Законы и постановления РФ

Обращение Законодательного Собрания Красноярского края от 24.03.2006 N 18-4598-О “К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОБРАЩЕНИЕ

от 24 марта 2006 г. N 18-4598-О

К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б.В. ГРЫЗЛОВУ

Уважаемый Борис Вячеславович!

Особенность географического положения Красноярском края - это практически отсутствие наземных транспортных коммуникаций в северных территориях большую часть года. Такая специфика территории определила авиацию как единственный круглогодичный способ транспортного сообщения внутри региона и возможности выхода к экономическим и административным центрам Российской Федерации. При любом пути развития экономики Красноярского края, административном переустройстве роль авиации в транспортной инфраструктуре и востребованность услуг воздушного транспорта будут только возрастать.

Слабо развитая сеть железных и автомобильных дорог, а в отдельных северных районах их полное отсутствие, ограниченные по времени возможности использования водных
путей делают воздушный транспорт практически безальтернативным и незаменимым на большей части региона. Поэтому стратегия роста объемов перевозок в этих районах имеет больше социальное, чем экономическое значение. Применительно к складывающимся основным товарным и пассажирским потокам при освоении новых промышленных зон транспортная воздушная связь внутри Красноярского региона уже сформировалась по соответствующему направлению. Это подтверждает наложение схемы товарных потоков на имеющуюся аэропортовую сеть.

За последние годы в результате политических и экономических изменений и реформ в России аэропорты регионального и местного значения столкнулись с большими проблемами, связанными с отсутствием возможностей перспективного развития.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 предприятия и объекты воздушного транспорта закреплены в исключительной федеральной собственности. Такое исключительное право Российской Федерации в отношении наземных объектов воздушного транспорта, в том числе аэропортов, юридически сохраняется и в настоящее время. Являясь собственником имущества аэропортов регионального и местного значения, Правительство Российской Федерации за последние 15 лет не выделяло материальных средств на реновацию основных фондов аэропортов и поддержание их в эксплуатационной готовности, предоставив им самостоятельно решать эту проблему.

Основной источник доходов аэропортов - это ставки аэропортовых сборов и тарифы за обслуживание воздушных судов, непрофильные услуги. Собственно аэропортовая деятельность в северных районах в силу различных обстоятельств и по определению убыточна. По существующим правовым нормам аэропорты являются монополистами, и их доходная деятельность регулируется государством посредством установления минимальной ставки аэропортовых сборов и тарифов. В Красноярском крае размер ставок аэропортовых сборов ограничивается тарифами на перевозку авиапассажиров по социально значимым маршрутам, субсидируемым из краевого бюджета. Северные районы - это социально значимые районы, следовательно, доходная база аэропортов, расположенных на этих
территориях, не имеет перспективы развития.

Аэродромы, особенно в северных районах, вводились в эксплуатацию 20 - 35 лет назад. На всех аэродромах требуется капитальный ремонт основных сооружений. Текущие ремонты во всех аэропортах проводятся ежегодно, но их объемы недостаточны: доходная составляющая авиапредприятий не позволяет выделять необходимые средства. Для проведения капитального ремонта аэропортов, оснащения их необходимым оборудованием потребуются капитальные вложения в размере 700 млн. рублей - это стоимость первоочередных работ по обеспечению взлетно-посадочных операций и обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов в соответствии с нормативными документами по эксплуатации аэродромов и других технологических объектов аэропортов.

Организационная разобщенность аэропортов вынуждает к содержанию излишнего управленческого персонала, специальная техническая подготовка которого очень низкая, связана с кадровым дефицитом и необеспеченностью социальными гарантиями личного состава. Технический персонал аэропортов стареет, и при естественном выбывании и отсутствии замены специалистов происходит снижение их интеллектуального уровня. Аэропорты не смогут в дальнейшем обеспечить качественные и гарантированные услуги авиакомпаниям и клиентам.

Долгое время аэропорты находились в составе авиаперевозочных компаний, преимущественно государственных унитарных предприятий с федеральной формой собственности, и за счет более доходной авиаперевозочной деятельности осуществлялось перекрестное субсидирование аэропортовой деятельности. В последние годы в связи с объективными и субъективными обстоятельствами государственные унитарные предприятия были лишены возможности заниматься авиаперевозками и, превратившись в аэропортовые объединения, перестали получать финансовую поддержку. Сегодня большинство региональных и местных аэропортов существуют только за счет доходов от аэропортовой деятельности.

В последние годы резко возросли сертификационные требования к аэропортам по обеспечению авиационной безопасности и организации аварийно-спасательных работ. Мероприятия эти очень затратные как на стадии формирования, так и на стадии текущего функционирования. Финансирование данных мероприятий должно производиться из федерального бюджета
(статья 88 Воздушного кодекса Российской Федерации), но бюджетные средства на эти цели не выделяются или выделяются в ограниченном размере.

Для большинства районов и городов края, на чьей территории расположены аэропорты, даже временная приостановка аэропортового обслуживания перевозок может полностью парализовать единственное транспортное сообщение для авиапассажиров, а также доставку почты и грузов. В то же время без проведения мероприятий по реструктуризации аэропортовой деятельности субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут оказывать финансовую помощь аэропортам, не нарушая Бюджетного кодекса. Необходима реорганизация аэропортовой деятельности в регионе, дальнейшая задержка может привести к нежелательным результатам.

Аэропортовый бизнес в северных районах без бюджетной поддержки не имеет инвестиционной привлекательности для частного капитала, в связи с этим предложения Правительства Российской Федерации о государственно-частном партнерстве можно рассматривать только применительно к аэропортам Норильск, Игарка, Кодинск, Богучаны и Мотыгино.

Из положений Основ политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2 февраля 2001 года N Пр-241, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Транспортной стратегии Российской Федерации следуют главные цели реформирования аэропортов:

- нахождение в собственности Российской Федерации только того имущества, которое необходимо для исполнения публичных функций и полномочий на федеральном уровне;

- передача в собственность субъектов Российской Федерации имущества, необходимого им для осуществления публичных функций и полномочий, связанных с организацией транспортного обслуживания населения воздушным транспортом.

Такой линии в отношении аэропортов регионального и местного значения Правительство Российской Федерации придерживается в течение многих лет, но до настоящего времени нет системных законодательных и
других нормативных актов, регулирующих и реализующих поставленные цели. В стадии разработки находится Положение о статусе и перечне аэропортов федерального, регионального и местного значения.

В настоящее время в Красноярском крае ни один аэропорт внутрирегионального значения не включен в федеральную программу “Модернизация транспортной системы России“. По причине отказа Министерства финансов Российской Федерации в увеличении субсидий северным авиапредприятиям в таком положении аэропорты края будут находиться и в 2006 году. Субсидии на эксплуатационную деятельность, предлагаемые Министерством транспорта в 2005 - 2006 годах за счет введения ограничения ставок аэропортовых сборов, экономически неэффективны и противоречат рыночным принципам.

Законодательного механизма передачи федерального имущества региональных и местных аэропортов в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, а также заинтересованным инвесторам в настоящее время не существует. Это является одной из главных проблем, сдерживающих финансовую поддержку мероприятий по реновации основных производственных фондов и эксплуатационной деятельности аэропортов региональными или муниципальными органами власти Красноярского края.

В связи с изложенным считаем необходимым:

1. Разработать и принять федеральный закон о передаче в собственность субъектов Российской Федерации государственного имущества аэропортов (в том числе аэродромов), в котором необходимо предусмотреть следующие условия передачи:

- безвозмездность;

- объекты недвижимости должны быть в состоянии эксплуатационной готовности (при соответствующей реновации за счет федерального бюджета).

2. Внести поправки в федеральные законы и отраслевые нормативные документы:

- регламентирующие сертификационную деятельность региональных и местных аэропортов, с целью применения их исходя из реальных условий деятельности;

- регулирующие ставки аэропортовых сборов и тарифов по обслуживанию воздушных судов субъектами Российской Федерации;

- исключающие аэропорты регионального и местного значения из реестра естественных монополий.

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС