Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 03.08.2001 N 7-5-49-2001 “Об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 3 августа 2001 г. N 7-5-49-2001

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Губернатору

Пензенской области

Бочкареву В.К.

В соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.05.2001 г. N 32-23-2001 прокуратурой Пензенской области проведена проверка исполнения органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления и руководителями хозяйствующих субъектов федерального законодательства по вопросам эксплуатации гидротехнических сооружений и осуществления противопаводковых мероприятий.

В целях своевременного принятия мер по восстановлению и повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ постановлением Главы администрации области от 10 марта 1998 г. N 231 была
создана комиссия по обследованию гидротехнических сооружений области.

Для реализации мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, ограничению масштабов их экономических и социально - экологических последствий Правительством области было принято постановление от 26 апреля 1999 г. N 54-пП “О государственном надзоре за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ“. Постановлением были определены права органов контроля за безопасностью гидротехнических сооружений, обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций.

В постановлении Правительства области от 11 апреля 2001 г. N 145-пП “О состоянии гидротехнических сооружений на территории области и совершенствовании государственного надзора за безопасностью ГТС“ было дано указание о необходимости ускорения проведения работ по обследованию ГТС водных объектов на территории области, разработать и утвердить в установленном порядке правила и критерии безопасности ГТС; повысить требовательность к собственникам ГТС за нарушение или невыполнение предусмотренных законодательством требований по обеспечению безопасности ГТС.

Согласно информации, представленной Комитетом природных ресурсов по Пензенской области, на территории области насчитывается 1251 водный объект, в состав которых входят гидротехнические сооружения : плотины, водосбросы, водовыпуски, отводные и обводные каналы и т.д.

Из общего количества водных объектов период эксплуатации сооружений составляет:

10 лет - около 15%,

от 20 до 30 лет - 23%,

от 20 лет до 30 лет - 27%/6

от 30 лет до 80 лет - более 35%.

774 водохранилища имеют емкость от 100 тыс.куб.м до 560,0 млн.куб.м. Большинство водных объектов построены в системе мелиорации с целью орошения сельхозугодий и водоснабжения сельскохозяйственных предприятий.

С распадом системы мелиорации и переводом орошаемых земель в богарные (неорошаемые) пруды и водохранилища области стали бесконтрольными объектами. Хозяйства - балансодержатели перестали уделять должное внимание контролю за техническим состоянием ГТС, что привело к аварийности
многих водных объектов области.

Комитетом природных ресурсов проведено обследование во всех районах области ГТС 374 водных объектов объемом от 500,0 тыс.куб.м и более, из которых:

- Удовлетворяют требованиям безопасности 180 шт.

- Не существуют из-за прорыва, экстренной сработки и по другим причинам 27 шт.

- Находятся в предаварийном состоянии 52 шт.

- Находятся в аварийном состоянии 97 шт.

- Являются особо опасными (входят в число аварийных) 88 шт.

Основными причинами аварийности гидросооружений являются:

1. Отсутствие у балансодержателей (кроме ФГУ “Сурский гидроузел“) финансирования для своевременного проведения ремонтно - восстановительных работ.

2. Продолжительный период эксплуатации сооружений.

3. Безграмотная эксплуатация сооружений и полное отсутствие квалифицированных специалистов - гидротехников и служб эксплуатации водных объектов.

Комитетом природных ресурсов из фонда восстановления и охраны водных объектов в течение последних лет направлялись средства на ремонт гидротехнических сооружений, однако, как показала настоящая проверка, принимаемые меры являются крайне недостаточными, и на территории области обстановка с безопасностью ГТС остается сложной.

Кроме того, проверкой установлены многочисленные нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на всей территории области.

Так, в соответствии со ст. 12 ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений может осуществляться только на основании соответствующих лицензий, выданных в соответствии с федеральным законом о лицензировании. Лицензии на эксплуатацию гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов, подтверждающих финансовое обеспечение ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений.

На территории Пензенской области данное требование Федерального закона не выполняется. Ни одна лицензия на осуществление деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений после выхода закона выдана не была. Вопросы, связанные с безопасностью гидротехнических сооружений, а именно: по их ремонту
и профилактическим мероприятиям, Комитетом природных ресурсов ставятся при выдаче лицензий на водопользование. В то же время из 149 гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии (согласно имеющемуся перечню), только по 5 выданы лицензии на водопользование, по остальным объектам водопользование осуществляется самовольно, без оформления соответствующих документов.

