Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.08.2009 по делу N А33-12177/2009 <Несоставление приходных и расходных кассовых ордеров и невнесение записи в кассовую книгу является неоприходованием денежных средств в кассовую книгу предприятия и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2010 по делу N А33-12177/09 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по делу N А33-12177/2009 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2009 г. по делу N А33-12177/2009

Резолютивная часть решения изготовлена 13 августа 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 13 августа 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края Е.В. Севастьяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Любава“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Красноярскому краю,

о признании незаконным и отмене постановления N 24-1 от 30.06.2009 о назначении административного наказания

без участия
сторон

при ведении протокола судебного заседания судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Любава“ (далее - общество “Любава“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Красноярскому краю о признании незаконными и отмене постановления N 24-1 от 30.06.2009 о назначении административного наказания.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени, месте и дате судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовые уведомления о вручении от 28.07.2009 N N 66000034 23138 4, 660000 34 23139 1).

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Как следует из материалов дела, общество “Любава“ зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062437002231.

В период с 29.05.2009 до 16.06.2009 должностным лицом административного органа проведена проверка общества “Любава“ по вопросам соблюдения полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 28.04.2009 по 28.05.2009.

По результатам проверки были составлены: акт проверки полноты учета выручки от 18.06.2009 N 24, протокол об административном правонарушении от 18.06.2009 N 24-1, в которых зафиксировано следующее.

При проведении проверки полноты учета выручки, для подтверждения оприходования (не полного оприходования) в кассу наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, налогоплательщику было вручено требование N 1 от 29.05.2009 (исх. N 06-24/04200) о предоставлении документов (кассовой книги, журнала кассира-операциониста, приходных и расходных кассовых ордеров) в срок до 01.06.2009. Требование обществом получено 29.05.2009.

01.06.2009 обществом представлено письменное уведомление (входящий N 05849) о невозможности предоставления
в указанные сроки документов в связи с поломкой компьютера, в связи с чем документы будут представлены налоговому органу в срок до 08.06.2009.

08.06.2009 обществом в адрес налогового органа, запрашиваемые по вышеуказанному требованию документы представлены. Установлено, что обществом ведется журнал кассира-операциониста по контрольно-кассовой технике установленного образца (КМ-4), журнал прошнурован, пронумерован, зарегистрирован в налоговом органе, ведется ежедневно согласно порядка ведения кассовых операций.

При проведении проверки выполнения законодательства по применению контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций было установлено следующее: согласно показаниям фискального отчета контрольно-кассовой техники ЭКР 2102К заводской номер 1723949, принадлежащей обществу “Любава“, общая сумма выручки за период с 28.04.2009 по 28.05.2009 (выручка ФО) составляет 1271184 руб. 59 коп.

Согласно записям в журнале кассира-операциониста общая сумма выручки (выручка ЖКО) за проверяемый период составила 1271184 руб. 59 коп. За период с 28.04.2009 по 28.05.2009 сумма возвратов денежных средств из контрольно-кассовой техники по ошибочно пробитым чекам общества “Любава“ составила 90268 руб. 70 коп., следовательно, выручка ФО предприятия за проверяемый период, подлежащая проверке на полноту учета, составляет 1180915 руб. 89 коп. Согласно приходно-кассовых ордеров и кассовой книги, сумма оприходованных в кассу наличных денежных средств, за период с 28.04.2009 по 28.05.2009 составляет 1181600 руб. 00 коп.

В ходе проведения проверки установлен факт не полного оприходования выручки в кассу: 28.04.2009 сумма неполного оприходования выручки составила 32 руб. 95 коп.; 29.04.2009 - 70 руб. 30 коп.; 30.04.2009 - 51 руб. 90 коп.; 01.05.2009 - 243 руб. 85 коп.; 04.05.2009 - 115 руб. 65 коп.; 05.05.2009 - 95 руб. 45 коп.; 06.05.2009 - 178 руб. 75 коп.; 10.05.2009
- 138 руб. 55 коп.; 11.05.2009 - 196 руб. 85 коп.; 12.05.2009 - 168 руб. 25 коп.; 15.05.2009 - 94 руб. 05 коп.; 16.05.2009 - 347 руб. 20 коп.; 19.05.2009 - 206 руб. 25 коп.; 20.05.2009 - 278 руб. 40 коп.; 23.05.2009 - 245 руб. 90 коп.; 24.05.2009 - 316 руб. 50 коп.; 26.05.2009 - 271 руб. 08 коп.; 27.05.2009 - 336 руб. 10 коп. На вышеуказанные суммы выручки не составлены приходные и расходные кассовые ордера, не произведены записи в кассовую книгу, что является нарушением пунктом 13, 14, 21, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком России 22.09.1993 N 40.

Постановлением начальника налогового органа от 30.06.2009 N 24-1 на заявителя наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб., что послужило поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Оценив обстоятельства дела, доводы сторон и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и дело об административном правонарушении рассмотрено налоговым органом в пределах его компетенции.

Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в
кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О бухгалтерском учете“ от 21.11.1996 N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции подлежат регистрации подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучета в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учета признается требование полноты учета. Излишек имущества, в том числе денежных средств, должен выявляться организацией и оприходываться. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предыдущим периодам, производятся в отчетности, составляемой за период, в котором были обнаружены искажение ее данных.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается определение порядка ведения кассовых операций.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993
N 40 (далее - Порядок), ведение кассовых операций предусматривает ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Пунктом 3 Порядка установлено, что для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (пункт 14 Порядка).

В силу пункта 21 Порядка приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи. Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники.

Согласно пунктам 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге, при этом, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи
денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итого операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

Порядок ведения кассовой книги и ее форма (N КО-4) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, согласно указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации кассовая книга применяется для учета поступлений и выдачи наличных денег организации в кассе.

Из анализа указанных норм действующего законодательства следует, что под понятием “оприходование в кассу денежной наличности“ понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций, что имело место в данном случае.

При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной
наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Таким образом, не составление приходных и расходных кассовых ордеров и не внесение записи в кассовую книгу является неоприходованием денежных средств в кассу предприятия и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП.

В связи с изложенным, суд находит несостоятельным доводы заявителя о том, что в ходе проведения проверки административным органом остатки наличных денежных средств в кассе с данными фискального отчета (контрольно-кассовой лентой) не сверялись и о том, что административным органом не установлен факт неоприходования в кассу денежных средств согласно данных книги кассира-операциониста против данных фискального отчета.

Из материалов дела следует, согласно показаниям фискального отчета контрольно-кассовой техники ЭКР 2102К заводской номер 1723949, принадлежащей обществу “Любава“ общая сумма выручки за период с 28.04.2009 по 28.05.2009 (выручка ФО) составляет 1271184 руб. 59 коп.

Согласно записям в журнале кассира-операциониста общая сумма выручки (выручка ЖКО) за проверяемый период составляет 1 271 184 руб. 59 коп.

За период с 28.04.2009 по 28.05.2009 сумма возвратов денежных средств из контрольно-кассовой техники по ошибочно пробитым чекам общества “Любава“ составила 90 268 руб. 70 коп., следовательно, выручка ФО общества за проверяемый период, подлежащая проверке на полноту учета, составляет 1 180 915 руб. 89 коп.

Согласно приходно-кассовых ордеров и кассовой книги, сумма оприходованных в кассу наличных денежных средств, за период с 28.04.2009 по 28.05.2009 составляет 1 181 600 руб. 00 коп.

Административным органом установлен факт не полного оприходования выручки в кассу: 28.04.2009, сумма неполного оприходования выручки составила 32 руб. 95 коп.; 29.04.2009 - 70 руб. 30 коп.; 30.04.2009 - 51 руб. 90
коп.; 01.05.2009 - 243 руб. 85 коп.; 04.05.2009 - 115 руб. 65 коп.; 05.05.2009 - 95 руб. 45 коп.; 06.05.2009 - 178 руб. 75 коп.; 10.05.2009 - 138 руб. 55 коп.; 11.05.2009 - 196 руб. 85 коп.; 12.05.2009 - 168 руб. 25 коп.; 15.05.2009 - 94 руб. 05 коп.; 16.05.2009 - 347 руб. 20 коп.; 19.05.2009 - 206 руб. 25 коп.; 20.05.2009 - 278 руб. 40 коп.; 23.05.2009 - 245 руб. 90 коп.; 24.05.2009 - 316 руб. 50 коп.; 26.05.2009 - 271 руб. 08 коп.; 27.05.2009 - 336 руб. 10 коп.

На вышеуказанные суммы выручки обществом не составлены приходные и расходные кассовые ордера, не произведены записи в кассовую книгу, что является нарушением пунктом 13, 14, 21, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком России 22.09.1993 N 40.

Материалами дела (в том числе, актом проверки N 24 от 18.06.2009 полноты учета выручки; приложением N 1 к акту проверки от 18.06.2009; протоколом об административном правонарушении от 18.06.2009 N 24-1; фискальным отчетом по контрольно-кассовой машине за период с 28.04.2009 по 28.05.2009; копией журнала кассира-операциониста; расходными и приходными кассовыми ордерами) подтверждается факт нарушения обществом “Любава“ порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившийся в неоприходовании в кассу денежной наличности за период с 28.04.2009 по 28.05.2009 в сумме 684 руб. 11 коп. (не составление приходных и расходных кассовых ордеров и не внесение записи в кассовую книгу).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный орган доказал наличие в действиях общества “Любава“ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества “Любава“ вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд полагает, что у общества “Любава“ имелась возможность для соблюдения Порядка ведения кассовых операций, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Любава“, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062437002231, расположенного по адресу: Красноярский край, с. Туруханск, ул. Молодежная, д. 14б, о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 24-1 от 30.06.2009 о назначении административного наказания.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА