Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.09.2004 N А33-13400/04-с3 <Обязанность по уплате налога на прибыль возникла у администрации муниципального образования в связи с введением в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса РФ “Налог на прибыль организаций“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2004 г. Дело N А33-13400/04-с3

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края Лапина М.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации села Краснотуранск Красноярского края

к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Красноярскому краю

о признании недействительным в части решения налогового органа.

В судебном заседании участвовали представители сторон:

от ответчика: К., доверенность от 20.08.2004, П., доверенность от 20.08.2004.

Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Лапиной М.В.

Резолютивная часть решения оглашена 31.08.2004, в полном объеме решение изготовлено 07.09.2004.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено.

Администрация села Краснотуранск Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной
инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Красноярскому краю о признании недействительным решения налогового органа в части налога на прибыль в размере 73556 руб., пеней за несвоевременную уплату налогов в сумме 13983 руб., налоговых санкций в размере 14711,2 руб.

Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации.

Налоговый орган требования заявителя не признал, представил отзыв на заявление.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка администрации села Краснотуранск по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

В ходе проведения проверки налоговым органом в том числе установлен факт неисчисления заявителем налога на прибыль с выручки, получаемой от сдачи имущества в аренду, оказания ритуальных услуг. В связи с чем ответчик определил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в размере 306484 руб. и доначислил администрации села налог на прибыль в сумме 73556 руб., а также пени за его несвоевременную уплату в размере 13983 руб.

Решением N 18 от 03.06.2004 налоговый орган привлек администрацию к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль за 2002 г. в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 14711,2 руб.

Налогоплательщик не согласился с данным решением, обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2002 г. в силу следующего:

в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона N 116-ФЗ от 05.08.2000) в местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

внесение Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 изменений в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, поступают в местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, не повлекло возникновение у администрации обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль в 2002 г., так как, по мнению заявителя, данные нормы могут быть введены в действие на основании статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не ранее 1 января 2003 г.

Налоговый орган считает, что решение в оспариваемой части принято в соответствии с нормами налогового законодательства, так как:

с введением в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации администрация является плательщиком налога на прибыль;

доходы, полученные заявителем в 2002 г., не подпадают под перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (статья 250 Налогового кодекса Российской Федерации);

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов только после уплаты налогов и сборов;

предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах не распространяется на бюджетное законодательство.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии
со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо исключений в отношении отдельных организаций и видов осуществляемой деятельности.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой (статья 247 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам в целях настоящей статьи относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации под доходами бюджетных учреждений от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Данной статьей установлен порядок определения налоговой базы бюджетных учреждений, в том числе по доходам, полученным от коммерческой деятельности, в которых учитываются расходы, связанные с ведением этой деятельности.

Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень является исчерпывающим, в него не включены доходы бюджетного учреждения от сдачи в аренду муниципального имущества, оказания ритуальных услуг.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что с 01.01.2002 заявитель являлся плательщиком налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Суд
полагает, что налоговый орган доказал материалами проверки наличие у налогоплательщика налоговой базы по налогу на прибыль и обязанности исчисления налога на прибыль за 2002 г.

Судом не принимается довод заявителя со ссылкой на статью 60 Налогового кодекса Российской Федерации об отсутствии обязанности по уплате налога на прибыль в 2002 г. в силу следующего.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога на прибыль возникла у заявителя в связи с введением в действие с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом N 110-ФЗ от 06.08.2001 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства о налогах и сборах“ главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на прибыль организаций“.

Принимая во внимание, что Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, Бюджетный кодекс Российской Федерации не относится к актам законодательства о налогах
и сборах. В связи с чем суд не принимает ссылку заявителя на статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 116-ФЗ от 05.08.2000) как на основание отсутствия у организации обязанности по уплате налога на прибыль в 2001 г.

В связи с тем, что Бюджетный кодекс не является законодательным актом о налогах и сборах, ошибочен вывод налогоплательщика со ссылкой на статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации о невозможности вступления в силу с 01.01.2002 изменений, внесенных в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002, которым было предусмотрено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов только после уплаты налогов и сборов.

Внеся изменения в статьи 42, 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации и распространив действие Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ на отношения, возникшие с 01.01.2002, законодатель тем самым привел в соответствие с 01.01.2002 порядок формирования доходов бюджетов с измененной системой уплаты налога на прибыль организаций.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Заявителем при обращении в суд государственная пошлина не была уплачена со ссылкой на подпункт 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“. Согласно данной норме от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражным
судах, освобождаются органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является экономический спор вследствие осуществления администрацией деятельности, приносящей доходы, которые подлежат обложению налогом на прибыль. Следовательно, основания для освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований администрации села Краснотуранск Красноярского края отказать.

Взыскать с администрации села Краснотуранск Красноярского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

М.В.ЛАПИНА