Статьями 8 - 11 ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ предусмотрена необходимость декларирования безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. В соответствии с Законом постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 было утверждено Положение “О декларировании безопасности гидротехнических сооружений“, которым были определены содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществления ее государственной экспертизы.

До настоящего времени на территории области разработана и утверждена только одна декларация безопасности ГТС на Пензенском водохранилище на р. Суре, в стадии разработки находится декларация на водохранилище на реке Вад (Вадинский район).

Статьей 15 ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“ предусмотрено страхование гражданской ответственности за причинение вреда. Согласно этой статье риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Материалы проверки свидетельствуют о том, что в большинстве своем собственники ГТС и эксплуатирующие организации данные требования закона не выполняют.

Такие нарушения были установлены в Тамалинском, М-Сердобинском, Колышлейском и других районах области.

Безопасность гидротехнических сооружений, прежде всего, должна обеспечиваться их собственниками и эксплуатирующими организациями.

Однако, как показала проверка, эти
требования, закрепленные в ст. 9 ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“, в большинстве районов области не выполняются, либо выполняются в объемах, не позволяющих вывести ГТС из категории аварийных.

Так, в Колышлейском районе ГТС на 6 прудах объемом от 0,660 до 1,100 млн. куб.м находятся в аварийном состоянии. Один из них, пруд “Орлов овраг“ объемом 0,980 млн. куб.м, который принадлежит СПК “Трескино“ (во время прохождения паводковых вод размыто тело плотины, ковша входного оголовка водосбросного сооружения, обрушились железобетонные плиты крепления ковша, необходимы другие ремонтно - восстановительные мероприятия). О необходимости проведения ремонта гидротехнических сооружений водохранилища “Орлов овраг“ директор СПК “Трескино“ был предупрежден Пензенским комитетом по водному хозяйству и ему было выдано специальное предписание N 218 от 13.05.1998 г. Однако каких-либо существенных мер со стороны руководства СПК “Трескино“ предпринято не было.

В Мокшанском районе имеется водохранилище на овраге Березовый объемом 1,0 млн. куб. метров, расположенное на территории СПК “Елизаветинский“. Данное водохранилище является верхним в каскаде, и расположенное на нем гидротехническое сооружение находится в аварийном состоянии по причине низкого качества строительства и отсутствия контроля и своевременных профилактических работ. Ниже данного водохранилища по течению расположены еще два водохранилища: среднее - в каскаде у с. Владыкино объемом 1,38 млн. куб. метров, плотина которого, находится в предаварийном состоянии, и нижнее - на р. Мокша объемом 1,1 млн. куб. метров. В случае прорыва плотины верхнего водохранилища произойдет срыв последующих гидротехнических сооружений вниз по течению, и создастся угроза частичного затопления жилого сектора р.п. Мокшан, расположенного по обоим сторонам р. Мокша.

В особо аварийном состоянии находится плотина в с. Широкоис объемом 1,4 млн. куб. метров.
Срыв плотины представляет угрозу безопасности жителям с. Скачки, расположенного ниже уровня водохранилища на расстоянии 5 километров от него. На протяжении нескольких лет ремонт плотины не проводился.

В целом работа по вопросам эксплуатации гидротехнических сооружений на территории Мокшанского района поставлена неудовлетворительно. В соответствии со ст. 11 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления относится осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В нарушение этих требований со стороны администрации района и органов местного самоуправления надлежащий контроль за эксплуатацией гидротехнических сооружений отсутствует, средств на ремонтно - восстановительные роботы не выделяется. Собственники гидротехнических сооружений ремонтом плотин не занимаются из-за отсутствия собственных средств.

Аналогичные нарушения были выявлены в Бековском (9 аварийных ГТС), Тамалинском (7 аварийных ГТС), Пензенском (8 аварийных ГТС), М-Сердобинском (9 аварийных ГТС) и других районах области.

Особую опасность представляют гидротехнические сооружения, которые не имеют собственников.

