридического лица могут быть наделены органы территориального общественного самоуправления по решению городской Думы.

Пункт 2 статьи 22 Устава устанавливает, что в компетенцию городской Думы входит согласование на назначение и освобождение от занимаемой должности первого заместителя Главы города, если такая должность предусмотрена структурой Администрации города.

Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 19 Устава также определено, что Глава администрации района - должностное лицо городского самоуправления, руководитель его исполнительного органа, назначаемый Главой администрации города по согласованию с городской Думой.

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Статьями 4 и 20 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ предусмотрено, что муниципальная служба
в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Аналогичные положения закреплены в Законе Пензенской области от 20.07.1998 N 85-ЗПО “О муниципальной службе в Пензенской области“.

Статьей 7 указанного Закона установлено, что предметы ведения муниципального образования по вопросам муниципальной службы определяются самостоятельно представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, за исключением предметов ведения, отнесенных федеральным законом и настоящим Законом к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Пензенской области.

Согласование городской Думой при назначении и освобождении от занимаемой должности первого заместителя Главы города, если такая должность предусмотрена структурой Администрации города, согласование городской Думой назначение глав администраций района федеральным законодательством, законодательством Пензенской области не предусмотрено.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 20.1 в Законе Пензенской области от 20.07.1998 N 85-ЗПО “О муниципальной службе в Пензенской области“ отсутствует, указанные нормы содержатся в статье 28 данного Закона.

Кроме того, в соответствии со статьями 2, 20.1 указанного Закона муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся
выборной.

При этом помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

прекращения гражданства Российской Федерации;

Имеется в виду Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“.

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;

разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Вопреки данным нормам пунктом 1 статьи 34 Устава основаниями для досрочного прекращения полномочий Главы администрации района предусмотрены:

признания незаконными выборов главы района;

отзыв главы района избирателями в соответствии с действующим законодательством.

Пункт 3 статьи 29 Устава закрепляет, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы администрации города городская Дума в срок не более одного месяца назначает выборы Главы администрации города.

Это противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решение о назначении выборов органов местного самоуправления должно быть принято уполномоченным на то органом или должностным лицом не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутат. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Таким образом, незаконные положения Устава города Пензы ущемляют избирательные и трудовые права граждан.

Пунктом 3 статьи 54 Устава
предусмотрены следующие порядок и условия ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством: в случае установления судом нарушений органами и выборными должностными лицами городского самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральных законов, Устава и законов Пензенской области, Устава города Пензы Законодательное Собрание Пензенской области может обратиться в Пензенский областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа городского самоуправления, выборного должностного лица городского самоуправления Конституции и федеральным законам, Уставу и законам Пензенской области, Уставу города Пензы.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа городского самоуправления, выборного должностного лица городского самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральным законам, Уставу и законам Пензенской области, Уставу города Пензы является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием Пензенской области вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа городского самоуправления, выборного должностного лица городского самоуправления.

Прекращение полномочий органа городского самоуправления и выборного должностного лица городского самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляется законом Пензенской области.

Требования данной статьи противоречат статье 49 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 51 Закона Пензенской области “О местном самоуправлении в Пензенской области“, предусматривающих иной порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

Пункт 2 статьи 20, подпункт 1.3 пункта 1 статьи 19, пункт 3 статьи 29, пункт 1 статьи 34, пункт 3 статьи 54 Устава города Пензы привести в соответствие с действующим законодательством.

Протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании городской Думы. О дне рассмотрения протеста сообщить прокурору Пензенской области.

О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области
в письменной форме.

Исполняющий обязанности

прокурора Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН