Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.05.2007 по делу N А33-2209/2007 <Базовой выплатой для определения размера пособия по беременности и родам является средний заработок, порядок исчисления которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 213 от 11.04.2003. При этом при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, в течение которого работник получал пособие по беременности и родам>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2007 г. по делу N А33-2209/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петракевич Л.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ (Красноярский край, г. Дудинка)

к государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Красноярск)

о признании незаконным решения N 135 от 21.11.2006 в части непринятых к зачету расходов в размере 38841.12 рублей,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: В.О. на основании доверенности от 24.03.2006, паспорта;

ответчика: Ш.И. на основании доверенности от 25.12.2006 N 90, паспорта.

Протокол судебного заседания вела судья Петракевич Л.О.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02.05.2007 объявлена резолютивная часть решения. В полном объеме решение изготовлено 04.05.2007.

Общество с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ (далее по тексту - ООО “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд социального страхования, Фонд) о признании незаконным решения N 135 от 21.11.2006 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Определением арбитражного суда от 02.03.2007 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 29.03.2007.

Определением от 29.03.2007 судебное заседание назначено на 27.04.2006.

Заявитель в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым просит суд признать незаконным решение государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 136 от 21.11.2006 в части непринятых к зачету расходов в общей сумме 38841.12 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер заявленных требований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о том, что представленное ходатайство заявителя не противоречит закону, не нарушает права других лиц, вследствие чего подлежит удовлетворению.

Заявитель подтвердил заявленное требование, считает, что Фондом неправомерно не приняты в расходы, уменьшающие налоговую базу
по единому социальному налогу:

- выплаты пособий по временной нетрудоспособности, произведенные работникам общества на основании листов нетрудоспособности, содержащих неполное (сокращенное) указание имени и отчества работников. Поскольку действующее законодательство не содержит прямых указаний по форме заполнения имени и отчества нетрудоспособного лица в листах нетрудоспособности, а представленные листы позволяют однозначно установить имена и отчества работников, Фондом неправомерно отказано обществу в отнесении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности к названным расходам;

- выплата пособия по беременности и родам, начисленного работнику общества, исходя из средней заработной платы, исчисленной за последние 12 месяцев фактически отработанного времени. Примененный порядок исчисления пособия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы“, с учетом положений Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, Трудового кодекса Российской Федерации.

Фонд социального страхования требования общества не признал, в обоснование своей позиции привел следующие доводы:

- в нарушение пункта 58 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.02.2002 N 10, общество приняло к оплате листы нетрудоспособности работников, содержащие сокращенное написание имени и отчества нетрудоспособных лиц;

- страхователем неверно исчислено и уплачено работнику пособие по беременности и родам, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год“ работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по беременности и
родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом;

- порядок исчисления, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, применяется только в отношении исчисления средней заработной платы работника, в то время как порядок исчисления и уплаты пособия по временной нетрудоспособности устанавливается Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27.04.2007 объявлялся перерыв до 02.05.2007, 17 часов 00 минут.

Заслушав заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Филиалом N 14 (Таймырский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ по вопросам соблюдения законодательства об обязательном социальном страховании и страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В результате документальной выездной проверки Фондом социального страхования установлено неправомерное принятие обществом к зачету:

- 18295.66 рублей выплат пособий по временной нетрудоспособности, произведенных работникам общества В.В., Н.Е., К.Г., Г.В. на основании листов нетрудоспособности N 064906, N 000304, N 099993, N 061912, в которых указаны сокращенные имена и отчества нетрудоспособных лиц;

- 20545.46 рублей выплат пособия по беременности и родам, произведенных С.В. на основании листов нетрудоспособности N 012793, N 085167.

Результаты проверки зафиксированы в акте N 209 с/с от 20.10.2006.

21.11.2006 директором филиала N 14 (Таймырский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение N 136 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Не согласившись с названным решением Фонда социального
страхования, считая его несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, ООО “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения N 136 от 21.11.2006 в части непринятых к зачету расходов в размере 38841.12 рублей.

Оценив доводы сторон, представленные доказательства, арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В соответствии с
пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (статья 1 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ от 16.07.1999 N 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными
законами, при этом размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 206, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 21 от 19.10.1994, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность, является листок нетрудоспособности. По его предъявлению назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Приложением к названной Инструкции утверждена форма бланка листка нетрудоспособности, не содержащая требования к заполнению имени и отчества нетрудоспособного лица полностью.

Пунктом 4 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 13.01.1995 N 5 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“ установлено, что в корешке листка нетрудоспособности фамилия, имя, отчество пациента записывается полностью. В пункте 6 указанного Порядка определено, что на бланке листка нетрудоспособности записывается фамилия, имя, отчество, пол, возраст пациента. Вместе с тем, названный Порядок отменен Приказом Минздрава России от 10.12.2002 N 373.

Таким образом, действующее законодательство не содержит прямо установленного требования к заполнению на бланке листка нетрудоспособности имени и отчества нетрудоспособного лица полностью. Между тем листок нетрудоспособности является основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности конкретному лицу, в связи с чем написание его фамилии, имени и отчества должно позволять однозначно и достоверно установить фамилию, имя и отчество лица, которому выдан данный лист.

Из материалов дела следует, что представленные к оплате ООО “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ листки нетрудоспособности N 064906, N 000304, N 099993, N 061912 позволяют однозначно и достоверно установить фамилию, имя и отчество лиц, которым выданы данные листки - В.В., Н.Е., К.Г.,
Г.В.

При данных обстоятельствах, суд считает, что спорные листки нетрудоспособности N 064906, N 000304, N 099993, N 061912 составлены без нарушений требований действующего законодательства к их форме и содержанию, в связи с чем Фондом социального страхования неправомерно отказано обществу в принятии 18295.66 рублей расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности на основании названных листков.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Статьей 3 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ от 19.05.1995 N 81-ФЗ установлено государственное пособие по беременности и родам.

Согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

В соответствии со статьей 8 названного Закона женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Порядок исчисления среднего заработка (дохода) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка),
предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Таким образом, базовой выплатой для определения размера пособия по беременности и родам является средний заработок.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления среднего заработка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, указанный порядок применяется для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 названного Постановления расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. При этом, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по беременности и родам. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному (пункт 5 Постановления от 11.04.2003 N 213).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минздравсоцразвития РФ N 531 издан 10.07.2006, а не 10.07.2002.

О необходимости применения Положения о порядке исчисления среднего заработка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, при определении размера пособия по беременности и родам Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.07.2002 N 531 утверждено соответствующее разъяснение.

Из материалов дела следует, что работник ООО “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ С.В., находясь с 2003 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в связи с рождением
второго ребенка представила работодателю листок нетрудоспособности N 012793 от 02.08.2004 для оформления отпуска по беременности и родам, назначения и выплаты соответствующего пособия. В связи с осложненными родами (листок нетрудоспособности N 085167) С.В. был предоставлен отпуск продолжительностью 156 календарных дней. На основании представленных листков нетрудоспособности N 012793, N 085167 С.В. выплачено 25345.46 рублей пособия по беременности и родам, исчисленного из среднего заработка работника за последние 12 месяцев фактически отработанного времени (с августа 2002 года по июль 2003 года) до момента ухода в отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за первым ребенком.

Таким образом, исчисление названного пособия произведено обществом верно, в связи с чем 20545.46 рублей пособия по беременности и родам, выплаченного С.В., подлежит включению в состав расходов.

Иной подход к определению размера пособия по беременности и родам ограничивает конституционное право женщин на социальное обеспечение, не обеспечивает надлежащую государственную поддержку материнства и детства, гарантированную статьями 38, 39 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, решение государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 135 от 21.11.2006 в части непринятия к зачету расходов ООО “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ в размере 38841.12 рублей подлежит признанию незаконным.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в пользу общества с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“, поскольку при подаче заявления заявителем по платежному поручения N 24 от 12.02.2007 уплачена госпошлина в размере 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

требование общества с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 135 от 21.11.2006 в части непринятия к зачету расходов в размере 38841.12 рублей.

Взыскать с государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, 660025, г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 117, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Плавучий строительно-монтажный отряд N 36“ 2000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента принятия решения в Арбитражный суд Красноярского края или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья Арбитражного суда

Красноярского края

Л.О.ПЕТРАКЕВИЧ