Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2004 N А33-10597/04-с3 <Суд пришел к выводу о том, что полученные лесхозом в 2002 - 2003 гг. доходы в виде лесных податей, арендных платежей, платы за перевод лесных земель в нелесные и от реализации древесины от рубок ухода за лесом относятся к неналоговым доходам бюджета, то есть являются бюджетными средствами>

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2005 N А33-10597/04-С3-Ф02-573/05-С1 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 01.11.2004 по делу N А33-10597/04-С3 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 августа 2004 г. Дело N А33-10597/04-с3

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края Порватов В.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного учреждения “Д.“ (Абанский район, с. Долгий Мост)

к инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Абанскому району Красноярского края (п. Абан)

о признании недействительным решения N 12 от 26.03.2004,

при участии в судебном заседании представителей:

от ответчика: П. - по дов. от 10.08.2004,

при ведении протокола судебного заседания
судьей, с вынесением резолютивной части решения 16.08.2004,

установил:

Федеральное государственное учреждение “Д.“ (далее - ФГУ “Д.“) обратилось с заявлением к инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Абанскому району Красноярского края (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 12 от 26.03.2004.

ФГУ “Д.“, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявило о рассмотрении спора без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Налоговый орган предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует, что ФГУ “Д.“ в инспекцию были представлены налоговые декларации по сбору на содержание муниципальной милиции, по сбору за уборку территории и сбору на нужды образовательных учреждений за 2002 - 2003 гг.

По результатам камеральной проверки вышеназванных деклараций в отношении ФГУ “Д.“ 26.03.2004 инспекцией было вынесено решение N 12 о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 155061,20 руб., в том числе:

- по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 27040,80 руб., за неуплату сумм сбора на содержание муниципальной милиции, сбора за уборку территории и сбора на нужды образовательных учреждений за 2002 - 2003 гг. (согласно декларациям сумма сбора, подлежащая уплате, равна 0);

- по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 8942,30 руб., за несвоевременное представление налоговых деклараций;

- по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 119078,10 руб., за несвоевременное представление налоговых деклараций.

По результатам проверки ФГУ “Д.“ были доначислены сбор на содержание муниципальной милиции за 2002 - 2003 гг. в размере 7848
руб., сбор за уборку территории за 2002 - 2003 гг. в размере 89389 руб. и сбор на нужды образовательных учреждений за 2002 г. в размере 37967 руб. Общая сумма доначисления составила 135204 руб.

Заявитель полагает, что он не является плательщиком местных налогов, поскольку в соответствии с Положением о лесхозе является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, деятельность которого финансируется из федерального бюджета; доходы заявителя в виде лесных податей, арендной платы, платы за перевод лесных земель в нелесные и другие относятся к неналоговым доходам бюджета.

Налоговый орган считает, что заявитель неправомерно пользовался льготой при исчислении местных налогов, так как размер средств, получаемых заявителем непосредственно из бюджета, составляет незначительный процент из доходов заявителя.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое из лиц, участвующих в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии со статей 53 Лесного кодекса федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством.

ФГУ “Д.“ находится в подчинении Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Красноярскому краю на основании приложения N 1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации
от 18.12.2002 N 869.

В соответствии с Положением о Д. лесхозе, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 N 869 (приложение N 11), лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством. Лесхоз осуществляет ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов, и иную хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, стоящим перед Д. лесхозом (п. 4 вышеназванного Положения).

Д. лесхоз является юридическим лицом - федеральным государственным учреждением (п. 2 вышеназванного Положения), владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления (п. 18 вышеназванного Положения).

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или средств внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Пунктом 20 вышеназванного Положения и статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что деятельность лесхоза финансируется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников, к которым в том числе относятся арендная плата, лесные подати, средства, получаемые при проведении аукционов, за перевод лесных земель в нелесные земли и иных источников, предусмотренных законодательством.

Таким образом, ФГУ “Д.“ согласно вышеуказанным критериям относится к бюджетным учреждениям.

Пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджета. Согласно пункту 2 статьи 42
Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доходы деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Из представленных заявителем смет видно, что платежи, в том числе за лесопродукцию, в полном объеме включены в смету доходов и затем указанные средства расписаны на расходы по ведению хозяйства, что также подтверждается отчетами 18 ЛХ и иными доказательствами.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что полученные заявителем в 2002 - 2003 гг. доходы в виде лесных податей, арендной платы, платы за перевод лесных земель в нелесные и от реализации древесины от рубок ухода относятся к неналоговым доходам бюджета, то есть являются бюджетными средствами.

Доводы заявителя подтверждаются материалами дела.

В соответствии с пунктом 5 Положения “О порядке исчисления и взимания сбора за уборку территории населенных пунктов“, пунктом 5 Положения “О порядке исчисления и взимания целевых сборов на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, нужды образования“, утвержденных Решением “Об установлении местных налогов и сборов на территории Абанского района“ от 24.11.2000 N 26-136Р, пунктом 5 Положения “О порядке исчисления и взимания сбора на нужды образовательных учреждений“, утвержденного Решением Малого краевого Совета народных депутатов от 01.04.1993 N 94-м, вышеперечисленные сборы не уплачивают организации, полностью или частично (не менее 50%) финансируемые за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Как следует из анализа финансовой деятельности ФГУ “Д.“ за 2002 г., доля бюджетного финансирования составила 55,2%, за 2003 г. - 58,9%.

Материалами дела
подтверждено финансирование ФГУ “Д.“ за счет бюджетных средств, свыше 50%, следовательно, ФГУ “Д.“ не является плательщиком вышеперечисленных сборов и, соответственно, не обязано представлять декларации в налоговый орган.

В силу статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.

В данном случае налоговый орган не представил доказательств правомерности и обоснованности вынесения оспариваемого решения.

Суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об обоснованности требования ФГУ “Д.“ к инспекции о признании недействительным решения инспекции N 12 от 26.03.2004.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1, 7 - 10, 17, 27, 29, 64 - 66, 101, 110, 167 - 170, 197 - 201, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требование заявителя удовлетворить.

Решение инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Абанскому району Красноярского края (п. Абан) N 12 от 26.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на предмет его соответствия НК РФ, признать недействительным.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

В.Ф.ПОРВАТОВ--------------------