Законы и постановления РФ

Постановление Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2004 N А33-12366/04-с3 <Юридические лица, зарегистрированные до 01.01.2004, обязаны самостоятельно встать на учет в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2005 N А33-12366/04-С3-Ф02-5818/04-С1 данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 19 ноября 2004 г. Дело N А33-12366/04-с3

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2004 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дунаевой Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Т.“

на решение от 9 сентября 2004 года по делу N А33-12366/04-с3,

принятое судьей Арбитражного суда Красноярского края Блиновой Л.Д.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Г. - по доверенности от 13.04.2004,

от ответчика: С. - по доверенности от
01.09.2004,

установил:

государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением к закрытому акционерному обществу “Т.“ о взыскании штрафных санкций в сумме 10000 рублей за нарушение срока регистрации в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 9 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены в части взыскания с закрытого акционерного общества “Т.“ 5000 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, закрытое акционерное общество “Т.“ обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, обоснованной следующими доводами:

- штрафные санкции с общества взысканы неправомерно, поскольку с 01.01.2004 в связи с внесением Законом Российской Федерации N 185-ФЗ от 23.12.2004 в Закон Российской Федерации N 125-ФЗ от 24.07.1998 изменений регистрация страхователей происходит непосредственно на основании сведений, поступающих из налогового органа, что свидетельствует об отмене заявительного порядка регистрации;

- согласно части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации если после совершения правонарушения ответственность устранена или смягчена, применяется новый закон; в силу пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах, устраняющее или смягчающее ответственность, имеет обратную силу;

- таким образом, решение о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в фонде социального страхования, допущенное до 01.01.2004, не может быть принято после вступления в силу Федерального закона Российской Федерации N 185-ФЗ, устранившего ответственность страхователей - юридических лиц за данное нарушение.

Заявитель с доводами общества не согласился, представив отзыв на апелляционную жалобу, аргументируя свои возражения следующим:

- общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.11.2003, установленный период для регистрации у
страховщика в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации N 125-ФЗ истекает 15.11.2003; пропущенный десятидневный срок регистрации приходится на период действия Федерального закона в редакции от 23.10.2003;

- следовательно, неисполнение ответчиком обязанности по своевременной регистрации в фонде социального страхования влечет применение мер ответственности в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ в редакции от 23.10.2003.

Законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.11.2004 до 19.11.2004 13 час. 30 мин.

Исследовав представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Закрытое акционерное общество “Т.“ зарегистрировано в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г. Красноярска в качестве юридического лица 05.11.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 002310617 серии 24.

С заявлением о регистрации в качестве страхователя - юридического лица ответчик обратился в Региональное отделение Фонда социального страхования 20.02.2004.

На основании акта камеральной проверки N 6691 от 24.02.2004 заявителем принято решение N 6691 от 24.02.2004, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ за нарушение срока регистрации в региональном отделении Фонда социального страхования в виде взыскания штрафа в размере 10000 руб.

Указанное решение вручено представителю общества 25.02.2004.

Неуплата обществом штрафа в добровольном порядке явилась основанием для обращения заявителя в суд за принудительным взысканием.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии
со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В силу пункта 6 указанной статьи при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Пунктом 2 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают органы государственных внебюджетных фондов, которые согласно пункту 1 статьи 34.1 названного Кодекса при возложении на них обязанности по налоговому контролю пользуются равными правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Статьей 17 названного Закона установлена обязанность страхователя своевременно регистрироваться у страховщика в качестве страхователя.

В соответствии со статьей 6 Закона регистрация страхователей
- юридических лиц производится страховщиком в десятидневный срок со дня их государственной регистрации.

Согласно статье 19 Закона страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 19 Закона нарушение установленного статьей 6 Закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.

Судом признан несостоятельным довод общества о необходимости применения Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.1998 N 125-ФЗ в редакции от 23.12.2003, изменившей порядок регистрации страхователей, в силу следующего.

Из материалов дела следует, что общество зарегистрировалось в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г. Красноярска в качестве юридического лица 05.11.2003, с заявлением о регистрации в качестве страхователя общество обратилось 20.02.2004.

В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Из толкования данной нормы следует, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают
начиная с 01.01.2004. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не были внесены изменения в статью 19 Закона N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Указанная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией Закона N 125-ФЗ от 23.12.2003 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004.

Таким образом, учитывая, что десятидневный срок, в который согласно Закону общество должно было зарегистрироваться у страховщика в качестве страхователя, истек 15.11.2003, а заявление о регистрации в Фонд социального страхования подано ответчиком 20.02.2004, заявитель обоснованно привлек закрытое акционерное общество “Т.“ к ответственности, предусмотренной статьей 19 Закона N 125-ФЗ.

Вместе с тем суд первой инстанции сделал правильный вывод о возможности применения обстоятельств, смягчающих ответственность, по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены смягчающие ответственность обстоятельства,
перечень которых не является исчерпывающим. Согласно пункту 3 части первой указанной нормы к смягчающим ответственность обстоятельствам относятся иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны таковыми.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, если при рассмотрении дела суд установил хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер не менее чем в два раза.

Данный вывод содержится и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.01 N 3626/01 по конкретному делу, где Высший Арбитражный Суд указал, что удовлетворение искового заявления налогового органа без оценки обстоятельств, смягчающих ответственность, и реальной возможности ответчика уплатить штраф во взыскиваемом истцом размере является основанием для отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение.

Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании налоговых санкций входят обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Суд считает, что правонарушение совершено ответчиком при наличии смягчающих обстоятельств, поскольку применение ответственности по статье 19 Федерального закона Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. не обусловливается характером правонарушения, степенью общественной вредности и общественно-опасными последствиями правонарушения.

С учетом того, что при выборе принудительных мер необходимо руководствоваться требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права, суд первой инстанции
правомерно в пределах судейского усмотрения уменьшил размер налоговых санкций до 5000 руб. с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

Следовательно, заявление Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования подлежит удовлетворению частично.

С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение арбитражного суда первой инстанции от 9 сентября 2003 года по делу N А33-12366/04-с3 оставить без изменения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в порядке статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА