Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2004 N А33-15377/04-с2 <Отказ учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства признан судом законным, поскольку представленные истцом на государственную регистрацию документы не позволяют в своей совокупности сделать вывод о возникновении у истца права собственности на указанный объект>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2004 г. Дело N А33-15377/04-с2

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края Бычкова Л.К.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “К.“, г. Красноярск,

к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, г. Красноярск,

о признании незаконным решения об отказе в регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства.

В судебном заседании участвовали:

от ответчика: А. (представитель по доверенности N 09/6497 от 30.12.2003).

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Бычковой Л.К.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 27 октября 2004 года. В полном объеме
решение изготовлено 28 октября 2004 года.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

открытое акционерное общество “К.“, г. Красноярск, обратилось в арбитражный суд с иском к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, г. Красноярск, и просит:

- признать решение Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края об отказе ОАО “К.“ в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - гараж (литера В27), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7, незаконным;

- обязать Учреждение юстиции по государственной регистрации право на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края зарегистрировать права собственности ОАО “К.“ на объект незавершенного строительства - гараж (литера В27), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7.

Ответчик исковые требования не признал и просит в удовлетворении иска отказать, исходя из следующего.

ОАО “К.“ обратилось в Учреждение юстиции с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7 на основании плана приватизации государственного предприятия винный завод “К.“, утвержденного 11.12.1992 Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом.

В соответствии с приложением N 2 к плану приватизации в акте оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования винный завод по состоянию на 01.07.1992 вошли строительно-монтажные работы по строительству здания гаража, год начала строительства - 1992-й.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию,
должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В представленном на государственную регистрацию акте оценки стоимости незавершенного строительства отсутствует описание того объекта, о регистрации права собственности на который заявлено ОАО “К.“, а именно объекта незавершенного строительства по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7.

Представленная заявителем справка-расшифровка от 01.04.2004 к плану приватизации, утвержденная ФГУП “Р.“, не является по п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием возникновения гражданских прав. Из письма Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 17.12.2003 также не следует, что стоимость незавершенного строительством гаража учтена в акте оценки стоимости объектов незавершенного строительства.

Таким образом, представленный на государственную регистрацию правоустанавливающий документ - план приватизации государственного предприятия винный завод “К.“ не содержит описания заявленного объекта, что в соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ является основанием для отказа в государственной регистрации права.

Довод истца о том, что объекту незавершенного строительства, ранее имевшему адрес: г. Красноярск, ст. Бугач, присвоен адрес: г. Красноярск, ул. Норильская, 7, не может быть принят во внимание арбитражным судом, поскольку данные документы заявителем в Учреждение юстиции не представлялись и не были предметом правовой экспертизы.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества. Представленными на
государственную регистрацию документами не подтверждается право пользования ОАО “К.“ земельным участком для создания объекта незавершенного строительства по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7. Не представлено на государственную регистрацию и разрешение на строительство указанного объекта.

Отсутствие документа о предоставлении земельного участка под строительство заявленного на государственную регистрацию объекта, а также разрешения на строительство позволяет сделать вывод о том, что он является самовольной постройкой, на которую лицо, ее создавшее, не приобретает право собственности в силу ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявитель ОАО “К.“ не доказал факт включения объекта незавершенного строительства в уставный капитал и не представил другие доказательства возникновения права собственности.

Ответчик считает также незаконным требование об обязании зарегистрировать право собственности ОАО “К.“ на объект незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок. Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация права отнесена к компетенции учреждения юстиции. Возложение судом обязанности зарегистрировать право влечет невозможность рассмотрения Учреждением юстиции заявления и приложенных к нему документов и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства по иным основаниям, которые не были предметом рассмотрения арбитражным судом.

Рассмотрение дела откладывалось для обеспечения явки истца в процесс.

Истец в судебное заседание, назначенное на 27.10.2004, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 59880.

В
соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истца.

При принятии решения арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре Учреждением юстиции.

Согласно ст. 13 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

По ст. 16 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то ими лица.

