Законы и постановления РФ

Решение Пензенского ТУ МАП РФ от 12.10.1999 <О прекращении нарушения Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части устранения других хозяйствующих субъектов с рынка услуг сети Интернет> (вместе с предписанием от 12.10.1999)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 1999 года

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского ТУ МАП России, рассмотрев дело N 2-03/48-99 от 14.09.99 г. о нарушении ОАО “С“ Пензенской области статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

установила:

В антимонопольное управление поступило заявление от ЗАО “З“ на действия ОАО “С“ Пензенской области по вытеснению их предприятия с рынка услуг передачи данных (далее услуги Интернет).

Письмами от 31.08.99 г. N 527 и от 11.09.99 N 545 ОАО “С“ обязало ЗАО “З“ провести демонтаж приемо - передающей антенны, расположенной на крыше здания телефонно
- телеграфной станции (далее здание ТТС), перенести оборудование из аппаратного цеха здания ТТС, и считать договор аренды (от 1 мая 1999 г. N <...>) здания ТТС расторгнутым.

По мнению заявителя требования ОАО “С“ необоснованны и ущемляют его интересы, в связи с чем просит антимонопольное управление оказать содействие в разрешении данной ситуации.

Представители ответчика считают, что не нарушали требования Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а воспользовались своим законным правом по владению и пользованию зданием, принадлежащим ему на правах частной собственности. Отношения между ОАО “С“ и ЗАО “З“ являются договорными, а споры по договорным отношениям рассматриваются в суде и не подлежат рассмотрению антимонопольными органами.

Собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему имуществом, если его действия не нарушают прав других лиц. Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Учитывая изложенное, антимонопольные органы вправе рассматривать заявление ЗАО “З“ с точки зрения сохранения конкуренции на товарном рынке.

В процессе рассмотрения материалов по заявлению был проведен анализ товарного рынка услуг связи, который показал, что ОАО “С“ занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи с долей 87%, а также доминирует на рынке услуг по предоставлению в аренду междугородных каналов связи с долей 100%. Кроме того, предоставляет услуги Интернет.

Из информации заявителя следует, что ЗАО “З“ предоставляет юридическим и физическим лицам услуги Интернет.

Присоединение сетей ЗАО “З“ к сети электросвязи общего пользования осуществлено в соответствии с проектом по выданным акционерным обществом “С“ техническим условиям (дата выдачи - 25 мая 1998 г.). В технических
условиях на присоединение (пункт 8) предусмотрена необходимость установки оборудования ЗАО “З“ вблизи оборудования АТС-52, АТС-52 расположена в здании ТТС (<...>).

Присоединение сети ЗАО “З“ к сети связи общего пользования организовано через выделенные акционерным обществом “С“ телефонные номера от АТС-52, о чем свидетельствует договор от 10.06.98 г. N <...>, все телефонные номера задействованы на здание ТТС (<...>).

Для непосредственного подключения к оптово - волоконным каналам связи акционерного общества “Р“ ЗАО “З“ арендует у ОАО “С“ оконечный цифровой канал связи (ОЦКа) на местном уровне (договор аренды междугородных телефонных каналов связи от 12.01.99 г. N <...>, срок действия договора - неопределенный).

В целях выполнения технических условий указанный оператор связи разместил оборудование, в том числе приемо - передающую антенну, которая служит для связи выделенной радиосети передачи данных ЗАО “З“ с сетью связи общего пользования на площади здания ТТС, и заключил договор аренды (N <...> от 1 мая 1999 г., срок договора - до 31 декабря 1999 г.) нежилого помещения в ТТС (<...>).

Из вышеизложенного следует, что между договорами аренды помещения, аренды междугородных каналов связи, договорами на оказание услуг телефонной связи существует взаимосвязь, и расторжение договора аренды помещения повлечет за собой невозможность использования выделенных телефонных номеров от АТС-52, невозможность использования междугородных каналов связи и, следовательно, невозможность предоставления акционерным обществом “З“ услуг “Интернет“. При указанных обстоятельствах данный оператор связи будет вытеснен с рынка названных услуг.

В соответствии с положениями ст.450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено другими законами или договором. Из материалов дела следует, что ЗАО “З“ отказалось от демонтажа антенны и переноса оборудования из
здания ТТС.

Договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор нарушает требования статьи 619 ГК РФ.

Как следует из представленных материалов, арендатор не нарушал условий договора, соответственно требования акционерного общества “С“ в части расторжения договора аренды помещения, демонтажа антенны и переноса оборудования с территории здания ТТС являются необоснованными.

В случае расторжения договора аренды нежилого помещения ТТС и демонтажа оборудования из арендуемого помещения ЗАО “З“ должно будет выполнить повторно процедуру присоединения сетей передачи данных к сети электросвязи общего пользования с разработкой нового проекта, технического задания, выдачей и выполнением технических условий, что потребует значительных временных и материальных затрат.

Занимая доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в аренду каналов междугородной телефонной связи и услуг местной телефонной связи, ОАО “С“ своими требованиями к ЗАО “З“ по демонтажу антенны с помещения ТТС и переносу оборудования из здания ТТС фактически создает условия, при которых для последнего станет невозможным пользование междугородными каналами связи и местной телефонной связью, что повлечет за собой невозможность предоставления услуг “Интернет“ данным оператором связи.

При указанных обстоятельствах направление ОАО “С“ писем от 31.08.99 г. N 527 и от 11.09.99 г. N 545 ЗАО “З“ можно квалифицировать, как действия по устранению указанного хозяйствующего субъекта с рынка услуг “Интернет“ с целью его монополизации и ограничения конкуренции. Данные действия противоречат требованиям ст.5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части устранения с рынка других хозяйствующих субъектов.

Руководствуясь ст.12 Закона РСФСР “О конкуренции...“ и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 25.07.96 г. N 91, Комиссия

решила:

1.
Признать, что действия ОАО “С“, выразившиеся в направлении писем от 31.08.99 г. N 527 и от 11.09.99 г. N 545 ЗАО “З“, содержащих требования по демонтажу антенны с крыши здания ТТС и требования по переносу оборудования из здания ТТС, нарушают ст.5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части устранения с рынка других хозяйствующих субъектов.

2. Выдать ОАО “С“ предписание о прекращении нарушения ст.5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, для чего отозвать письма от 31.08.99 г. N 527 и от 11.09.99 г. N 545, направленные ЗАО “З“.

3. Данное решение направить ОАО “С“, ЗАО “З“, Управлению Госсвязьнадзора по Пензенской области в пятидневный срок.

Председатель Комиссии

А.

Члены Комиссии

М.

П.

ПРЕДПИСАНИЕ

от 12 октября 1999 года

Комиссия Пензенского ТУ МАП России, на основании своего решения от 12.10.99 г. по делу N 2-03/48-99 о нарушении ОАО “С“ Пензенской области ст.5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

1. ОАО “С“ Пензенской области в срок до 01.11.99 г. прекратить нарушение ст.5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ в части устранения других хозяйствующих субъектов с рынка услуг Интернет других хозяйствующих субъектов, выразившегося в направлении писем ЗАО “З“, содержащих требования по демонтажу антенны и переносу оборудования из здания ТТС. Для чего отозвать письма от 31.08.99 г. N 527 и от 11.09.99 г. N 545, направленные ЗАО “З“.

2. Об исполнении настоящего предписания письменно информировать Пензенское ТУ МАП России в срок до 03.11.99 г. с представлением подтверждающих документов.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения настоящего Предписания
в соответствии со ст.ст.23 и 24 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии

А.

Члены Комиссии

М.

П.