Например, в Кузнецком районе на территории Евлашевской администрации имеется каскад плотин, расположенных на р. Труев. Балансодержателя плотин не имеется, введены в эксплуатацию в 1971 году с объемом 3027 куб.м с площадью зеркала 340 кв.м. Плотины представляют опасность не только для населения и хозяйствующих субъектов данной территории, но и для города Кузнецка. В самом Кузнецке, в юго - западной части расположена плотина, возведенная в Дуванном овраге для создания искусственного водохранилища. Строительство велось в начале 70-х годов. В настоящее время плотина находится в заброшенном состоянии, балансодержателя не имеется. В случае разрушения плотины во время весеннего паводка возможно
затопление территории города площадью 1,5 - 2 га.

Весной 2001 г. под председательством начальника отдела инженерно - технических мероприятий Управления по делам ГО и ЧС г. Пензы и начальника отдела ГО и ЧС Октябрьского района г. Пензы была проведена комиссионная проверка состояния гидротехнических сооружений в Октябрьском районе г. Пензы.

Проверка показала, что плотины между постом ГИБДД и малоэтажной застройкой и между совхозом “Заря“ и пос. Нефтяник находятся в неудовлетворительном состоянии, перепускные трубы заросли кустарником и завалены мусором, трубы требуют ремонта. Согласно выводам комиссии из-за неисправности гидротехнических сооружений города, в том числе и находящихся в районе совхоза “Заря“, при возникновении сложной паводковой обстановки существует реальная возможность затопления большой территории города.

В связи с этим комиссией было предложено МУП “Водсервис“ совместно с МУ “Служба заказчика по коммунальному хозяйству“ составить акты дефектации и сметы на ремонт плотин “ГИБДД - малоэтажная застройка, с-з “Заря“ - пос. Нефтяник“; во избежание непредсказуемых последствий во время паводка 2002 года провести ремонт указанных плотин в осенне - летний период 2001 года.

Однако акты дефектации и сметы на ремонт вышеназванных плотин не составлялись, поскольку акт комиссионной проверки ГТС от 02.04.2001 г. до сведения исполнителей доведен не был. С актом они были ознакомлены лишь в ходе проведения прокурорской проверки.

Согласно имеющейся информации, по сравнению с 1999 годом, темпы обследования ГТС в предпаводковый период значительно снизились.

Если в 1999 году было обследование 140 ГТС, в 2000 году - 110, то в 1 полугодии 2001 года - только 8 шт.

Комитетом природных ресурсов были обследованы ГТС на 374 водных объектах объемом от 0,5 млн.куб.м и более, причем основная работа
была проведена в 1997-99 г.г. В 2000 году Комитетом проведены обследования 8 ГТС, а в 2001 г. - 6 ГТС.

Учитывая, что на территории области имеется 1251 объект, в состав которых входят гидротехнические сооружения, а обследовано около 30% от их общего количества, снижение темпов работы в данном направлении не может быть признано обоснованным. Кроме того, если обратиться к статистике, то из общего числа обследованных 40% ГТС находится в аварийном состоянии. Следовательно, если применить данную цифру к общему числу ГТС на территории области, то 40% - порядка 500 ГТС, находится в аварийном состоянии. Из этого числа обследовано менее трети, т.е. по остальным ГТС никаких предупредительных мер по обеспечению их безопасности, по приостановлению или прекращению строительства, реконструкции, восстановлению, консервации, ликвидации не проводится. Это может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, гибель людей, разрушения и невосполнимый ущерб окружающей природной среде.

Кроме того, материалы проверки свидетельствуют о том, что Комитетом природных ресурсов недостаточно активно проводится работа по осуществлению лицензирования водопользования и осуществлению предоставленных законодательством полномочий по привлечению к ответственности лиц за нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

До настоящего времени на территории Пензенской области не разработаны правила и критерии безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 5 ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений“, ст. 11 ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ органы исполнительной власти субъектов РФ должны решать вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий; принимают решения о размещении гидротехнических сооружений, а
также об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 24 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление.

2. Принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

3. Решить вопрос с разработкой правил и критериев безопасности гидротехнических сооружений на территории Пензенской области.

4. С целью предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии, обеспечить финансирование мероприятий по проведению ремонтных работ.

5. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах не позднее чем в месячный срок сообщить в прокуратуру области.

Прокурор Пензенской области -

старший советник юстиции

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