Законы и постановления РФ

Закон Красноярского края от 20.12.2005 N 17-4256 (ред. от 12.11.2009) “Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае“ (подписан Губернатором Красноярского края 29.12.2005)

Начало действия редакции - 07.12.2009 <*>.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

<*> Внимание! Есть неопределенность с датой начала действия редакции, связанная с исчислением срока вступления в силу изменяющего документа. Изменения, внесенные Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в “Нашем Красноярском крае“ - 27.11.2009). Подробнее см. Справочную информацию.

20 декабря 2005 года N 17-4256

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КРАЕВОГО (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО)

КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

(в ред. Закона Красноярского края

от
12.11.2009 N 9-3926)

Статья 1

Установить краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в газете “Краевой вестник“ - приложении к газете “Вечерний Красноярск“.

Губернатор

Красноярского края

А.Г.ХЛОПОНИН

29.12.2005

Приложение

к Закону Красноярского края

от 20 декабря 2005 г. N 17-4256

КРАЕВОЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

(в ред. Закона Красноярского края

от 12.11.2009 N 9-3926)

Общие положения

Краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (далее - краевой (национально-региональный) компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании“, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, Законом края от 25 июня 2004 года N 11-2071 “О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае“.

Основной целью установления краевого (национально-регионального) компонента является формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

Структура краевого (национально-регионального) компонента

Краевой (национально-региональный) компонент реализуется на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Краевой (национально-региональный) компонент устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: “Литература Красноярского края“, “Художественная культура Красноярского края“, “История Красноярского края“, “Природа и экология Красноярского края“, “Спортивно-познавательный туризм“, “Основы регионального развития“.

Максимальный объем учебной нагрузки, необходимый на освоение краевого (национально-регионального) компонента, определяется региональным базисным учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым Советом администрации края.

Основой регионального базисного учебного плана являются учебные предметы, в рамках которых изучается история, природа, культура, физическая культура, экономика и политико-правовое устройство края.

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного
образовательного стандарта

начального общего образования

в Красноярском крае

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: “Литература Красноярского края“, “Художественная культура Красноярского края“, “Природа и экология Красноярского края“.

Учебный предмет

“Литература Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Литература Красноярского края“ на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с произведениями писателей и поэтов Красноярского края и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений о литературном наследии Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;

развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Произведения устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).

Мир животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: “Росомаха и Лисица“ (эвенкийская), “Как Медведь хвост потерял“, “Лисица, Птичка и Ворон“ (ненецкие), “Отчего у Лисы на груди белая шерсть“ (нганасанская), “Ворон и Лебедь“ (долганская) и других.

Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края: “Сказка о Пучике-Чурике“, “Хозяйка огня“ (селькупские), “Птичка-невеличка“ (кетская), “Предприимчивый бедняк“ (долганская) и другие.

Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Художественные произведения писателей и поэтов

Красноярского края

О.Е. Аксенова

“Тундровичок“.

В.П. Астафьев

“Зорькина песня“, “Юркий рябчик“, “Яшка-лось“.

Н.И. Волокитин

“Демидов кедр“, “Рождение радуги“.

В.Ф. Журавлев

“Подснежник“, “Домик Сурикова“.

А.Е. Зябрев

“Лес ночью“.

М.С. Корякина

“Зеленый снег“, “Филя“.

Е.А. Крутовская

“Рассказы о живом уголке“.

К.Л. Лисовский

“Мальчик“, “Заветное
слово“, “Саранка“, “На берегах

Енисея“, “Родной Енисей“, “За каплей капля“.

А.Н. Немтушкин

“Журавли“, “Осенний зов“, “Березка“, “Речонка“.

Л.П. Ненянг

“Нгэлирей“.

Р.Х. Солнцев

“Осина“, “Синицы“, “Осенний день“.

А.И. Третьяков

“Веками прирастать Сибирью“, “Картина утра“.

Н.С. Устинович

“Затейница“, “Рыболов“.

З.Я. Яхнин

“На Мане-реке“, “После полярной ночи“.

Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о детях, о труде, о взаимоотношениях людей, о приключениях.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведений, их характеры и поступки.

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение.

Виды речевой деятельности (речевые умения)

Говорение. Участие в диалоге о произведениях устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведениях писателей и поэтов Красноярского края. Составление небольших монологических высказываний о прочитанных произведениях. Пересказ содержания прочитанных произведений.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения, небольших сообщений; понимание основного содержания произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, произведений поэтов и писателей Красноярского края (с использованием технических средств обучения).

Чтение. Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации. Нахождение в тексте необходимой информации (герои произведения, время и место действия).

Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него словосочетаний и предложений. Составление небольших письменных ответов на поставленные вопросы, написание сочинений по прочитанному (прослушанному) произведению.

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения учебного предмета “Литература Красноярского края“ обучающийся должен:

знать произведения устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать имена известных писателей и поэтов Красноярского края, основные факты их биографии, названия и основное содержание их произведений
(не менее 2 - 3);

уметь различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение;

уметь пересказывать текст с использованием изобразительно-выразительных средств языка и диалектных слов;

уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

уметь самостоятельно подбирать произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края на заданную тему;

уметь работать с разными источниками информации (детскими периодическими изданиями, справочниками, словарями, энциклопедиями);

уметь высказывать (в устной и письменной форме) оценочные суждения о прочитанном произведении;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Учебный предмет

“Художественная культура Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Художественная культура Красноярского края“ на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с основными видами искусства (изобразительным, театральным, музыкальным, декоративно-прикладным) и культурой народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

формирование общих представлений о художественной культуре Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;

воспитание уважения к истории художественной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края;

формирование умения работать с природным и художественным материалом;

знакомство с нравственными основами религиозных культур и светской этики (первая часть комплексного курса “Основы религиозных культур и светской этики).

(абзац введен Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926)

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Изобразительное искусство

Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края (В.И. Суриков, А.Г. Поздеев, В.А. Сергин, Б.Я. Ряузов, Т.В. Ряннель, А.Н. Орлова, Т.А. Мирошкина и другие).

Пейзаж в творчестве художников (Б.Я. Ряузов “Морозец“, Т.В. Ряннель “Горные кедры“, Э.В. Мотакова “Урманские скалы“, В.А. Сергин “Весна в Слизнево“, В.И. Кудринский “Ранней осени светлые дни“ и другие).

Образ Енисея
в произведениях художников (В.И. Суриков “Енисей у Красноярска“, Т.В. Ряннель “Верховья Енисея“, В.А. Сергин “На Енисее. Осеннее утро“ и другие).

Красноярск в изображении художников (А.Г. Поздеев “Вид с Покровской горы“, “Весенний Красноярск“ и другие).

Портретная живопись в творчестве художников (В.И. Суриков “Боярыня Морозова“, “Сибирячка“, Т.А. Мирошкина “Девочка и натюрморт“, Л.В. Войнова-Чибис “Летний день. Портрет сына“ и другие).

Дары природы в натюрмортах художников (Г.Г. Горенский “Дары тайги“, “Жарки“, Н.И. Хомайко “Сибирский натюрморт“, А.Н. Орлова “Цветы“, Т.А. Мирошкина “Флоксы“ и другие).

Ведущие музеи Красноярского края (Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, Ачинский городской выставочный зал, Дивногорский художественный музей, Норильская художественная галерея и другие).

Опыт художественно-творческой деятельности

Освоение особенностей изобразительного языка художников Красноярского края.

Приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников Красноярского края.

Театральное искусство

Театр и зритель.

Ведущие театры Красноярского края (Красноярский краевой театр кукол, Театр юного зрителя, Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского, театр кукол “Золотой ключик“, Минусинский драматический театр и другие). Народные театры (по выбору).

Известные постановки детских спектаклей в театрах Красноярского края (по выбору).

Опыт театральной деятельности

Приобретение индивидуального опыта восприятия театральных постановок.

Формирование культуры поведения в театре.

Музыка

Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Красноярского края (песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки). Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие).

Сочинения композиторов Красноярского края (Ф.П. Веселков, Н.А. Черемных, С.М. Трусов и другие).

Исполнители музыкальных произведений (индивидуальные исполнители, хоры, оркестры и другие по выбору).

Опыт музыкально-творческой деятельности

Освоение музыкального фольклорного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края.

Приобретение индивидуального опыта восприятия музыкальных произведений.

Декоративно-прикладное искусство

Традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

История костюма и
национальные особенности орнамента народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Материалы, используемые для развития народных промыслов и ремесел в Красноярском крае.

Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края (по выбору).

Опыт декоративно-прикладной деятельности

Освоение особенностей развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Использование традиций декоративно-прикладного искусства народов, проживающих на территории Красноярского края, в собственной творческой деятельности.

Использование свойств природных материалов, добываемых в Красноярском крае, в творческих работах.

Декоративное оформление изделия с использованием элементов орнамента народов, проживающих на территории Красноярского края, и применением соответствующих материалов (кожа, бисер, перья и другие).

Основы религиозных культур и светской этики

(введен Законом Красноярского края

от 12.11.2009 N 9-3926)

Значение нравственности в жизни человека, семьи и общества. Основные ценности, заложенные в вероучениях мировых религий и составляющие ядро светской этики: совесть, долг, честность, милосердие.

Модули по выбору: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики.

Духовно-нравственный опыт

(введен Законом Красноярского края

от 12.11.2009 N 9-3926)

Понимание ценности толерантного, уважительного отношения к мировоззрению и религиозным верованиям, этическим нормам.

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения учебного предмета “Художественная культура Красноярского края“ обучающийся должен:

знать имена известных художников Красноярского края;

знать произведения известных художников Красноярского края и называть имена их авторов (не менее 2 - 3);

знать ведущие художественные музеи Красноярского края;

уметь выражать собственное мнение о произведении изобразительного искусства;

знать ведущие театры Красноярского края и их наиболее известные постановки;

уметь воспринимать театральные постановки и выражать собственное мнение
о них;

знать имена известных композиторов Красноярского края;

знать образцы музыкального фольклора, обрядовые музыкальные традиции Красноярского края;

знать исполнителей музыкальных произведений (2 - 3);

уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;

уметь изготавливать декоративные композиции из художественных и природных материалов, добываемых в Красноярском крае;

уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента;

знать нравственные основы мировых религиозных культур и светской этики.

(абзац введен Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926)

Учебный предмет

“Природа и экология Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Природа и экология Красноярского края“ на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на достижение следующих целей:

формирование общих представлений о своеобразии природы Красноярского края;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;

формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края);

воспитание бережного отношения к природе Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Общие сведения о Красноярском крае

Красноярский край на карте России.

Красноярск - административно-политический центр края.

Символы Красноярского края.

Природа

Природные ресурсы: вода, атмосфера, почва, растительный и животный мир Красноярского края.

Природные зоны Красноярского края.

Основные водоемы Красноярского края: названия рек и озер.

Формы поверхности Красноярского края (равнина, горы, холмы, овраги).

Полезные ископаемые Красноярского края (2 - 3), их использование человеком.

Животный мир Красноярского края (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.

Растительный мир Красноярского края (деревья,
кустарники, травы, грибы и другие). Разнообразие видов, условия, необходимые для жизни.

Природные сообщества Красноярского края.

Человек и природа

Природа как важнейшее условие жизни человека.

Влияние деятельности человека на природу Красноярского края.

Экология. Охрана природных богатств. Красная книга Красноярского края (общие представления об отдельных представителях растений и животных Красноярского края).

Заповедники и национальные парки Красноярского края (по выбору).

Опыт практической деятельности

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Умение узнавать отдельные виды растений и животных.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения учебного предмета “Природа и экология Красноярского края“ обучающийся должен:

знать административно-политический центр Красноярского края, уметь показывать его на карте;

знать символы Красноярского края - флаг и герб;

знать и уметь показывать на карте основные водоемы, горы, равнины Красноярского края;

знать полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края (2 - 3), уметь показывать их месторождения на карте;

знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (2 - 3), особенности их внешнего вида и жизни;

уметь приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории Красноярского края;

знать заповедники и национальные парки Красноярского края (2 - 3);

знать редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края (2 - 3);

уметь оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране.

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного образовательного стандарта

основного общего образования

в Красноярском крае

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: “Литература Красноярского края“, “Художественная культура Красноярского края“, “Природа и экология Красноярского
края“, “История Красноярского края“, “Спортивно-познавательный туризм“.

Учебный предмет

“Литература Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Литература Красноярского края“ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей и поэтов Красноярского края;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края; устной и письменной речи учащихся;

освоение произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края в единстве формы и содержания;

формирование представления о литературном наследии Красноярского края, его своеобразии и неразрывной связи с классической и современной русской литературой, его вкладе в развитие русской литературы;

осознание языка и речи как формы выражения национальной культуры и культуры Красноярского края.

Изучение учебного предмета “Литература Красноярского края“ на ступени основного общего образования способствует решению следующих задач:

обогащению духовного мира обучающихся путем приобщения их к произведениям устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края;

формированию навыков понимания и эстетического восприятия произведений писателей и поэтов Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Основу содержания учебного предмета “Литература Красноярского края“ составляют чтение и изучение произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера, художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края.

Критерием отбора художественных произведений для изучения является их художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Для построения авторских программ литературного образования хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне не является определяющей.

Соотнесенность предлагаемых для чтения и изучения произведений с перечнем произведений, обеспечивающим федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, тематическая или жанровая.

Перечень включает четыре уровня детализации учебного материала:

названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю);

названа тема, при изучении которой выбор писателей и конкретных произведений предоставляется автору программы или учителю.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Произведения устного народного творчества

Жанры произведений устного народного творчества.

Сказки народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера (волшебная, бытовая, о животных - по три сказки).

Сказы, песни, загадки, пословицы, поговорки народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Отражение в произведениях устного народного творчества традиций и быта народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Влияние образности и нравственных идеалов произведений устного народного творчества на развитие литературного наследия Красноярского края.

