Законы и постановления РФ

<Разъяснения> Управления ФНС РФ по Красноярскому краю от 01.10.2007 “Применение контрольно-кассовой техники“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 1 октября 2007 года

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Вопрос: Какие изменения произошли в нормативно-правовых актах, регулирующих применение контрольно-кассовой техники?

Ответ: С 4 августа 2007 года действует новое положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение).

Раньше порядок регистрации и применения кассовых аппаратов, а также требования, предъявляемые к ККТ, регулировались Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, типовыми правилами эксплуатации ККМ (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104), Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (ред. от 08.08.2003).

Теперь все эти вопросы прописаны в Положении. В основном новый порядок воспроизводит ранее действовавшие правила. Новшества же заключаются в следующем.

В подпункте “и“ пункта 3 Положения сказано, что кассовый аппарат должен иметь часы реального времени. До этого “дата“ и “время“ покупки (оказания услуги) относились к обязательным реквизитам чека (подпункт “д“ пункта 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745). Однако требование о том, чтобы время точно соответствовало реальному, отсутствовало.

При этом в разделе 2 решения ГМЭК от 15.06.2000 (протокол N 2/56-2000) разъяснялось, что отклонение во времени на ККМ не должно превышать 5 минут от времени, определенного по Постановлению Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 (то есть от реального времени).

Еще одно изменение связано со сроком, в течение которого налоговая инспекция должна уведомить пользователя кассового аппарата, который исключен из государственного реестра, о снятии ККТ с учета в связи с истечением нормативного срока амортизации. Пунктом 19 Положения предусмотрено, что соответствующую информацию налоговый орган должен сообщить пользователю не позднее дня, следующего за днем окончания срока амортизации кассового аппарата.



Согласно ранее действовавшему порядку такое уведомление должно было быть сделано заранее - не позднее чем за 30 дней до истечения срока применения модели ККМ, указанного в государственном реестре (пункт 8 Приказа ГНС РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36). Получается, что сейчас пользователь кассового аппарата должен самостоятельно отслеживать все изменения в государственном реестре ККТ, а также дату окончания амортизации техники, исключенной из реестра.

В этой связи напомним, что изменения и дополнения, вносимые в государственный реестр, должны быть официально опубликованы в 10-дневный срок со дня их принятия (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При этом официальной публикацией актов Минпромэнерго России, не нуждающихся в государственной регистрации, является их опубликование в газете “Еженедельник промышленного роста“ (пункт 3 Приказа Минпромэнерго России от 13.07.2004 N 41).

Вопрос: Какие санкции могут быть применены в случае, когда касса не была “закрыта“ вечером (закрытие смены), как это происходит обычно, а была “закрыта“ только на следующее утро?

Ответ: Согласно пункту 6.1 типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, в конце рабочего дня кассир предприятия должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному кассовому ордеру. В этот же день в соответствии с пунктом 24 порядка ведения кассовых операций информация о поступивших в кассу денежных средствах учитывается в кассовой книге предприятия.

Оприходование денежных средств должно производиться в день их поступления, следовательно, невнесение в кассовую книгу сведений о наличных денежных средствах в день их поступления расценивается как их неоприходование, за что статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Административный штраф составит от 40000 до 50000 руб. на юридическое лицо и от 4000 до 5000 руб. на должностное лицо организации. На индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 руб., поскольку они приравниваются к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ).

Вопрос: Нужно ли по ККТ пробивать суммы, возвращенные с подотчета?

Ответ: Нет, пробивать по кассе суммы, возвращенные с подотчета, не следует. Подотчетными суммами признаются денежные авансы, выдаваемые организацией работнику из кассы под его ответственность (под отчет) для выполнения определенных действий по поручению организации. Такие работники называются подотчетными лицами. При возврате подотчетных сумм следует руководствоваться порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок). Пунктом 11 Порядка установлено, что после расходования денежных средств подотчетное лицо не позднее трех рабочих дней составляет авансовый отчет, к которому нужно приложить все документы, подтверждающие произведенные расходы. Остаток неиспользованного аванса следует внести в кассу учреждения также в течение трех рабочих дней после произведенных расходов.

При этом согласно Порядку прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам. Работнику организации выдается квитанция к приходному кассовому ордеру о приеме денег (пункт 13 Порядка).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ ККТ применяется при расчетах за товары, работы и услуги. Возврат из подотчета к указанным действиям не относится.



Вопрос: Срок применения бланков строгой отчетности по ранее утвержденной форме был продлен до 1 сентября 2007 года. Какой порядок действует сейчас? Какие новые формы утверждены?

Ответ: Действие “старых“ бланков строгой отчетности вновь продлено - теперь уже до 1 июня 2008 года. 27 августа 2007 года вышло Постановление Правительства РФ от N 542 “О внесении изменения в пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 “Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники“, которым и установлен новый срок для действия ранее утвержденных бланков.

В то же время в соответствии с пунктом 3 вышеуказанного положения Министерством финансов Российской Федерации уже утверждены следующие “новые“ бланки строгой отчетности:

- “Залоговый билет“ и “Сохранная квитанция“, применяемые в случае оказания услуг ломбарда населению (Приказ Минфина России от 31.01.2006 N 20н);

- “Квитанция на получение страховой премии (взноса)“, применяемая при оказании населению услуг по страхованию (Приказ Минфина России от 17.05.2006 N 80н);

- “Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения“ (Приказ Минфина России от 09.02.2007 N 14н);

- “Туристическая путевка“ (Приказ Минфина России от 09.07.2007 N 60н).

С выходом новых форм бланков бланки, утвержденные ранее, не подлежат применению.

Вопрос: Нужно ли по ККТ производить “закрытие“ смены в те дни, когда не было выручки, и составлять справку-отчет кассира-операциониста?

Ответ: В соответствии с указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, все записи в журнале кассира-операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке.

При совпадении показаний заносят их в журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного администратора (графы 7, 8). Основанием для записи являются Z-отчеты, снятые с ККТ.

Следовательно, если за рабочий день (смену) не было выручки, то все равно необходимо произвести закрытие смены. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет по форме КМ-6, утвержденной приведенным выше Постановлением Госкомстата России.

Отдел контроля применения ККТ,

производства и оборота

алкогольной и табачной продукции

Управления ФНС России

по Красноярскому краю