Законы и постановления РФ

Решение Пензенской городской Думы от 28.12.2001 N 182/13 (с изм. от 25.02.2005) “Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 годы“

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2001 г. N 182/13

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ НА 2002 - 2005 ГОДЫ

(с изм., внесенными Решениями Пензенской городской Думы

от 28.02.2003 N 418/30, от 30.03.2004 N 649/48,

от 25.02.2005 N 19-4/4)

Докладчик: В.А.Савин, заместитель главы администрации города.

В целях сохранения и развития системы дошкольного образования, наращивания потенциала детских садов, повышения уровня его использования и получения качественно новых результатов образования учеными и специалистами в области дошкольной педагогии была разработана Программа развития системы дошкольного образования на 2001 - 2005 гг. и начала реализовываться с сентября 2001 года по тем направлениям, которые не требуют финансовых вложений. Однако с 2002 года
необходимо финансирование данной Программы. Пензенская городская Дума решила:

1. Утвердить Программу развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 годы (прилагается).

Действие пункта 2 приостановлено на 2005 год в связи с тем, что бюджетом г. Пензы не предусмотрены средства на его реализацию (Решение Пензенской городской Думы от от 25.02.2005 N 19-4/4).

Действие пункта 2 приостановлено на 2004 год в связи с тем, что бюджетом г. Пензы не предусмотрены средства на его реализацию (Решение Пензенской городской Думы от 30.03.2004 N 649/48).

Действие пункта 2 приостановлено на 2003 год в связи с тем, что бюджетом г. Пензы не предусмотрены средства на его реализацию (Решение Пензенской городской Думы от 28.02.2003 N 418/30).

2. Финансовому управлению г. Пензы (Чернышев А.М.) при формировании бюджета 2002 - 2005 гг. предусмотреть финансирование Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 гг.

3. Управлению образования администрации г. Пензы (Тактаев П.В.) ежегодно информировать городскую Думу о ходе выполнения настоящего решения по окончании учебного года.

4. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на заместителя главы администрации города Савина В.А., постоянную комиссию городской Думы по защите прав граждан, правоохранительной деятельности, науке, образованию, культуре и социальным вопросам (Отраднов А.М.).

Председатель

городской Думы

С.Ф.ПИНИШИНА

Утверждена

Решением

городской Думы

от 28 декабря 2001 г. N 182/13

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

НА 2002 - 2005 ГГ.

Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе систему образования и ее первую ступень - дошкольное воспитание.

Несмотря на все трудности и сложности, на сокращение количества дошкольных учреждений, именно сегодня мы можем говорить о качественном развитии, изменении системы общественного дошкольного воспитания, о том,
что отошли от единообразия типов и видов учреждений, форм организации жизни детей, методов обучения и развития;

о наличии разных программ и возможности их выбора каждым педагогическим коллективом;

о провозглашении личностно - ориентированной модели воспитания;

о разработке новых моделей учреждений для детей с разными нуждами;

о демократическом стиле управления;

о признании права родителей на выбор учреждения;

о приходе профессионалов - психологов, руководителей по физической культуре и плаванию, преподавателей иностранных языков и других специалистов в детские сады.

Наконец, речь идет о попытке восстановить справедливость в оценке труда педагогов посредством аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Все это, со всей очевидностью, инициирует стремление воспитателей работать по-новому и творчески.

Предпринимаемые в последние годы попытки педагогов произвести обновление и совершенствование воспитательно - образовательной деятельности посредством внесения в нее локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения практики дошкольного образования, которые возможны лишь при разработке соответствующей программы, объединяющей усилия ученых, методистов и практиков.

Одной из наиболее мощных движущих сил развития системы дошкольного образования является программно - целевой подход на пути преобразования действительно инновационных учреждений и системы в целом.

Программа предполагает планирование будущего системы дошкольного образования в регионе как целостной концепции действий с четко определенными, понятными для всех результатами.

Основное назначение Программы развития дошкольного образования города Пензы - стать средством интеграции усилий людей, действующих в ее интересах.

Программа нужна, прежде всего, для реализации системных изменений, которые предполагают полную реконструкцию всех компонентов: видов дошкольных образовательных учреждений, содержания дошкольного образования в городе Пензе, взаимодействия общественного и семейного воспитания, повышения квалификации педагогических кадров детских садов и обслуживание “неорганизованного“ детства.

В основу разработки программы и концепции развития системы дошкольного образования
в регионе положены следующие идеи:

1. Идея вариативности, заключающаяся в многообразии видов дошкольных учреждений в городе Пензе, в саморазвитии личности, в использовании разнообразного содержания дошкольного образования и расширении возможности компетентного выбора личностью жизненного пути.

2. Идея гуманизации образования, которая отражается не только в переходе на личностно - ориентированную модель общения взрослых с детьми, но и во всей логике образования, включая и систему повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Идея городской заинтересованности, подчеркивающая, что в данной программе развития принимают участие все педагоги, администраторы, родители и другие взрослые, которые обеспокоены судьбой дошкольного детства в городе Пензе. Предполагается связь дошкольных образовательных учреждений с другими службами города.

4. Идея проектного режима развития системы дошкольного образования в городе Пензе, которая выражается в разработке и дальнейшей реализации ряда проектов:

1 проект “Многопрофильные детские сады“;

2 проект “Неорганизованные дети“;

3 проект “Детский сад и семья“;

4 проект “Педагог детского сада“;

5 проект “Преемственность дошкольного и начального образования“;

6 проект “Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ“;

7 проект “Совершенствование содержания социального и коррекционно - развивающего обучения детей дошкольного возраста“;

8 проект “Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ“.

Каждый проект имеет свою цель, задачи, модель, направления развития и конкретные действия по реализации с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. Все проекты выполняются одновременно в течение пяти лет.

5. Идея постоянного совершенствования и роста профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений.

Таким образом, в Программе развития системы дошкольного образования города Пензы посредством реализации проектов обеспечивается сохранение и развитие дошкольного образования, наращивание образовательного потенциала детских садов, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.

Информационно - аналитический материал

“Современное состояние системы дошкольного

образования города Пензы“

За последние
годы в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения, которые были обусловлены рядом причин:

- закрытие ведомственных детских садов;

- падение рождаемости;

- неукомплектованность дошкольных учреждений в связи с недоступной для определенного контингента населения родительской платы.

Следствием вышеназванных причин явилась устойчивая тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента воспитанников.

Динамика изменения сети дошкольных образовательных учреждений города Пензы и контингента воспитанников представлена в таблице N 1.

--------------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦Год, наименование ¦ 1990¦ 1996¦ 1997¦ 1998¦ 1999¦ 2000¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Всего ДОУ: ¦ 164¦ 125¦ 109¦ 106¦ 101¦ 95¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦в том числе муниципальные¦ 34¦ 79¦ 78¦ 81¦ 80¦ 80¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦ведомственные ¦ 130¦ 46¦ 31¦ 25¦ 21¦ 15¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Количество детей в ДОУ ¦31027¦17288¦15100¦14354¦12757¦13295¦

¦города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦муниципальных ¦ 9003¦12614¦11927¦11120¦10404¦10259¦

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦ведомственных ¦22024¦ 4674¦ 3173¦ 3234¦ 2353¦ 3036¦

L-------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------

Сравнительный анализ показал, что с 1990 по 2000 год количество дошкольных учреждений уменьшилось на 42%, контингент воспитанников - на 57%.

Количество ведомственных детских садов уменьшилось в 10 раз, закрыто 57 дошкольных учреждений. В городе наряду с сокращением сети имеет место практика перепрофилирования закрытых детских садов под различные структуры, здания используются не по назначению, вне сферы образования.

На фоне сокращения сети детских садов различных ведомств идет расширение сети муниципальных дошкольных учреждений, с 1990 года их количество увеличилось в 2,3 раза.

Сокращение сети, безусловно, повлияло на изменение одного из важнейших показателей, характеризующих дошкольную систему, - обеспеченность детей дошкольными учреждениями. В 2000 году процент обеспеченности составил 63%.

Таким образом, в сложившейся ситуации очень остро обозначилась проблема доступности дошкольного образования детям, воспитывающимся только в условиях семьи. Сегодня в городе Пензе эти дети составляют 50% от всего контингента детей дошкольного возраста.

Таблица 2

----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦Год, % ¦1990 г.¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦

¦обеспеченности +-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦ ¦ 63% ¦ 54% ¦ 51% ¦ 49% ¦ 47% ¦49,95% ¦

L---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

Говоря об обеспечении реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, необходимо развивать новые формы дошкольного образования, приспособленные к существующим социально - экономическим условиям.

Структурное реформирование системы дошкольного образования может осуществляться в
следующем направлении:

- при сохранении существующей сети дошкольных образовательных учреждений, функционирующих в традиционной системе, развивать новые формы дошкольного образования, адекватные современным условиям, на основе кратковременного пребывания ребенка в детском саду, когда ему будут оказаны только образовательные услуги.

В городе Пензе в 36 детских садах открыты группы кратковременного пребывания детей. Ребенок находится в детском саду не более 3-х часов бесплатно.

Проблем в организации таких групп много: медицинские, финансовые, организационные. В ходе эксперимента, проводимого Министерством образования Российской Федерации, в котором участвует и город Пенза, идет разработка нормативно - правовых и организационно - методических документов, обеспечивающих функционирование новых форм дошкольного образования.

Одной из особенностей дошкольной системы образования является внедрение новых отечественных вариативных программ, соответствующих требованиям стандарта, которые способны удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практиков.