Художественные произведения

В.П. Астафьев

Рассказ “Белогрудка“, рассказы “Ангел-хранитель“, “Мальчик в белой рубахе“ из повести “Последний поклон“, лирическая миниатюра “Над древним покоем“ из сборника лирических миниатюр “Затеси“.

Одна повесть по выбору: “Ода русскому огороду“, “Сон о белых горах“.

Н.И. Волокитин

Два рассказа по выбору.

А.Н. Немтушкин

Повесть “Мне снятся небесные олени“.

Два стихотворения по выбору.

С.И. Павлов, О.С. Корабельников

Произведение одного автора по выбору.

И.И. Пантелеев

Рассказ “Голубые звезды“, повесть “Чужой“.

Б.М. Петров

Рассказы “Формула белого гриба“, “Лерка-манерка“, а также два рассказа по выбору.

И.Д. Рождественский

Стихотворения “Мой край“, “Саяны“, “Сибиряки“, а также два стихотворения по выбору.

Э.И. Русаков

“Часики и эскимо“.

Г.К. Суворов

Стихотворения “Еще утрами черный дым клубится...“, “Есть в русском офицере обаянье“, а также два стихотворения по выбору.

Н.С. Устинович

Рассказы из цикла “На охотничьих тропах“ (два - три рассказа по выбору).

Рассказы из цикла “След человека“ (два рассказа по выбору).

А.И. Щербаков

Рассказы “Лазоревая бабка“, “Душа мастера“, а также один рассказ по выбору из цикла “Деревянный всадник“.

Два стихотворения по выбору.

З.Я. Яхнин

Стихотворения “Не спрашивая, сколько платят...“,

“Воспоминание“, “Суриков в Красноярске“, два стихотворения по выбору.

“Поэма умерших деревьев“, “Легенда о Ховеко“ (по выбору).

Тематическое изучение стихотворных произведений поэтов Красноярского края В.Н. Белкина, Н.Н. Еремина, К.Л. Лисовского, Р.Х. Солнцева, А.И. Третьякова, А.П. Федоровой (не менее трех авторов по выбору).

Основные историко-литературные сведения

Отражение в художественных произведениях писателей и поэтов Красноярского края богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние на формирование нравственного и эстетического чувства обучающегося.

Место литературного наследия Красноярского края в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края, их гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей и поэтов Красноярского края к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественный образ.

Жанры произведений устного народного творчества.

Род и жанр литературного произведения.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык литературного произведения. Изобразительно-выразительные средства в литературном произведении.

Взаимосвязь и взаимовлияние произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края.

Общее и национально-специфическое в произведениях устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Основные виды деятельности по освоению

литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Применение разных видов чтения и способов предъявления информации об изученном литературном материале.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов поэтов и фрагментов прозаических произведений писателей Красноярского края.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды и жанры речи.

Составление устных монологических и диалогических высказываний на нравственно-этические, бытовые и иные темы в зависимости от целей, сферы употребления и ситуации общения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “Литература Красноярского края“ обучающийся должен:

знать и понимать содержание изученных произведений;

знать основные факты жизни и творчества В.П. Астафьева;

знать и понимать изученные теоретико-литературные понятия;

уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

уметь определять род и жанр литературного произведения;

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

уметь определять особенности языка и речи народов, проживающих на территории Красноярского края, на примере литературных произведений;

уметь сопоставлять тематически близкие произведения народов, проживающих на территории Красноярского края, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

уметь выявлять авторскую позицию;

уметь выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

уметь применять разные виды чтения и способы предъявления информации об изученном литературном материале;

уметь владеть различными видами пересказа;

уметь строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением;

уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, использовать основные приемы аргументации и способы устранения речевой агрессии;

уметь создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров.

Учебный предмет

“Художественная культура Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Художественная культура Красноярского края“ на ступени основно“о общего образования предполагает дальнейшее освоение обучающимися 5 - 7 классов художественной культуры как области, изучающей создание, сохранение и распространение произведений искусства и народных традиций; основных видов искусства (изобразительного, театрального, музыкального, декоративно-прикладного) и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства Красноярского края;

воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений;

знакомство с нравственными основами религиозных культур и светской этики (вторая часть комплексного курса “Основы религиозных культур и светской этики).

(абзац введен Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926)

Изобразительное искусство

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;

формирование устойчивого интереса к произведениям известных художников и скульпторов Красноярского края, способности воспринимать их исторические, национальные и жанровые особенности;

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Особенности изобразительного искусства в творчестве известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

Основные виды и жанры произведений изобразительного искусства в Красноярском крае.

Живопись и графика

Пейзаж. Сопоставление цветовой гаммы в разнохарактерных пейзажах. Настроение и чувства человека в образах природы.

Олицетворение стойкости и самоотверженности народов, проживающих на территории Красноярского края, в эпических пейзажах Т.В. Ряннеля “Рождение Енисея“, “Горные кедры“. Суровые краски Севера в пейзажах Б.Я. Ряузова. Фольклорно-поэтические мотивы в линогравюрах В.И. Мешкова. Лирическая серия “Столбы“ Д.И. Каратанова.

Портрет. Сибирские характеры как образы разных времен: В.И. Суриков “Сибирская красавица“, “Портрет матери“, “Портрет архитектора Л.Чернышова“; А.М. Знак, А.И. Волокитин серия портретов “Люди Красноярья“; А.П. Левитин “Портрет Д.Хворостовского“; А.Г. Поздеев “Актеры ТЮЗа“ (портрет И.Роот и других).

Натюрморт. Предметы быта народов, проживающих на территории Красноярского края (произведения В.И. Сурикова, Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, А.А. Довнара, Г.Г. Горенского и других).

Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова. Реальные прототипы и художественные персонажи (А.Суриков, Е.Рачковская, Н.Кончаловская, Е.Сурикова и другие в картинах “Утро стрелецкой казни“, “Меньшиков в Березове“, “Боярыня Морозова“ и других).

Графика. Особенности графического языка красноярских художников.

Графическая серия Е.С. Кобытева, связанная с пребыванием в концентрационном лагере “Хорольская яма“. Новая эстетика в графических произведениях художников 80 - 90-х годов XX века.

Скульптура

Скульптура монументальная. Памятники выдающимся людям и событиям (А.А. Дубенскому, А.П. Чехову, А.Г. Поздееву, В.Ф. Войно-Ясенецкому, Н.А. Бегичеву и другим).

Скульптура станковая. Жанровые композиции и портреты: Б.И. Мусат “Образы северян“, “Портреты красноярцев“ (серия скульптур), В.Я. Сивцев “Образы детей“ и другие. Отражение характеров. Своеобразие авторского пластического языка.

Скульптура декоративная, садово-парковая (по выбору).

Архитектура

Деревянное зодчество в Красноярском крае. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре. Художественные стили в памятниках зодчества.

Каменная архитектура.

Архитекторы Л.А. Чернышов, В.А. Соколовский, С.Г. Дриженко, А.С. Демирханов, В.В. Орехов и их сооружения.

Своеобразие архитектуры городов Красноярского края. Енисейск - музей под открытым небом.

Реставрация. Историко-этнографический музей-заповедник с. Шушенского как образец реставрационного искусства.

Музеи

Ведущие музеи Красноярского края (Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, музей-усадьба В.И. Сурикова, музей художника Б.Я. Ряузова, Ачинский городской выставочный зал, Дивногорский художественный музей, Норильская художественная галерея и другие).

Опыт художественно-творческой деятельности

Освоение специфики развития истории художественной культуры Красноярского края.

Освоение особенностей изобразительного языка художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

Приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

Театральное искусство

Изучение театрального искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия театральных постановок;

формирование устойчивого интереса к театральному искусству Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

История создания театра в Красноярском крае.

Специфика развития театра в Красноярском крае.

Театр как особый вид сценического искусства.

Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае.

Ведущие театры Красноярского края, наиболее известные постановки театров (по выбору). Театр кукол. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета.

Ведущие актеры театров Красноярского края (по выбору).

Красноярский государственный ансамбль танца Сибири - яркое явление русской культуры. Особенности хореографического языка М.С. Годенко.

Опыт театральной деятельности

Приобретение опыта эмоционального восприятия театральных постановок и построения устных и письменных высказываний о них.

Музыка

Изучение музыкального искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

овладение навыками восприятия и понимания музыкального творчества композиторов Красноярского края и исполнителей музыкальных произведений, музыкального искусства народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера, их музыкальных традиций;

освоение знаний о жанровом многообразии музыкальных произведений краевых композиторов, музыкальном фольклоре народов, проживающих на территории Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

Народное музыкальное творчество. Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае. Особенности музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Основные жанры фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края.

Собиратели и исполнители музыкально-песенного фольклора в Красноярском крае: К.М. Скопцов, М.Л. Гуревич и другие (2 - 3 по выбору).

Профессиональное музыкальное творчество. Сочинения композиторов Красноярского края, творчество исполнителей музыкальных произведений (П.И. Иванов-Радкевич, П.И. Словцов, Ф.П. Веселков, О.Л. Проститов, О.О. Меремкулов, Д.А. Хворостовский, В.В. Ефимов и другие). Особенности и жанры музыкальных произведений композиторов Красноярского края.

Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки в Красноярском крае.

