Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 06.07.2004 N 11-2235П “О поправках к проекту N 51708-4 Жилищного кодекса Российской Федерации“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2004 г. N 11-2235П

О ПОПРАВКАХ К ПРОЕКТУ N 51708-4 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрев проект N 51708-4 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятый в первом чтении, Законодательное Собрание края постановляет:

1. Утвердить постатейные поправки Законодательного Собрания края к проекту N 51708-4 Жилищного кодекса Российской Федерации (прилагаются).

2. Назначить представителем Законодательного Собрания Красноярского края при рассмотрении указанного проекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации председателя постоянной комиссии по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу Законодательного Собрания Красноярского края Зубарева Виктора Владиславовича.

3. Направить настоящее Постановление в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и депутатам Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации от Красноярского края.

Председатель

Законодательного Собрания края

А.В.УСС

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания края

от 6 июля 2004 г. N 11-2235П

ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ N 51708-4 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

----T----------------------T------------------------------------------T---------------------------------------¬

¦ N ¦ Статья ¦ Содержание поправки ¦ Обоснование ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦1. ¦Пункт 3 статьи 3 ¦Пункт 3 статьи 3 изложить в следующей ¦Пункт 3 статьи 3 проекта ¦

¦ ¦ ¦редакции: ¦предусматривает возможность выселения ¦

¦ ¦ ¦“Вселение без законных оснований ¦лиц, самоуправно вселившихся в жилые ¦

¦ ¦ ¦недопустимо. Вселением без законных ¦помещения. Под самоуправным вселением ¦

¦ ¦ ¦оснований признается занятие гражданином ¦понимается вселение без законных ¦

¦ ¦ ¦жилого помещения при отсутствии у него ¦оснований. При этом в проекте не ¦

¦ ¦ ¦оформленного в порядке, предусмотренном ¦раскрывается понятие “без законных ¦

¦ ¦ ¦действующим законодательством, права ¦оснований“. Учитывая сложившуюся ¦

¦ ¦ ¦пользования данным помещением. ¦судебную практику, согласно которой не ¦

¦ ¦ ¦Гражданин, вселившийся в жилое помещение ¦признается самоуправным вселение в ¦

¦ ¦ ¦без законных оснований, выселяется из ¦жилое помещение без надлежащего ¦

¦ ¦ ¦данного жилого помещения на основании ¦оформления, но по распоряжениям, ¦

¦ ¦ ¦решения суда без предоставления другого ¦указаниям должностных лиц (а также ¦

¦ ¦ ¦жилого помещения.“ ¦органов), не имеющих права ¦

¦ ¦ ¦ ¦предоставления жилья
и с нарушением ¦

¦ ¦ ¦ ¦требований, возникнут сложности в ¦

¦ ¦ ¦ ¦применении указанной нормы, будет ¦

¦ ¦ ¦ ¦поощряться злоупотребление правом ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦2. ¦Статья 7 ¦Из
статьи 7 после слов “применяется ¦Статьей 5 проекта предусматриваются ¦

¦ ¦ ¦соответствующее“ слово “специальное“ ¦виды нормативных актов, регулирующих ¦

¦ ¦ ¦исключить ¦жилищные правоотношения. При этом ¦

¦ ¦ ¦ ¦ссылки, что какие-то из них являются ¦

¦ ¦ ¦ ¦“специальными“, нет. Полагаем, что ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилищные отношения, связанные с ¦

¦ ¦ ¦ ¦ремонтом, переустройством, ¦

¦ ¦ ¦ ¦перепланировкой жилых помещений, ¦

¦ ¦ ¦ ¦использованием инженерного ¦

¦ ¦ ¦ ¦оборудования, регулируются нормативными¦

¦ ¦ ¦ ¦актами, перечисленными в статье 5 ¦

¦ ¦ ¦ ¦проекта ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦3. ¦Подпункт 3 пункта 2 ¦Подпункт 3 пункта 2 статьи 19 после слов ¦В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ¦

¦ ¦статьи 19 ¦“Жилые помещения в данном фонде могут быть¦статьи 19 проекта муниципальный ¦

¦ ¦ ¦закреплены на праве“ дополнить словами ¦жилищный фонд может быть закреплен ¦

¦ ¦ ¦“хозяйственного ведения за муниципальными ¦только на праве оперативного управления¦

¦ ¦ ¦унитарными предприятиями или на праве“ ¦за муниципальными учреждениями. ¦

¦ ¦ ¦ ¦Указанное положение противоречит ¦

¦ ¦ ¦ ¦статье 215 ГК РФ, согласно которой ¦

¦ ¦ ¦ ¦имущество, принадлежащие на праве ¦

¦ ¦ ¦ ¦собственности муниципальным ¦

¦ ¦ ¦ ¦образованиям, закрепляется за ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальными предприятиями и ¦

¦ ¦ ¦ ¦учреждениями во владении, пользовании и¦

¦ ¦ ¦ ¦распоряжении на праве хозяйственного ¦

¦ ¦ ¦ ¦ведения и оперативного управления, в ¦

¦ ¦ ¦ ¦связи с чем нормами проекта ¦

¦ ¦ ¦ ¦ограничиваются права собственника по ¦

¦ ¦ ¦ ¦распоряжению своим имуществом. При этом¦

¦ ¦ ¦ ¦в пояснении к законопроекту отсутствует¦

¦ ¦ ¦ ¦обоснование данного положения ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦4. ¦Пункт 1 статьи 22 ¦Пункт 1 статьи 22 изложить в следующей ¦Согласно статье 72 Конституции ¦

¦ ¦ ¦редакции: ¦Российской Федерации жилищное ¦

¦ ¦ ¦“1. Перевод жилого помещения в нежилое ¦законодательство находится в совместном¦

¦ ¦ ¦помещение и нежилого помещения в жилое ¦ведении Российской Федерации и ¦

¦ ¦ ¦помещение допускается с учетом соблюдения ¦субъектов Российской Федерации. Исходя ¦

¦ ¦ ¦требований настоящего Кодекса, ¦из этого, по мнению Законодательного ¦

¦ ¦ ¦законодательства Российской Федерации и ¦Собрания Красноярского края, в Жилищном¦

¦ ¦ ¦законодательства соответствующего субъекта¦кодексе должны быть установлены общие ¦

¦ ¦ ¦Российской Федерации о градостроительной ¦обязательные нормы для перевода жилого ¦

¦ ¦ ¦деятельности.“ ¦помещения в нежилое помещение и ¦

¦ ¦ ¦ ¦нежилого помещения в жилое помещение, ¦

¦ ¦ ¦ ¦которые конкретизируются в законах ¦

¦ ¦ ¦ ¦субъектов Федерации ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦5. ¦Пункт 1 статьи 23 ¦Пункт 1 статьи 23 дополнить новым абзацем ¦Поправка упрощает процесс принятия ¦

¦ ¦ ¦следующего содержания: ¦решения о переводе помещений, делает ¦

¦ ¦ ¦“Орган, осуществляющий перевод помещений, ¦его более объективным и сокращает срок ¦

¦ ¦ ¦образует постоянно действующую комиссию, в¦рассмотрения заявлений, что ¦

¦ ¦ ¦состав которой включаются представители: ¦представляется важным для эффективной ¦

¦ ¦ ¦соответствующего органа архитектуры и ¦борьбы с коррупцией. По аналогии с ¦

¦ ¦ ¦градостроительства; ¦Федеральным законом “О государственной ¦

¦ ¦ ¦государственного санитарно- ¦регистрации юридических лиц и ¦

¦ ¦ ¦эпидемиологического надзора; ¦индивидуальных предпринимателей“ при ¦

¦ ¦ ¦государственного пожарного надзора; ¦переводе помещений также реализуется ¦

¦ ¦ ¦органа, уполномоченного осуществлять учет ¦принцип “одного окна“ ¦

¦ ¦ ¦технического состояния объектов ¦ ¦

¦ ¦ ¦недвижимости; ¦ ¦

¦ ¦ ¦органа по охране памятников архитектуры, ¦ ¦

¦ ¦ ¦истории и культуры. ¦ ¦

¦ ¦ ¦Руководство деятельностью указанной ¦ ¦

¦ ¦ ¦комиссии осуществляет должностное лицо, ¦ ¦

¦ ¦ ¦уполномоченное органом, осуществляющим ¦ ¦

¦ ¦ ¦перевод помещений.“ ¦ ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦6. ¦Подпункты 6, 7, 8 и 9 ¦Подпункты 6, 7, 8 и 9 статьи 23 исключить ¦Нормы о справках (заключениях), которые¦

¦ ¦статьи 23 ¦ ¦готовят перечисленные в указанных ¦

¦ ¦ ¦ ¦подпунктах органы, переносятся в ¦

¦ ¦ ¦ ¦новый пункт 3 (см. ниже) ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦7. ¦Новый пункт 3 ¦Ввести новый пункт 3 статьи 23, изложив ¦Цель предлагаемых поправок - исключение¦

¦ ¦статьи 23 ¦его в следующей редакции: ¦злоупотреблений со стороны должностных ¦

¦ ¦ ¦“3. Представитель органа, уполномоченного ¦лиц органов, участвующих в процессе ¦

¦ ¦ ¦осуществлять учет технического состояния ¦формирования документов при переводе ¦

¦ ¦ ¦объектов недвижимости, контролирует ¦жилого помещения в нежилое ¦

¦ ¦ ¦подготовку указанным органом справки о ¦ ¦

¦ ¦ ¦техническом состоянии переводимого ¦ ¦

¦ ¦ ¦помещения с указанием даты его последнего ¦ ¦

¦ ¦ ¦обследования (в случае перевода нежилого ¦ ¦

¦ ¦ ¦помещения в жилое помещение). ¦ ¦

¦ ¦ ¦Представитель органа государственного ¦ ¦

¦ ¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора ¦ ¦

¦ ¦ ¦контролирует подготовку указанным органом ¦ ¦

¦ ¦ ¦заключения о допустимости перевода ¦ ¦

¦ ¦ ¦помещения и возможности его использования ¦ ¦

¦ ¦ ¦после перевода по назначению. ¦ ¦

¦ ¦ ¦Представитель органа государственного ¦ ¦

¦ ¦ ¦пожарного надзора контролирует подготовку ¦ ¦

¦ ¦ ¦указанным органом заключения о ¦ ¦

¦ ¦ ¦допустимости перевода помещения и ¦ ¦

¦ ¦ ¦возможности его использования после ¦ ¦

¦ ¦ ¦перевода по назначению. ¦ ¦

¦ ¦ ¦Представитель органа по охране памятников ¦ ¦

¦ ¦ ¦архитектуры, истории и культуры ¦ ¦

¦ ¦ ¦контролирует подготовку указанным органом ¦ ¦

¦ ¦ ¦заключения о допустимости перевода жилого ¦ ¦

¦ ¦ ¦помещения в случае, если оно является ¦ ¦

¦ ¦ ¦памятником архитектуры, истории или ¦ ¦

¦ ¦ ¦культуры.“. ¦ ¦

¦ ¦ ¦“Пункты 3, 4 и 5 статьи 23 считать ¦ ¦

¦ ¦ ¦соответственно пунктами 4, 5 и 6. ¦ ¦

¦ ¦ ¦В новом пункте 6 слова “пунктом 4“ ¦ ¦

¦ ¦ ¦заменить словами “пунктом 5“.“ ¦ ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦8. ¦Новый пункт 4 ¦В новом пункте 4 статьи 23 слова “не ¦Сокращение срока для принятия решения о¦

¦ ¦статьи 23 ¦позднее тридцати дней“ заменить словами ¦переводе помещения с 30 до 10 дней ¦

¦ ¦ ¦“не позднее десяти дней“. ¦представляется логичным. Согласно ¦

¦ ¦ ¦ ¦проекту Градостроительного кодекса РФ, ¦

¦ ¦ ¦ ¦принятому Государственной Думой в ¦

¦ ¦ ¦ ¦первом чтении, срок рассмотрения и ¦

¦ ¦ ¦ ¦выдачи разрешения на строительство ¦

¦ ¦ ¦ ¦объекта недвижимости ограничен десятью ¦

¦ ¦ ¦ ¦днями, несмотря на то, что принятие ¦

¦ ¦ ¦ ¦решения о выдаче разрешения на ¦

¦ ¦ ¦ ¦строительство - это, безусловно, более ¦

¦ ¦ ¦ ¦ответственная процедура, чем перевод ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещения ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦9. ¦Предпоследний абзац ¦В предпоследнем абзаце нового пункта 6 ¦Ограничение срока необходимо для борьбы¦

¦ ¦нового пункта 6 ¦статьи 23 текст после слов “Акт приемочной¦с коррупцией, поскольку нередким ее ¦

¦ ¦статьи 23 ¦комиссии“ дополнить словами “принимается ¦проявлением является необоснованное ¦

¦ ¦ ¦не позднее пяти рабочих дней со дня ¦затягивание чиновниками принятия тех ¦

¦ ¦ ¦письменного обращения собственника о ¦или иных решений ¦

¦ ¦ ¦приемке помещения и не позднее одного ¦ ¦

¦ ¦ ¦рабочего дня после его принятия“ ¦ ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦10.¦Пункт 2 статьи 26 ¦Пункт 2 статьи 26 после слов “собственник ¦Статьей 26 проекта не предусматривается¦

¦ ¦ ¦данного помещения или уполномоченное им ¦получение согласия наймодателя ¦

¦ ¦ ¦лицо“ дополнить словами “, наниматель ¦(собственника) для осуществления ¦

¦ ¦ ¦жилого помещения по договору социального ¦переустройства и (или) перепланировки ¦

¦ ¦ ¦найма с согласия собственника“ ¦жилого помещения нанимателем, при этом ¦

¦ ¦ ¦ ¦в дальнейшем в случае отказа в ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласовании такого переустройства и ¦

¦ ¦ ¦ ¦(или) перепланировки возлагается ¦

¦ ¦ ¦ ¦обязанность по приведению жилого ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещения в прежнее состояние ¦

¦ ¦ ¦ ¦(статья 29) ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦11.¦Подпункт 6 пункта 2 ¦Подпункт 6 пункта 2 статьи 26 изложить в ¦Статья 26 проекта не предусматривает ¦

¦ ¦статьи 26 ¦следующей редакции: ¦необходимость получения согласия членов¦

¦ ¦ ¦“согласие в письменной форме всех членов ¦семьи собственника на осуществление ¦

¦ ¦ ¦семьи, в том числе временно отсутствующих,¦переустройства и (или) перепланировки ¦

¦ ¦ ¦собственника, нанимателя жилого помещения ¦жилого помещения. В целях правильного и¦

¦ ¦ ¦по договору социального найма;“ ¦единообразного применения необходимо ¦

¦ ¦ ¦ ¦внести данные изменения ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦12.¦Пункт 3 статьи 26 ¦В пункте 3 статьи 26 законопроекта слова ¦Нелогично, чтобы согласование ¦

¦ ¦ ¦“не позднее тридцати рабочих дней“ ¦переустройства и (или) перепланировки ¦

¦ ¦ ¦ заменить словами “не позднее десяти ¦помещения было в три раза ¦

¦ ¦ ¦ рабочих дней“ ¦продолжительнее выдачи разрешения на ¦

¦ ¦ ¦ ¦строительство целого объекта ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦13.¦Абзац второй статьи 28¦В абзаце втором статьи 28 текст после слов¦Поправка направлена на законодательное ¦

¦ ¦ ¦“Акт приемочной комиссии“ дополнить ¦установление срока принятия акта ¦

¦ ¦ ¦словами “принимается не позднее пяти ¦приемочной комиссией. ¦

¦ ¦ ¦рабочих дней со дня письменного обращения ¦Поправка должна способствовать ¦

¦ ¦ ¦собственника о приемке помещения и не ¦предупреждению коррупции в виде ¦

¦ ¦ ¦позднее одного рабочего дня после его ¦необоснованного затягивания принятия ¦

¦ ¦ ¦принятия“ ¦акта о приемке помещений после их ¦

¦ ¦ ¦ ¦переустройства и (или) перепланировки ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦14.¦Статья 29 ¦Дополнить статью 29 пунктом 5 следующего ¦В статье 29 необходимо предусмотреть, ¦

¦ ¦ ¦содержания: ¦что не являются самовольными ¦

¦ ¦ ¦“Не являются самовольными переустройство и¦переустройство и (или) перепланировка, ¦

¦ ¦ ¦(или) перепланировка жилого помещения, ¦если они произведены, когда разрешение ¦

¦ ¦ ¦произведенные в соответствии с ¦на указанные действия не требовалось. В¦

¦ ¦ ¦требованиями, действующими до вступления в¦противном случае в число лиц, на ¦

¦ ¦ ¦силу настоящего Кодекса.“ ¦которых может быть возложена ¦

¦ ¦ ¦ ¦ответственность, попадут те граждане, ¦

¦ ¦ ¦ ¦которые до вступления в силу ЖК РФ ¦

¦ ¦ ¦ ¦действовали правомерно. Такая ситуация ¦

¦ ¦ ¦ ¦может иметь место несмотря на наличие в¦

¦ ¦ ¦ ¦Кодексе нормы о невозможности обратной ¦

¦ ¦ ¦ ¦силы актов жилищного законодательства, ¦

¦ ¦ ¦ ¦поскольку статьей 29 проекта ¦

¦ ¦ ¦ ¦предусматривается обязанность ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласования уже состоявшихся ¦

¦ ¦ ¦ ¦переустройства и перепланировки ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦15.¦Пункт 4 статьи 32 ¦В пункте 4 статьи 32 слова “с указанием ее¦Введение срока, в течение которого ¦

¦ ¦ ¦даты“ заменить словами “не позднее 10 дней¦собственник жилого помещения должен ¦

¦ ¦ ¦с момента государственной регистрации“ ¦быть извещен о произведенной ¦

¦ ¦ ¦ ¦государственной регистрации решения об ¦

¦ ¦ ¦ ¦изъятии жилого помещения, в большей ¦

¦ ¦ ¦ ¦степени защищает права граждан, ¦

¦ ¦ ¦ ¦обязывая соответствующие органы в более¦

¦ ¦ ¦ ¦короткий срок известить гражданина о ¦

¦ ¦ ¦ ¦предстоящем изъятии собственности ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦16.¦Пункт 10 статьи 32 ¦Пункт 10 статьи 32 изложить в следующей ¦Пунктом 10 статьи 32 проекта ¦

¦ ¦ ¦редакции: ¦предусмотрена обязанность граждан, ¦

¦ ¦ ¦“В случае признания в установленном ¦проживающих в многоквартирном жилом ¦

¦ ¦ ¦порядке многоквартирного жилого дома ¦доме, по его сносу, если дом признан ¦

¦ ¦ ¦аварийным его снос осуществляется в ¦аварийным. Однако данная норма проекта ¦

¦ ¦ ¦зависимости от того, для чьих нужд ¦противоречит статье 15 проекта, ¦

¦ ¦ ¦изымается земельный участок, на котором ¦согласно которой многоквартирные жилые ¦

¦ ¦ ¦расположен аварийный многоквартирный дом, ¦дома не являются объектом жилищных ¦

¦ ¦ ¦за счет средств Российской Федерации, ¦прав. Объектом прав является то, на что¦

¦ ¦ ¦соответствующего субъекта Российской ¦направлены права и обязанности ¦

¦ ¦ ¦Федерации или муниципального ¦субъектов жилищных правоотношений. Если¦

¦ ¦ ¦образования.“ ¦на многоквартирный дом в целом не могут¦

¦ ¦ ¦ ¦распространяться права и обязанности ¦

¦ ¦ ¦ ¦собственников жилых помещений этого ¦

¦ ¦ ¦ ¦дома, то на них не может быть возложена¦

¦ ¦ ¦ ¦и обязанность по его сносу. Тем более ¦

¦ ¦ ¦ ¦что статья 4 проекта предусматривает ¦

¦ ¦ ¦ ¦только пользование общим имуществом ¦

¦ ¦ ¦ ¦многоквартирного жилого дома, тогда как¦

¦ ¦ ¦ ¦снос может быть произведен только в ¦

¦ ¦ ¦ ¦результате реализации такого ¦

¦ ¦ ¦ ¦полномочия, как распоряжение. ¦

¦ ¦ ¦ ¦Обязанность по сносу многоквартирного ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилого дома в этом случае должна быть ¦

¦ ¦ ¦ ¦возложена на тех, для чьих нужд ¦

¦ ¦ ¦ ¦изымается земельный участок ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦17.¦Пункт 2 статьи 35 ¦В пункте 2 статьи 35 после слов “либо на ¦В статье 35 проекта не ¦

¦ ¦ ¦основании завещательного отказа“ дополнить¦предусматривается возможность выселения¦

¦ ¦ ¦словами “или проживающий в жилом помещении¦в указанных в статье случаях граждан, ¦

¦ ¦ ¦на основании договора пожизненного ¦пользующихся жилым помещением на ¦

¦ ¦ ¦содержания с иждивением“ ¦основании договора пожизненного ¦

¦ ¦ ¦ ¦содержания, в связи с чем данная статья¦

¦ ¦ ¦ ¦нуждается в дополнении ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦18.¦Пункт 7 статьи 41 ¦В пункте 7 статьи 41 после слов “в данной ¦Предложенная формулировка пункта 7 ¦

¦ ¦ ¦коммунальной квартире“ исключить частицу ¦статьи 41 не соответствует статье 250 ¦

¦ ¦ ¦“не“ ¦Гражданского кодекса РФ, в которой ¦

¦ ¦ ¦ ¦предусмотрено преимущественное право ¦

¦ ¦ ¦ ¦покупки остальными участниками долевой ¦

¦ ¦ ¦ ¦собственности при продаже доли в праве ¦

¦ ¦ ¦ ¦общей собственности постороннему лицу. ¦

¦ ¦ ¦ ¦При продаже доли с нарушением ¦

¦ ¦ ¦ ¦преимущественного права покупки любой ¦

¦ ¦ ¦ ¦другой участник долевой собственности ¦

¦ ¦ ¦ ¦имеет право в течение трех месяцев ¦

¦ ¦ ¦ ¦требовать в судебном порядке перевода ¦

¦ ¦ ¦ ¦на него прав и“обязанностей покупателя ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦19.¦Пункт 1 статьи 50 ¦В части 2 пункта 1 статьи 50 слова ¦Пункт 1 статьи 50 проекта ¦

¦ ¦ ¦“пятнадцати квадратных метров“ заменить ¦предусматривает размер социальной нормы¦

¦ ¦ ¦словами “восемнадцати квадратных метров“ ¦площади жилья не менее 15 кв. м, тогда ¦

¦ ¦ ¦ ¦как в настоящее время эта норма ¦

¦ ¦ ¦ ¦равняется 18 кв. м общей площади жилья ¦

¦ ¦ ¦ ¦на одного человека. Такое ограничение ¦

¦ ¦ ¦ ¦противоречит части 2 статьи 55 ¦

¦ ¦ ¦ ¦Конституции РФ, согласно которой в ¦

¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации не должны ¦

¦ ¦ ¦ ¦издаваться законы, отменяющие или ¦

¦ ¦ ¦ ¦умаляющие права и свободы человека и ¦

¦ ¦ ¦ ¦гражданина ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦20.¦Пункт 1 статьи 50 ¦Часть 2 пункта 2 статьи 50 изложить в ¦Исходя из установленного в статье 1 ¦

