Законы и постановления РФ

Решение Приморского краевого суда от 20.01.2011 N 3-115/10 <О признании недействующим абзаца первого пункта 13 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па “Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края“ (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 16.08.2007 N 232-па, от 26.10.2007 N 282-па, 28.12.2007 N 372-па, от 18.03.2008 N 58-па, от 09.04.2010 N 131-па)>

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2011 г. N 3-115/10

(извлечение)

Приморский краевой суд,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па, в части,

установил:

15 марта 2007 года Администрацией Приморского края принято постановление N 66-па “Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края“ (далее - Положение), которое опубликовано в изданиях “Приморская газета“, N 20 (82) от 23 марта 2007 года и “Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края“, N 8 от 19 марта 2007 года. Постановлениями Администрации
Приморского края от 16.08.2007 N 232-па, от 26.10.2007 N 282-па, от 28.12.2007 N 372-па, от 18.03.2008 N 58-па и от 09.04.2010 N 131-па, опубликованными, соответственно, в издании “Приморская газета“ N 63 (126) от 24 августа 2007 года, N 83 (146) от 2 ноября 2007 года, N 2 (163) от 15 января 2008 года, N 20 (184) от 25 марта 2008 года и N 31 (422) от 16 апреля 2010 года, в указанное постановление внесены изменения.

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением об оспаривании названного нормативного правового акта в части, просил признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 5 - 9, 11, 12, 15 (в части слов “государственный лесной контроль и надзор“, “государственного лесного контроля и надзора“), абзац 16 подпункта 10.5, подпункт 10.8, абзац 1 пункта 13 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что абзацы 5 - 9, 11, 12, 15 (в части слов “государственный лесной контроль и надзор“, “государственного лесного контроля и надзора“), абзац 16 подпункта 10.5, подпункт 10.8 по своему содержанию не соответствуют требованиям пункта 6 статьи 65 Федерального закона “Об охране окружающей среды“, поскольку свидетельствуют о совмещении Управлением лесным хозяйством Приморского края функций государственного экологического контроля (государственного лесного контроля (надзора) и хозяйственного использования природных ресурсов (леса), что запрещено названной нормой Федерального закона.

Кроме того, прокурор указал, что Управление лесным хозяйством Приморского края осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области
лесных отношений. В связи с этим, в силу пункта 1 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ, структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, согласовывает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а утверждает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, каковым является Губернатор Приморского края. Между тем, абзацем первым пункта 13 Положения установлено, что структура Управления утверждается Администрацией Приморского края по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что противоречит федеральному законодательству.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда абзац 1 пункта 13 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па, по основаниям, изложенным в заявлении.

На рассмотрении требований в части признания недействующими абзацев 5 - 9, 11, 12, 15 (в части слов “государственный лесной контроль и надзор“, “государственного лесного контроля и надзора“), абзаца 16 подпункта 10.5 и подпункта 10.8 Положения прокурор не настаивал, в связи с тем что Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ статья 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ дополнена пунктом 7, в соответствии с которым положения настоящей статьи не применяются при осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Таким образом, оспариваемые нормы не имеют противоречий федеральному законодательству.

Представитель Администрации Приморского края с уточненными требованиями прокурора согласился, указал, что в настоящее время Администрацией Приморского края решается вопрос о внесении изменений в абзац первый пункта
13 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии с пунктами “д“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; лесное законодательство; законодательство об охране окружающей среды.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование лесных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па “Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края“, Управление лесным хозяйством Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Как следует из пункта 1 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия.

Федеральным органом
исполнительной власти в сфере лесных отношений в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 “О Федеральном агентстве лесного хозяйства“, является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет согласование структуры уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 5.4.13).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данное регулирование основано на положениях пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. 05.04.2010), согласно которым федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий России по предметам ведения России и (или) по предметам совместного ведения России и субъектов РФ органам государственной власти субъектов РФ, должны содержать положения, определяющие права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия.

Высшим должностным лицом Приморского края и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Приморского края в силу статей 8, 36, 41 и 42 Устава Приморского края от 06.10.1995 N 14-КЗ является Губернатор Приморского края, который определяет структуру исполнительных органов государственной власти Приморского края в соответствии с настоящим Уставом.

Таким образом, указание в абзаце первом пункта 13 оспариваемого Положения на то, что
утверждение структуры Управления лесным хозяйством Приморского края производится по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствующей области Администрацией Приморского края, а не Губернатором Приморского края, противоречит пункту 2 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая это требование закона, а также то, что на день рассмотрения дела Администрацией Приморского края не устранены имеющиеся в оспариваемом нормативном правовом акте противоречия федеральному законодательству, суд полагает возможным признать абзац первый пункта 13 Положения недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявление прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать недействующим абзац первый пункта 13 Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па “Об утверждении Положения об управлении лесным хозяйством Приморского края“ (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 16.08.2007 N 232-па, от 26.10.2007 N 282-па, 28.12.2007 N 372-па, от 18.03.2008 N 58-па, от 09.04.2010 N 131-па, со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в изданиях “Приморская газета“ и “Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края“, по вступлении решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, представление прокурора в течение 10 дней
в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд.