Законы и постановления РФ

Определение СК по гражданским делам Пензенского обл. суда от 17.03.98 <По протесту прокурора на решение Октябрьского районного суда от 05.01.98 об отказе в удовлетворении заявления о признании постановления Правления территориального фонда обязательного медицинского страхования области в части направления 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций в фонд исполнительной дирекции незаконным>

Судья Маникина Л.П. Дело N 33-304

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 1998 года Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе председательствующего Сериковой Т.И. и судей Мамоновой Т.И. и Моисеевой Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Сериковой Т.И. дело по протесту прокурора Октябрьского района г. Пензы на решение Октябрьского районного суда от 5 января 1998 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления прокурора Пензенской области к территориальному фонду обязательного медицинского страхования о признании п.9 постановления правления территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области от 6 мая 1994 года о направлении 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций в фонд исполнительной дирекции отказать.

Проверив
материалы дела, заслушав объяснения прокурора Бурдюговского О.В., поддержавшего протест и полагавшего решение отменить, представителей ТФОМС Моисеева П.А. и Мальченкова С.В. , судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Малого Совета Пензенского областного Совета народных депутатов N 134 от 19.05.93 года создан областной фонд обязательного медицинского страхования и утверждено Положение об областном фонде обязательного медицинского страхования.

В соответствии с данным Положением фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово - кредитным учреждением. Финансовые средства фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Норматив финансовых средств, выделяемых фондом на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением фонда.

Согласно п. 5.1 Положения об исполнительной дирекции территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, утвержденного 11.11.93 г., норматив финансовых средств, выделяемых на выполнение фондом управленческих функций с учетом выполнения функций страховой медицинской организации, установлен в размере до 5% от ежемесячных поступлений на счет территориального фонда.

Пунктом 9 постановления Правления территориального фонда обязательного медицинского страхования от 6.05.94 г. за N 8/4 разрешено направлять 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций в фонд исполнительной дирекции и использовать указанные средства согласно положениям, утвержденным исполнительным директором.

Заместитель прокурора Пензенской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в суд с заявлением о признании данного пункта постановления недействительным, указывая, что он принят в нарушение действующего законодательства и позволяет расходовать денежные средства фонда сверх нормативов на управленческие нужды в ущерб основным видам его деятельности.

В обоснование своих требований прокурор указал, что применение к государственным внебюджетным фондам норм налогового законодательства возможно лишь в случаях, оговоренных законодательством.

Так, ч. 1 ст. 27
Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.91 г. (с изменениями) предусматривает, что при взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

В соответствии с п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 года N 4543-1, контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами государственной налоговой службы Российской Федерации. Средства, взысканные с плательщиков, используются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 г. N 340 “О государственной налоговой службе Российской Федерации“ и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3256-1 “О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации“.

Согласно названным документам Государственной налоговой службе РФ было разрешено создать фонд социального развития и осуществлять отчисления в размере 30% от сумм штрафов и других санкций.

Указаний о создании аналогичного фонда исполнительными дирекциями фондов обязательного медицинского страхования пункт 11 указанного Положения не содержит.

В соответствии с п.5 раздела 4 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г., исполнительному директору ТФОМС предоставлено право установления норматива финансовых средств, выделяемых Территориальным Фондом на выполнение им управленческих функций, по согласованию с правлением Территориального фонда, исходя из общей суммы средств, поступающих в фонд обязательного медицинского страхования, включая
суммы штрафных санкций.

Поскольку Положением об исполнительной дирекции ТФОМС Пензенской области, утвержденной 11.11.93 года, норматив финансовых средств, выделяемых на выполнение фондом управленческих функций, установлен в размере до 5% от ежемесячных поступлений на счет территориального фонда, правление ТФОМС не вправе было разрешать исполнительному директору дополнительно направлять 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций в фонд исполнительной дирекции для использования их согласно Положению о порядке формирования фонда исполнительной дирекции ТФОМС Пензенской области.

Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинской страхование, утвержденная постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 г. N 1018, на которую имеется ссылка в обоснование создания фонда исполнительной дирекции ТФОМС, не содержит указаний о создании фонда социального развития исполнительными дирекциями фондов обязательного медицинского страхования, а предусматривает лишь порядок формирования централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы РФ.

Пункт 31 указанной Инструкции предусматривает, что Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными органам Государственной налоговой службы РФ, при применении финансовых санкций и взыскании пеней.

Согласно ст. 12 Закона РСФСР “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Таким образом, по утверждению прокурора, п. 9 постановления Правления ТФОМС не соответствует закону, 30% отчисления от сумм взысканных штрафных санкций расходуются не в соответствии с целями и задачами фонда.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал.

Октябрьский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационном протесте прокурор Октябрьского района г. Пензы просит решение отменить как незаконное и необоснованное,
указывая, что суд не дал оценки основаниям, положенным в обоснование заявления прокурора, не принял во внимание то обстоятельство, что действующим законодательством ТФОМС приравнены к налоговым органам лишь в правах по взысканию не внесенных в срок налогов, а не вправе осуществления отчислений в размере 30% от сумм штрафов и иных санкций в фонд социального развития при имеющемся нормативе отчислений в размере 5% от всех средств, поступающих на счет фонда.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель прокуратуры области также сослался на нарушение судом требований ст. 113 ГПК РФ.

Обсудив доводы протеста, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд сослался на то, что прокурором не было представлено в суд доказательств отвлечения от основных видов деятельности Фонда дополнительных денежных средств сверх норматива, а также на то, что действующее законодательство не содержит запрещения для создания ТФОМС фонда производственного и социального развития.

Однако в нарушение требований ст.ст.192,197 ГПК РФ, суд не дал оценки всем основаниям, которыми прокурор обосновывал свое заявление.

По доводам прокурора, изложенным в заявлении, о том, что Фонду законом не предоставлено право отчислять 30% от сумм штрафов и иных санкций в фонд исполнительной дирекции, поскольку такое право предоставлено лишь Государственной налоговой службе, кроме того, утвержденный норматив финансовых средств, выделяемых на выполнение управленческих функций Фонда, составляет 5% от всех ежемесячных поступлений на счет Фонда, суждения судом не дано.

Ссылка в решении на то, что прокурором не представлено доказательств отвлечения от основных видов деятельности Фонда дополнительных денежных ресурсов сверх установленного норматива, поскольку 30% входит в норматив 5%, не может быть
признана состоятельной и являться основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора, так как суммы штрафных санкций входят в общую сумму средств, поступающих на счет ТФОМС, из которых исчисляется 5% на выполнение управленческих работ, и в зависимости от размера поступлений из других источников поступления средств, вероятность превышения утвержденного норматива при наличии 30% отчислений от суммы штрафных санкций не исключается.

Кроме того, в нарушение требований ст. 113 ГПК РФ, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РСФСР “О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции“ от 14.04.88 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленумов N 19 от 22.12.92 г. и N 11 от 21.12.93 г.), суд рассмотрел данное дело единолично. В протоколе судебного заседания от 5.02.98 г. отсутствуют данные о том, что лицами, участвующими в деле, дано согласие на его единоличное рассмотрение (п.д.152).

Суд не принял во внимание, что согласно ст.161 ГПК РФ при отложении разбирательства дела новое его разбирательство начинается сначала, наличие согласия или возражения против единоличного рассмотрения дела подлежит выяснению вновь.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать все обстоятельства, дать оценку всем основаниям заявления и разрешить спор в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.305 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда от 5 января 1998 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи

(подписи)