Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2004 N А33-21281/04-с6 <Так как на момент вынесения налоговым органом оспариваемого решения индивидуальным предпринимателем представлены счета-фактуры, оформленные с нарушением требований действующего законодательства, налоговым органом правомерно не приняты к вычету суммы налога на добавленную стоимость, указанные в данных счетах-фактурах. Факт внесения исправлений в счета-фактуры после вынесения оспариваемого решения не является основанием для признания указанного решения недействительным>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2005 N А33-21281/04-С6-Ф02-2682/05-С1 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционного инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2005 по делу N А33-21281/04-С6 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2004 г. Дело N А33-21281/04-с6

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края А.Ф. Гурский,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Р. (г. Железногорск)

к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Железногорску

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании представителя заявителя: Л. - по доверенности от 17.01.2003,

установил:

индивидуальный предприниматель Р. обратился в арбитражный суд с
заявлением к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Железногорску (ИМНС) о признании недействительным решения от 22.03.2004 N 423 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ИМНС проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, представленной Р.

По результатам проверки ИМНС вынесено решение от 22.03.2004 N 423, которым Р. привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в сумме 8742 рублей. Данным решением Р. также доначислено 55769 рублей налога на добавленную стоимость за 2003 год; предложено уплатить 43710 рублей налога на добавленную стоимость за май 2003 года, 6218 рублей 18 копеек пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 8742 рубля штрафа.

Р. посчитал решение ИМНС от 22.03.2004 N 423 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем просит признать его недействительным.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, ответчик представил письменный отзыв, в котором требование не признал.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания
своих требований и возражений.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно статье 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ставки налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ).

В соответствии со статьей 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ
счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер грузовой таможенной декларации.

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом
(иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Как следует из материалов дела, Р. предъявил к вычету налог на добавленную стоимость на основании счетов-фактур от 03.05.2003 N 180, от 09.05.2003 N 388, от 13.05.2003 N 403, от 23.05.2003 N 451, оформленных с нарушением указанных выше требований действующего законодательства, в них отсутствовал адрес покупателя и грузополучателя, подписи частного предпринимателя, расшифровка подписей с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации. В связи с чем суммы налога на добавленную стоимость, указанные в данных счетах-фактурах, не были приняты ИМНС к вычету.

Заявитель не оспаривает того факта, что представленные им в ИМНС счета-фактуры были оформлены с нарушением норм действующего законодательства, однако при этом считает, что ИМНС не должна была выносить оспариваемого решения, так как в счета-фактуры им были внесены исправления в установленном порядке. Данный довод заявителя не может быть принят арбитражным судом по следующим основаниям.

Положение пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключает права налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных при составлении и выставлении счетов-фактур.

Однако, как следует из материалов дела, в данном случае оспариваемое решение
принято на основании материалов камеральной налоговой проверки Р. (налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, счетов-фактур, платежных документов). Исправленные счета-фактуры не были предметом рассмотрения ИМНС при принятии оспариваемого решения по результатам камеральной проверки представленных заявителем документов.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения Р. законодательства о налогах и сборах, следовательно, оспариваемое решение на момент его вынесения соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Довод заявителя о том, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, так как до проведения камеральной налоговой проверки, по результатам которой было вынесено оспариваемое решение, ИМНС была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 30.09.2003 и при проведении выездной налоговой проверки нарушений Р. законодательства о налогах и сборах ИМНС не было выявлено, не принимается арбитражным судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Единственное ограничение на проведение повторных проверок, предусмотренное НК РФ, установлено только для выездных налоговых проверок. Так, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период (за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку).

Таким образом, ИМНС, проведя камеральную налоговую проверку
декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2003 года, притом что ранее по этому периоду проводилась выездная налоговая проверка, действовала в соответствии с действующим законодательством.

Факт уплаты Р. налога на добавленную стоимость не является достаточным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 час. 30 мин. 20.10.2004 до 17 час. 00 мин. 27.10.2004.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать индивидуальному предпринимателю Р. в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Железногорску от 22.03.2004 N 423 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенного на соответствие Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края в течение месячного срока со дня его принятия.

Судья

А.Ф.ГУРСКИЙ