--------------------------------------------------T-----------------¬

¦ Наименование образовательных программ ¦Количество групп ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Из детства в отрочество“ - авторский коллектив ¦ 129 ¦

¦ под руководством кандидата педагогических наук ¦ ¦

¦ Т.Н.Дороновой ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Истоки“ - Т.А.Алиева, центр “Дошкольное детств 6 ¦

¦ им. А.В.Запорожца Московского комитета ¦ ¦

¦ образования ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Одаренный ребенок“ - авторский коллектив под ¦ 4 ¦

¦руководством доктора психологических наук ¦ ¦

¦Л.А.Венгера ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Радуга“ - авторский коллектив: Т.Н.Доронова, ¦ 264 ¦

¦В.Гербова, Т.Гризик, Е.Соловьева и др. Институт ¦ ¦

¦общих
проблем образования Министерства ¦ ¦

¦образования РФ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Развитие“ - авторский коллектив под руководством¦ 16 ¦

¦доктора психологических наук О.М.Дьяченко ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Ребенок и весь мир“ - кандидат педагогических ¦ 212 ¦

¦наук Е.Ф.Купецкова ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-----------------+

¦“Рекорд - Старт“ - В.Т.Кудрявцева, Российский ¦ 13 ¦

¦институт непрерывного образования ¦ ¦

L-------------------------------------------------+------------------

В работе дошкольных учреждений города Пензы можно выделить следующие направления инновационных процессов:

- организация студийно - кружковой работы,

- создание предметно - развивающей среды,

- приобщение дошкольников к истокам народной культуры, интеграционная связь детских садов с учреждениями дополнительного образования.

Сегодня на базе дошкольных образовательных учреждений функционирует 345 различных кружков, студий, секций.

Увеличивается количество детских садов, выбравших в качестве приоритетных направлений физкультурно - оздоровительное, экологическое, коррекционное, интеллектуально - личностное, художественно - эстетическое развитие детей.

В дальнейшем созданию многопрофильных детских садов и организации различных форм работы дошкольных учреждений, предлагающих разнообразный спектр услуг с учетом культурной среды и запросов родителей, будет способствовать аттестация, так как именно аттестация требует от дошкольных образовательных учреждений работы не только в режиме функционирования, но и развития.

Обновление содержания дошкольного образования выдвигает проблему регуляции качества образования, таким регулятором сегодня выступают Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в детском саду.

Развитие содержания дошкольного образования непрерывно связано с образовательным уровнем педагогических кадров. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях города работают 1878 педагогов. С высшим образованием - 823 человека (43,8%), со среднеспециальным - 932 человека (49,6%), учатся заочно 103 человека (5,4%).

Квалификационные категории имеют 1427 педагогов (76%), из них высшую категорию - 164 человека (8,7%), первую категорию - 897 человек (47,3%), вторую квалификационную категорию - 362 человека (19,3%).

Росту профессионального уровня педагогов во многом способствует профессиональная переподготовка через различные формы обучения всех категорий работников дошкольных учреждений на базе ИПК и ПРО и МНМЦО, а также распространение лучшего педагогического опыта через работу районных методических объединений. Но вместе с тем к работе методических служб всех уровней предъявляются сегодня серьезные требования. В современных условиях, когда в системе дошкольного воспитания сложилось видовое многообразие учреждений, вариативность образования, необходим не только вариативный многоуровневый подход к повышению квалификации, но и оказание методической помощи дошкольным учреждениям с учетом их видового разнообразия.

Итак, анализ состояния дошкольного образования области выявил ряд проблем, решение которых требует разработки комплексно - целевой программы.

Концепция муниципальной программы развития

системы дошкольного образования

В дошкольном образовании города Пензы за последние годы возникла уникальная ситуация. Комплекс различных условий (нормативно - правовых, административных, экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям города реально осуществлять реформу своей деятельности. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо и выделиться из общей массы. Не последнюю роль в этом процессе играют реальные изменения в стратегии управления образования администрации города Пензы. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения наряду с детскими садами региона в своей деятельности осуществляют прежде всего миссию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка). Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от:

- мнения родителей о качестве образования, которое оно обеспечивает;

- социального заказа семей на образовательные услуги и готовности ДОУ к их выполнению;

- возможности и потребности детей дошкольного возраста.

Эта миссия задает критерии отбора нововведений и их синтезирование, а также позволяет рассмотреть самые разнообразные комбинации соотношения изменений в содержании, технологиях, организации воспитательно - образовательной работы и другой деятельности ДОУ.

Исходя из условий и потребностей дошкольного образовательного учреждения города и окружающего их социума, стремясь к достижению идеалов, которыми живут педагогические коллективы детских садов, муниципальная система развития дошкольного образования опирается, прежде всего, на основные проблемы дошкольного детства, свойственные городу, а также на актуальные инновационные вопросы дошкольного образования в целом.

На первом месте стоит проблема сокращения сети дошкольных образовательных учреждений.

Как в городе, так и в регионе она определяется следующими причинами: уменьшение рождаемости детей, сложные социальные условия семей воспитанников, а также сокращение финансирования. Сохранение и развитие дошкольных образовательных учреждений являются двумя составляющими единого процесса наращивания образовательного потенциала дошкольного образования города. Изучая социальный заказ, дошкольные учреждения предлагают широкий спектр образовательных и воспитательных услуг. В связи с этим в г. Пензе создаются условия для развития многопрофильных детских садов. Но данное направление в работе дошкольных учреждений требует углубленного изучения и систематизации. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования включен проект “Многопрофильные детские сады“, реализация которого обеспечит амплификацию (обогащение) развития дошкольных учреждений города.

Согласно ст. 32, п. 3 Закона РФ “Об образовании“ здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Достигнуть положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно лишь в том случае, если за время пребывания его в дошкольном учреждении осуществляется рациональная работа по дошкольному воспитанию и оздоровлению. В последние годы в городе Пензе наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, что требует усиленного внимания к этой проблеме как педагогических коллективов, так и семьи. На основании этих показателей в муниципальную программу развития включен проект “Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ“, целью которой является приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Особую проблему составляют дети, не посещающие дошкольные учреждения. Это 50% от общей численности детей от рождения до 7 лет. В связи с этим существует опасность снижения уровня образования учащихся в начальной школе. Отсюда вытекает актуальная проблема - определение форм, методов и содержания работы с детьми, не посещающими детские сады. Таким образом, в муниципальную программу включен проект “Неорганизованные дети“. Задача педагогов содействовать развитию и становлению личности ребенка - дошкольника, не посещающего детский сад, а также пропагандировать важность данного вопроса среди родителей.

Неотъемлемой частью работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений г. Пензы должна стать такая связь и сотрудничество с семьей, которые позволят добиться высокого уровня общего развития ребенка. Решая эту проблему, необходимо формировать у родителей представления об основных целях воспитания и развития детей, потребностях в компетентных образовательных услугах. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования входит проект “Детский сад и семья“. Новой в реализации этого проекта становится процедура оказания детскими садами дополнительных образовательных услуг населению, что позволит решить многие вопросы: создание определенного имиджа детского сада, дополнительное образование дошкольников, улучшение качества их подготовки к обучению в школе, а также дополнительные источники финансирования ДОУ.

Современное дошкольное образовательное учреждение нуждается в личности с высоким уровнем общей и профессионально - педагогической культуры, способной самостоятельно развивать педагогическое мастерство, умеющей переводить общие цели воспитания на уровень конкретных педагогических ситуаций и задач в практической работе с дошкольниками, родителями, коллегами, способной к самоанализу и самооценке личного вклада в развитие системы. В связи с этим в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлены проекты “Педагог детского сада“ и “Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ“, в которых намечена система повышения квалификации педагогов ДОУ города, направленная на развитие их творческой инициативы, профессионализма, а также продуктивности педагогического и управленческого труда.

В правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в решении коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ, в разнообразных научных и методических источниках особое внимание уделяется проблеме преемственности между всеми звеньями, которая рассматривается как основное средство непрерывности образования. Кроме того, новая школьная реформа предусматривает переход к 12-летнему общему образованию начиная с 6-ти лет, т.е. с возрастом, который сегодня считается дошкольным, поэтому проблема преемственности становится еще более актуальной. С целью реализации принципа преемственности в создании условий для развития личности каждого ребенка в рамках непрерывного образования в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлен проект “Преемственность дошкольного и начального образования“.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья требует своего дальнейшего развития.

Нуждается в совершенствовании нормативная, правовая и научно - методическая база деятельности специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений.

Важнейшей задачей на сегодняшний день является достраивание отсутствующего звена системы специальной помощи детям - нового структурного элемента - службы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления и ранней комплексной коррекции имеющихся у него нарушений.

Вовремя начатая и грамотно организованная ранняя психолого - педагогическая коррекция позволит обеспечить значительной части детей возможность полноценной социальной интеграции и включения в общий образовательный поток уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста.

Нового нормативного и методического решения требует проблема воспитания и обучения детей, страдающих сложными тяжелыми недостатками в развитии.

Существующая сеть коррекционных учреждений нуждается в дальнейшей рационализации, в значительно более гибкой организации процесса воспитания и обучения в условиях учреждений комбинированного типа.

Новые образовательные учреждения могут включать общеразвивающие группы, классы, а также группы (классы) для детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуру учреждения комбинированного типа может быть включена школа надомного обучения, группы кратковременного и круглосуточного пребывания, диагностико - коррекционные, адаптационные группы, консультативные пункты для родителей с оказанием дополнительных платных образовательных услуг, клубы выходного дня и т.п.

Новые модельные учреждения призваны обеспечить интегрированное обучение детей с различными отклонениями в развитии в той степени, которая каждому из них доступна.

Параллельно с открытием дошкольных учреждений нового типа чрезвычайно важно совершенствовать действующие, наделяя их новыми функциями и выстраивая качественно новое взаимодействие специальных и общеобразовательных учреждений. Расширение функций специальных (коррекционных) учреждений предполагает обретение ими статуса центров оказания профессиональной высококвалифицированной помощи детям, интегрированным в общеобразовательную среду.

Таким образом, система специального образования нового типа должна быть способна удовлетворить особые образовательные потребности всех нуждающихся детей, начиная с первых дней их жизни.

Обеспечить это возможно только в условиях единой образовательной системы с качественно новым механизмом взаимодействия специального и общего образования, медицинского обеспечения и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация всех восьми проектов, определяющих актуальные проблемы развития муниципальной системы дошкольного образования, будет осуществляться на основе следующих принципов:

1. Учет условий развития муниципальной системы дошкольного образования.

2. Стандартизация дошкольного образования, заключающаяся в том, что дошкольные образовательные учреждения г. Пензы соответствуют проекту государственного стандарта дошкольного образования.

3. Обогащение, превышающее проект государственного стандарта дошкольного образования, развития отдельных детских садов с приоритетными направлениями деятельности.

4. Творческий подход к разработке содержания дошкольного образования в г. Пензе с привлечением практиков к участию в творческих группах, организованных на базе дошкольных образовательных учреждений при муниципальном научно - методическом центре образования г. Пензы.

5. Сотрудничество с родителями воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях на основе индивидуально - дифференцированного подхода к каждой семье.

6. Всеобщий охват дошкольным воспитанием неорганизованных детей в г. Пензе с целью становления и развития личности, а также подготовка к обучению в школе.

7. Обогащение содержания преемственности дошкольного и начального образования новыми компонентами (эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным и педоцентрическим).

8. Совершенствование содержания физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

9. Разнообразие форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования, наращивание образовательного потенциала.

Все вышеперечисленное позволяет решить главную цель программы: сохранение и развитие системы дошкольного образования в городе Пензе.

ПРОЕКТ N 1

“МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ“

Цель: - разнообразить виды дошкольных образовательных

учреждений в городе с целью предоставления

родителям возможности выбора в воспитании и

образовании детей.

Задачи: - оказывать всестороннюю методическую помощь в

профильной ориентации детских садов;

- пропагандировать работу детских садов с

приоритетными направлениями развития детей;

- обеспечить условия для создания приоритетных

направлений развития детей в каждом ДОУ города.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Координаторы проекта

Городское управление образования (ГУО), МНМЦО

Организаторы проекта

Городское управление образования, МНМЦО

Дошкольные образовательные учреждения

Характеристика приоритетных направлений развития ДОУ

Умственное воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Физическое развитие детей в детском саду

Экономическое воспитание дошкольников

Художественно - эстетическое развитие дошкольников

Патриотическое воспитание детей в ДОУ

Музыкальное воспитание детей

Познавательное развитие дошкольников

Реформирование системы управления ДОУ

Этнографическое воспитание детей в детском саду

Оказание дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Эстетическое воспитание дошкольников

Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ

Социально - нравственное развитие детей в детском саду

Нравственно - экологическое воспитание дошкольников

Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

---------T------------------T-------T--------T-------------T--------¬

¦ Этапы ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦Ответст-¦ Ожидаемый ¦Отметка ¦

¦ ¦ ¦испол- ¦венный ¦ результат ¦о выпол-¦

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦нении ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦1 этап ¦1. Сбор ¦2001 г.¦ГУО ¦Информация ¦ ¦

¦аналити-¦статистической ¦ ¦ ¦(информация ¦ ¦

¦ческий ¦информации о ¦ ¦ ¦по городу) ¦ ¦

¦ ¦приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития ДОУ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦городе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Провести анализ¦2001 г.¦ГУО, ¦Информация ¦ ¦

¦ ¦использования в ¦ ¦МНМЦО ¦ ¦ ¦

¦ ¦содержании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дошкольников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦республиканского и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Провести анализ¦2001 г.¦ГУО ¦Информация ¦ ¦

¦ ¦соответствия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦тематики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлений ¦ “ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дошкольных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нормативно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦правовой базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦4. Провести ¦2001 г.¦МНМЦО ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦анкетирование ¦ ¦ ¦справка ¦ ¦

¦ ¦руководителей ДОУ ¦ ¦ ¦по городу ¦ ¦

¦ ¦по проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ближайшие пять лет¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦II этап ¦1. Разработать ¦2001 - ¦МНМЦО ¦Программы ¦ ¦

¦програм-¦программы ¦2005 ¦ ¦методического¦ ¦

¦мы ¦методического ¦ ¦ ¦сопровождения¦ ¦

¦ ¦сопровождения по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проблематике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Составить схемы¦2001 - ¦МНМЦО ¦Схемы - ¦ ¦

¦ ¦анализа работы ДОУ¦2002 ¦ ¦анализа ¦ ¦

¦ ¦с приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Спланировать ¦2001 ¦МНМЦО ¦План работы ¦ ¦

¦ ¦работу творческих ¦ ¦ ¦творческих ¦ ¦

¦ ¦групп по ¦ ¦ ¦групп ¦ ¦

¦ ¦проблематике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлений ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦III этап¦1. Организовать ¦2001 - ¦ГУО, ¦Повышение ¦ ¦

¦действий¦серию семинаров - ¦2005 ¦МНМЦО ¦теоретической¦ ¦

¦ ¦совещаний для ¦ ¦ ¦и ¦ ¦

¦ ¦руководителей ДОУ:¦ ¦ ¦практической ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+подготовки +--------+

¦ ¦- организация ¦2001 ¦-“- ¦руководителей¦ ¦

¦ ¦работы ДОУ с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+ +--------+

¦ ¦- особенности ¦2002 ¦-“- ¦ ¦ ¦

¦ ¦работы ДОУ с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+ +--------+

¦ ¦- опыт работы ДОУ ¦2005 ¦-“- ¦ ¦ ¦

¦ ¦с приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Оказывать ¦2001 - ¦МНМЦО ¦Улучшение ¦ ¦

