Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.07.2008 по делу N А33-4286/2008 <Наличие факта прохождения работниками истца военных сборов и отсутствие в материалах дела доказательств оплаты ответчиком в порядке, установленном действующим законодательством, фактических расходов, понесенных истцом в связи с прохождением его работниками военных сборов, послужило основанием для удовлетворения иска>

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N А33-4286/2008-03АП-3063/2008 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2008 г. по делу N А33-4286/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Медведева О.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского филиала (г. Канск)

к объединенному военному комиссариату г. Канска (г. Канск)

о взыскании 37 655,97 руб. убытков,

при участии:

от истца: К. - представителя по доверенности от 28.12.2007;

от ответчика: Н. - представителя по доверенности от 25.06.2008,

при ведении протокола судебного заседания судьей Медведевой О.И.,

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 24 июля 2008 года. В полном
объеме решение изготовлено 29 июля 2008 года.

установил:

открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“ в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского филиала (далее - ОАО “Сибирьтелеком“) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к объединенному военному комиссариату г. Канска (далее - военный комиссариат) о взыскании 37 655,97 руб. убытков.

Определением от 26.06.2008 рассмотрение дела назначено в настоящее судебное заседание.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, представив письменные пояснения по иску, в которых указано следующее:

- А. и И. призваны на военные сборы в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- согласно статье 54 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы; перечень лиц, не подлежащих призыву на военную службу, установлен ст. 55 указанного закона, призванные работники под действие данного перечня не попадают;

- при получении от ответчика извещений о призыве на военные сборы работников И. (с 01.06.2006 по 30.07.2006), А. (с 01.07.2006 по 30.08.2006) в соответствии со статьей 170 ТК Российской Федерации, предусматривающей обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, и во исполнение п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 333 от 29.05.2006, истцом издан приказ об освобождении данных работников на период прохождения ими военных сборов, указанный в извещениях, и выплате сумм среднего заработка;

- согласно справке о прохождении военного сбора, А. проходил военный сбор в период с 03.07.2006 по 31.08.2006 г. (01.07.2006 - суббота);

- выплата среднего заработка работникам произведена в соответствии с требованиями закона; размер их среднего заработка
рассчитан в соответствии с Положением об особенностях исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. N 213 (исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты по каждому из работников).

Дополнительно в материалы дела представлены копии письма от 21.06.2007 N 02-31, списка от 21.06.2007, справок от 21.03.2008, табелей рабочего времени, выписки из приказа N 6 от 18.01.2005.

В отзыве на иск ответчик считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего:

- объединенный военный комиссариат города Канска Красноярского края в период с 3 июля 2006 года по 31 августа 2006 года призвал на военные сборы на основании Указов Президента Российской Федерации А. и в период с 1 июня 2006 года по 30 июля 2006 года И.;

- на военные комиссариаты возлагается функция по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов (компенсация среднего заработка), при предоставлении следующего пакета документов: счет, расчет среднего заработка, расчет к счету, копия табеля рабочего времени, заверенная печатью, справка о прохождении военных сборов заверенная печатью;

- документы на оплату высланы истцом почтой вх. N 3371 от 29 июня 2007 года не в полном объеме; необходимый пакет документов на возмещение расходов представлен в 2007 году;

- в соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса документы на возмещение должны быть представлены в том году, когда проходили военные сборы, военный комиссариат перечисление денежных средств производит в месячный срок со дня получения счета предприятия;

- военный комиссариат г. Канска Красноярского края является получателем средств Федерального бюджета; в соответствии с положением Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 225,
250) получатели бюджетных средств имеют право на принятие денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов; согласно требований статьи 242 Бюджетного кодекса финансовый год завершается 31 декабря 2006 года; лимиты бюджетных обязательств, выделенные военному комиссариату, прекратили свое действие 31 декабря 2006 года.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала факт прохождения воинской службы работниками истца, размер образовавшейся задолженности, однако считает исковые требования необоснованными, т.к. истец обратился к ответчику по истечении 2006 г., когда в бюджете ответчика предусматривалось финансирование заявленных расходов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

В мае 2006 в адрес истца поступили извещения от ответчика о призыве на военные сборы работников ОАО “Сибирьтелеком“ И. (с 01.06.2006 по 30.07.2006) и А. (с 01.07.2006 по 30.08.2006).

09.06.2006 ОАО “Сибирьтелеком“ издан приказ N 186-к об освобождении работников И. и А. от работы в связи с призывом на учебные сборы и о выплате им сумм среднего заработка в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 333 от 29.05.2006.

В соответствии со справкой о прохождении военного сбора военного комиссариата от 31.08.2007 N 4/598 А. проходил военный сбор в период с 03.07.2006 по 31.08.2006 при войсковой части 03202 г. Канска Красноярского края.

Согласно справке военного комиссариата от 28.07.2006 N 352 И. проходил военный сбор в период с 01.06.2006 по 30.07.2006 при войсковой части 03259 г. Канска Красноярского края.

ОАО “Сибирьтелеком“ произвело выплаты среднего заработка
работником И. в размере 15 928,50 руб. и А. в размере 21 727,47 руб.

Сопроводительным письмом от 21.06.2007 N 02-31 истцом предъявлен ответчику счет N 05-55920-1078 от 20.06.2007 на сумму 37 655,97 руб. для оплаты фактических расходов, связанных с прохождением военных сборов работников истца.

Согласно письму ответчика от 26.12.2007 N 5921 ОАО “Сибирьтелеком“ было отказано в компенсации расходов по причине его обращения по прошествии года фактического прохождения работниками военных сборов (2006 г.) и невозможностью превышения лимита бюджетных средств.

Невозмещение ОАО “Сибирьтелеком“ расходов, связанных с прохождением работниками истца военных сборов в сумме 37 655,97 руб., послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. В качестве правового основания истец указывает статьи 15, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков
в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Для возмещения причиненных убытков необходимо доказать факт причинения убытков, вину причинителя вреда, незаконность его действий или бездействия (в нарушение требований законодательства, договора), размер причиненных убытков, а также причинно-следственную связь между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в возмещении убытков.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании с ответчика убытков в заявленной сумме послужило невозмещение ему ответчиком расходов, связанных с прохождением работниками истца военных сборов, в сумме 37 655,97 руб.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 “О воинской обязанности и военной службе“ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны
исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 “О воинской обязанности и военной службе“ порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

Согласно пунктам 24, 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 “О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности“ (далее - Положение о проведении военных сборов), материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации; финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения).

В силу пункта 26 Положения о проведении военных сборов осуществление расходов, указанных в подпункте “а“, абзацах четвертом и пятом подпункта “б“ пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1
декабря 2004 г. N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата.

В соответствии с пунктами 2, 5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).

Материалами дела (извещение/повестка от 01.06.2006, извещение от 01.07.2006, приказ N 186-к от 09.06.2006, справка от 31.08.2007 N 4/598, справка от 28.07.2006 N 352) подтверждается и сторонами не оспаривается факт нахождения работников ОАО “Сибирьтелеком“ на военных сборах, в том числе: И. - в период с 01.06.2006 по 30.07.2006 при войсковой части 03259 г. Канска Красноярского края; А. - в период с 01.07.2006 по 30.08.2006 при войсковой части 03202 г. Канска Красноярского края. При этом, размер убытков подтверждается представленными в материалы дела документами (справки о начислении среднего заработка от 21.03.2008, табели рабочего времени, счет N 05-55920-1078 от 20.06.2007). Несмотря на это, расходы в сумме 37 655,97 руб. ответчиком до настоящего времени не оплачены.

При таких обстоятельствах истец доказал обоснованность взыскания с ответчика
убытков в сумме 37 655,97 руб.

Довод ответчика о том, что в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса документы на возмещение должны быть представлены в том году, в котором проходили военные сборы, не принимаются судом, т.к. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704, не устанавливают ограничения для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 1 506,23 руб. С учетом удовлетворения исковых требований в сумме 37 655,97 руб. расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с объединенного военного комиссариата города Канска в пользу открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Восточного центра телекоммуникаций Красноярского филиала 37 655,97 руб. убытков, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 506,23 руб.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

О.И.МЕДВЕДЕВА