Основания для государственной регистрации прав указаны в ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Представляемые на государственную регистрацию документы должны подтверждать наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие возникновения, прекращения, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре
прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (ст. 18 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав приостанавливается регистратором прав при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в ней сведений. Регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Регистратор прав обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя о приостановлении государственной регистрации и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе предоставить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и представленных в них сведений. Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на 1 месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Согласно ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано, если:

- право на объект недвижимого имущества не является правом, подлежащим государственной регистрации;

- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось
неуполномоченное лицо;

- документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным;

- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Закона;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

07.04.2004 ОАО “К.“ обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества объект незавершенного строительства по адресу: Россия, Красноярский края, г. Красноярск, ул. Норильская, 7 (литера В27), - на основании плана приватизации от 11.12.1992.

Согласно расписке на регистрацию сданы следующие документы: заявление от 07.04.2004, доверенность N 1051 от 04.03.2004, письмо N 08-13440/20224 от 17.12.2003, справка-расшифровка от 01.04.2004, справка N 2518 от 25.03.2004, технический паспорт от 13.02.2004, решение N 509 от 18.08.1959, план приватизации от 11.12.1992.

20.04.2004 Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края вынесло уведомление N 36/2004-236 о приостановлении государственной регистрации на срок до 20.05.2004. Основанием для приостановления государственной регистрации
послужило то, что истцом не представлены документы, необходимые для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства:

- в акте оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992, являющемся приложением N 2 к плану приватизации государственного предприятия винный завод “К.“, отсутствует описание объекта, о регистрации права на который заявило ОАО “К.“;

- справка-расшифровка к плану приватизации от 01.04.2004, выданная филиалом “Р.“ по Красноярскому краю, не может являться основанием для возникновения права собственности;

- в решениях о предоставлении земельного участка N 509 от 18.08.1959, N 128 от 02.03.1965 N 47 от 04.02.1969 N 82 месторасположение земельного участка (в районе ст. Бугач) не совпадает с месторасположением заявленного на регистрацию объекта (ул. Норильская, 7);

- отсутствует разрешение на строительство, в связи с чем объект является самовольной постройкой.

В связи с тем, что по окончании срока приостановления государственной регистрации заявителем не были представлены дополнительные документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости, 25.05.2004 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края принято сообщение N 36/2004-236 об отказе в государственной регистрации.

Арбитражный суд считает, что отказ в государственной регистрации N 36/2004-236 от 25.05.2004 вынесен Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края законно и обоснованно. Представленные истцом на государственную регистрацию документы не позволяют в своей совокупности сделать вывод о возникновении у истца права собственности на объект незавершенного строительства, заявленный на государственную регистрацию:

- в акте оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992, являющемся приложением N 2 к
плану приватизации государственного предприятия винный завод “К.“, отсутствует описание объекта, о регистрации права на который заявило ОАО “К.“;

- справка-расшифровка к плану приватизации от 01.04.2004, выданная филиалом “Р.“ по Красноярскому краю, не может являться основанием для возникновения права собственности, поскольку у выдавшего ее лица отсутствуют полномочия на распоряжение государственным имуществом и данное лицо не принимало участие в приватизации;

- письмо N 08-13440/20224 от 17.12.2003 Краевого комитета по управлению государственным имуществом не позволяет определить индивидуальные признаки указываемого в нем объекта и его соотношение с объектом, заявленным на государственную регистрацию;

- заявителем не представлены доказательства создания объекта незавершенного строительства в соответствии с нормами действующего законодательства (выделение земельного участка, разрешение на строительство и т.д.).

При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о признании решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края об отказе ОАО “К.“ в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - гараж (литера В27), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7, незаконным следует отказать.

Поскольку ответчиком обоснованно отказано в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, отсутствуют и основания для удовлетворения требования об обязании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края зарегистрировать права собственности ОАО “К.“ на объект незавершенного строительства - гараж (литера В27), расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Норильская, 7.

Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на истца. Поскольку истцом заявлено два требования, подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями
102, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

в иске отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “К.“, г. Красноярск, в доход федерального бюджета Российской Федерации 1000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

Л.К.БЫЧКОВА