Законы и постановления РФ

Постановление Совета администрации Красноярского края от 30.06.2008 N 287-п “Об утверждении основных направлений семейной политики в Красноярском крае на 2008 - 2011 годы“

Начало действия документа - 08.07.2008.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В соответствии с пунктом 4 данный документ вступил в силу в день, следующий за днем официального опубликования (опубликовано в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“ - 07.07.2008).

СОВЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2008 г. N 287-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ

В соответствии со статьями 103, 169 Устава Красноярского края постановляю:

1. Утвердить основные направления семейной политики в Красноярском крае на 2008 - 2011 годы (прилагаются).

2.
Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя Губернатора края В.Ю. Кузубова.

3. Опубликовать Постановление в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“.

4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Первый заместитель

Губернатора края

А.В.НОВАК

Утверждены

Постановлением

Совета администрации края

от 30 июня 2008 г. N 287-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Необходимость повышения качества жизни семей в процессе социально-экономической трансформации России требует определения основных направлений семейной политики как части социальной политики края, которые определяют основные цели, принципы, приоритеты краевой защиты, поддержки и развития всех категорий семей, материнства, отцовства и детства, а также разделение полномочий и сфер ведения между краевыми и муниципальными органами.

Семья - это общность людей, основанная на браке или кровном родстве, объединенная общими интересами и взаимной ответственностью ее членов, как правило, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство. Настоящие направления призваны урегулировать отношения края и семьи как социального института и имеют своей целью конкретизацию мер по обеспечению краем необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышению качества жизни семьи.

Семейная политика, реализуемая в Красноярском крае, исходит из приоритета общечеловеческих ценностей и базируется на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе Красноярского края, законах Красноярского края, направленных на поддержку семьи и детей.

Направления семейной политики основываются на признании ценности семьи для жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимости учета интересов семьи и детей, а также признания специальных мер социальной поддержки.

Семья - основа основ человеческой жизни и развития человека. Ее состояние
влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Семья должна стать основой экономического и нравственного возрождения страны. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. При всех изменениях общества и политических систем человечество не придумало другой формы жизни людей, воспитания подрастающих поколений. “Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; это место самых горячих связей, благодати и бескорыстия“, - писал русский философ В.В. Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

Изменения политического и социально-экономического уклада жизни общества, происшедшие в нашей стране в последнее время, коснулись каждого его члена, каждой семьи. Увеличилась социальная и географическая мобильность населения, выросла миграция, в том числе и за пределы государства, фундаментально изменились традиционные роли членов семьи, особенно женщин, увеличился социально-культурный разрыв поколений, в массовом сознании падает ценность семьи и детей.

Кризисное состояние социального института семьи не позволяет развиваться обществу и требует от края неотложных и решительных мер по его фундаментальной поддержке и стабилизации. Очевидна необходимость разработки качественно иной идеологии и системы реализации краевой семейной политики, которые обеспечили бы новый уровень положения семьи в обществе, расширение жизненного пространства семьи, новый уровень ответственности края за укрепление и развитие института семьи, и семьи - за выполнение основных социальных функций, вклад в развитие общества.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая на экономическом форуме в г. Красноярске, отмечал: “Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый
гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей“.

Решению этой задачи должна способствовать целенаправленная краевая семейная политика. Краевая семейная политика - это самостоятельное направление краевой деятельности, которая имеет свой собственный предмет и “не растворяется“ в социальной политике. Ее объектом выступает семья как социальная общность. Семейная политика как комплексная (не односторонняя) деятельность охватывает все основные сферы взаимодействия семьи и государства. Такое понимание семейной политики требует создания специальной системы, включающей организационное, программное, кадровое и другое обеспечение, не только на федеральном, но также и на краевом и муниципальном уровнях.

Новое качество краевой семейной политики должно выражаться прежде всего в предоставлении семье полноценного социально-правового статуса; включении семьи как социальной общности в систему правовых отношений общества; создании органа исполнительной власти края по вопросам семейной политики.

Различаются две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Это проблемы, связанные с функционированием макроэкономической и макросоциальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих специфических проблем и составляет предмет семейной политики.

Разработка семейной политики должна опираться на точный анализ состояния дел и прогноз возможных вариантов развития.

2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЬИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

По данным статистики в Красноярском крае проживает 2897,7 тыс. человек, что на 128 тыс. меньше, чем в 2000 году. Абсолютное большинство семей в крае имеет в своем составе не более трех человек. Изменения в
образе жизни современной семьи сформировали в общественном сознании представление о предпочтительности не только малодетной, но и простой нуклеарной семьи, состоящей только из супружеской пары с детьми или без детей. Таких семей абсолютное большинство. Доля их в сельской местности выше, чем в городских поселениях.

Типичными являются семьи, имеющие одного или двух детей. И лишь 4,2% семей в Красноярском крае имеют трех и более детей. Доля семей, имеющих только одного ребенка, значительно выше в городских поселениях, чем в сельских, тогда как доля семей с двумя, тремя и более детьми, напротив, меньше.

Красноярский край в последние годы переживает волну новой индустриализации, в крае реализуются новые инвестиционные проекты. Это подтверждается и статистикой. В 2007 году впервые за последние годы отмечено положительное сальдо миграции - 866 человек. Численность населения в трудоспособном возрасте выросла на 29,3 тысячи человек (в силу вступления в возраст трудовой активности молодежи 80-х годов рождения, когда было зарегистрировано высокое число рождений). Естественная убыль населения уменьшилась с 16345 человек в 2000 году до 4301 человека в 2007 году.

В крае наблюдается снижение уровня смертности населения. Смертность на 1000 человек населения снизилась с 14,8 умерших в 2000 году до 13,3 умерших в 2007 году (мужчин - с 17,9 до 16,5 умерших, женщин - с 11,9 до 11,7 умерших). Однако тревожит тот факт, что более половины (51,5%) умерших мужчин находились в трудоспособном возрасте (для женщин этот показатель составил 17,8%).

В крае существенно улучшилось медицинское и социальное обслуживание семей. Так, в 2007 году младенческая смертность по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 32,2%. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, составила в
2006 году 11,4 тыс. человек, что на 23% меньше, чем в 2000 году. С 1 апреля 2007 года в 14 территориях края организована работа по созданию участковых социальных служб, специалистами которых оказано 119547 услуг 47957 обратившимся, в том числе 6403 несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. За 2007 год снято с учета 3110 семей, находящихся в социально опасном положении, из них в связи с улучшением положения 1172 семьи.

Вместе с тем в положении семей в крае наблюдается ряд неблагоприятных тенденций. Многими исследователями отмечается, и статистика подтверждает, что в обществе наблюдается утрата ценности семьи в ее традиционном понимании. Так, в 2007 году в крае на каждые девять браков приходилось шесть разводов, хотя число браков по сравнению с 2006 годом увеличилось на 16,1%, т.е. налицо неустойчивость традиционной семьи как социального института.

В настоящее время в крае растет число лиц, которые никогда не состояли в браке (из 1000 человек в возрасте от шестнадцати лет и старше насчитывается 210 человек), и едва ли не каждая десятая супружеская пара состоит в незарегистрированном браке. К тому же снижается и среднее количество детей в семьях (0,8 - 0,9 ребенка на семью). Кроме того, 35% новорожденных в крае рождены вне брака, почти 20% детей живет в неполных семьях.

Социальные последствия разводов разнообразны: от увеличения количества неполных семей до распространения такого социального явления, как одиночество. Но наиболее серьезным последствием разводов является то, что репродуктивные потребности женщин оказываются нереализованными, что негативно отражается на воспроизводстве населения.

Несмотря на это, в 2007 году родилось 34,2 тыс. детей, что на 21,6% больше, чем в 2000 году, и
на 7,3% больше, чем в 2006 году. Но при этом 35,1% новорожденных в 2006 году рождены вне брака. По сравнению с 2000 годом в крае увеличился средний возраст матери с 25,6 года до 26,3 года (по Российской Федерации - 27,0 года, по Сибирскому федеральному округу - 26,6 года), т.е. женщины более обдуманно относятся к рождению ребенка.

В настоящее время в крае насчитывается 37200 неполных семей. Более половины неполных семей имеют детей моложе 18 лет. Воспитание в неполной семье, как правило, связано с недостатком родительского внимания и общения между детьми и родителями. Семьи, возглавляемые женщиной, сталкиваются со значительными материальными проблемами. Повышенный риск бедности детей в неполных семьях связан с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые хотя бы частично призваны компенсировать снижение дохода семьи после распада брака. Материальная поддержка детей все больше зависит от доброй воли отцов и государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей разведенных женщин с детьми.

Социальные проблемы семей требуют неотложного решения. Так, на конец 2006 года состояло на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения 47,0 тыс. детей, а получило путевки только 23,7 тыс. человек. И хотя компенсационные выплаты за невозможность посещения дошкольных образовательных учреждений привели к уменьшению очереди на 50%, проблема остается достаточно острой. Только 13% детей могут пользоваться услугами дополнительного образования, причем многие из них, особенно в г. Красноярске, являются платными, что объективно снижает возможность удовлетворения образовательных потребностей детям из малообеспеченных семей.

В настоящее время только 77% семей проживают в отдельной квартире. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2007
года насчитывалось 47,1 тыс. семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. В 2007 году в крае за счет всех источников финансирования построено 1134,9 тыс. квадратных метров общей жилой площади, в том числе за счет собственных и заемных средств - 295,1 тыс. квадратных метров. Тем не менее, для молодой семьи, особенно если супруги работают в бюджетной сфере, или для многодетной семьи возможность приобретения собственного жилья остается несбыточной мечтой.

Острой проблемой в России является социальное сиротство, то есть сиротство детей при живых родителях. Растет число родителей, не выполняющих родительские обязанности, с 3877 в 2006 году до 4045 в 2007 году. В 2007 году в крае был 3481 ребенок, оставшийся без попечения родителей, что на 2,1% меньше по сравнению с 2006 годом. Большинство воспитанников детских домов имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются их воспитанием (алкоголики, заключенные и лица, лишенные родительских прав). Дети, переданные на государственное обеспечение, в большей степени сталкиваются с риском нищеты, проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Эти дети социально не защищены, поэтому одним из приоритетов семейной политики должно стать развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Ежегодно более 50% выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи. В 2007 году в крае было 434 приемные семьи, в них находилось 999 детей (в 2005 году - в 136 приемных семьях находилось 352 ребенка).

В крае насчитывается 9900 семей с детьми-инвалидами, требующих специального внимания и помощи.

Значительная часть проблем, стоящих перед российской семьей, по-прежнему имеет материальный характер. И хотя в Красноярском крае в 2006 году (по
предварительным данным) доля малообеспеченных семей с детьми снизилась по сравнению с 2004 годом с 52% до 45,7%, все же 283700 детей воспитываются в малоимущих семьях. В настоящее время более 250 тыс. семей состоят на учете в органах социальной защиты. Тревожит тот факт, что рождение ребенка существенно ухудшает материальное положение семьи: среднедушевой доход в семьях с тремя детьми в 3,2 раза ниже, чем в семьях с одним ребенком.

Данные исследования состояния семьи в Красноярском крае в 2005 году показали, что для большинства семей именно финансовая несостоятельность и жилищные проблемы являются факторами, сдерживающими рождение детей. А приведенная статистика отражает существенное изменение положения и состояния человека и семьи в России. Основные проблемы, с которыми сталкивается семья в результате происходящих социальных и экономических изменений, это:

резкое падение реальных доходов большинства семей в России, увеличение числа малообеспеченных слоев населения, хроническая нерешенность жилищной проблемы, особенно для молодых семей;

недоступность для многих семей качественной медицинской помощи, услуг дошкольного и дополнительного образования, учреждений культуры и отдыха;

ослабление семейных и родственных связей, рост числа неполных семей, социального сиротства, семейного насилия;

отсутствие условий для сочетания работы на производстве и выполнения семейных обязанностей женщинами.

Но не только экономические причины лежат в основе складывающегося положения. Складываются новые системы ценностей, где на первое место выходят ценности гедонизма, индивидуального успеха, карьеры и власти. Семья плохо вписывается в эту систему ценностей, поскольку требует самоотдачи, бескорыстной любви, снижения возможностей карьеры и материальных ограничений.

Вследствие этого формируются новые типы межличностных и семейных отношений - гражданский брак, часто меняющиеся партнеры, снижение ответственности за собственных детей, а впоследствии - и немощных родителей.

Потребность в родительстве, например, может
быть удовлетворена рождением и одного ребенка, причем, по утвердившемуся мнению, в этом случае родители могут дать своему малышу больше заботы и внимания. Кроме того, за прошедшее десятилетие прочно укоренился образ многодетной семьи как семьи неблагополучной (не случайно многодетная семья официально относится к категориям семей, нуждающихся в социальной поддержке). Нельзя не учитывать и того, что традиции многодетной семьи в обществе утрачены, женщины, вступающие в детородный возраст, сами практически всегда являются первыми - вторыми детьми в семье и представлений о том, как жить и воспитывать детей в многодетной семье, у них нет. Отсюда - неуверенность в своей способности справиться с функцией социализации детей, которая для нормальной семьи является одной из основных.

Еще одна проблема, влияющая на демографическую ситуацию в России, - рост смертности населения, особенно в молодом возрасте. Высокая смертность ведет к преждевременному уходу из жизни детей и молодежи, трудоспособного населения и потерям значительной части демографических инвестиций. Поэтому необходимо формировать у населения жизнесохранительное поведение. И семья, и государство одинаково заинтересованы в улучшении здоровья и продолжительности жизни каждого отдельного человека.

Приоритетным в семейной политике должно стать обеспечение качества населения. Для полноценного будущего в подрастающем поколении России нужны здоровые, образованные, социально компетентные люди. Необходим переход от стимулирования рождаемости в форме социальных выплат, побуждающих к рождению детей в основном пьющие семьи, к поддержке в реализации репродуктивных планов семей с работающими родителями и семей, заинтересованных в том, чтобы обеспечивать свое благосостояние на трудовой основе.

В реализацию краевой семейной политики на основе принципов социального партнерства необходимо активное включение и бизнес-структур. Работодатели должны быть заинтересованы в качестве населения, его здоровье и образованности, поскольку это потенциальные трудовые ресурсы, необходимое условие для реализации любых производственно-экономических проектов.

Главным условием выхода из социально-демографического кризиса населения является поворот в общественном сознании, возвращение к семейным ценностям. Особая роль в этом принадлежит Русской православной церкви и другим религиозным конфессиям, традиционно осуществляющим свою деятельность в России. Семейные ценности, духовность в отношениях между мужчиной и женщиной, любовь и забота между всеми членами семьи, ориентация на рождение детей как основное предназначение семьи - это тот вклад в изменение общественного сознания, который предлагает церковь. Кроме этого, ресурсом для воздействия на общество является тысячелетний опыт социального служения, непосредственной работы с населением в церковных общинах при осуществлении таких церковных таинств, как венчание и крещение, имеющих особый сакральный смысл для семьи.

3. ЦЕЛИ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ

Цели краевой семейной политики в отношении семьи заключаются в обеспечении краем необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, в создании условий для самостоятельного решения семьей своих проблем.

Основные направления краевой семейной политики призваны решить следующие задачи:

обеспечение социальной безопасности института семьи на основе общественной экспертизы проектов принимаемых нормативно-правовых актов в интересах семьи;

повышение ответственности семьи и родителей за развитие человеческого потенциала края, включение молодых поколений в решение важнейших социально-экономических задач страны, воспитание новых поколений сибиряков-патриотов;

создание необходимых условий для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социокультурной, воспитательной и других ее функций, формирование в обществе высокого престижа семейных ценностей и семейного образа жизни;

содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим и культурным переменам, созданию необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их потенциала, экономической самостоятельности;

повышение воспитательного потенциала семьи как основного института социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

формирование позитивного “просемейного“ общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;

предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия;

совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с семьей.

4. ПРИНЦИПЫ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Краевая семейная политика в отношении такого достаточно автономного социального института, как семья, должна быть исключительно деликатной и гибкой. Для взаимодействия с семьей в процессе ее сопровождения можно использовать разнообразные средства: правовые, экономические, идеологические, социальные. При этом речь идет в основном о создании условий, которые сама семья может оценить как благоприятные, стимулирующие. Таким образом, семейная политика края выстраивается как система косвенного воздействия на семью.

Краевая семейная политика в отношении семьи основывается на следующих принципах:

признании высшей социальной ценностью благополучной, социально здоровой, успешной семьи, воспитывающей не менее 2 детей, осуществляющей заботу о своих старших (нетрудоспособных) членах;

самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития;

равенстве семей в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

равноправии между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей и ответственности за сохранение семьи и воспитание детей;

партнерстве семьи и края, разделении между ними ответственности за семью, сотрудничестве с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятии краем обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, вызванных объективными обстоятельствами;

осуществлении дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создании экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

ответственности семьи, органов государственной власти края и учреждений за нарушение прав и законных интересов детей и причинение им вреда.

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

5.1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, САМОДОСТАТОЧНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СЕМЬИ ЗА РЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРОБЛЕМ

Для выполнения семьей основных функций край предоставляет гарантии ее материального благосостояния, для чего необходимо дифференцированное и адресное сопровождение семьи:

для малообеспеченных семей - материальная помощь и содействие в трудоустройстве и обеспечении экономической самостоятельности, ответственности работоспособных членов семьи;

для других семей - оказание юридических, психологических и иных услуг;

развитие реального сектора экономики в крае как условия осуществления достойного уровня жизни социально благополучной, здоровой семьи, ее полноценного функционирования;

развитие малого и семейного предпринимательства, поддержка семейных фермерских хозяйств в сельской местности, в т.ч. субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидирование вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств в части возмещения затрат, связанных с началом коммерческой деятельности, возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочной деятельности, и т.д.;

осуществление налоговой политики с учетом целей и задач реализации краевой семейной политики;

активное включение бизнес-структур в реализацию краевой семейной политики на основе принципов социального партнерства и социальной ответственности;

обеспечение гарантий занятости на рынке труда родителям из неполных и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, лицам из числа бывших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей инвалидов;

краевая и общественная поддержка усилий семьи, направленных на обеспечение качественного образования, развития и приобретения востребованных профессий детьми, в том числе через выплаты пособий на образование и лечение всех детей в семье, независимо от очередности рождения и уровня материального обеспечения семьи, до совершеннолетия ребенка;

повышение социального и профессионального статуса женщин, обеспечение реального равноправия в сфере занятости и в уровне оплаты труда;

создание условий для успешного сочетания выполнения материнских (родительских) функций и профессиональной деятельности;

реализация системы мер, направленных на повышение ответственности мужчин за рождение и воспитание детей и здоровье женщин;

профессиональное обучение, переподготовка, повышение квалификации и социальное сопровождение женщин, в течение длительного времени выключенных из профессиональной деятельности в связи с воспитанием детей и по другим причинам (осужденные, вынужденные ухаживать за престарелыми и больными членами семьи и т.д.);

проведение мероприятий по обеспечению занятости подростков и молодежи во внеучебное время.

5.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ

ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ

Для выполнения семьей своих основных функций необходимо развитие системы, направленной на укрепление здоровья семьи, восстановление и развитие ее потенциала, улучшение показателей здоровья населения, формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни:

формирование у всего населения края установок на здоровый образ жизни и жизнесохранительное поведение;

сохранение доступной медицинской помощи всем членам семьи, в том числе через совершенствование организационных и экономических механизмов деятельности медицинских учреждений, направленных на обеспечение безусловного получения медицинских услуг, гарантированных государством;

развитие службы планирования семьи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья (пропаганда безопасного материнства, профилактика ранней (детско-подростковой) и нежелательной беременности, прерывания беременности (абортов); профилактика заболеваний, передающихся половым путем);

комплексный патронаж и оказание психологической, юридической, материальной и иной помощи в случае наступления нежелательной беременности у несовершеннолетних, направленный на рождение здорового ребенка; организация кабинетов медико-социальной и психологической помощи в женских консультациях;

развитие и совершенствование медико-генетической службы и учреждений перинатальной охраны плода;

совершенствование системы охраны соматического, психического и репродуктивного здоровья мужчин;

обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения;

обеспечение комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для интеграции их в общество, для нормализации жизни семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечение качественного и здорового питания детей раннего возраста, детей в образовательных учреждениях и местах летнего отдыха, а также беременных женщин и кормящих матерей;

проведение диспансеризации всех детей и подростков с применением экспертно-скрининговых систем;

бесплатное лекарственное обеспечение детей до 7 лет;

реализация программы диспансеризации жителей села с помощью выездных медицинских бригад по основным транспортным магистралям (медицинские поезда, теплоходы, автобусы);

приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с лицензионными требованиями и условиями, оснащение перинатальных центров и родовспомогательных учреждений современным медицинским оборудованием.

5.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ,

ОБРАЗОВАНИЯ И ДОСУГА, РАСШИРЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО

ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ

Для выполнения семьей роли основного института социализации подрастающего поколения необходимо создание условий по расширению жизненного пространства семьи, улучшению воспитания детей и подростков, включая повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, создание системы подготовки молодых родителей к воспитанию детей, социально-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Для этого необходимы:

разработка и реализация социальных стандартов жизни для семей с детьми, в том числе предусматривающих повышение ответственности семьи за воспитание детей, предотвращение семейного насилия;

разработка и реализация образовательных программ для различных категорий родителей (молодые, имеющие детей различных возрастов, детей с различными нарушениями развития), в том числе - дистанционных, предусматривающих обеспечение детей-инвалидов компьютерами;

создание экспериментальных площадок по отработке моделей инфраструктуры организации жизнедеятельности людей по месту жительства - спортплощадки, дворовые, семейные, подростковые, детские клубы и т.д., на базе различных ведомств;

разработка и реализация мер стимулирования и поощрения семей, добившихся особых успехов в воспитании детей и укреплении их здоровья, воспитывающих одаренных и талантливых детей, повышение ответственности родителей за надлежащее выполнение родительских обязанностей;

усиление взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, их нравственном развитии, формировании у них сибирского характера, привлечение общественных и религиозных организаций к реализации обучающих и воспитательных программ;

создание условий для включения в культурный процесс семей, имеющих детей различных возрастов, через сохранение и формирование культуры семейного досуга, традиций, праздников и творчества, создание детских комнат при музеях, театрах и кинотеатрах, торгово-развлекательных комплексах, развитие сети семейного отдыха на базах отдыха, в санаториях, туристических центрах и т.д.;

развитие системы анимационной службы по месту жительства семьи, строительство спортивных сооружений и площадок массового пользования;

сохранение и развитие материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровления детей и семьи, развитие форм семейного отдыха на базах отдыха, в санаториях, туристических центрах и т.д., обеспечение бесплатного или льготного проезда к месту отдыха или лечения детям и членам многодетных семей;

создание условий для интеграции в общество и полноценной жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, имеющих детей с нарушениями здоровья (включение в образование, физкультурно-спортивную, творческую деятельность, трудовую занятость);

совершенствование профилактической и реабилитационной работы с семьями, осуществление постоянного патронажа проблемных и кризисных семей, развитие службы сопровождения замещающих семей, поддержка семейных форм воспитания, а также детей, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, искоренение всех форм эксплуатации детей, профилактика насилия в семье;

повышение роли отцов, мужчин в воспитании у детей подлинного сибирского характера, обеспечивающего развитие активной жизненной позиции;

создание условий для успешной интеграции в общество семей переселенцев, представителей различных культур и этносов, населяющих Красноярский край;

развитие системы профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки, трудовой занятости детей и подростков, развитие трудовых и производственных бригад, школьных лесничеств, других объединений молодежи и школьников, направленных на успешную социализацию молодежи в общест“о.

5.4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ

С ДЕТЬМИ, ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ РАЗНООБРАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ СЕМЬЕ

И ДЕТЯМ

Существующая в настоящее время в Красноярском крае сеть учреждений социального обслуживания населения не имеет возможности предоставлять семье весь комплекс необходимых социальных услуг.

В большей степени это учреждения, деятельность которых направлена на поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для решения этой задачи необходимо:

развитие инфраструктуры социального обслуживания семей, привлечение общественных организаций и индивидуальных предпринимателей к предоставлению широкого спектра социальных услуг, особенно в части создания частных дошкольных учреждений и учреждений обслуживания престарелых;

уточнение минимальных социальных стандартов и основных показателей качества жизни семьи с учетом климатогеографических особенностей в месте проживания семьи;

обеспечение учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для оказания адресной помощи с учетом развития семьи и профилактики семейного неблагополучия;

развитие сети специализированных учреждений и служб социального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья, кризисных центров для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и др.);

развитие сети учреждений и служб для молодежи (клубы по месту жительства, службы психологической помощи);

организация служб телефонного психологического консультирования при центрах социальной помощи семье и детям;

создание системы on-line консультирования на сайтах органов исполнительной власти края, осуществляющих государственное регулирование в области социальной защиты населения и образования;

организация работы мобильных социальных участковых служб для патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогического сопровождения семей с детьми, одиноких матерей (“мобильная няня“).

5.5. УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ СЕМЕЙ

Одним из факторов сохранения гармоничного существования современной семьи является:

наличие комфортного жилья, способствующего укреплению внутрисемейных отношений, снижению социально-психологической напряженности, улучшению демографической ситуации и показателей здоровья населения в крае;

разработка инновационных программ инвестирования средств семьи в жилищную политику края с помощью механизмов муниципальных жилищных обязательств и муниципальных ценных бумаг;

распространение опыта использования в архитектурно-проектировочных решениях результатов прогноза семейной структуры населения;

обеспечение жильем молодых семей, в т.ч. предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья, предоставление субсидий на погашение процентной ставки по кредитам при рождении ребенка, и т.д.;

предоставление субсидий семьям на улучшение жилищных условий с учетом количества детей.

5.6. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОВМЕЩЕНИЯ УСПЕШНОГО

РОДИТЕЛЬСТВА (МАТЕРИНСТВА) И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В настоящее время рождение ребенка существенно влияет на различные стороны существования молодой семьи и матери - прежде всего. Женщина в связи с рождением и необходимостью ухода за ребенком оказывается выключенной из общественного производства. Вследствие этого теряется квалификация, устаревают профессиональные навыки. Кроме того, недостаток мест в детских дошкольных учреждениях не позволяет женщине в течение длительного времени выходить на работу. Еще одна сложность связана с режимом работы дошкольных учреждений: большинство из них работает только в “рабочее время“, и если у мамы возникает необходимость в сверхурочной работе или рабочий график не совпадает с графиком работы дошкольного учреждения, она оказывается профессионально непригодной. Поэтому необходимо проведение целенаправленной работы по созданию условий для успешного совмещения родительских и профессиональных функций молодыми родителями.

Исследования зарубежных ученых показали, что чем раньше ребенок попадает в детский сад, тем раньше женщина выходит на работу, тем быстрее и охотнее она готовится к рождению следующего ребенка, и тем лучшие условия создаются для социализации ребенка, тем эффективнее происходит рост населения страны. С этой целью необходимо провести следующие мероприятия:

создать условия, позволяющие женщине делать свободный выбор относительно форм воспитания ребенка - в дошкольном учреждении или в семье;

развить сеть детских дошкольных учреждений или групп с гибким и круглосуточным графиком работы, групп временного пребывания детей;

обеспечить дошкольными учреждениями всех детей, начиная с 1 года;

развить и поддержать сеть негосударственных учреждений по раннему развитию и уходу за маленькими детьми (агентств нянь, центров и т.д.);

существенно снизить оплату за пребывание ребенка в детском саду для малообеспеченных семей;

создать условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки молодых матерей, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, по профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе - по программам для организации собственного дела;

обратиться к субъектам законодательной инициативы с предложением о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии со стандартами Евросоюза (44 недели);

рекомендовать создание комнат матери и ребенка при крупных торгово-развлекательных центрах, а также по месту работы матери;

создать службы экстренной временной или ситуативной помощи молодым родителям в присмотре за ребенком (по типу бюро добрых услуг).