Хоры (академический, народный) и оркестры (симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый) Красноярского края. И.В. Шпиллер - дирижер Красноярского академического симфонического оркестра.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов профессионального и народного музыкального творчества.

Выявление связей музыки с другими видами искусства.

Участие в диалоге о разных видах музыкальной деятельности и жанрах музыкального искусства.

Опыт построения устных и письменных высказываний на заданную тему.

Декоративно-прикладное искусство

Изучение декоративно-прикладного искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

формирование устойчивого интереса к народным промыслам и ремеслам, традициям и быту народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

овладение умениями и навыками изготовления изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Традиционные виды народных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Природные, художественные, текстильные и конструкционные материалы, возможности их использования.

Древние корни декоративно-прикладного искусства и культуры, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Древние образы в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Ведущие краеведческие музеи Красноярского края (по выбору).

Опыт декоративно-прикладной деятельности

Использование языка дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой и технологической деятельности.

Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных на территории Красноярского края.

Проектирование и изготовление полезных изделий из природных, художественных, текстильных и конструкционных материалов.

Создание художественно-декоративных и технологических проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и другое).

Основы религиозных культур и светской этики

(введен Законом Красноярского края

от 12.11.2009 N 9-3926)

Значение нравственности в жизни человека, семьи и общества. Основные ценности, заложенные в вероучениях мировых религий и составляющие ядро светской этики: совесть, долг, честность, милосердие.

Модули по выбору: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики.

Духовно-нравственный опыт

Закрепление в опыте собственного поведения ценности толерантного, уважительного отношения к различным религиозным культурам и верованиям, базирующегося на знании и понимании основ религиозных культур, этических норм.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “Художественная культура Красноярского края“ обучающийся должен:

знать произведения известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края и называть имена их авторов;

знать основные факты жизни и творчества В.И. Сурикова;

знать основные виды и жанры произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края;

знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края;

уметь понимать содержание, образный язык произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края разных видов и жанров;

знать ведущие театры Красноярского края и историю их создания;

знать наиболее известные постановки и ведущих актеров театров Красноярского края;

знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края;

знать имена известных композиторов и музыкантов-исполнителей Красноярского края;

знать сочинения композиторов Красноярского края, творчество известных исполнителей музыкальных произведений;

знать особенности и жанры музыкальных произведений композиторов, музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края;

знать виды оркестров Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей); определения своего отношения к музыкальным явлениям Красноярского края;

знать художественные традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);

уметь выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира;

знать нравственные основы мировых религиозных культур и светской этики;

(абзац введен Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926)

уметь давать этическую оценку собственным поступкам, проявлять ответственное поведение.

(абзац введен Законом Красноярского края от 12.11.2009 N 9-3926)

Учебный предмет

“Природа и экология Красноярского края“

Изучение учебного предмета “Природа и экология Красноярского края“ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;

применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Географическое положение Красноярского края. Климат.

Особенности геологического строения. Рельеф. Природные ландшафты.

Природные памятники Красноярского края.

Природные ресурсы Красноярского края.

Почвы Красноярского края. Своеобразие химического состава почв. Меры по сохранению плодородия почв в Красноярском крае.

Водная система Красноярского края. Река Енисей, ее значение в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края. Озера Красноярского края. Специфика естественного состава водных систем. Антропогенные изменения химического состава водной системы края.

Минералы и полезные ископаемые Красноярского края.

Многообразие растительного и животного мира Красноярского края. Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края.

Природные сообщества Красноярского края. Эволюция и смена природных сообществ.

Население Красноярского края. Численность, размещение, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Коренные малочисленные народы Севера. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни Красноярского края.

Основные типы природопользования в Красноярском крае. Промышленные предприятия Красноярского края. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Источники загрязнения природной среды. Промышленные предприятия Красноярского края.

Катастрофические явления природного и техногенного характера.

Основные пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других).

Охрана природы Красноярского края.

Заповедники и национальные парки Красноярского края. Ведущие краеведческие музеи Красноярского края.

Опыт практической деятельности

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями, происходящими в Красноярском крае, их описание.

Определение химического состава природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других). Соотнесение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями этих компонентов для данной среды. Выявление экологических рисков для населения и анализ возможных путей их решения.

Прогнозирование эффектов хозяйственной деятельности человека и определение путей сохранения природного баланса на территории Красноярского края.

Исследование природных экосистем Красноярского края. Выявление особенностей растительного и животного мира Красноярского края.

Возможные способы участия обучающихся в природоохранной деятельности.