¦ ¦методическую ¦2005 ¦ ¦состояния ¦ ¦

¦ ¦помощь педагогам ¦ ¦ ¦дел на ¦ ¦

¦ ¦ДОУ с ¦ ¦ ¦местах ¦ ¦

¦ ¦приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развития детей (по¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заявкам с мест) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Контролировать ¦2001 - ¦ГУО, ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦и анализировать ¦2005 ¦МНМЦО ¦справка ¦ ¦

¦ ¦работу ДОУ с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оказывать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦методическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦помощь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦4. Аттестация ДОУ ¦2000 - ¦ГУО ¦ДОУ I, II, ¦ ¦

¦ ¦ ¦2005 ¦ ¦III ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦категории ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦IV этап ¦1. Выпустить ¦2005 ¦ГУО, ¦Методическое ¦ ¦

¦обоб- ¦методические ¦ ¦МНМЦО ¦пособие ¦ ¦

¦щения ¦пособия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦методического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сопровождения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлений ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------+------------------+-------+--------+-------------+---------

ПРОЕКТ N 2

“НЕОРГАНИЗОВАННЫЕ ДЕТИ“

Цель: - создать условия, обеспечивающие своевременную

подготовку всех детей, не посещающих детские

сады, к обучению в школе.

Задачи: - подготовить информацию о детях, не посещающих

детские сады;

- организовать группы по подготовке детей к школе

с кратковременным пребыванием (не более 4 часов);

- использовать новые формы подготовки детей к

школе;

- осуществлять контроль подготовки детей к школе

в условиях кратковременного пребывания;

- оказывать методическую помощь ДОУ по организации

своевременной подготовки “неорганизованных“

детей к обучению в школе;

- изучить, обобщить и распространять опыт работы

педагогов по подготовке к школе детей, не

посещающих детские сады.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

---------T------------------T-------T--------T-------------T--------¬

¦ Этапы ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦Ответст-¦ Ожидаемый ¦Отметка ¦

¦ ¦ ¦испол- ¦венный ¦ результат ¦о выпол-¦

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦нении ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦1 этап ¦1. Выявить в ¦2001 - ¦ГУО ¦Аналитическая¦ ¦

¦аналити-¦городе ¦2005 ¦ ¦справка, ¦ ¦

¦ческий ¦“неорганизованных“¦ ¦ ¦списки детей ¦ ¦

¦ ¦детей дошкольного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦возраста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Разработать ¦2001 г.¦МНМЦО ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦анкеты и провести ¦ ¦ ¦справка ¦ ¦

¦ ¦исследования по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выявлению причин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦непосещения детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ДОУ, их социальный¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦статус и спрос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителей на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Уточнить ¦2001 - ¦ГУО ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦возможности ДОУ ¦2005 ¦ ¦справка ¦ ¦

¦ ¦города по оказанию¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦услуг населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦2 этап ¦1. Составить в ¦2001 - ¦Руково- ¦Планы ¦ ¦

¦прогно- ¦каждом детском ¦2005 ¦дители ¦ ¦ ¦

¦стичес- ¦саду план ¦ ¦ДОУ ¦ ¦ ¦

¦кий ¦подготовки к школе¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детей микрорайона,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦не охваченных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дошкольным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воспитанием. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Разработать ¦2001 - ¦МНМЦО ¦Методические ¦ ¦

¦ ¦методические ¦2005 ¦ ¦рекомендации ¦ ¦

¦ ¦рекомендации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦работе с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“неорганизован- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ными“ детьми в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦микрорайоне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детского сада ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Составить план ¦2001 - ¦ГУО ¦План работы ¦ ¦

¦ ¦работы с “неорга- ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦низованными“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детьми в городе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦4. Создать ¦2001 ¦ГУО, ¦Приказ. ¦ ¦

¦ ¦творческую группу ¦ ¦МНМЦО ¦План работы ¦ ¦

¦ ¦по организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦к школе в группах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кратковременного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пребывания в ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦3 этап ¦1. Провести ¦2001 ¦ГУО, ¦Повышение ¦ ¦

¦действий¦городской семинар ¦ ¦МНМЦО ¦теоретической¦ ¦

¦образо- ¦для специалистов ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦

¦вания ¦по дошкольному ¦ ¦ ¦слушателей ¦ ¦

¦ ¦воспитанию на тему¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Работа с “неорга-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦низованными“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детьми с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦привлечением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Т.Н.Дороновой, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦канд. пед. наук, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦заведующую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лабораторией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦института общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Осуществлять ¦2001 - ¦ГУО ¦Подготовка ¦ ¦

¦ ¦работу по планам ¦2005 ¦ ¦детей к ¦ ¦

¦ ¦взаимодействия с ¦ ¦ ¦обучению в ¦ ¦

¦ ¦“неорганизован- ¦ ¦ ¦школе ¦ ¦

¦ ¦ными“ детьми в ГУО¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Осуществлять ¦2001 - ¦ГУО ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦контроль за ¦2005 ¦ ¦справка ¦ ¦

¦ ¦работой с “неорга-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦низованными“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детьми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦4. Организовать ¦2000 - ¦МНМЦО ¦План ОЭР. ¦ ¦

¦ ¦ОЭР работу по ¦2005 ¦ ¦Материал ¦ ¦

¦ ¦организации ¦ ¦ ¦педагогичес- ¦ ¦

¦ ¦подготовки детей к¦ ¦ ¦кого опыта ¦ ¦

¦ ¦школе в группах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кратковременного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пребывания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦5. Создание ¦2001 - ¦ГУО, ¦План работы ¦ ¦

¦ ¦микроцентров по ¦2005 ¦МНМЦО ¦ ¦ ¦

¦ ¦работе с детьми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и родителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦4 этап ¦Выпустить ¦2005 ¦ГУО, ¦Методическое ¦ ¦

¦обоб- ¦методическое ¦ ¦МНМЦО ¦пособие ¦ ¦

¦щение ¦пособие по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проблеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“неорганизован- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ных“ детей к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦школе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------+------------------+-------+--------+-------------+---------

ПРОЕКТ N 3

“ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ“

Цель: - Обеспечить тесное взаимодействие ДОУ с семьями

воспитанников, пропаганду педагогических

знаний среди населения.

Задачи: - провести анкетирование родителей на предмет

выявления социального заказа ДОУ;

- разработать методическое обеспечение для

пропаганды работы с родителями в ДОУ и вне его;

- организовать пропаганду педагогических знаний

среди населения микрорайона;

- изучить, обобщить и распространить передовой

педагогический опыт взаимодействия детских

садов с родителями;

- обеспечить условия для организации дополнительных

образовательных услуг населению.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Формы и содержание взаимодействия:

- анкетирование родителей, жителей

микрорайонов;

- консультации врачей специалистов;

- беседы с родителями о воспитании,

обучении и развитии дошкольников;

- совместные спортивные мероприятия

с детьми, педагогами и родителями

в ДОУ;

- совместное участие в праздниках Семьи

детского сада, города; воспитанников

- выступления педагогов по радио детских садов,

(телевидению); население

ДОУ города - статьи психолого - педагогической микрорайона

тематики в городских газетах;

- проведение городских конференций

для родителей (по традиции прошлых

лет);

- обеспечение родителей методической

и психологической литературой;

- организация работы клубов по

интересам для родителей в ДОУ;

- помощь малообеспеченным семьям

(благотворительные вечера,

концерты и т.д.);

- оказание дополнительных

образовательных услуг детям и

родителям в ДОУ, населению

микрорайона;

- изучение и распространение лучшего

опыта семейного воспитания.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

---------T------------------T-------T--------T-------------T--------¬

¦ Этапы ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦Ответст-¦ Ожидаемый ¦Отметка ¦

¦ ¦ ¦испол- ¦венный ¦ результат ¦о выпол-¦

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦нении ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦1 этап ¦1. Провести ¦Еже- ¦ГУО, ¦Обработанные ¦ ¦

¦аналити-¦анкетирование ¦годно ¦МНМЦО ¦анкеты ¦ ¦

¦ческий ¦родителей с целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦определения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦социального заказа¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Проанализи- ¦2001 ¦ГУО, ¦Обработанные ¦ ¦

¦ ¦ровать готовность ¦ ¦МНМЦО ¦анкеты ¦ ¦

¦ ¦коллективов ДОУ к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выполнению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦социального заказа¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦2 этап ¦1. Составить в ¦2001 ¦Руково- ¦План работы ¦ ¦

¦прогнос-¦каждом ДОУ план ¦ ¦дители ¦ ¦ ¦

¦тический¦работы: ¦ ¦ДОУ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- ДОУ и семья - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦единое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пространство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦детского развития;¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- ДОУ как центр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦по формированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦социокультурной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Разработать ¦2002 ¦МНМЦО ¦Рекомендации ¦ ¦

¦ ¦методические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рекомендации по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦активизации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦коррекции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦семейного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воспитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Разработать ¦2002 ¦Руково- ¦Модель ¦ ¦

¦ ¦модель организации¦ ¦дители ¦образова- ¦ ¦

¦ ¦дополнительных ¦ ¦ДОУ ¦тельных ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦

¦ ¦услуг населению в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦каждом детском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦саду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦3 этап ¦1. Систематически ¦2001 - ¦Руково- ¦Установление ¦ ¦

¦действий¦и последовательно ¦2005 ¦дители ¦контакта ¦ ¦

¦ ¦осуществлять ¦ ¦ДОУ ¦между ¦ ¦

¦ ¦взаимодействие ¦ ¦ ¦воспитателями¦ ¦

¦ ¦педагогов ДОУ и ¦ ¦ ¦и родителями ¦ ¦

¦ ¦родителей (по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦годовым планам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ДОУ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Организовать ¦2001 - ¦ГУО, ¦Повышение ¦ ¦

¦ ¦семинары - ¦2005 ¦МНМЦО ¦теоретической¦ ¦

¦ ¦совещания для ¦ ¦ ¦и ¦ ¦

¦ ¦руководителей ДОУ ¦ ¦ ¦практической ¦ ¦

¦ ¦по теме “Новые ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦

¦ ¦подходы к ¦ ¦ ¦руководителей¦ ¦

¦ ¦организации работы¦ ¦ ¦ДОУ ¦ ¦

¦ ¦с родителями в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ДОУ“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦3. Обеспечить ¦2001 - ¦Руково- ¦Повышение ¦ ¦

