Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 16.11.2005 N 16-4038П “О резолюции публичных слушаний Законодательного Собрания края“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2005 г. N 16-4038П

О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАЯ

Законодательное Собрание края постановляет:

1. Одобрить Резолюцию по итогам публичных слушаний “О мерах по профилактике и усилению борьбы с алкоголизмом и наркоманией среди молодежи Красноярского края“ согласно приложению.

2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на постоянную комиссию по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи (Андронова С.М.).

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания края

от 16 ноября 2005 г. N 16-4038П

РЕЗОЛЮЦИЯ

ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ “О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

И УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ“

Участники публичных слушаний отмечают, что в крае предпринимаются определенные меры по профилактике наркомании и борьбе с алкоголизмом среди молодежи.
Проводится работа по совершенствованию краевой нормативной правовой базы.

Действует Краевая межведомственная комиссия по противодействию распространению наркомании, алкоголизма и СПИДа, которая является совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти края, местного самоуправления и заинтересованных организаций в сфере противодействия распространению наркомании, алкоголизма среди молодежи.

С 2001 по 2004 год действовали краевые целевые программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту“ и “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае“.

В результате реализации этих программ было открыто наркологическое отделение для лечения несовершеннолетних и молодежи при краевом государственном учреждении здравоохранения “Краевой наркологический диспансер“ с этапом медико-социальной реабилитации, приобретены медикаменты для лечения зависимости от наркотических средств, открыты дневные стационары в городах Красноярске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске, приобретено диагностическое оборудование, внедрены современные технологии первичной профилактики.

Всего в течение 9 месяцев 2005 года за потребление спиртных напитков и пива к административной ответственности привлечены 11745 несовершеннолетних и их родителей.

Активную общую и индивидуальную работу по профилактике правонарушений среди учащихся школ проводят школьные инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних города Красноярска. В результате количество совершенных школьниками преступлений в городе в целом сократилось на 15,8%.

По сравнению с 2002 годом количество социальных педагогов, обеспечивающих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи в системе образования, увеличилось на 31%.

В учреждениях дополнительного образования края реализуется около 2000 образовательных программ, в том числе 9% программ ориентированы на дошкольников; 23% - на учащихся 1 - 4 классов; 46% - 5 - 9 классов; 22% - 10 - 11 классов. В учреждениях дополнительного образования занято около 50% школьников, в кружках и объединениях школ - около 54%. В
119 учреждениях дополнительного образования спортивной направленности занимаются 72966 учащихся, что составляет 11,7% детей школьного возраста.

Несмотря на принимаемые меры, наркологическая ситуация в Красноярском крае представляет серьезную угрозу здоровью населения, правопорядку и экономике. Число употребляющих наркотики без назначения врача в настоящее время составляет 11548 человек. Показатель заболеваемости населения края наркоманией на 1 января 2005 года составил 23,3 на 100 тыс. населения, превысив среднероссийский в 1,6 раза (Российская Федерация в 2004 году - 14,7 на 100 тыс. населения). Значительная часть потребителей наркотических средств (свыше 70%) - это лица до 30 лет.

Отмечается ежегодный прирост учтенных больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами, на начало 2005 года их численность составила 35943 человека. Показатель заболеваемости алкогольными психозами (наиболее адекватно отражающий психическое состояние здоровья населения) на на 1 января 2005 года составил 79,8 на 100 тыс. населения и превысил среднероссийский показатель в 1,5 раза (Российская Федерация в 2004 году - 53,9 на 100 тыс. населения).

Увеличение числа больных наркоманией существенно повлияло на рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Более 90% больных гепатитами являются потребителями внутривенных наркотических средств, а ВИЧ-инфицированными - около 80%.

Анализ динамики преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере незаконного оборота наркотиков с 2000 года, показывает тенденцию к снижению количества преступлений, так, в 2003 году их число сократилось до 254, в 2004 - до 186, по итогам 9 месяцев текущего года - до 142 (-10,1). Однако такое сокращение зарегистрированных преступлений данного вида стало возможным не из-за позитивного изменения наркоситуации в крае, а прежде всего из-за изменений и дополнений, внесенных в 2003 году в ст. 228 УК РФ, увеличивших размер дозы разового потребления наркотических
средств (Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“).

Единственный краевой центр реабилитации для несовершеннолетних на бесплатной основе не позволяет существенно изменить ситуацию в лечении наркомании, токсикомании и алкоголизма в молодежной среде. Имеющиеся методы лечения не обеспечивают полного излечения от наркотической и алкогольной зависимости. В территориях края соответствующие центры отсутствуют.

Имеет место недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение наркологической службы края. В трех территориях края вакантны должности психиатров-наркологов (г. Бородино, Тасеевский, Кежемский районы). Не все территории края оснащены лабораторным оборудованием для аналитической диагностики наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в организме человека. В КГУЗ “Краевой наркологический диспансер“ не открыт центр медико-социальной реабилитации для больных наркоманией и алкоголизмом.

Частная система здравоохранения практически не занимается реабилитацией больных наркоманией и алкоголизмом в связи с тем, что данная деятельность является нерентабельной ввиду ее многозатратности, а органы государственной власти края не создают условий для развития этого направления.

Анализ наркологической ситуации в Красноярском крае свидетельствует о том, что проводимые различными ведомствами профилактические и реабилитационные мероприятия зачастую носят ведомственный и разрозненный характер.