Экскурсии в заповедники и национальные парки, краеведческие и геологические музеи Красноярского края.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “Природа и экология Красноярского края“ обучающийся должен:

знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Красноярского края;

знать особенности геологического строения Красноярского края;

знать и уметь определять химический состав природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать значение реки Енисея в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края;

знать основные типы природопользования и пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать основные минералы и полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края, уметь показывать их месторождения на карте;

знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;

знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;

знать численность, состав и плотность населения Красноярского края;

знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в Красноярском крае;

решения практических задач по определению качества окружающей среды Красноярского края, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых растений, грибов и опасных животных;

следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;

уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;

уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;

уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.

Учебный предмет

“История Красноярского края“

Изучение учебного предмета “История Красноярского края“ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю;

формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Красноярского края;

освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;

повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Красноярского края.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Археология и история Красноярского края

Древнейшая история и археология Красноярского края. Человек периода палеолита, мезолита и неолита на территории Красноярского края. Известные археологические находки Красноярского края.

Приенисейский край в VII - XVI вв. Первые государственные образования на территории Приенисейского края. Особенности социально-экономической жизни населения Приенисейского края. Монголо-татарские завоевания. Княжество приенисейских кыргызов. Народы Приенисейского края в XIII -XVI вв.

Приенисейский край в XVII - начале XIX вв. Этапы борьбы и присоединение Приенисейского края к России в XVII - начале XIX вв. Особенности хозяйственного освоения и социально-политической жизни Приенисейского края. Быт, традиции и обычаи населения Приенисейского края. Духовная культура населения Приенисейского края.

Енисейская губерния во второй четверти XIX - начале XX вв. Образование Енисейской губернии. Сельское хозяйство, промышленность и торговля. Развитие городов. Власть и общество. Социальные отношения. Культурная жизнь населения Енисейской губернии. Народное образование и здравоохранение. Революционные события и Первая мировая война в жизни Енисейской губернии.

Гражданская война на территории Енисейской губернии.

Этапы истории Красноярского края. Образование Красноярского края. Экономическая, социально-политическая и культурная жизнь Красноярского края в 30-е годы XX века. Проявление тоталитарного режима. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. Социально-экономическое развитие и динамика населения Красноярского края в период с 1946 по 1993 год. Политико-правовое устройство Красноярского края в период с 1946 по 1993 год. Культурное развитие Красноярского края в период с 1946 по 1993 год.

Социально-экономическое развитие Красноярского

края на современном этапе

Особенности географического и геополитического положения Красноярского края, его динамика и перспективы развития.

Специфика и проблемы социально-экономического развития Красноярского края в современный период.

Особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края, ее развитие.

Сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края.

Проблемы интеграции Красноярского края в единое социально-экономическое пространство России.

Внутренние и внешние экономические связи Красноярского края.

Система органов публичной власти и нормативные

правовые акты Красноярского края

Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края.

Система нормативных правовых актов Красноярского края.

Устав Красноярского края, устав муниципального образования, основные законы Красноярского края.

Опыт практической деятельности

Выявление общего и закономерного в истории Красноярского края.

Анализ и объяснение особенностей исторического, современного геополитического и экономического положения Красноярского края.

Прогнозирование социально-экономического развития Красноярского края.

Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий Красноярского края.

Определение основных направлений внутренних и внешних экономических связей Красноярского края.

Участие в общественной жизни и позитивных социально-экономических преобразованиях Красноярского края.

Применение на практике основных законов Красноярского края.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “История Красноярского края“ обучающийся должен:

знать исторические памятники Красноярского края;

знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции; вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;

уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;

знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI вв.;

знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;

знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития Красноярского края в современный период;

знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связей Красноярского края;

знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;

знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;

знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;

знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;

уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.

Учебный предмет

“Спортивно-познавательный туризм“

Изучение учебного предмета “Спортивно-познавательный туризм“ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об истории туризма и физкультурно-спортивного движения в Красноярском крае, о туристских и лечебно-оздоровительных возможностях Красноярского края;

формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей Красноярского края в процессе туристской и физкультурно-спортивной деятельности;

формирование у обучающихся основ здорового образа жизни;

приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края;

приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно-познавательной туристской деятельности.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Основы туристской подготовки

Туризм как средство физического и духовного развития, оздоровления и формирования прикладных навыков у человека.

История развития туризма в Красноярском крае. Виды туризма. Спортивный туризм.

Туризм как средство ознакомления с достопримечательностями Красноярского края. Памятники искусства и культуры Красноярского края (зодчество, архитектура и другие). Музеи, музейные комплексы Красноярского края. Природные объекты Красноярского края. Заповедники, национальные парки. Спортивные сооружения и социально-культурные объекты Красноярского края.

Туристские и лечебно-оздоровительные возможности Красноярского края. Места отдыха, санатории и курорты Красноярского края.

