Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 15.03.2002 N 7-5-23-2002 “На Постановление Правительства Пензенской области от 04.06.1999 N 132-пП “Об утверждении Порядка выдачи согласия Правительства области на производство и оборот произведенных этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 15 марта 2002 г. N 7-5-23-2002

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 04.06.1999 N 132-пП “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ

СОГЛАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ

ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ“

Губернатору Пензенской области

Бочкареву В.К.

Постановлением Правительства Пензенской области от 04.06.1999 N 132-пП утвержден Порядок выдачи согласия Правительства области на производство и оборот произведенных этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (далее - Порядок).

Отдельные положения Порядка не соответствуют действующему законодательству.

Пунктом 2 Порядка установлен перечень документов, представляемых организациями для получения согласия Правительства Пензенской области на производство и оборот указанной продукции.

В данный перечень входит заключение Государственной налоговой инспекции по Пензенской области о готовности организации к осуществлению
заявленного вида деятельности.

Порядок выдачи лицензии на деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируется Федеральным законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Статьей 19 Федерального закона установлено, что решение о выдаче федеральной лицензии принимается при условии согласования данного вопроса организацией (заявителем) с соответствующими органами субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут находиться данная организация и (или) ее структурные подразделения, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Письменное согласие уполномоченного органа субъекта Российской Федерации входит в перечень документов, которые организацией (заявителем) представляются в лицензирующий орган для получения лицензии.

Установленный статьей 19 Федерального закона перечень документов является исчерпывающим, требовать от организаций другие документы не допускается.

Заключение органов Госналогслужбы России (в настоящее время Министерства по налогам и сборам Российской Федерации) о готовности организации к осуществлению заявленного вида деятельности в данный перечень не входит.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727 утверждены Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции и Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции.

В соответствии с указанными положениями решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми оформленными надлежащим образом документами после проведения обследования на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Обследование организаций на наличие условий для осуществления указанных видов деятельности проводится Госналогслужбой России в течение 30 дней со дня получения документов на выдачу лицензии.

По результатам
указанных обследований составляется заключение о наличии в организации условий для осуществления лицензируемых видов деятельности и соответствия представленных документов.

При таких обстоятельствах обследование организаций на наличие условий для осуществления деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производится органами Госналогслужбы России только после подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.

В связи с изложенным Правительство Пензенской области при решении вопроса о даче согласия на осуществление на территории области указанных видов деятельности не вправе требовать заключение органов налоговой службы.

Подпунктом “д“ пункта 2 Порядка установлено, что для получения согласия Правительства Пензенской области необходимо представить согласие в письменной форме органа местного самоуправления и (или) территориального органа государственного управления исполнительной власти, на территории которого находится организация или ее структурное подразделение, имеющие намерение осуществлять по федеральной лицензии производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данная норма носит неопределенный характер, так как конкретно не устанавливает, в каких случаях требуется согласие органа местного самоуправления, либо территориального органа государственного управления исполнительной власти, либо обоих этих органов.

Неопределенность нормативного правового акта Правительства Пензенской области может привести к ущемлению прав и интересов хозяйствующих субъектов и необоснованно препятствовать в осуществлении ими деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что запрещено статьей 7 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

Подпунктом “о“ пункта 2 Порядка в перечень документов включен документ, подтверждающий внесение в областной бюджет платы за рассмотрение заявления о выдаче согласия на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в размере,
равном 3-кратному размеру минимальной оплаты труда.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12 статьи 19 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Пунктом 12 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ определено, что плата за выдачу лицензий на осуществление указанных видов деятельности производится в размерах и порядке, установленных Федеральным законом.

Федеральным законом “О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции“ установлены конкретные виды и размеры сборов за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Плата за рассмотрение уполномоченным органом субъекта Российской Федерации заявления о даче согласия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для получения федеральной лицензии указанными федеральными законами не предусмотрена.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Кроме этого, в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О порядке введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются.

Плата за рассмотрение заявления о выдаче согласия на производство и осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции имеет все признаки сбора, предусмотренные статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. является
обязательным взносом, взимаемым с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ такой сбор не предусмотрен, введение Правительством Пензенской области платы за рассмотрение заявления о даче согласия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для получения федеральной лицензии является неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

Постановление Правительства Пензенской области от 04.06.1999 N 132-пП “Об утверждении Порядка выдачи согласия Правительства области на производство и оборот произведенных этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции“ привести в соответствие с действующим законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