5.7. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ

БЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

Данные статистики говорят о необходимости проведения серьезной системы мер, направленных на создание условий для знакомства и вступления в брак молодежи, не состоящей в браке, одиноких и разведенных лиц. Для этого необходимо:

формирование ценности семьи и семейного образа жизни у всего населения, особенно, молодежи (средства массовой информации, социальная реклама, создание специальных сайтов знакомств и т.д.);

проведение уроков-тренингов семейной жизни в школах, профессиональных технических училищах, высших учебных заведениях, в том числе - в агентстве записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края при подаче заявлений о вступлении в брак;

создание сети психологических консультаций при агентстве записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края для профилактики разводов;

создание сети психологических консультаций при женских консультациях и родильных домах для профилактики отказов от рождения ребенка (абортов) или отказов от рожденного ребенка;

создание условий для совместного времяпрепровождения и знакомства несемейной молодежи в досуговой сфере - туристические походы, содержательный творческий отдых и т.д. Особенно это касается молодежи, занятой в преимущественно “мужских“ - строительство, транспорт, тяжелая промышленность, и “женских“ - образование, здравоохранение - профессиональных сферах.

5.8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СЕМЬИ

Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей посредством пропаганды опыта успешной семьи, ее позитивного образа - одна из предпосылок стабильного и динамичного развития общества, стимул для подрастающего поколения строить жизнь на основе семейных отношений. С этой целью предполагается:

создание единой интегрированной информационной базы об организациях, осуществляющих сопровождение семьи;

создание тематических телепрограмм и специальных рубрик в печатных изданиях, использование возможностей социальной рекламы для повышения престижа семьи и семейного образа жизни в массовом сознании;

создание информационных систем, центров социально-правовой информации для семей, программ поддержки печатных изданий и других средств массовой информации, библиотек и учреждений культуры в части деятельности, направленной на повышение престижа семьи;

поддержка межведомственных программ информационной безопасности семьи и защиты семьи и детей от вредной информации;

демонстрация по телевизионным каналам телефильмов и передач, направленных на повышение статуса семьи, организацию здорового образа жизни, грамотного воспитания детей;

создание серии передач, поддерживающих ценность отцовства, ответственности мужчин за семью, воспитание детей, и т.д.;

проведение творческих конкурсов для средств массовой информации в различных номинациях на лучший материал, пропагандирующий ценности семьи, материнства и детства;

создание и информационная поддержка интернет-форума “Семья и семейное воспитание“, издание информационно-справочных изданий для родителей “Наша лялечка“, для молодоженов “Семья и семейные ценности“, которые вручаются родителям и молодоженам в агентстве записи актов гражданского состояния администрации Красноярского края при рождении ребенка или регистрации брака;

организация целенаправленной информационной кампании, рассчитанной на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, ценности детей и статуса родителей, перехода от малодетной к среднедетной семье, переориентации системы ценностей на устойчивую полную семью с несколькими детьми, пропаганды здорового образа жизни;

размещение информации в печатных средствах массовой информации, подготовка сюжетов, репортажей, выступлений ответственных должностных лиц по телевидению и радио для освещения хода реализации основных направлений краевой семейной политики, формирование общественного мнения и имиджа специалистов, работающих с семьей;

проведение социальных акций среди молодежной аудитории, направленных на пропаганду семейных ценностей;

изготовление и размещение наружной рекламы на щитах, растяжках, билбордах, направленной на формирование позитивного имиджа семьи.

5.9. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

В целях принятия своевременных и обоснованных управленческих решений по вопросам краевой семейной политики необходимо осуществлять диагностику наличия проблем у семьи, фамилистическую экспертизу причин их возникновения и принимаемых решений, выбор наиболее оптимальных путей решения проблем. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации основных направлений семейной политики включает:

организацию изучения экономических, демографических, правовых, педагогических и социально-психологических проблем красноярской семьи, подготовку ежегодных докладов о положении семьи;

совершенствование законодательной базы для эффективной и своевременной защиты прав и интересов семьи и детей, в том числе посредством проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов по вопросам семьи;

разработку мер по повышению ответственности родителей, отказывающихся от выполнения родительских обязанностей, выплаты алиментов, и т.д.;

создание краевого банка данных о семьях, проживающих в крае, о системе учреждений, обеспечивающих их сопровождение, о системе подготовки кадров специалистов, ее обеспечивающих;

разработку и реализацию социальных стандартов жизни для семей с детьми, в том числе предусматривающих повышение ответственности семьи за воспитание детей, предотвращение семейного насилия;

создание сети экспериментальных площадок по отработке различных моделей социально-педагогического сопровождения семьи и проведение научного мониторинга хода эксперимента;

изучение российского и зарубежного опыта работы с семьей и реализации семейной политики, адаптацию и внедрение наиболее успешных моделей в деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления и организаций.

5.10. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ

СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация основных направлений краевой семейной политики окажется возможной при наличии высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями работы с семьей. Кадровое сопровождение реализации краевой семейной политики включает в себя:

создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по работе с семьей, овладения ими современными технологиями, направленными на повышение собственного потенциала семьи, профилактику возникновения семейного неблагополучия, помощь в кризисных и конфликтных ситуациях;

проведение аттестации действующих специалистов по работе с семьей;

проведение симпозиумов и семинаров по профилактике заболеваний, вызванных неправильным образом жизни, и уходу и организации жизни в семье лиц, перенесших тяжелые заболевания;

проведение ежегодной краевой научно-практической конференции “Семья, дети, демографическая ситуация в Красноярском крае и Сибири“;

проведение регулярных выездных семинаров для работников организаций по сопровождению семьи, по обучению разработок муниципальных программ по работе с семьей.

5.11. ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КРАЕВОЙ

СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация основных направлений краевой семейной политики требует соответствующего организационно-административного обеспечения, включающего в себя, прежде всего, устранение малоэффективных форм помощи семьям. Для этого необходимо следующее:

обеспечить взаимодействие государственных и негосударственных организаций, сопровождающих семью;

повысить роль органов местного самоуправления в реализации краевой семейной политики и оказании помощи семьям;

учитывать роль семьи как источника и основного ресурса развития общества и государства, рассматривать расходы на социальную поддержку семьи как инвестиции;

обеспечить учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для оказания адресной помощи с учетом развития семьи и профилактики семейного неблагополучия;

опираться на финансовую помощь негосударственных организаций.

6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация краевой семейной политики обеспечивается следующими механизмами:

1. Организационными:

разработка и выполнение краевых целевых программ, мероприятий, направленных на решение задач в области семейной политики, ежегодная их корректировка;

повышение уровня координации деятельности государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги семье;

поддержка негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги семье, в том числе с использованием механизмов социального заказа, грантовой поддержки;

поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики.

2. Правовыми:

разработка и реализация нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие семьи;

осуществление общественной экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов с точки зрения их влияния на жизнедеятельность семьи;

проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения и, в частности, семей с детьми, разработка стандартов и нормативов социального обслуживания семьи и детей.

3. Финансовыми:

выделение финансовых ресурсов на реализацию семейной политики за счет средств краевого бюджета и осуществление контроля за их целевым использованием;

привлечение внебюджетных средств.

4. Материально-техническими:

развитие инфраструктуры краевых государственных учреждений, реализующих краевую семейную политику, укрепление их материально-технической базы, создание новых краевых государственных учреждений, реализующих основные направления краевой семейной политики;

развитие сети учреждений социального обслуживания, открытие и функционирование эффективных комплексных центров психолого-педагогической и экстренной психологической помощи семье, школ приемных родителей, службы сопровождения замещающих семей.

5. Социально-экономическими:

создание материальной базы и формирование условий для решения приоритетных задач жизнеобеспечения семьи;

привлечение бизнеса к решению задач краевой семейной политики.

6. Информационно-пропагандистскими:

информирование общественности о ходе реализации краевой семейной политики;

формирование общественного мнения о ценности семьи и семейного образа жизни;

создание краевого сайта в помощь семьям.

7. Кадровыми:

создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы на базе высших учебных заведений Красноярского края;

проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов социальной сферы, работающих с семьей и детьми.

8. Научными:

привлечение научного потенциала г. Красноярска и Красноярского края для разработки и обоснования положений краевой семейной политики, приоритетных направлений ее реализации;

организация мониторинга положения семьи в крае, создание информационно-аналитической базы по вопросам краевой семейной политики;

разработка системы индикаторов, позволяющих оценивать качество жизнедеятельности семьи, разработка и внедрение государственных стандартов и нормативов жизнеобеспечения семьи.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ КРАЕВОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Новое качество краевой семейной политики предполагает предоставление каждой семье полноценного социально-правового статуса, активное функционирование семьи как социальной общности в системе правовых отношений, включение семейной политики в сферу воздействия органов государственной власти. В итоге можно прогнозировать реальные изменения в системе социальных отношений “семья - государство“.

Основными результатами успешности реализации основных направлений краевой семейной политики станут:

улучшение демографической ситуации в Красноярском крае;

увеличение количества семей с двумя и более детьми;

повышение престижа семьи и ценности семейных отношений в обществе;

развитие системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния семей с детьми;

доступность системы сопровождения семьи, создание развитой сети учреждений по поддержке семьи и детей в Красноярском крае;

совершенствование системы охраны материнства и детства;

развитие сельских территорий, повышение качества жизни на селе;

сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях-интернатах, детей, лишенных родительского попечения.