Подготовка к путешествию (походу, экскурсии), в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с маршрутом по карте и другое). Определение цели и района путешествия (похода, экскурсии). Составление маршрута и плана подготовки путешествия (похода, экскурсии). Определение состава группы и распределение обязанностей.

Личное и групповое туристское снаряжение, его выбор и подготовка с учетом погодных условий.

Организация туристского быта. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Установка палатки. Типы костров. Правила разведения костра. Питание в туристском походе. Практические навыки обеспечения жизнедеятельности на привале, во время ночлега.

Способы преодоления естественных препятствий. Тактика движения туристской группы.

Обеспечение безопасности участников путешествия (похода, экскурсии). Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Способы транспортировки пострадавшего.

Физическая подготовка

1-й этап. Ходьба по местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через естественные препятствия. Дыхание при ходьбе.

Бег. Специальные упражнения для отработки длины и частоты шага, совершенствования техники бега.

Бег в разных условиях: с изменением темпа, в гору, с горы, с преодолением естественных препятствий, по ровному грунту, по траве. Кросс на дистанцию от 300 до 3000 метров. Дыхание при беге. Бег в сочетании с ходьбой.

Преодоление препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая; перелезая, влезая, подлезая.

Подвижные игры. Туристская эстафета.

2-й этап. Бег по пересеченной местности, по песку, по воде. Бег с преодолением препятствий. Равномерный, интервальный и переменный бег. Смешанное передвижение с чередованием бега и ходьбы. Бег в усложненных условиях: спиной вперед, со сменой направлений, с остановкой; прыжковый бег. Кросс до 3000 - 5000 метров.

Подвижные игры и эстафеты. Туристская полоса препятствий.

Изучение приемов самомассажа. Ведение дневника самоконтроля.

Упражнения на развитие специальных физических качеств. Бег с выходом на заданные ориентиры; с выходом на заданную точку с контролем направления и расстояния; по дорогам, тропам, просекам с измерением расстояния; по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.

Ориентирование и топография

Ориентирование. Ориентирование по сторонам горизонта. Основные направления на стороны горизонта.

Работа с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты, по объектам природы.

Действия в случае потери ориентировки.

Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности.

Топография. Топографические и спортивные карты, их применение в походе. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа. Планирование маршрута по топографической и спортивной карте.

Работа с компасом. Ориентирование карты и компаса. Азимут.

Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.

Способы измерения расстояний. Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом. Тренировка глазомера для измерения расстояния. Определение расстояния по времени движения. Особенности зимнего ориентирования, ориентирование в усложненных условиях.

Маршрутная глазомерная съемка в походах. Способы маршрутной глазомерной съемки: способ засечек, полярный способ.

Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости и почвенного покрова. Выход на контрольные пункты и уход с них в выбранном направлении.

Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “Спортивно-познавательный туризм“ обучающийся должен:

знать историю туризма и физкультурно-спортивного движения в Красноярском крае;

знать основные достопримечательности Красноярс“ого края, объекты искусства и культуры, их создателей и их культурно-историческое значение;

знать музеи и музейные комплексы Красноярского края;

знать природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки Красноярского края;

знать спортивные сооружения, социально-культурные объекты Красноярского края;

знать о туристских и лечебно-оздоровительных возможностях Красноярского края;

знать правила техники безопасности во время путешествий (походов, экскурсий), приемы страховки и самостраховки и уметь их применять;

знать приемы самоконтроля и уметь контролировать и оценивать свое состояние в процессе туристской деятельности и жизнедеятельности;

уметь подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);

уметь организовать туристский быт (установить палатку, развести костер, обеспечить питание в туристском походе и другое);

уметь преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);

уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера во время путешествий (походов, экскурсий);

уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;

уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях.

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного образовательного стандарта

среднего (полного) общего образования

в Красноярском крае

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательный для изучения учебный предмет - “Основы регионального развития“.

Учебный предмет

“Основы регионального развития“

Изучение учебного предмета “Основы регионального развития“ на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;

воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;

освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

Красноярский край - субъект Российской Федерации.

Политика Красноярского края: становление, современное состояние, предпосылки развития.

Политическая система, ее структура и функции.

Политические партии и движения.

Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности.

Рыночные отношения и отношения собственности, их развитие.

Особенности социальной структуры.

Отражение глобальных социальных проблем в жизни Красноярского края.

Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.

Проблемы развития духовной культуры.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения учебного предмета “Основы регионального развития“ обучающийся должен:

знать место и роль человека в системе общественных отношений Красноярского края;

знать тенденции политико-экономического и социального развития Красноярского края;

уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

успешной адаптации к социальной среде Красноярского края;

решения задач в области социальных отношений по типу “человек - человек“, “человек - общество“;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции.