Законы и постановления РФ

Закон Красноярского края от 25.06.2004 N 11-2090 (ред. от 15.03.2007) “О социальном партнерстве“ (подписан Губернатором Красноярского края 12.07.2004)

Утратил силу в связи с принятием Закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5724, вступившего в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Красноярского края от 15.03.2007 N 22-5873, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в “Краевом вестнике“ - приложении к газете “Вечерний Красноярск“.

25 июня 2004 года N 11-2090

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

(в ред. Законов Красноярского края

от 26.11.2004 N 12-2604, от 15.03.2007 N 22-5873)

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и функционирования в Красноярском крае системы социального партнерства в сфере труда с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и
достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, осуществляемых сторонами социального партнерства на краевом, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организаций.

Стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей и их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Акты социального партнерства - коллективные договоры, соглашения и иные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателями и работниками в лице их представителей.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления при заключении соглашений, предусматривающих полное или частичное финансирование из соответствующего бюджета.

Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений
и связанных с ними экономических отношений на территории Красноярского края.

Краевое отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, определяющий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Коллективные переговоры - переговоры по социально-трудовым вопросам, в том числе по установлению и изменению условий труда и социальных гарантий, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, их заключению, изменению и присоединению к соглашениям, проводимые сторонами социального партнерства в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Краевой орган по труду - орган исполнительной власти Красноярского края, наделенный в установленном порядке полномочиями по осуществлению функций, предусмотренных законодательством для органа исполнительной власти по труду на краевом уровне социального партнерства.

Орган по труду муниципального образования - орган местного самоуправления, наделенный в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению функций, предусмотренных законодательством для органа по труду на территориальном уровне социального партнерства.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

Правовой основой социального партнерства в Красноярском крае являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные нормы, договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, акты социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения.

Статья 3. Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие
сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории Красноярского края, а также на органы государственной власти края и органы местного самоуправления.

2. Настоящий Закон действует на территории автономных округов, входящих в состав Красноярского края, в случае его одобрения соответствующими органами государственной власти автономных округов.

Глава 2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Статья 5. Представители работников

1. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов (далее - профсоюзы), или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

3. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если первичная профсоюзная организация объединяет менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной первичной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться
препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

4. Работники организации, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

5. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Статья 6. Представители работодателей

1. Представителями работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются: руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

2. Представителями работодателей на краевом уровне социального партнерства могут являться:

- объединения работодателей, устав (или заменяющий устав учредительный документ) которых предусматривает осуществление деятельности на краевом уровне;

- Совет администрации края в качестве представителя работодателей:

государственных предприятий и учреждений, учредителями которых являются органы государственной власти края,

иных работодателей в случаях, предусмотренных законодательством.

3. Представителями работодателей на краевом отраслевом уровне социального партнерства могут являться:

- объединения работодателей, устав (или заменяющий устав учредительный документ) которых предусматривает осуществление деятельности на краевом отраслевом уровне;

- Совет администрации края в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли:

государственных предприятий и учреждений, учредителями которых являются органы государственной власти края,

иных работодателей в случаях, предусмотренных законодательством.

4. Представителями работодателей на территориальном уровне социального партнерства могут являться:

- объединения работодателей, устав (или заменяющий устав учредительный документ) которых предусматривает осуществление деятельности на территориальном уровне;

- органы местного самоуправления в качестве представителей работодателей - муниципальных предприятий и
учреждений, учредителями которых являются органы местного самоуправления, а также иных работодателей в случаях, предусмотренных законодательством.

5. Представителями работодателей на территориальном отраслевом уровне социального партнерства могут являться:

- объединения работодателей, устав (или заменяющий устав учредительный документ) которых предусматривает осуществление деятельности на территориальном отраслевом уровне;

- органы местного самоуправления в качестве представителей работодателей соответствующей отрасли - муниципальных предприятий и учреждений, учредителями которых являются органы местного самоуправления, а также иных работодателей в случаях, предусмотренных законодательством.

6. Право на ведение коллективных переговоров, заключение (изменение) соглашений от лица работодателей на уровне края, отрасли, территории предоставляется соответствующим объединениям работодателей.

Статья 7. О предложении по наделению работодателями полномочиями представителей по заключению соглашений

Соответствующий орган по труду вправе до начала коллективных переговоров опубликовать информацию о предложении работодателям, не имеющим на указанный момент представителей на соответствующем уровне социального партнерства, о наделении соответствующих представителей полномочиями по ведению ими коллективных переговоров, заключению (изменению) соглашений, участию в процедурах коллективных трудовых споров, связанных с заключением (изменением) соглашений. Указанными работодателями полномочия могут быть переданы объединениям работодателей, а также иным представителям работодателей, участвующим в коллективных переговорах, в случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 8. Права представителей сторон социального партнерства

1. Представители сторон социального партнерства вправе:

- проявлять инициативу по проведению переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения;

- заключать (изменять) коллективный договор, соглашение и иные акты социального партнерства;

- участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

- участвовать в формировании деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Для обеспечения заключения, изменения, выполнения коллективного договора, соглашения представители работников вправе выдвинуть требования к другим сторонам социального партнерства об их участии
в переговорах по заключению коллективного договора, соглашения, а также предложения по присоединению или неприсоединению работодателя к соглашению в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 9. Обязанности сторон социального партнерства и их представителей

1. Представители сторон социального партнерства обязаны:

а) в случае получения уведомления в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления;

б) вести коллективные переговоры;

в) заключать на согласованных условиях коллективные договоры, соглашения и иные акты социального партнерства;

г) при проведении контроля за выполнением коллективного договора, соглашения представлять друг другу необходимую для этого информацию.

2. Стороны социального партнерства обязаны представлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

3. Стороны и их представители обязаны соблюдать и выполнять обязательства, предусмотренные коллективным договором, соглашением.

Глава 3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 10. Элементы системы социального партнерства в Красноярском крае

Система социального партнерства в Красноярском крае включает следующие элементы:

а) действующие на соответствующих уровнях органы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения;

б) соглашения, коллективные договоры, а также иные акты, принимаемые сторонами социального партнерства в пределах их компетенции;

в) процедуры ведения консультаций и переговоров по социально-трудовым вопросам, а также процедуры заключения (изменения) коллективных договоров и соглашений.

Статья 11. Задачи системы социального партнерства

Деятельность системы социального партнерства направлена на выполнение следующих основных задач:

а) совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства в крае;

б) совершенствование механизма взаимодействия сторон социального партнерства;

в) повышение роли краевого трехстороннего соглашения, отраслевых, территориальных и иных соглашений;

г)
разработка и заключение коллективных договоров и соглашений;

д) содействие реализации прав и обязанностей сторон социального партнерства;

е) создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;

ж) обеспечение взаимодействия сторон социального партнерства в осуществлении краевых целевых программ в области социально-экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты и занятости;

з) предупреждение кризисных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере;

и) содействие в обеспечении более высокого уровня оплаты и иных условий труда работников по сравнению с уровнем, гарантированным законодательством.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 12. Органы социального партнерства на краевом, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства

1. Органами социального партнерства на краевом, отраслевом и территориальном уровнях являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут создаваться на краевом, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.

3. Стороны, имеющие право участвовать в заключении соглашений и коллективных договоров, на основе взаимной договоренности могут формировать на любом уровне социального партнерства иные органы по отдельным направлениям социального партнерства.

Статья 13. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. На краевом уровне органом социального партнерства является краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - краевая трехсторонняя комиссия).

2. Краевая трехсторонняя комиссия формируется из представителей сторон социального партнерства: Совета администрации края, соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, краевых (региональных) объединений работодателей.

Общий количественный состав комиссии, порядок ее формирования определяется Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Совет администрации края, соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), краевые (региональные) объединения работодателей имеют равное представительство в составе комиссии.

Состав комиссии утверждается Губернатором края по представлению соответствующих сторон
социального партнерства.

(п. 2 в ред. Закона Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604)

3. Краевая трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством и Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, принимаемым сторонами социального партнерства, участвующими в ее работе, и утверждаемым Губернатором края.

4. Функциями краевой трехсторонней комиссии являются:

а) ведение переговоров по заключению краевого трехстороннего соглашения, осуществление контроля за ходом выполнения данного соглашения;

б) регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, участие в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Красноярском крае;

в) содействие заключению коллективных договоров, территориальных, краевых, отраслевых (межотраслевых) соглашений, участие в их разработке через создаваемые рабочие органы и группы;

г) разработка и осуществление мер по предупреждению коллективных трудовых споров на территории края;

д) обсуждение проектов законов Красноярского края, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Красноярского края по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

5. Краевая трехсторонняя комиссия вправе:

а) проводить с краевыми органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики в крае;

б) разрабатывать и передавать в краевые органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии нормативных правовых актов Красноярского края в области социально-трудовых отношений;

в) согласовывать интересы краевых объединений работодателей, краевых объединений профессиональных союзов, краевых органов исполнительной власти при разработке проекта краевого трехстороннего соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений краевой трехсторонней комиссии;

г) осуществлять взаимодействие с отраслевыми, территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проектов краевого трехстороннего соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения на краевом уровне, реализации указанных соглашений;

д) разрабатывать
рекомендации по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых, территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

е) получать от краевых органов исполнительной власти в установленном Советом администрации края порядке информацию о социально-экономическом положении в крае, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта краевого трехстороннего соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения;

ж) принимать по согласованию с Советом администрации края участие в подготовке разрабатываемых им проектов нормативных правовых актов края в области социально-трудовых отношений;

з) принимать по согласованию с краевыми объединениями профессиональных союзов, краевыми объединениями работодателей и краевыми органами государственной власти участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

и) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

к) принимать участие в проведении краевых совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

6. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы краевой трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Координаторы сторон краевой трехсторонней комиссии

1. Каждая из сторон социального партнерства, принимающая участие в работе краевой трехсторонней комиссии, для обеспечения оперативного взаимодействия с другими сторонами назначает координатора стороны.

2. Координаторы сторон являются членами краевой трехсторонней комиссии и выполняют организационные функции на общественных началах.

Статья 15. Члены краевой трехсторонней комиссии

1. Члены краевой трехсторонней комиссии в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Члены краевой трехсторонней комиссии:

а) участвуют в заседаниях краевой трехсторонней комиссии и рабочих групп, в подготовке проектов решений;

б) вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции краевой трехсторонней комиссии, для рассмотрения на ее заседаниях;

в) в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с социально-трудовыми отношениями, имеют право обращаться в органы государственной власти края, органы местного самоуправления, профессиональные союзы, иные представительные органы работников, в объединения работодателей, к работодателям, на которых распространяется краевое трехстороннее соглашение.

3. Членам краевой трехсторонней комиссии на период их деятельности в порядке, предусмотренном Положением о краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выдаются соответствующие удостоверения. Образец удостоверения утверждается соглашением сторон краевой трехсторонней комиссии.

4. Члены краевой трехсторонней комиссии могут принимать участие в заседаниях сессии и постоянных комиссий Законодательного Собрания края, в заседаниях комиссий при Губернаторе края при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию краевой трехсторонней комиссии.

Статья 16. Обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии

Материально-техническое, организационное и информационно-методическое обеспечение деятельности краевой трехсторонней комиссии осуществляется в порядке, установленном Губернатором края.

Статья 17. Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

1. Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия) является органом социального партнерства на территории муниципального образования.

Предметом регулирования отношений сторон социального партнерства на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также общие условия труда, гарантии трудовых прав и льготы работникам на территории муниципального образования.

2. Территориальная комиссия формируется из представителей сторон социального партнерства: органа (органов) местного самоуправления, соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов), устав которых предусматривает осуществление деятельности на соответствующей территории, территориальных объединений работодателей.

(п. 2 в ред. Закона Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604)

Статья 18. Организация работы территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Срок полномочий территориальной комиссии устанавливается сторонами социального партнерства, имеющими своих представителей в указанной комиссии.

2. Деятельность территориальной комиссии осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством и Положением об этой комиссии, утверждаемым соответствующим представительным органом местного самоуправления.

Положение о территориальной комиссии регулирует количественный состав членов территориальной комиссии, порядок представительства сторон, полномочия территориальной комиссии, а также иные вопросы деятельности территориальной комиссии в сфере социально-трудовых отношений на территории соответствующего муниципального образования.

Глава 5. СОГЛАШЕНИЯ

Статья 19. Краевое трехстороннее соглашение

1. Краевое трехстороннее соглашение заключается между полномочными представителями сторон социального партнерства: Советом администрации края, соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, краевыми (региональными) объединениями работодателей.

(п. 1 в ред. Закона Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604)

2. Краевое трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров между полномочными представителями сторон социального партнерства и по общему правилу заключается до внесения в Законодательное Собрание края проекта закона края о краевом бюджете на соответствующий год.

Статья 20. Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения

Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются между полномочными представителями сторон социального партнерства: соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), объединяющими работников соответствующей отрасли (отраслей), устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, региональными (краевыми) объединениями работодателей, объединяющими работодателей соответствующей отрасли (отраслей), и в случаях, предусмотренных законодательством, Советом администрации края в лице его уполномоченных представителей.

(в ред. Закона Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604)

Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения разрабатываются на основе переговоров между соответствующими представителями сторон социального партнерства.

Статья 21. Территориальные соглашения

1. Территориальные соглашения могут заключаться в виде территориальных трехсторонних (двусторонних) соглашений и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

2. Территориальные соглашения заключаются между представителями сторон социального партнерства, в соответствии с действующим законодательством имеющими право на заключение территориального соглашения.

Территориальными соглашениями устанавливаются условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам соответствующего муниципального образования.

3. Территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются между представителями сторон социального партнерства, в соответствии с действующим законодательством имеющими право на заключение территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

Территориальными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями регулируются общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей) на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 22. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их действия при присоединении

1. Действие соглашения, в разработке и заключении которого участвовало объединение работодателей, распространяется на всех работодателей, которые на момент заключения соглашения были членами данного объединения работодателей.

2. Работодатели, вступающие в объединение, присоединяются к действующим соглашениям, ранее заключенным данным объединением работодателей, в порядке, предусмотренном действующим законодательством или уставом объединения работодателей.

3. Соглашения распространяются:

- на работников и работодателей, полномочные представители которых заключили соглашение от их имени;

- на органы государственной власти и органы местного самоуправления, заключившие данные соглашения, в пределах взятых ими на себя обязательств;

- на работодателей, присоединившихся к соглашению.

Действие соглашения распространяется также на работников, не являющихся членами профсоюза, но до заключения соглашения уполномочивших заявлением соответствующий профсоюз (объединение профсоюзов) на представительство, в случае, когда соглашением предусмотрена возможность распространения соглашения на данных работников.

4. Если член объединения работодателей вышел из данного объединения после заключения соглашения, действие данного соглашения продолжает распространяться на него на срок действия данного соглашения.

5. Работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон соглашения письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

6. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

7. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

8. После подписания соглашения, заключенного на краевом уровне, одной из сторон которого является Совет администрации Красноярского края, Совет администрации края вправе официально опубликовать предложение работодателям и работникам, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

В случае принятия Советом администрации края решения об официальном опубликовании предложений о присоединении к вышеуказанным соглашениям данное предложение публикуется в порядке, предусмотренном законодательством края для официального опубликования нормативных правовых актов высших органов государственной власти Красноярского края, касающихся вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина. Текст соглашения публикуется в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края“.

Статья 23. Порядок изменения и дополнения соглашения, прекращение его действия

1. Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации для заключения соглашения.

2. Досрочное прекращение действия соглашения возможно только по взаимному соглашению сторон.

Статья 24. Обеспечение выполнения соглашения, заключаемого на краевом, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства

1. Выполнение соглашения обеспечивают стороны социального партнерства и соответствующая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Каждая из сторон социального партнерства разрабатыв“ет мероприятия по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.

3. Ход выполнения соглашения рассматривается в порядке, установленном сторонами социального партнерства, заключившими соглашение. Результаты могут быть опубликованы в средствах массовой информации, определяемых сторонами соглашения.

4. Условия, содержащиеся в соглашениях, могут учитываться при принятии законов края и иных нормативных правовых актов края и муниципальных образований, относящихся к предмету регулирования данных соглашений.

5. Заключение, изменение краевых и территориальных соглашений, требующих бюджетного финансирования за счет средств краевого и муниципальных бюджетов, по общему правилу осуществляется сторонами до внесения в Законодательное Собрание края и представительные органы местного самоуправления соответствующих проектов бюджетов на год, относящийся к сроку действия заключаемых соглашений.

Расходы, требующие бюджетного финансирования за счет средств краевого бюджета, связанные с выполнением краевых соглашений, в заключении которых участвовал Совет администрации края, подлежат включению в проекты соответствующих нормативных правовых актов. Совет администрации края направляет сторонам соглашения письменное уведомление о включении в данные проекты расходов, связанных с выполнением краевых соглашений, требующих бюджетного финансирования.

(п. 5 в ред. Закона Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604)

6. Исключен. - Закон Красноярского края от 26.11.2004 N 12-2604.

Статья 25. Уведомительная регистрация соглашений

Подписанное сторонами соглашение в течение семи дней после подписания направляется представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

В краевой орган по труду для уведомительной регистрации направляются:

а) краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;

б) краевые отраслевые и краевые межотраслевые соглашения;

в) иные соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемые на уровне края.

В орган по труду муниципального образования для уведомительной регистрации направляются:

а) территориальное трехстороннее (двустороннее) соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;

б) территориальные отраслевые и территориальные межотраслевые соглашения;

в) иные соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемые на уровне муниципального образования.

Вступление соглашения в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации краевой орган по труду либо орган по труду муниципального образования выявляет условия, установленные соглашением, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Порядок уведомительной регистрации и требования по оформлению соглашений, заключаемых на краевом и территориальном уровнях, утверждаются краевым органом по труду с учетом мнения краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 26. Содержание коллективных договоров

1. Содержание коллективных договоров определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства по следующим вопросам:

(в ред. Закона Красноярского края от 15.03.2007 N 22-5873)

а) установление размера денежной компенсации работнику за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплаты при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не ниже размера, предусмотренного законодательством;

б) порядок участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя;

(пп. “б“ в ред. Закона Красноярского края от 15.03.2007 N 22-5873)

в) периодичность и порядок индексации тарифных ставок и окладов работников; в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами;

г) мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включая выделение для их реализации средств и обеспечение их использования по целевому назначению.

2. Утратил силу. - Закон Красноярского края от 15.03.2007 N 22-5873.

Статья 27. Уведомительная регистрация коллективного договора

1. Работодатель обязан не позднее семи дней после подписания коллективного договора направить подписанный и оформленный надлежащим образом (с указанием даты подписания и печатью работодателя) текст договора для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду муниципального образования по месту фактического нахождения работодателя. При этом один экземпляр коллективного договора с приложениями остается в органе по труду.

2. Соответствующий орган по труду после поступления на регистрацию коллективного договора обязан осуществить его уведомительную регистрацию и провести проверку соответствия его содержания требованиям законодательства.

3. При осуществлении уведомительной регистрации орган по труду муниципального образования выявляет условия, установленные коллективным договором, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

4. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны и не подлежат применению.

5. Условия коллективного договора, не противоречащие законодательству, имеют силу для его сторон с момента заключения коллективного договора вне зависимости от уведомительной регистрации данного коллективного договора.

Глава 7. УЧАСТИЕ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 28. Координационные комитеты содействия занятости населения

1. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению государственной политики занятости населения на краевом и территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения, в состав которых входят представители органа исполнительной власти края или органов местного самоуправления, представители объединений работодателей, профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости, органов по труду, общественных объединений.

2. Краевой координационный комитет содействия занятости населения формируется сторонами социального партнерства, представленными в краевой трехсторонней комиссии, и руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами и Положением о краевом координационном комитете содействия занятости населения, принимаемым представленными в комитете сторонами и утверждаемым Губернатором края.

3. Территориальные координационные комитеты содействия занятости населения формируются на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Глава 8. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 29. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны представлять друг другу для этого информацию.

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 30. Ответственность сторон коллективного договора, соглашения

Стороны коллективного договора, соглашения вправе по взаимному согласию в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать в актах социального партнерства материальную, гражданско-правовую ответственность за нарушение, неисполнение обязательств, установленных коллективным договором, соглашением.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. О признании утратившим силу Закона края

Признать утратившим силу Закон Красноярского края от 8 февраля 2001 года N 13-1167 “О социальном партнерстве в Красноярском крае“ (Красноярский рабочий, 2001, 1 марта).

Статья 32. О вступлении настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в газете “Красноярский рабочий“.

Губернатор

Красноярского края

А.Г.ХЛОПОНИН

12.07.2004