¦ ¦условия для ¦2005 ¦дители ¦педагогичес- ¦ ¦

¦ ¦организации ¦ ¦ДОУ ¦кой культуры ¦ ¦

¦ ¦педпропаганды в ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦

¦ ¦микрорайоне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(беседы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦консультации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦концерты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выступления в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦печати, по радио ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и телевидению) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦4. Организовать ¦2001 - ¦Руково- ¦Дополнитель- ¦ ¦

¦ ¦оказание ¦2005 ¦дители ¦ное финанси- ¦ ¦

¦ ¦дополнительных ¦ ¦ДОУ ¦рование ДОУ. ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦Педпропаганда¦ ¦

¦ ¦услуг населению в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦каждом детском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦саду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦5. Осуществлять ¦2001 - ¦Управле-¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦контроль за ¦2005 ¦ние ¦справка ¦ ¦

¦ ¦организацией ¦ ¦образо- ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнительных ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦услуг населению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦6. Осуществлять ¦2001 - ¦Управле-¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦контроль за ¦2005 ¦ние ¦справка ¦ ¦

¦ ¦организацией ¦ ¦образо- ¦ ¦ ¦

¦ ¦работы с ¦ ¦вания ¦ ¦ ¦

¦ ¦родителями в ДОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦7. Изучить, ¦2005 ¦Управле-¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦обобщить и ¦ ¦ние ¦справка. ¦ ¦

¦ ¦распространить ¦ ¦образо- ¦Статьи в ¦ ¦

¦ ¦лучший опыт ¦ ¦вания, ¦журнал ¦ ¦

¦ ¦организации ¦ ¦МНМЦО ¦“Просвещени哦 ¦

¦ ¦взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ДОУ с родителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦8. Организовать ¦Еже- ¦ГУО, ¦Рекламные ¦ ¦

¦ ¦конкурс на лучшую ¦годно ¦руково- ¦проспекты ¦ ¦

¦ ¦рекламу ДОУ ¦ ¦дители ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ДОУ, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦МНМЦО ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦9. Продолжить ¦Еже- ¦ГУО ¦Передача по ¦ ¦

¦ ¦выпуск ¦годно ¦ ¦Пензенскому ¦ ¦

¦ ¦тематических ¦ ¦ ¦ТВ ¦ ¦

¦ ¦программ о работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ДОУ на Пензенском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ТВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------+------------------+-------+--------+-------------+---------

ПРОЕКТ N 4

“ПЕДАГОГ ДЕТСКОГО САДА“

Цель: - продолжить работу по формированию педагогического

мировоззрения специалистов ДОУ и

развитию их творческой активности.

Задачи: - организовать обследование уровня психолого -

педагогических знаний специалистов ДОУ, их

профессионального мастерства;

- составить тематику семинаров для дошкольных

работников на пять лет (до 2005 года);

- продолжить работу творческих групп при МНМЦО;

- совершенствовать процесс самообразования

специалистов ДОУ;

- организовать проверки результативности курсовой

переподготовки педагогов ДОУ;

- организовать 2-й этап аттестации специалистов

ДОУ на II квалификационную категорию.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Осуществление мониторинга уровня профессионального

мастерства педагогов

Уровень образования

Результат аттестации педагогов

Прохождение курсов при ИПК и ПРО

Обучение в ПГПУ, педучилище

Стаж работы

Формы актуализации творческого потенциала

педагогического работника ДОУ

Самообразование

Участие в исследовательской деятельности

Самоанализ

Работа в творческих проблемных микрогруппах

Опытно экспериментальная работа

Участие в экспертизе качества воспитательно - образовательной работы ДОУ

Организация обмена опытом работы сотрудников ДОУ

Тренинги по развитию педагогической техники

Ожидаемый результат

- повышение теоретических знаний педагогов

- совершенствование профессионального мастерства

- формирование педагогического мировоззрения

- развитие творческой активности

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

---------T------------------T-------T--------T-------------T--------¬

¦ Этапы ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦Ответст-¦ Ожидаемый ¦Отметка ¦

¦ ¦ ¦испол- ¦венный ¦ результат ¦о выпол-¦

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦нении ¦

+--------+------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦1 этап ¦1. Сбор ¦2001 г.¦ГУО ¦План ¦ ¦

¦аналити-¦статистической ¦ ¦ ¦повышения ¦ ¦

¦ческий ¦информации о ¦ ¦ ¦квалификации ¦ ¦

¦ ¦повышении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦педагогов ДОУ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦5 лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Провести ¦2001 - ¦МНМЦО ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦исследование ¦2003 ¦ ¦справка ¦ ¦

¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦педагогов ДОУ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦направлениям: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦- мотивация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦- педагогическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦общение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+-“------+

¦ ¦- профессиональное¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦развитие педагогов¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------------+-------+--------+-------------+--------+

¦ --------+-------+--------+-------------+--------+

¦ ¦2. Выявление ¦2000 г.¦Город- ¦Аналитическая¦ ¦

¦ ¦недостающих ¦ ¦ская ¦справка ¦ ¦

¦ ¦структурных ¦ ¦ПМПК,