Законы и постановления РФ

Решение Думы Яковлевского муниципального района от 22.02.2011 N 506-НПА “О Положении о порядке осуществления Думой Яковлевского муниципального района контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения“

Вступает в силу после его официального опубликования (пункт 2 данного документа).

ДУМА ЯКОВЛЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2011 г. N 506-НПА

О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУМОЙ ЯКОВЛЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Рассмотрев проект Положения о порядке осуществления Думой Яковлевского муниципального района контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, разработанный аппаратом Думы района, Дума района на основании статьи 30 Устава Яковлевского муниципального района решила:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления Думой Яковлевского муниципального района контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного
самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

Глава Яковлевского

муниципального района

Н.В.ВЯЗОВИК

Приложение

к решению

Думы Яковлевского

муниципального района

от 22.02.2011 N 506-НПА

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУМОЙ ЯКОВЛЕВСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО РЕШЕНИЮ

ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 23 Устава Яковлевского муниципального района и устанавливает порядок осуществления Думой Яковлевского муниципального района (далее - Дума района) полномочий по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Яковлевского муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения.

1.2. Контроль Думы района за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района полномочий по решению вопросов местного значения - форма осуществления полномочий Думы района, способствующая реализации местного самоуправления на территории Яковлевского муниципального района (далее - района).

1.3. Установленная настоящим Положением контрольная деятельность Думы района направлена на повышение ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района, исполняющих полномочия по решению вопросов местного значения (далее - органы и должностные лица местного самоуправления).

1.4. Контроль Думы района осуществляется в отношении следующих органов и должностных лиц местного самоуправления:

1.4.1. Главы района;

1.4.2. Администрации района;

1.4.3. Должностных лиц, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения района.

1.5. Контроль, осуществляемый в соответствии с настоящим Положением, не подменяет контрольную и надзорную деятельность государственных органов.

2. Основные задачи контроля

2.1. Основными задачами контроля являются:

2.1.1. Проверка соблюдения и надлежащего исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного
значения;

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.2.1. Выявление негативных и позитивных тенденций развития района в результате исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

2.3.1. Выявление и анализ причин и условий, препятствующих надлежащему исполнению задач по решению вопросов местного значения, и принятие необходимых мер по их устранению (в том числе недостаточность правового регулирования: недоработка либо отсутствие отдельных муниципальных правовых актов);

2.4.1. Проверка исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления при решении вопросов местного значения Устава района и муниципальных правовых актов;

2.5.1. Выработка предложений по совершенствованию деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Основные принципы осуществления контроля

Контроль, осуществляемый Думой района в рамках настоящего Положения, основывается на принципах законности, объективности, независимости, гласности, систематичности.

4. Основания проведения контрольных мероприятий

4.1. Основанием для проведения мероприятий по контролю за исполнением органами или должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в рамках текущего планового контроля является включение вопросов о проведении контрольных мероприятий в планы работы Думы района, постоянных депутатских комиссий.

4.2. Основаниями проведения мероприятий по контролю за исполнением органами или должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в рамках оперативного целевого контроля являются:

4.2.1. Обращения граждан в Думу района или к депутату Думы района на избирательном округе с жалобами на действие (бездействие) органа или должностного лица местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4.2.2. Сообщения в печати о случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения органом или должностным лицом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

4.2.3. Иные случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения органом или должностным лицом местного самоуправления полномочий по решению вопросов
местного значения.

5. Организация осуществления контроля

5.1. Общее руководство по организации контроля осуществляет председатель Думы района или по его поручению - заместитель председателя Думы района.

5.2. Дума района осуществляет контроль непосредственно, а также через постоянные депутатские комиссии, контрольно-счетный отдел Думы района и депутатов Думы района на избирательных округах.

5.3. В целях осуществления контроля Дума района может создать временные комиссии.

5.4. Органы Думы района при осуществлении контроля вправе привлекать к своей работе специалистов, экспертов, аудиторов.

6. Формы осуществления контроля

6.1. Контроль Думой района за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется в следующих формах:

6.1.1. Заслушивание отчетов;

6.1.2. Заслушивание информации;

6.1.3. Депутатские запросы, депутатские обращения;

6.1.4. Обращения депутатов Думы района с вопросами к должностным лицам администрации района на заседании Думы района;

6.1.5. Проведение депутатских проверок;

6.1.6. Проведение депутатских расследований;

6.1.7. Участие депутатов Думы района в комиссиях, советах, иных коллегиальных консультативных и информационных органах, создаваемых главой района и администрацией района в целях более эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

6.2. Дума района в пределах своих полномочий вправе осуществлять контрольные функции в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

7. Заслушивание отчетов

7.1. Отчет - форма контроля, которая заключается в получении депутатами Думы района необходимой им информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7.2. Отчеты предоставляются в Думу района в письменной форме в виде развернутого доклада.