В работе спортивных учреждений акцент делается на элитный результат, а не на массовое занятие спортом молодежи. Сокращается количество учащихся, занимающихся в детско-юношеских клубах физической подготовки, детско-юношеских спортивных школах.

По территориям края дополнительным образованием заняты от 20 до 40% школьников.

Отсутствует контроль за художественным уровнем программ в дискотеках любой формы собственности. Многие из данных мероприятий способствуют распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи. Нет системы в организации профилактической работы через средства массовой информации, не пропагандируется здоровый образ жизни. В основном используется принцип событийности подаваемого
материала.

Исходя из вышеизложенного, участники публичных слушаний отмечают, что основными причинами распространения наркомании и алкоголизма в крае являются:

- отсутствие сбалансированной государственной социально-экономической политики, потеря духовных и нравственных ценностей в обществе;

- низкий уровень информированности населения о пагубных последствиях наркотической и алкогольной зависимости, а также возможностях лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных, что снижает вероятность адресного обращения населения в профильные наркологические учреждения за адекватной помощью;

- отсутствие конкретного механизма совместного взаимодействия заинтересованных ведомств в мероприятиях по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма;

- недостаточно эффективное осуществление первичной профилактики в образовательных учреждениях края;

- агрессивная реклама потребительского образа жизни, жестокости, насилия, алкоголя, табака, скрытая реклама наркотической субкультуры.

С целью повышения эффективности работы по профилактике и усилению борьбы с распространением наркомании и алкоголизма в крае участники публичных слушаний рекомендуют:

Законодательному Собранию края:

1. Рассмотреть и поддержать проекты федеральных законов:

- “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ в части усиления ответственности по неисполнению обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также усилению ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств и спиртных напитков (N 143228-4);

- “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации“ (о повышении ответственности родителей за воспитание детей, N 195421-4);

- “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в части усиления контроля государства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и наркосодержащей продукции, N 221020-4).

2. Постоянным комиссиям рассмотреть вопрос о включении в план подготовки проектов законов края и иных нормативных правовых актов Законодательного Собрания края подготовку поправок в федеральные законы следующего характера:

- об ужесточении ответственности за административные
нарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9 Кодекса административных правонарушений РФ, и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих обязательное изъятие из хозяйственного оборота, арест и конфискацию незаконно приобретенного имущества либо того имущества, за счет которого совершалось преступление, в качестве дополнительной меры наказания, обязательной к применению;

- о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 “О банках и банковской тайне“, предусматривающих включение Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в перечень субъектов, допущенных к налоговой и банковской тайнам, с целью раскрытия преступлений и легализации средств, полученных от незаконного оборота наркотиков.

3. На сессии Законодательного Собрания заслушать информацию Совета администрации края об исполнении и действии на территории края Федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы“ (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561);

Совету администрации края:

1. Разработать краевую целевую программу “Комплексные меры по преодолению распространения наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае“ на 2007 - 2009 годы.

2. Осуществлять подготовку кадров, обеспечивающих работу по профилактике наркомании и алкоголизма в городах и районах края.

3. Рассмотреть вопрос об использовании социальной рекламы в целях пропаганды здорового образа жизни (организовать работу по осуществлению заказа по производству, размещению и распространению социальной рекламы).

4. Ускорить открытие центра медико-социальной реабилитации для больных наркоманией и алкоголизмом при КГУЗ “Краевой наркологический диспансер“.

5. Рассмотреть возможность открытия в сельскохозяйственных районах края реабилитационных центров, осуществляющих свою деятельность на бесплатной основе, для несовершеннолетних, прошедших курс
лечения от наркотической или алкогольной зависимости и проживающих в городах Канске, Ачинске, Норильске, Минусинске, Красноярске и Лесосибирске.

6. Организовать ежегодное проведение конкурсов среди средств массовой информации на лучшие публикации и передачи по пропаганде здорового образа жизни.

7. Рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по налогам, аренде краевого имущества частной системе здравоохранения, занимающейся реабилитацией больных наркоманией и алкоголизмом.

8. Рассмотреть вопрос об установлении на территории Красноярского края временного порядка отпуска кодеиносодержащих препаратов (до выхода нормативных документов Минздравсоцразвития РФ) и отнесении терпинкода и коделака к лекарственным средствам рецептурного отпуска, подлежащим предметно-количественному учету в аптечных организациях и на предприятиях оптовой торговли лекарственными средствами;

органам местного самоуправления края:

1. Продолжить подготовку, принятие и реализацию городских районных программ по профилактике наркологических заболеваний.

2. Межведомственным комиссиям по противодействию распространению наркомании, алкоголизма и СПИДа, образованным в городах и районах края, организовать работу по координации деятельности управлений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, комитетов по молодежной политике, физической культуре и спорту.

3. Принять меры по сохранению количества учреждений дополнительного образования и количества детей, занимающихся в них, и развитию материально-технической базы учреждений, занимающихся досугом, оздоровлением и отдыхом несовершеннолетних;

Совету по краевым социальным грантам:

определить номинацию конкурса на предоставление социальных грантов на 2006 год за пропаганду здорового образа жизни и профилактику наркомании, пьянства и алкоголизма среди молодежи в рамках Закона края “О краевых социальных грантах“.