Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22.02.2008 по делу N А33-17605/2007 <Налоговая декларация в электронном виде представлена налогоплательщиком в инспекцию своевременно, что подтверждено отчетом специализированного оператора связи, но не принята налоговым органом по причине неоткрытия полученного электронного файла. Поскольку правовое значение имеет факт отправки отчетности, а не факт ее приема налоговым органом, решение инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ признано судом недействительным>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2008 N А33-17605/07-03АП-922/08-Ф02-3840/08 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 N А33-17605/2007-03АП-922/2008 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2008 г. по делу N А33-17605/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петракевич Л.О.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Таймырэнерго“ (Красноярский край, г. Игарка)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (г. Красноярск)

о признании недействительными решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007
об уплате штрафа,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Панариной Т.С. на основании доверенности от 09.03.2007 N 119-78, паспорта;

ответчика: Лексиной С.Н. на основании доверенности от 31.01.2008, паспорта.

Протокол судебного заседания вела судья Петракевич Л.О.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.02.2008 объявлена резолютивная часть решения.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Таймырэнерго“ (далее по тексту - ОАО “Таймырэнерго“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа.

Определением арбитражного суда от 29.12.2007 заявление принято к производству.

Заявитель в судебном заседании подтвердил заявленные требования, привлечение к налоговой ответственности считает неправомерным, в обоснование своей позиции привел следующие доводы:

- спорная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года представлена обществом в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи 20.07.2007, то есть своевременно. Специализированным оператором связи принятие налоговой отчетности подтверждено;

- из протокола входного контроля отправки ОАО “Таймырэнерго“ обнаружено, что направленная налоговая декларация на соответствует требованиям формата представления налоговой отчетности в электронном виде, в связи с чем не принята налоговым органом к обработке;

- 25.07.2007 ОАО “Таймырэнерго“ повторно направило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года. Данная налоговая декларация принята к обработке;

- налог на добавленную стоимость за
июнь 2007 года, исчисленный налогоплательщиком к уплате на основании спорной налоговой декларации, своевременно и в полном объеме уплачен в бюджет;

- в нарушение норм действующего законодательства о налогах и сборах техническая ошибка отправки налоговой отчетности, при ее своевременном поступлении в инспекцию, квалифицирована налоговым органом как налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, и решением N 35 от 11.12.2007 ОАО “Таймырэнерго“ привлечено к налоговой ответственности в виде 180 013.92 рублей налоговых санкций.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования общества не признал, пояснил что:

- несоблюдение заявителем требования к электронному формату представления налоговой отчетности повлекло невозможность идентификации полученного электронного файла и, как следствие, невозможность его открытия и прочтения;

- налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года по установленной электронной форме представлена обществом 25.07.2007, то есть за рамками установленного срока ее представления, что явилось основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

- указанную техническую ошибку отправки налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи общество объяснило повреждением электронных ключей. Данное обстоятельство проверено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки и не нашло своего подтверждения - согласно письму общества с ограниченной ответственностью “ТЕЛ“, являющегося специализированным оператором связи ОАО “Таймырэнерго“, магнитный носитель с электронно-цифровой подписью, выданный ОАО “Таймырэнерго“, является действующим;

- своевременную и полном объеме уплату налога на добавленную стоимость за спорный налоговый период инспекция расценила как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика, в связи с чем первоначальная сумма налоговых санкций была снижена в 2 раза.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил
следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Таймырэнерго“ своевременно (20.07.2007) представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года, что подтверждается сообщением специализированного оператора связи - общества с ограниченной ответственностью “ТЕЛ“ от 20.07.2007.

Согласно данным названной налоговой декларации за июнь 2007 года подлежал уплате налог в размере 7 200 557 рублей.

Протоколом входного контроля ОАО “Таймырэнерго“ уведомлено инспекцией о том, что отправленная налоговая декларация не соответствует требованиям формата представления налоговой отчетности в электронном виде.

25.07.2007 ОАО “Таймырэнерго“ повторно направило в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года. Данная налоговая декларация принята к обработке, что подтверждается протоколом входного контроля от 25.07.2007.

11.12.2007 заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю принято решение N 35 о привлечении ОАО “Таймырэнерго“ к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 180 013.92 рублей налоговых санкций за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года.

Размер штрафа исчислен налоговым органом с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств и составил 50% от суммы налоговых санкций.

Указанное решение получено заместителем генерального директора по правовым вопросам ОАО “Таймырэнерго“ Панариной Т.С. под роспись 12.12.2007.

Требованием об уплате штрафа N 49 по состоянию на 18.12.2007 обществу предложено добровольно в срок до 03.01.2008 уплатить 180 013.92 рублей налоговых санкций.

Считая решение налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения и требование N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа несоответствующими действующему законодательству о налогах и сборах, нарушающими права и законные интересы ОАО “Таймырэнерго“, 28.12.2007 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Оценив представленные доказательства, доводы сторон, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьи 23, 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го
числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Таким образом, установленным сроком представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года является 20.07.2007.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде (пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее
отправки (пункт 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пунктам 1, 3 названного Порядка налогоплательщик представляет налоговую декларацию в электронном виде в налоговый орган, в котором он состоит на учете, посредством специализированного оператора связи.

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (пункт 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).

Из материалов дела следует, что спорная налоговая декларация в электронном виде представлена обществом в инспекцию своевременно, что подтверждено отчетом специализированного оператора связи ООО “ТЕЛ“, но не принята Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю по причине неоткрытия полученного электронного файла.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение не более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Из анализа пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что названной нормой установлена ответственность за виновное непредставление деклараций
в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.

Фактически доводы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю сводятся к отсутствию у общества квитанций налогового органа о приеме спорной налоговой декларации.

Вместе с тем, правовое значение имеет факт отправки отчетности, а не факт ее приема налоговым органом.

Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При данных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что налоговый орган неправомерно привлек ОАО “Таймырэнерго“ к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 180 013.92 рублей налоговых санкций.

Кроме того, протоколом входящего контроля от 20.07.2007 налоговым органом предложено налогоплательщику в течение 5 дней устранить технические ошибки и представить отчетность повторно, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения общества к налоговой ответственности из-за технического сбоя при отправке отчетности.

На основании изложенного, требования заявителя о признании недействительными решения налогового органа N 35 от 11.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему заявлению составляет 6000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 15 Информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ вопрос о распределении государственной пошлины, уплаченной заявителем при подаче заявления об обеспечении иска, разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу.

Платежными поручениями N 1086, N 1087, N 1089, N 1088 от 22.11.2007 ОАО “Таймырэнерго“ уплачено 4000 рублей государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления и 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер. Определением арбитражного суда от 29.12.2007 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено в полном объеме.

Следовательно, по итогам рассмотрения дела по существу с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Таймырэнерго“ удовлетворить.

Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю N 35 от 11.12.2007 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требование N 49 по состоянию на 18.12.2007 об уплате штрафа, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, 660133, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 46, в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Таймырэнерго“ 6000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента принятия решения в Третий арбитражный апелляционный суд или
путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья Арбитражного суда

Красноярского края

Л.О.ПЕТРАКЕВИЧ