7.3. При рассмотрении отчета депутатами могут быть затребованы дополнительные сведения.

7.4. Отчет может быть:

7.4.1. Плановым, срок или периодичность представления и заслушивания которого установлены действующим законодательством или решениями Думы района о плане работы Думы;

7.4.2. Внеочередным - при изменении установленных сроков заслушивания
планового отчета;

7.4.3. Разовым - сроки и периодичность такого отчета не установлены ни действующим законодательством, ни решениями Думы района о плане работы Думы, однако по решению Думы района отчет по данному направлению деятельности необходим.

7.5. Решение о представлении в Думу района внеочередного или разового отчета принимается большинством голосов от установленного Уставом района числа депутатов.

7.6. Отчет предоставляется в Думу района не позднее, чем за 14 календарных дней до дня его рассмотрения на заседании Думы района, если иной срок не предусмотрен действующим законодательством или не указан в решении Думы района.

7.7. По результатам рассмотрения на заседании Думы района отчет:

7.7.1. Утверждается Думой района;

7.7.2. После его рассмотрения Думой района принимается решение о направлении отчета на доработку.

7.8. По итогам обсуждения отчета Дума района принимает решение, содержащее оценку деятельности соответствующего должностного лица или органа местного самоуправления за истекший год (удовлетворительно или неудовлетворительно). Решение Думы района может также содержать предложения, рекомендации на текущий год.

7.9. В решении Думы района указываются причины, по которым деятельность соответствующего должностного лица или органа признается неудовлетворительной.

7.10. Основанием для направления отчета на доработку является предоставление неполных или недостоверных данных.

7.11. В случае, если в отчете содержатся сведения, которые, по мнению депутатов, свидетельствуют о нарушении действующего законодательства, о таких сведениях может быть сообщено в правоохранительные органы.

7.12. Отчет об исполнении бюджета представляется и рассматривается в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, устанавливающими порядок рассмотрения отчета об исполнении бюджета района.

8. Заслушивание информации

8.1. Информация - это сведения об исполнении вопросов местного значения, не содержащие сведения о деятельности органов и должностных лиц по решению вопросов местного значения.

8.2. Информация предоставляется в Думу
района в плановом порядке, либо по запросу, в т.ч. депутатскому.

8.3. Информация предоставляется в виде писем, подписанных лицом, к которому был направлен запрос, с приложением сведений, о предоставлении которых содержится указание в запросе.

8.4. Информация может обсуждаться на заседаниях рабочих групп и комиссий Думы района, а также на заседаниях Думы района.

8.5. По итогам рассмотрения информации рабочей группой или комиссией Думы района может быть принято решение о даче рекомендаций Думе района принять информацию к сведению, либо о даче каких-либо иных рекомендаций.

8.6. Информация по итогам ее рассмотрения принимается Думой района к сведению.

8.7. В случае, если в информации содержатся противоречивые сведения или имеются признаки недостоверности представленной информации, председателем Думы района, решением рабочей группы или комиссии Думы района, а также решением Думы района информация или сведения отправляются лицу их предоставившему для устранения выявленных недостатков.

9. Депутатский запрос, депутатское обращение

9.1. Депутатским запросом для целей настоящего Положения признается обращение депутата или группы депутатов в органы или к должностным лицам местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории района, по вопросам, входящим в компетенцию Думы района и имеющим общественное значение, с требованием предоставления информации и получения разъяснений по указанным в запросе вопросам, признанное решением Думы района депутатским запросом.

9.2. Письменный ответ на депутатский запрос направляется в Думу района и оглашается председательствующим на заседании Думы.

9.3. Порядок рассмотрения и признания запроса депутатским, сроки ответа на депутатский запрос регулируются Законом Приморского края от 14 июля 2008 г. N 288-КЗ “О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае“ и Регламентом Думы Яковлевского муниципального
района.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1.4 раздела 1, а не пункт 1.

9.4. Депутатское обращение - это обращение депутата или группы депутатов, направленное должностным лицам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, самостоятельно, без оглашения его на заседании Думы района, по вопросам, входящим в компетенцию Думы района.

Обращение с требованием о предоставлении информации должно содержать формулировку вопроса, составляющего предмет контроля, перечень документов и материалов, которые необходимо получить.

9.5. Депутатское обращение оформляется на бланке Думы района.

9.6. Депутатское обращение передается председателю Думы района. Председатель Думы района организует регистрацию обращения и направление его адресату в течение 1 дня.

