Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2007 по делу N А33-7431/2007 <Решение об отказе в выдаче разрешения на распространение наружной рекламы признано не противоречащим нормам действующего законодательства, поскольку заявленное индивидуальным предпринимателем место установки рекламной конструкции находится в створе светофора, что не соответствует пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2007 г. по делу N А33-7431/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.М. Шайхутдинов

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя В. (г. Красноярск)

к управлению архитектуры администрации г. Красноярска

о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на распространение наружной рекламы, содержащегося в письме от 29.12.2006 N 26865.

В судебном заседании участвовали:

- представитель заявителя - С. на основании доверенности от 14.01.2005;

- представитель ответчика - Ф. на основании доверенности от 13.02.2007 N 2391.

Протокол судебного заседания вел судья Е.М. Шайхутдинов.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Индивидуальный предприниматель В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании
незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на распространение наружной рекламы, содержащегося в письме управления архитектуры администрации г. Красноярска от 29.12.2006 N 26865.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска за основным государственным регистрационным номером 304246608600015.

Из материалов дела следует, что 08.08.2006 В. обратился в управление архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 54, 5,5 метров от восточного фасада здания.

25.08.2006 управлением архитектуры направлено письмо (исх. N 17691) в адрес заявителя с указанием на невозможность рассмотрения заявления со ссылкой на то, что документация, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям части 11 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“.

25.10.2006 В. повторно обратился в управление архитектуры с заявлением, которое содержало требование “вернуться к рассмотрению ранее поданного заявления N 4207 от 08.08.2006“ с приложением согласия департамента муниципального имущества и земельных отношений от 20.10.2006 N 28435.

29.11.2006 на указанное обращение управление архитектуры ответило письмом N 24228, проинформировав заявителя о невозможном повторном рассмотрении заявки от 08.08.2006. Вновь поданное заявление от 25.10.2006 было принято к рассмотрению в качестве нового заявления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, поданного в порядке статьи 19 Федерального закона “О рекламе“.

29.12.2006 письмом за N 26865 управление архитектуры отказало В. в выдаче разрешения на установку рекламной
конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 54, 5,5 метров до восточного фасада, на основании пункта 1 части 15 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“, в связи с несоответствием проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента (заявленное место находится в створе светофора).

Заявитель расценил решение об отказе в выдаче разрешения на распространение (установку) наружной рекламы, содержащееся в указанном письме управления архитектуры от 29.12.2006 N 26865, как нарушающее его права и законные интересы, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона “О рекламе“ распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В силу части 11 статьи 19 Закона к указанному в части 9 статьи 19 заявлению прилагаются:

- данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона орган местного самоуправления направляет решение о выдаче разрешения
или об отказе в его выдаче в течение 2-х месяцев со дня приема необходимых документов.

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем В. к первоначальному заявлению от 08.08.2006 не было приложено подтверждения в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции.

При этом территория, на которой предполагалось осуществить установку рекламных конструкций, относится к землям общего пользования, расположенным на территории города Красноярска. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 15.02.05 N 55/1, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.

Соответствующее согласование департамента муниципального имущества и земельных отношений представлено индивидуальным предпринимателем В. 25.10.2006. Следовательно, обязанность управления архитектуры администрации г. Красноярска по рассмотрению заявления В. (в двухмесячный срок) возникла только с 25.10.2006.

В соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона “О рекламе“ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране
и использовании.

Соответствующие технические регламенты, регламентирующие порядок установки рекламных конструкций на дату рассмотрения настоящего дела, не утверждены.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ со дня вступления в силу данного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Согласно пункту 7 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании“ технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

Требования к средствам наружной рекламы в настоящее время установлены государственным стандартом ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения“, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст.

Указанный стандарт фактически введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 170-ст от 30.06.2005 с 1 сентября 2005 в целях повышения безопасности дорожного движения за счет упорядочения размещения средств наружной рекламы.

Аналогичное положение (направленность на безопасность дорожного движения)
содержится в абзаце 2 раздела 1 ГОСТ Р 52044-2003.

Сферу безопасности дорожного движения в Российской Федерации регулирует Федеральный закон 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“.

Согласно статье 1 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 2 Закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Статьей 3 Закона предусмотрены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Таким образом, до принятия соответствующего технического регламента (либо по истечении семи лет со дня вступления в силу Федерального закона 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“), ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения“ имеет юридическую силу и подлежит применению.

В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами.

Заявленное В. место установки рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. 9 мая, 54, 5,5 метров от восточного фасада, находится в створе светофора, что подтверждается выпиской из плана существующей застройки города Красноярска.

Таким образом, решение об отказе в выдаче разрешения на распространение
наружной рекламы, содержащееся в письме управления архитектуры г. Красноярска от 29.12.2006 N 26865, не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя В. о признании незаконным решения управления архитектуры администрации г. Красноярска об отказе в выдаче разрешения на распространение (установку) наружной рекламы, содержащегося в письме от 29.12.2006 N 26865, как соответствующего Федеральному закону “О рекламе“, Федеральному закону “О техническом регулировании“.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства.

Судья

Е.М.ШАЙХУТДИНОВ