Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.09.2004 N А33-8521/04-с2 <Поскольку у государственного образовательного учреждения отсутствуют денежные средства, на которые можно обратить взыскание по его долгам, собственник имущества учреждения в соответствии со статьей 120 ГК РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2004 г. Дело N А33-8521/04-с2

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края Г.Г. Петроченко

рассмотрел в судебном заседании дело

по иску закрытого акционерного общества “С.“, г. Красноярск,

к Красноярскому краю в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края, г. Красноярск,

третьи лица:

- государственное образовательное учреждение “К.“, г. Красноярск,

- управление имущественных отношений администрации Красноярского края, г. Красноярск,

о взыскании 347318 руб. долга.

В судебном заседании участвовали:

от истца: Д. - представитель по доверенности от 18.11.2003,

от ответчика: Д. - главный специалист, доверенность N 1386 от 05.04.04,

от третьего лица - ГОУ “К.“: М. - представитель по доверенности N 379 от 09.10.2003, К. - главный бухгалтер, доверенность
N 337 от 07.09.04,

от третьего лица - управления имущественных отношений администрации Красноярского края: М. - представитель по доверенности N 04-2818 от 11.05.2004.

Протокол судебного заседания вел судья Г.Г. Петроченко.

Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 9 сентября 2004 г. В полном объеме решение изготовлено 9 сентября 2004 г.

Закрытое акционерное общество “С.“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации Красноярского края в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края, г. Красноярск, о взыскании 530286 руб. долга по договору подряда N 1 от 15.06.2001.

В обоснование иска истец ссылается на неисполнение обязанностей государственным образовательным учреждением “К.“, г. Красноярск, перед истцом по погашению задолженности за выполненные работы по контракту N 1 от 15 июня 2001 г. на капитальный ремонт зданий. Арбитражным судом Красноярского края определением от 10.10.03 было утверждено мировое соглашение, по которому государственное образовательное учреждение “К.“, г. Красноярск, обязалось оплатить истцу задолженность в сумме 527318 руб. Как заявляет истец, исполнительное производство по исполнительному листу, выданному по мировому соглашению, окончилось возвращением исполнительного листа взыскателю, поскольку у должника отсутствовали денежные средства и имущество, на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии с Уставом государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, и статьями 8, 11, 12, 120, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит взыскать задолженность в сумме 530286 руб. 30 коп. с администрации Красноярского края в лице Главного финансового управления за счет казны Красноярского края.

В ходе судебных заседаний истец уточнил, что иск предъявлен к Красноярскому краю в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края. Судом произведена замена ненадлежащего ответчика на основании заявления истца от
18 июня 2004 г. в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 12.08.2004 истец заявил письменное ходатайство об отказе от иска в части взыскания 182962 руб. в связи с уступкой права требования 180000 рублей по соглашению от 10.10.2003, а также погашением ГОУ КШИ “К.“ задолженности перед ЗАО “С.“ в сумме 2968 руб. 30 коп. Истец просит взыскать 347318 руб.

Ходатайство истца судом рассмотрено и принято на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В статье 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перечислены основания для прекращения арбитражным судом производства по делу. Так, одним из оснований для прекращения производства по делу является отказ истца от иска, если данный отказ принят судом (п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что заявление истца о частичном отказе от исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, суд принимает заявленный истцом отказ от части исковых требований и прекращает производство по делу в данной части.

Из ходатайства истца от 12 августа 2004 г. о частичном отказе от иска следует, что истец отказывается от иска на суммы 180000 руб. и 2968 руб. 30 коп. и просит взыскать 347318 руб.

Суд с учетом определения от 12 августа 2004 г. о прекращении производства по делу в части 182962 руб., а также
в связи с тем, что истец просит взыскать 347318 руб., прекратил производство по делу в части 182968 руб. 30 коп., о чем вынесено отдельное определение.

В отзыве на иск государственное образовательное учреждение “К.“, г. Красноярск, подтвердило обстоятельства, на которые ссылается истец, и считает иск подлежащим удовлетворению.

Главное финансовое управление администрации Красноярского края в отзыве на иск указало на необходимость применения бюджетного законодательства, взыскание с бюджетного учреждения каких-либо сумм является незаконным, поскольку отсутствуют признаки деликтной ответственности.

В ходе судебных разбирательств в судебном заседании 9 сентября 2004 г. ответчик пояснил суду, что действительно, запланированных денежных средств на оплату задолженности в сумме 347318 руб. государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, перед истцом нет.

Управление имущественных отношений администрации Красноярского края, г. Красноярск, представило суду письменный отзыв, в котором указало, что полномочным органом является Главное финансовое управление администрации Красноярского края, взыскание задолженности с субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности может производиться только при отсутствии средств у должника.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Закрытое акционерное общество “С.“, г. Красноярск, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с государственного общеобразовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, 527318 руб. задолженности по контракту N 1 от 15 июня 2001 г.

В ходе судебного рассмотрения дела стороны подписали мировое соглашение на следующих условиях.

ЗАО “С.“ в лице представителя по доверенности Д., с одной стороны, и государственное общеобразовательное учреждение “К.“ в лице представителя по доверенности М., с другой стороны, заключили настоящее мировое соглашение о нижеследующем:

1. Государственное общеобразовательное учреждение “К.“ обязуется в срок до 15 декабря 2003 г. перечислить на расчетный счет
ЗАО “С.“ основной долг в сумме 527318 (пятьсот двадцать семь тысяч триста восемнадцать) руб.

2. Расходы по госпошлине распределить на стороны в равных долях.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2003 г. по делу N А33-12387/03-с2 по иску закрытого акционерного общества “С.“, г. Красноярск, к государственному общеобразовательному учреждению “К.“, г. Красноярск, о взыскании 527318 руб. долга утверждено мировое соглашение следующего содержания:

“1. Обязать государственное образовательное учреждение “К.“, г. Красноярск, уплатить закрытому акционерному обществу “С.“, г. Красноярск, 527318 руб. в срок до 15 декабря 2003 г.

2. Обязать государственное образовательное учреждение “К.“, г. Красноярск, возместить закрытому акционерному обществу “С.“, г. Красноярск, расходы по государственной пошлине в размере 2968 руб. 30 коп.“.

Производство по делу прекратить.

Возвратить закрытому акционерному обществу “С.“, г. Красноярск, из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную им при подаче искового заявления по платежному поручению N 001169 от 01.09.2003 в сумме 5936 руб. 59 коп.

Арбитражным судом Красноярского края выдан исполнительный лист N 112878 по делу А33-12387/03-с2. Возбуждено исполнительное производство постановлением от 30.12.03 судебным приставом Межрайонного подразделения службы судебных приставов Красноярского края В.

Постановлением от 26.03.03 о возвращении исполнительного документа судебным приставом Межрайонного подразделения службы судебных приставов Красноярского края В. исполнительный лист возвращен взыскателю ЗАО “С.“, поскольку у должника государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, отсутствуют денежные средства.

Постановлением от 26.03.03 об окончании исполнительного производства судебным приставом Межрайонного подразделения службы судебных приставов Красноярского края В. исполнительное производство по исполнительному листу N 112878 по делу N А33-12387/03-с2 окончено, поскольку у должника - государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, отсутствуют денежные средства, на которые можно обратить взыскание.

В декабре 2003
г. должник перечислил истцу государственную пошлину в размере 2968 руб. 30 коп., в связи с чем истец отказался от иска в этой части, поскольку задолженность погашена до предъявления иска в суд.

В судебном заседании 12.08.2004 истец заявил письменное ходатайство об отказе от иска в части взыскания 182962 руб. в связи с уступкой права требования 180000 рублей по соглашению от 10.10.2003, а также погашением ГОУ КШИ “К.“ задолженности перед ЗАО “С.“ в сумме 2968 руб. 30 коп.

Истец просит взыскать 347318 руб.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью закрытого акционерного общества “С.“, г. Красноярск, к Красноярскому краю в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края, г. Красноярск, о взыскании 347318 руб. долга являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, учредителем корпуса является администрация Красноярского края.

Согласно пункту 2.5 Устава государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, учредитель корпуса несет ответственность по обязательствам корпуса в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Главное финансовое управление администрации Красноярского края, г. Красноярск, является полномочным органом в соответствии с Постановлением от 3 февраля 2004 г. N 26-п Совета администрации Красноярского края “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении администрации Красноярского края“: Главное финансовое управление администрации Красноярского края (далее - Управление) - орган исполнительной власти края, являющийся финансовым органом края, обеспечивающим выработку и проведение единой финансовой политики на территории края и координирующим деятельность органов исполнительной власти Красноярского края в этой сфере.

Основными задачами Управления являются (с учетом изменений, внесенных Постановлением от 20 августа 2004 г. N 207-п Совета администрации Красноярского края “О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета администрации края от 03.02.04 N 26-П “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении администрации Красноярского края“):

2.2. Осуществление бюджетных полномочий, участие в бюджетном процессе.

2.4. Разработка прогноза консолидированного бюджета края, непосредственное составление краевого бюджета на очередной финансовый год и осуществление исполнения в установленном порядке краевого бюджета.

2.6. Организация и осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

2.9. Осуществление казначейского исполнения краевого бюджета с применением автоматизированной системы управления бюджетным процессом (АСУ БП).

3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

3.1.8. Управление в пределах своей компетенции обязательствами и финансовыми ресурсами, доходами и расходами края.

3.2.6. Составление прогноза консолидированного бюджета края, проекта закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год и документов, вносимых одновременно с ним, и внесение их на рассмотрение Губернатора края для последующего внесения им в Законодательное Собрание края, обеспечение исполнения в установленном порядке краевого бюджета.

3.2.7.
Организация бюджетного учета, составление отчета об исполнении краевого бюджета, консолидированного бюджета края, представление отчета об исполнении консолидированного бюджета края в Министерство финансов Российской Федерации, а отчета об исполнении краевого бюджета - в Законодательное Собрание края.

3.3. В процессе организации и обеспечения казначейского исполнения краевого бюджета.

3.3.1. Ведение сводного реестра получателей средств краевого бюджета.

3.3.2. Формирование и утверждение росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита краевого бюджета, а также внесение в нее соответствующих изменений.

3.3.4. Осуществление казначейского исполнения краевого бюджета.

3.3.5. Открытие лицевых счетов для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, включенных в Реестр получателей бюджетных средств, по месту их нахождения, определение режима их работы в соответствии с инструкцией по организации бюджетного процесса при казначейском исполнении краевого бюджета.

3.3.8. Обеспечение финансирования расходов получателей бюджетных средств из краевого бюджета в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

3.3.10. Учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств краевого бюджета учреждениями, финансируемыми из краевого бюджета на основе смет доходов и расходов.

3.3.11. Осуществление процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств.

3.3.12. Осуществление разрешительной подписи на расчетно-платежных и иных документах.

3.6.1. Осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за использованием средств краевого бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

3.6.2. Осуществление контроля за использованием средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

3.6.13. Применение к участникам бюджетных правоотношений мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

4.2. Производить в случаях, установленных федеральным и краевым законодательством, проверки финансового состояния получателей средств краевого бюджета, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, а также проводить проверку местного бюджета - получателя финансовой помощи из краевого бюджета и
осуществлять предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за использованием средств краевого бюджета, в том числе выделяемых из краевого бюджета целевым назначением“.

Таким образом, ответчик является полномочным финансовым органом администрации Красноярского края и по настоящему иску является надлежащим ответчиком.

Недостаточность средств у должника - государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, установлена в судебном заседании, отсутствие запланированных средств не оспаривает ответчик. Кроме того, задолженность перед истцом подтверждена представленными в дело документами:

определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 октября 2003 года по делу N А33-12387/03-с2, исполнительным листом N 112878 по делу N А33-12387/03-с2.

Факт отсутствия денежных средств у должника подтвердили в судебном заседании должник, истец и ответчик. Отсутствие денежных средств подтверждается постановлением от 26.03.03 о возвращении исполнительного документа судебным приставом Межрайонного подразделения службы судебных приставов Красноярского края В. Исполнительный лист возвращен взыскателю ЗАО “С.“, поскольку у должника государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, отсутствуют денежные средства. Постановлением от 26.03.03 об окончании исполнительного производства судебным приставом Межрайонного подразделения службы судебных приставов Красноярского края В. исполнительное производство по исполнительному листу N 112878 по делу N А33-12387/03-с2 окончено, поскольку у должника - государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, отсутствуют денежные средства, на которые можно обратить взыскание.

Как пояснил главный бухгалтер должника - государственного образовательного учреждения “К.“, г. Красноярск, отсутствуют денежные средства, на которые можно обратить взыскание, что подтверждено представленными документами; доходы от иной деятельности не предусмотрены лицензией учреждения на образовательные услуги.

В представленном сводном реестре получателей на погашение кредиторской задолженности по ст. 240330 управления по делам казачества и учебных заведений в 2004 г. К. - получателю бюджетных средств запланировано перечислить кредитору
ЗАО “С.“ 180000 руб., которые истец получил, через уступку права требования, и в этой части от иска отказался (п. п. N 800 от 24.08.04 на сумму 180000 руб., перечислено предпринимателю Е.).

Поскольку у должника отсутствуют денежные средства, на которые можно обратить взыскание, ответчик в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиями с учетом частичного отказа истца от иска (на ответчика - 7795 руб. 94 коп., на истца - 4106 руб. 92 коп.). В соответствии с Законом о государственной пошлине ответчик освобожден от уплаты госпошлины. Поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины, часть госпошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям подлежит возврату истцу на основании Закона о государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 169, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с Красноярского края в лице Главного финансового управления администрации Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу закрытого акционерного общества “С.“, г. Красноярск, 347318 руб. задолженности.

Возвратить закрытому акционерному обществу “С.“, г. Красноярск, из федерального бюджета 7795 руб. 94 коп. госпошлины.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

Г.Г.ПЕТРОЧЕНКО--------------------