9.7. Ответ на депутатское обращение направляется лично депутату (группе депутатов) в порядке и сроки, установленные Законом Приморского края от 14 июля 2008 г. N 288-КЗ “О гарантиях осуществления Полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Приморском крае“.

10. Обращения депутатов Думы района с вопросами к должностным лицам администрации района на заседании Думы района

10.1. В рамках реализации своих полномочий депутат, группа депутатов вправе на заседании Думы района обратиться с вопросом к должностным лицам администрации района.

10.2. Вопрос в письменной форме заблаговременно, в установленный Регламентом Думы района срок, передается председателю Думы района, что является основанием для приглашения на заседание Думы района соответствующего должностного лица.

10.3. В случае, если приглашенное должностное лицо администрации района не может прибыть на заседание Думы района, оно обязано дать письменный ответ на заданный вопрос, который доводится до сведения депутатов на очередном заседании.

11. Проведение депутатских проверок

11.1. Депутатская проверка - это контрольное мероприятие, проводимое временной комиссией, образуемой Думой района для проведения
проверки (далее - проверочная комиссия) в порядке, установленном настоящим Положением, с целью установления соответствия предмета проверки Уставу района и муниципальным правовым актам, подготовки предложений по устранению несоответствий и их причин.

11.2. Председателем комиссии назначается депутат Думы района. Членами проверочной комиссии могут быть:

11.2.1. Депутаты Думы района;

11.2.2. Работники аппарата Думы района;

11.2.3. Работники администрации района (по согласованию);

11.2.4. Работники (представители) иных организаций (по согласованию).

11.3. Депутатская проверка по одному и тому же вопросу одного и того же органа или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в шесть месяцев. Депутатская проверка не может длиться более одного месяца.

11.4. Предложение о проведении депутатской проверки может вноситься на рассмотрение Думы района постоянной депутатской комиссией Думы района, группой депутатов в количестве не менее трети от установленной численности депутатов.

11.5. Решение о проведении депутатской проверки должно содержать следующую информацию:

11.5.1. Предмет проверки;

11.5.2. Цель проведения проверки (вопросы, на которые необходимо получить ответы);

11.5.3. Состав проверочной комиссии, ее председатель;

11.5.4. Срок деятельности проверочной комиссии;

11.5.5. Предложения о привлечении на платной основе специалистов, необходимых для работы комиссии;

11.5.6. Иные положения, необходимые для проведения проверки.

11.6. При проведении депутатских проверок должностные лица администрации района обязаны предоставлять членам проверочной комиссии документы и материалы, указанные в плане работы комиссии, давать пояснения по вопросам, возникающим при проведении проверок, присутствовать на заседаниях комиссии в случае, если они были приглашены председателем комиссии.

11.7. Проверочная комиссия вправе:

запрашивать в письменной или устной форме у должностных лиц администрации района для рассмотрения документы, необходимые для работы комиссии и соответствующие целям проверки;

приглашать на заседание комиссии должностных лиц администрации района для дачи пояснений по фактам, проверяемым комиссией;

приглашать в качестве экспертов лиц, обладающих
специальными познаниями, необходимыми для решения комиссией вопросов, возникающих в ее деятельности;

привлекать представителей общественности при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей района.

11.8. Должностные лица, указанные в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения, обязаны предоставить проверочной комиссии требуемую информацию безотлагательно, а в случае необходимости сбора и подготовки информации - в течение 5 рабочих дней. При этом сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11.9. По результатам депутатской проверки составляется акт проверки, который должен содержать следующую информацию:

11.9.1. Список лиц, которые проводили проверку;

11.9.2. Предмет (цель) проверки;

11.9.3. Правовой акт, подтверждающий полномочия лиц, проводивших проверку;

11.9.4. Перечень документов, которые изучались в ходе проверки;

11.9.5. О выполнении каждого из мероприятий плана проверки;

11 9.6. Выводы, к которым пришла проверочная комиссия;

11.9.7. Предложения по устранению выявленных несоответствий и их причин;

11.9.8. Предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в случае необходимости).

Акт составляется в двух экземплярах в течение 14-ти дней по истечении срока проверки, подписывается председателем и членами проверочной комиссии.

Один экземпляр акта передается для ознакомления руководителю органа местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, в отношении которого проводилась депутатская проверка, о чем в акте делается соответствующая отметка. Руководитель органа, должностное лицо местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, имеет право в пятидневный срок со дня получения акта выразить свое мнение о результатах проверки, которое прилагается к акту.

11.10. Председатель комиссии направляет акт проверки в Думу района. Итоги депутатской проверки рассматриваются на заседании Думы района.

12. Проведение депутатских расследований

12.1. Депутатское расследование - это изучение обстоятельств какого-либо происшествия, проводимое по решению и поручению Думы района специально созданной из
числа депутатов временной комиссией.

