Законы и постановления РФ

<Разъяснения> Управления ФНС РФ по Красноярскому краю от 01.11.2007 “Применение ККТ“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 1 ноября 2007 года

ПРИМЕНЕНИЕ ККТ

Вопрос: Нужно ли применять контрольно-кассовую технику при торговле на рынках из помещений контейнерного типа?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Федеральный закон о ККТ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Это правило общее
и должно применяться во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в пункте 3 статьи 2 Федерального закона о ККТ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в частности, при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

При оценке торгового места в первую очередь необходимо оценивать обустроенность места торговли, его приспособленность к показу и сохранности товара, нахождение на одном специально отведенном месте.

Как правило, помещения контейнерного типа, из которых осуществляется торговля на рынках г. Красноярска, представляют собой торговые места, у которых открывается передняя стенка, они оборудованы столами и витринами, имеют запорные устройства, позволяющие оставлять товар на ночь, то есть помещения, имеющие стены, крышу, дверь, прилавок, которые обеспечивают показ, сохранность товара и приспособлены для постоянного режима торговли.

Следовательно, в данном торговом объекте должна применяться контрольно-кассовая техника.

Нередко продавцы для удобства торговли и привлечения покупателей выставляют рядом с помещением контейнерного типа столик, на котором разложен продаваемый товар. Товар складирован и хранится в помещении контейнерного типа, показ товара осуществляется из помещения контейнерного типа, а отпуск товара - со столика.

Существующая арбитражная практика
говорит о том, что столик, с которого осуществляется торговля, и помещение контейнерного типа следует рассматривать в совокупности как единое стационарно обустроенное торговое место, обеспечивающее показ и сохранность товара (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2003 N А33-17977/02-С6ао-Ф02-1729/03-С1, постановление ФАС Московского округа от 09.03.2006 N КА-А41/1347-06 по делу N А41-К2-13867/05).

Таким образом, вынесение товара из помещения контейнерного типа и реализация его с установленного рядом столика не может служить основанием для освобождения от применения контрольно-кассовой техники.

Кроме того, в настоящее время в государственный реестр контрольно-кассовой техники, используемой на территории России, включены модели, которые различаются технико-экономическими параметрами, сферами применения, температурными режимами рабочей среды и рядом других показателей. К тому же для отдельных моделей контрольно-кассовой техники конструктивно предусмотрена возможность эксплуатации их при пониженных температурах.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 главы 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон о розничных рынках) предусмотрено, что управляющая рынком компания обеспечивает соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями.

Статья 15 Федерального закона о розничных рынках определяет размещение и порядок предоставления торговых мест как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, а часть 5 статьи 15 устанавливает, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, заявителем должны быть представлены копии карточек регистрации контрольно-кассовой техники и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документы.

Кроме того, пунктом 3 части 1 статьи 21 Федерального закона о
розничных рынках установлено, что при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с Федеральным законом о розничных рынках Указом губернатора Красноярского края от 29.05.2007 N 64-уг утвержден порядок заключения договора о предоставлении торгового места на рынках, организованных на территории Красноярского края, в котором предусмотрены аналогичные требования.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться во всех случаях, установленных Федеральным законом о ККТ.

Вопрос: Обязан ли плательщик ЕНВД применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Согласно пункту 5 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Правительством Российской Федерации был рассмотрен и не нашел поддержки проект федерального закона “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, который предусматривал освобождение налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

В связи с изложенным организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся
плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождены от обязанности применения контрольно-кассовой техники.

Вопрос: Организация планирует осуществлять продажу питьевой воды в розлив из цистерны. Правомерно ли осуществлять данную торговлю без применения контрольно-кассовой техники на основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Это правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в пункте 3 статьи 2 Федерального закона, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно абзацу 12 пункта 3 статьи 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли из цистерн только пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином.

Продажа из цистерн иных видов товаров, в том числе и питьевой воды, должна осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовых машин на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона.

Отдел контроля применения ККТ,

производства и оборота алкогольной

и табачной
продукции Управления ФНС России

по Красноярскому краю