Законы и постановления РФ

Постановление Коллегии администрации Орловской области от 31.08.2005 N 144 “О состоянии миграционных процессов и демографической ситуации в Орловской области“

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2005 г. N 144

О СОСТОЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Целями государственной миграционной политики в Российской Федерации являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребности растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

В Орловской области постоянными притягательными факторами для потенциальных мигрантов остаются ее выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, стабильная социально-экономическая обстановка, высокий положительный имидж среди субъектов Российской Федерации.

В области под руководством Губернатора Е.С. Строева разработана и осуществляется глубоко продуманная политика социально-экономических реформ, направленная на ускоренный рост экономики, привлечение
инвестиций, стабилизацию положения на рынке труда, повышение благосостояния граждан, улучшение демографической ситуации, создание условий для переезда в регион населения из стран ближнего и дальнего зарубежья, из других областей и республик Российской Федерации.

За последние 12 лет (1993 - 2004 г. г.) за счет регионального и международного обменов в Орловскую область переехало более 120 тысяч человек. Из общей численности мигрантов 60% - выходцы из других территорий РФ, остальные - в основном переселенцы из стран СНГ и Балтии. Миграционный прирост за эти годы составил 41,5 тыс. человек и обеспечил увеличение численности населения области на 4,6%. В последние 2 года миграционный прирост населения также остается положительным.

Несмотря на сбалансированность миграционных потоков в целом по области, миграция населения остается одним из факторов, определяющих формирование численности населения территорий. В 12 муниципальных образованиях за 2004 год произошел миграционный прирост населения, наибольший - в Орловском, Ливенском, Урицком и Свердловском районах. В 14 муниципальных образованиях миграция стала одной из причин сокращения населения. Наибольший отток населения имел место в городах Мценске, Ливны, Малоархангельском, Шаблыкинском и Дмитровском районах. Из основных тенденций в миграции населения следует отметить перераспределение миграционных потоков в пользу сельской местности. Этому во многом способствовала работа по реализации объявленной в области акции “Выбираю деревню на жительство“, а также осуществлению программы строительства жилья на селе “Славянские корни“.

Со времени образования в 1992 году в Российской Федерации миграционной службы, когда была начата системная работа по регулированию процессов миграции, в управление по делам миграции УВД Орловской области за получением статуса вынужденного переселенца обратилось 16,2 тыс. человек, из которых 15,2 тыс. человек (93,8%) получили этот
статус. В общей численности населения области вынужденные переселенцы составляют 1,8%, 80% из них - русские.

При поддержке администрации области, органов местного самоуправления обеспечивается обустройство вынужденных переселенцев. За период 1993 - 2004 годы 2373 семьи получили постоянное жилье, беспроцентные возвратные ссуды и безвозмездные субсидии для приобретения жилья. Более высокий уровень образования, лучшая возрастная структура вынужденных переселенцев, а также обустройство их преимущественно в сельской местности положительно сказались на демографической ситуации, состоянии трудовых ресурсов и их размещении на территории области.

В последние годы заметно активизировалась миграция населения с целью осуществления трудовой, предпринимательской и иной деятельности. В области координация работы по привлечению и использованию иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности распоряжением Коллегии администрации области от 16 июля 2003 г. N 165-р возложена на специально созданную Межведомственную комиссию.

На 2004 год в соответствии с постановлением Правительства РФ квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Орловской области была установлена в количестве 165 приглашений. В счет квоты право работать на предприятиях области получили 127 иностранных граждан. Разрешение на ведение трудовой деятельности выдано также 368 гражданам стран СНГ (за исключением Грузии и Туркмении), с которыми у Российской Федерации на основе межгосударственных договоров установлен безвизовый порядок въезда-выезда. За 7 месяцев 2005 года разрешение на работу в области получили 239 иностранных граждан. Их труд востребован преимущественно в строительстве и сфере обслуживания.

В то же время растут масштабы нелегальной миграции, о чем свидетельствуют следующие данные. За 2004 год выявлено и привлечено к административной ответственности 3088 иностранных граждан и 28730 граждан Российской Федерации, нарушающих режим
пребывания на территории области, составлено 68 протоколов о нарушении работодателями правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Состояние контроля за пребыванием иностранных граждан со стороны правоохранительных органов не соответствует масштабу проблемы.

Прогнозируемое за пределами 2006 года сокращение численности трудовых ресурсов вызывает потребность в привлечении в экономику области дополнительных трудовых ресурсов, источником которых могут стать только иностранные рабочие.

По-прежнему остается сложной демографическая ситуация в области. Продолжает сокращаться численность населения, уменьшается рождаемость, растет смертность населения трудоспособного возраста. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 58,4 года, женщин - 73 года. Недостаточно проводится работа по укреплению здоровья населения репродуктивного возраста, высокими остаются распространенность абортов, патология беременности. Показатель перинатальной смертности детей составляет 11,3 случая на 1000 родившихся. В обществе и семье утрачиваются моральные устои.

Органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности все еще недостаточно уделяют внимания молодым семьям, которые зачастую не имеют отдельного жилья, хорошо оплачиваемой работы и являются социально незащищенными. Такое положение отрицательно сказывается на укреплении семей, рождаемости детей и воспитательном процессе.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития области, улучшения демографической ситуации и удовлетворения потребности организаций в трудовых ресурсах Коллегия постановляет:

1. Информацию заместителя начальника управления внутренних дел области Балашовой Н.П. и начальника управления ЗАГС Аппарата Губернатора и администрации области Жидковой Н.И. “О состоянии миграционных процессов и демографической ситуации в Орловской области“ принять к сведению.

2. Органам исполнительной государственной власти специальной компетенции, управлениям и комитетам Аппарата Губернатора и администрации области учитывать сложившуюся демографическую ситуацию при разработке и реализации программ и планов в области народонаселения и миграции, экономического и социального развития, образования, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, пенсионного
обеспечения, молодежной политики.

3. Межведомственной комиссии, обеспечивающей координацию работы по привлечению и использованию иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности в Орловской области (Цикорев Н.Н.):

- ежегодно информировать областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, региональные объединения работодателей, органы местного самоуправления о начале работы по подготовке предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности;

- освещать в средствах массовой информации порядок проведения работы по подготовке предложений для определения квоты;

- формировать предложения по предусматриваемым объемам привлечения иностранной рабочей силы с учетом мнения объединений работодателей и профсоюзов, предложений департамента федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области и управления внутренних дел Орловской области;

- содействовать соблюдению законодательства Российской Федерации при привлечении иностранной рабочей силы.

Председатель Коллегии

Е.С.СТРОЕВ