По согласованию с администрацией района в состав временной депутатской комиссии могут включаться должностные лица администрации района.

12.2. Депутатское расследование может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию Думы района.

12.3. Вопрос о проведении депутатского расследования включается в повестку заседания Думы района по требованию не менее трети от установленного числа депутатов либо постоянной депутатской комиссии Думы района.

12.4. Решение о проведении депутатского расследования должно содержать следующую информацию:

12 4.1. Предмет депутатского расследования;

12.4.2. Цель проведения депутатского расследования (вопросы, на которые необходимо получить ответы);

12.4.3. Состав временной депутатской комиссии, ее председатель;

12.4.4. Срок деятельности проверочной комиссии;

12.4.5. Срок проведения депутатского расследования;

12.4.6. Иные положения, необходимые для проведения депутатского расследования.

12.5. При проведении депутатского расследования не могут подменяться органы, которые по закону должны проводить соответствующие проверки и расследования. В ходе депутатского расследования ведущие его лица могут беседовать с очевидцами, специалистами и экспертами, записывать их объяснения, запрашивать и получать необходимые материалы и документы, проводить заседания, совещания, выходить на место, производить кино-, видео- и фотосъемки.

12.6. Должностные лица, указанные в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения, обязаны предоставлять временной депутатской комиссии требуемую информацию, являться на заседания и слушания комиссии, отвечать на поставленные вопросы по существу, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

12.7. По окончании депутатского расследования на основании собранных материалов временная депутатская комиссия составляет мотивированное заключение, которое представляет Думе района.

12.8. Мотивированное заключение по итогам проведения депутатского расследования содержит:

12.8.1. выводы о достоверности поступившей информации по предмету депутатского расследования;

12.8.2. Выводы о наличии нарушений должностными лицами Устава района, нормативных правовых актов Думы района;

12.8.3. Список должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению временной депутатской комиссии, повлекли нарушение Устава района, нормативных правовых актов Думы района;

12.8.4. Предложения о направлении обращений в правоохранительные органы о привлечении к ответственности отдельных должностных лиц;

12.8.5. Иные предложения и рекомендации.

12.9. По результатам обсуждения мотивированного заключения Дума района принимает решение.

13. Осуществление контрольных полномочий специально созданным контрольным органом

13.1. Контрольные полномочия в части финансового контроля и контроля за использованием муниципальной собственности района Дума района осуществляет также через созданный ею контрольно-счетный отдел.

13.2. Полномочия и порядок деятельности контрольно-счетного отдела определяются Положением о контрольно-счетном отделе Думы Яковлевского муниципального района.

14. Осуществление контрольных функций постоянными депутатскими комиссиями Думы района

14.1. Постоянные депутатские комиссии Думы района при осуществлении контрольных функций:

- вносят в Думу района предложения об осуществлении контроля;

- включают в планы своей работы вопросы о проведении контроля;

- направляют должностным лицам, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения, письменные обращения о предоставлении материалов, необходимых для осуществления контроля;

- заслушивают на заседании информацию должностных лиц, указанных в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения;

- инициируют проведение депутатских проверок и депутатских расследований;

- проводят другие мероприятия, связанные с осуществлением контроля.

14.2. По результатам осуществления контроля постоянные депутатские комиссии представляют Думе района информацию и свои рекомендации.

15. Использование результатов контрольных мероприятий

15.1. По результатам контрольных мероприятий Думой района принимается решение.

При принятии решения по результатам контрольных мероприятий Думой района может быть произведена оценка деятельности органов и должностных лиц, указанных в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения.

15.2. Оценка деятельности может быть:

“Удовлетворительное исполнение органом или должностным лицом местного самоуправления своих полномочий“;

“Неудовлетворительное исполнение органом или должностным лицом местного самоуправления своих полномочий“.

15.3. В случае, если Дума района в целом удовлетворена деятельностью органов и должностных лиц по решению вопросов местного значения, но имеются недостатки, подлежащие исправлению, то Думой района может быть вынесено “предупреждение о ненадлежащем исполнении органом или должностным лицом местного самоуправления своих полномочий“.

15.4. При обнаружении Думой района фактов нарушения действующего законодательства, муниципальных правовых актов или недостатков правового регулирования правоотношений в области местного самоуправления Дума района вправе:

1) принять решение о передаче материалов в правоохранительные органы для правовой оценки;

2) опубликовать данные проверки в средствах массовой информации;

3) потребовать устранения фактов нарушения действующего законодательства;

4) поручить главе района принять меры с целью недопущения нарушения действующего законодательства;

5) внести главе района предложения об устранении недостатков правового регулирования;

7) принять необходимое для устранения соответствующего нарушения или недостатка решение.