Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.03.2007 по делу N А33-125/2007 <Требования о взыскании платы за пользование вагонами удовлетворены, поскольку ведомости подачи и уборки вагонов содержат сведения о времени простоя вагонов, сумму платы за пользование вагонами, принадлежность вагонов. по факту отказа представителя ответчика от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов составлены акты общей формы>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2007 г. по делу N А33-125/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Петроченко Г.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Красноярской железной дороги, г. Красноярск

к открытому акционерному обществу “РУСАЛ Ачинск“, г. Красноярск

о взыскании 823038 руб. 80 коп. платы за пользование вагонами,

В судебном заседании участвовали:

от истца: Р. - представитель по доверенности от 14.11.2006,

от ответчика: Т. - представитель по доверенности от 07.12.2006.

Протокол настоящего судебного заседания вел судья Петроченко Г.Г.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 12.03.2007. В полном объеме решение изготовлено 19.03.2007.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в
лице филиала - Красноярская железная дорога, г. Красноярск обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу “РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат“, г. Ачинск Красноярского края о взыскании 823 038,8 руб. задолженности по договору о порядке взыскании платы за пользование вагонами N 2/226 от 23.03.2002 года.

Ответчик иск не признал на основании возражений изложенных в отзыве на иск, согласно которым ответчик считает, что требование истца является необоснованным, поскольку им не представлены доказательства о направлении уведомления владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути о времени подачи вагонов. Представители ответчика отказались от подписания составленных на станции Ачинск-2 актов общей формы, на которые истец ссылается в обоснование заявленного требования, следовательно, как считает ответчик, истцом не представлены доказательства того, что задержка вагонов на станции Ачинск-2 в ожидании подачи их на железнодорожный подъездной путь под выгрузку, произошла по причинам, зависящим от грузополучателя, на основании изложенного, ответчик считает, что у истца не возникло право на взыскание платы за пользование вагонами в порядке статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

23 марта 2002 года между ФГУП “Красноярская железная дорога“ и открытым акционерным обществом “Ачинский глиноземный комбинат“ (г. Ачинск) заключен договор о порядке взыскания платы за пользование вагонами N 2/226.

Согласно пункту 1 договора N 2/226 ФГУП “Красноярская железная дорога“ производит для открытого акционерного общества “Ачинский глиноземный комбинат“ подачу вагонов на выставочные пути и уборку вагонов с выставочных путей, расположенных на станции Предзаводская и станции Заводская, а открытое акционерное общество “Ачинский глиноземный комбинат“ производит оплату за пользование вагонами и подачу-уборку вагонов.

В соответствии с пунктом 2.1 договора
подача вагонов производится по уведомлению, переданному за 2 часа до подачи вагонов доверенному лицу ответчика.

Согласно пункту 5.3 договора N 2/226 с учетом протокола согласования, комбинат уплачивает дороге плату за пользование вагонами, рассчитанную в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Комбинату предоставляется бесплатное время пользования вагонами в размере 4.0 часов.

В соответствии с пунктом 5.4 договора плата за пользование вагонами рассчитывается дорогой в ведомостях подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчиков. Один экземпляр подписанных уполномоченными представителями сторон памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов передается комбинату под роспись уполномоченным представителям сторон. В случае несогласия комбината с данными, указанными в памятке приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, составляется акт общей формы с обязательным его подписанием уполномоченными представителями сторон.

Согласно дополнительному соглашению к договору от 23.12.2003 стороной по договору N 2/226 от 23.03.2002 считать открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“. После подписания дополнительного соглашения все права и обязанности по договору N 2/226 от 23.03.2002 переходят к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“.

В соответствии с актами общей формы N 19, 22, 26, 29, 36, 37, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 51, 53 ответчику начислена плата за пользование вагонами в размере 823038 руб. 80 коп., с учетом произведенной ответчиком частичной оплаты в сумме 259828 руб. 34 коп. без учета НДС.

Поскольку ответчик не полностью исполнил свои обязательства по договору от
23.12.2003 N 2/226, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком) и ответчиком заключен договор N 2/226 о порядке взыскания плат за пользование вагонами. Правоотношения по указанным сделкам регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что права и обязанности ФГУП “Красноярская железная дорога“ по договору N 2/226 от 23.03.2002 переданы открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице Красноярской железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании
договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Аналогичное условие содержится в пункте 2.1 договора N 2/226.

Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 34 Постановления N 30 от 06.10.2005, при разрешении споров следует иметь
в виду, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО “Российские железные дороги“, устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Согласно пункту 5.3 договора N 2/226 с учетом протокола согласования стороны определили, что комбинат уплачивает железной дороге плату за пользование вагонами, рассчитанную в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.

Постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) (далее - Правила).

Согласно пункту 11 Правил при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.

При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.

Согласно пункту 9 Правил при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц, удостоверяются коммерческими актами, актами
общей формы и иными актами.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 697490 руб. 50 коп. (без НДС) суммы платы за пользование вагонами, рассчитанной в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2002 N 35/12.

Всего плата за пользование вагонами по актам общей формы составила 823038 руб. 80 коп. (с учетом НДС) с учетом частичной оплаты ответчиком.

Судом установлено, что расчет платы за пользование вагонами производился истцом путем умножения времени задержки на базовую ставку платы с учетом коэффициента индексации и принадлежности вагона (100% - собственные, 50% - аренды) и не противоречит условиям договора N 2/2206, и Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).

Ведомости подачи и уборки вагонов не подписанные представителем ответчика, содержат сведения о времени простоя вагонов, сумму платы за пользование вагонами, принадлежность вагонов. По факту отказа представителя ответчика от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов во всех случаях составлены акты общей формы.

Возражения ответчика, основанные на доводах о том, что истцом не представлены доказательства о направлении уведомления владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути о времени подачи вагонов и о том, что представители ответчика отказались от подписания составленных на станции Ачинск-2 актов общей формы, на которые истец ссылается в обоснование заявленного требования, отклоняются судом, как необоснованные на основании следующего.

Перевозчик (истец) надлежащим образом уведомил ответчика о подаче вагонов. Указанное обстоятельство подтверждается, представленными в материалы дела книгами уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку и соответствует Уставу и договору N 2/226. Фамилии представителей ответчика по книге уведомление совпадают с актами общей формы.

Акты общей
формы не подписаны или подписаны представителем ответчика с возражениями, но без указания конкретных обстоятельств, с которыми ответчик не согласен. Акты общей формы подтверждают факт и время простоя, а также факт простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя по следующим актам общей формы: N 19, 22, 26, 29, 36, 37, 42, 43, 44, 45, 47, 48, 51, 53.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что совокупность представленных истцом в материалы дела доказательств подтверждает, правомерность начисления платы за пользование вагонами.

Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению в сумме 823038 руб. 80 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

иск удовлетворить, взыскать с открытого акционерного общества “РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат“, г. Ачинск Красноярского края в пользу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, г. Москва в лице филиала Красноярская железная дорога, г. Красноярск 823038 руб. 80 коп. задолженности, 14730 руб. 39 коп. судебных расходов по государственной пошлине.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

Г.Г.ПЕТРОЧЕНКО