¦ ¦ ¦следующей редакции: ¦проекта такого принципа жилищного ¦

¦ ¦ ¦“Учетная норма устанавливается органом ¦законодательства, как признание ¦

¦ ¦ ¦местного самоуправления. Размер такой ¦равенства участников правоотношений, ¦

¦ ¦ ¦нормы не может быть менее 12 квадратных ¦регулируемых жилищным ¦

¦ ¦ ¦метров общей площади и превышать размер ¦законодательством, и компетенции ¦

¦ ¦ ¦социальной нормы, установленной пунктом 1 ¦органов государственной власти ¦

¦ ¦ ¦настоящей статьи.“ ¦Российской Федерации по установлению ¦

¦ ¦ ¦ ¦требований, предъявляемых к жилищному ¦

¦ ¦ ¦ ¦фонду (статья 12 проекта), полагаем ¦

¦ ¦ ¦ ¦необходимым установить минимальный ¦

¦ ¦ ¦ ¦размер учетной нормы площади жилого ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещения в размере, например, 12 кв. м¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦21.¦Подпункт 4 пункта 1 ¦В подпункте 4 пункта 1 статьи 56 после ¦На предоставленные органами власти ¦

¦ ¦статьи 56 ¦слов “кредита на приобретение“ дополнить ¦средства гражданин может не только ¦

¦ ¦ ¦словами “или строительство“ ¦приобрести построенное жилое помещение,¦

¦ ¦ ¦ ¦а также самостоятельно или на основании¦

¦ ¦ ¦ ¦договора подряда начать строить новое ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилье. Тем более что согласно подпункту¦

¦ ¦ ¦ ¦5 пункта 1 статьи 56 еще одним ¦

¦ ¦ ¦ ¦основанием для снятия гражданина с ¦

¦ ¦ ¦ ¦учета является предоставление ему ¦

¦ ¦ ¦ ¦земельного участка для строительства ¦

¦ ¦ ¦ ¦индивидуального жилого дома ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦22.¦Пункт 2 статьи 56 ¦В пункте 2 статьи 56 после слов “Решение о¦Случаи, перечисленные в подпункте 6 ¦

¦ ¦ ¦снятии с учета гражданина“ дополнить ¦пункта 1 статьи 56, безусловно, могут ¦

¦ ¦ ¦словами “, за исключением случаев, ¦быть основаниями для снятия гражданина ¦

¦ ¦ ¦указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей¦с учета в качестве малоимущего. Однако ¦

¦ ¦ ¦статьи,“ ¦в этих случаях решение должно ¦

¦ ¦ ¦ ¦приниматься органом, по решению ¦

¦ ¦ ¦ ¦которого такой гражданин был принят на ¦

¦ ¦ ¦ ¦учет, только на основании решения суда,¦

¦ ¦ ¦ ¦по иску указанного органа, но никак не ¦

¦ ¦ ¦ ¦самостоятельно. В противном случае ¦

¦ ¦ ¦ ¦нельзя полностью исключить ¦

¦ ¦ ¦ ¦злоупотреблений со стороны должностных ¦

¦ ¦ ¦ ¦лиц, поскольку понятие “не ¦

¦ ¦ ¦ ¦соответствующие действительности ¦

¦ ¦ ¦ ¦сведения“ носит оценочный характер ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦23.¦Пункт 2 статьи 56 ¦Пункт 2 статьи 56 дополнить предложением ¦Любые действия органов власти, которые,¦

¦ ¦ ¦следующего содержания: ¦на взгляд граждан, нарушают их права и ¦

¦ ¦ ¦“Решение о снятии гражданина с учета в ¦законные интересы, граждане должны ¦

¦ ¦ ¦качестве малоимущего и нуждающегося в ¦иметь право отстаивать в судебном ¦

¦ ¦ ¦жилом помещении может быть обжаловано им в¦порядке ¦

¦ ¦ ¦судебном порядке.“ ¦ ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦24.¦Пункт 2 статьи 56 ¦Пункт 2 статьи 56 дополнить абзацем вторым¦Поправка необходима, чтобы исключить ¦

¦ ¦ ¦следующего содержания: ¦злоупотребления со стороны должностных ¦

¦ ¦ ¦“Решение о снятии с учета гражданина в ¦лиц органа, по решению которого ¦

¦ ¦ ¦случаях, предусмотренных подпунктом 6 ¦гражданин был ранее принят на учет в ¦

¦ ¦ ¦пункта 1 настоящей статьи, принимается ¦качестве малоимущего, а перед ¦

¦ ¦ ¦органом, по решению которого такой ¦получением жилого помещения может быть ¦

¦ ¦ ¦гражданин был принят на учет, на основании¦снят с учета за малосущественные ¦

¦ ¦ ¦решения суда по иску указанного органа.“ ¦неточности в ранее представленных ¦

¦ ¦ ¦ ¦сведениях ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦25.¦Пункт 2 статьи 56 ¦В пункте 2 статьи 56 слова “в течение ¦Гражданин должен иметь возможность ¦

¦ ¦ ¦тридцати рабочих дней“ заменить словами “в¦узнать о снятии его с учета раньше, а ¦

¦ ¦ ¦течение пяти рабочих дней“ ¦не по истечении одного месяца, за время¦

¦ ¦ ¦ ¦которого он мог бы обратиться в суд за ¦

¦ ¦ ¦ ¦защитой своих прав ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦26.¦Пункт 2 статьи 92 ¦В пункте 2 статьи 92: ¦Согласно пункту 1 статьи 92 проекта в ¦

¦ ¦ ¦а) после слов “Включение жилых помещений“ ¦качестве служебных используются жилые ¦

¦ ¦ ¦дополнить словами “муниципального ¦дома и жилые помещения государственного¦

¦ ¦ ¦жилищного фонда“; ¦и муниципального жилищного фонда. При ¦

¦ ¦ ¦б) после слов “органа местного ¦этом в соответствии с пунктом 2 ¦

¦ ¦ ¦самоуправления.“ дополнить предложением ¦указанной статьи включение жилых ¦

¦ ¦ ¦следующего содержания: ¦помещений в число служебных и ¦

¦ ¦ ¦“Включение жилых помещений ¦исключение из их числа осуществляется ¦

¦ ¦ ¦государственного жилищного фонда в число ¦на основании только решения органа ¦

¦ ¦ ¦служебных и исключение из их числа ¦местного самоуправления, из чего ¦

¦ ¦ ¦осуществляется на основании решения органа¦следует, что решение о распоряжении ¦

¦ ¦ ¦государственной власти.“ ¦жилыми помещениями государственного ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилищного фонда будет выполняться ¦

¦ ¦ ¦ ¦органами местного самоуправления, в ¦

¦ ¦ ¦ ¦связи с чем полагаем, что в пункте 2 ¦

¦ ¦ ¦ ¦статьи 92 необходимо предусмотреть ¦

¦ ¦ ¦ ¦положение, закрепляющее право органов ¦

¦ ¦ ¦ ¦государственной власти принимать ¦

¦ ¦ ¦ ¦решение о включении жилых помещений ¦

¦ ¦ ¦ ¦государственного жилищного фонда в ¦

¦ ¦ ¦ ¦число служебных и исключении из их ¦

¦ ¦ ¦ ¦числа ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦27.¦Пункт 1 статьи 98 ¦В пункте 1 статьи 98 после слов “жилого ¦Необходимо уточнить положения пункта 1 ¦

¦ ¦ ¦помещения“ дополнить словами “в том ¦статьи 98 проекта в части ¦

¦ ¦ ¦случае, если на момент выселения из ¦целесообразности сохранения указанных в¦

¦ ¦ ¦служебного жилого помещения они не имеют в¦данном пункте служебных жилых помещений¦

¦ ¦ ¦собственности другого жилья, не являются ¦за гражданами в том случае, если на ¦

¦ ¦ ¦нанимателями жилого помещения по договору ¦момент выселения помимо служебного ¦

¦ ¦ ¦социального найма либо не являются членами¦жилья они уже имеют в собственности ¦

¦ ¦ ¦семьи собственника или нанимателя жилого ¦жилое помещение либо являются ¦

¦ ¦ ¦помещения по договору социального найма“ ¦нанимателями жилых помещений, входящих ¦

¦ ¦ ¦ ¦в государственный или муниципальный ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилищный фонд, либо являются членами ¦

¦ ¦ ¦ ¦семей собственника или нанимателя ¦

¦ ¦ ¦ ¦жилого помещения ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦28.¦Подпункт 2 пункта 1 ¦В подпункте 2 пункта 1 статьи 98 после ¦В противном случае возможно ¦

¦ ¦статьи 98 ¦слов “пенсионеры по возрасту“ дополнить ¦злоупотребление правом, особенно в ¦

¦ ¦ ¦словами “, если трудовой договор был ¦сфере государственной службы, ¦

¦ ¦ ¦заключен не менее чем за год до достижения¦пребывание на которой допустимо до 65, ¦

¦ ¦ ¦ими пенсионного возраста,“ ¦а в некоторых случаях и до 75 лет. ¦

¦ ¦ ¦ ¦Полагаем, что такая категория лиц ¦

¦ ¦ ¦ ¦способна приобрести жилье по договору ¦

¦ ¦ ¦ ¦купли-продажи ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦29.¦Пункт 2 статьи 98 ¦В пункте 2 статьи 98 после слов “другое ¦Статьей 98 проекта установлен ряд ¦

¦ ¦ ¦жилое помещение“ дополнить словами “в ¦случаев, когда граждане могут быть ¦

¦ ¦ ¦пределах социальной нормы“ ¦выселены из служебного жилого помещения¦

¦ ¦ ¦ ¦с предоставлением другого жилого ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещения. Согласно пункту 2 статьи 98 ¦

¦ ¦ ¦ ¦предоставляемое другое жилое помещение ¦

¦ ¦ ¦ ¦должно отвечать установленным ¦

¦ ¦ ¦ ¦санитарным и техническим правилам и ¦

¦ ¦ ¦ ¦нормам, находиться в черте данного ¦

¦ ¦ ¦ ¦населенного пункта. Однако исходя из ¦

¦ ¦ ¦ ¦признаков понятия “другое жилое ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещение“, данного в статье 90 ¦

¦ ¦ ¦ ¦проекта, предоставление другого жилого ¦

¦ ¦ ¦ ¦помещения по договору социального найма¦

¦ ¦ ¦ ¦осуществляется по нормам, установленным¦

¦ ¦ ¦ ¦для вселения граждан в общежитие, то ¦

¦ ¦ ¦ ¦есть 6 м2 жилой площади. Если учесть, ¦

¦ ¦ ¦ ¦что к данным категориям относятся ¦

¦ ¦ ¦ ¦инвалиды, пенсионеры, члены семей ¦

¦ ¦ ¦ ¦умерших работников либо погибших ¦

¦ ¦ ¦ ¦военнослужащих, то полагаем, что ¦

¦ ¦ ¦ ¦понятие “другого жилого помещения“ в ¦

¦ ¦ ¦ ¦указанной статье проекта нуждается в ¦

¦ ¦ ¦ ¦уточнении в части определения размера ¦

¦ ¦ ¦ ¦нормы жилого помещения для его ¦

¦ ¦ ¦ ¦предоставления ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦30.¦Статья 131 ¦В статье 131: ¦Статьей 131 проекта устанавливается ¦

¦ ¦ ¦а) пункт 1 изложить в следующей редакции: ¦преимущественное право вступления в ¦

¦ ¦ ¦“В случае смерти члена жилищного ¦члены жилищного кооператива супруга ¦

¦ ¦ ¦кооператива наследник имеет право быть ¦(супруги) наследодателя - члена ¦

¦ ¦ ¦принятым в члены жилищного кооператива. ¦жилищного кооператива перед законным ¦

¦ ¦ ¦Такому наследнику не может быть отказано в¦наследником, что, по нашему мнению, ¦

¦ ¦ ¦приеме в члены жилищного кооператива.“; ¦противоречит положениям гражданского ¦

¦ ¦ ¦б) пункты 2 и 3 исключить; ¦законодательства, а именно статье 1177 ¦

¦ ¦ ¦в) пункт 4 считать пунктом 2 ¦ГК РФ, согласно которой наследнику не ¦

¦ ¦ ¦ ¦может быть отказано в приеме в члены ¦

¦ ¦ ¦ ¦кооператива независимо от прав супруга ¦

¦ ¦ ¦ ¦(супруги) наследодателя. В связи с чем ¦

¦ ¦ ¦ ¦полагаем, что указанное противоречие ¦

¦ ¦ ¦ ¦должно быть устранено в соответствии с ¦

¦ ¦ ¦ ¦положениями наследственного права ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦31.¦Пункт 5 статьи 154 ¦В пункте 5 статьи 154 после слов “при ¦По-видимому, по техническим причинам ¦

¦ ¦ ¦наличии печного отопления,“ дополнить ¦пропущена одна из коммунальных услуг. ¦

¦ ¦ ¦словами “утилизацию и переработку бытовых ¦Тем более что далее по тексту идет речь¦

¦ ¦ ¦отходов“ ¦о размере платы “за утилизацию и ¦

¦ ¦ ¦ ¦переработку бытовых отходов“ ¦

¦ ¦ ¦ ¦(статья 157 законопроекта) ¦

+---+----------------------+------------------------------------------+---------------------------------------+

¦32.¦Пункт 5 статьи 161 ¦В пункт 5 статьи 161 внести следующие ¦Предлагаем срок, предусмотренный ¦

¦ ¦ ¦изменения: слова “в течение одного года“ ¦пунктом 5 статьи 161 проекта, после ¦

¦ ¦ ¦заменить словами “в течение шести ¦истечения которого орган местного ¦

¦ ¦ ¦месяцев“; слова “орган местного ¦самоуправления проводит открытый ¦

¦ ¦ ¦самоуправления проводит открытый конкурс“ ¦конкурс, сократить с одного года до 6 ¦

¦ ¦ ¦заменить словами “орган местного ¦месяцев, так как бесхозяйственное ¦

¦ ¦ ¦самоуправления обязан провести открытый ¦обращение с имуществом жилого дома ¦

¦ ¦ ¦конкурс“ ¦ведет к его порче и разрушению, если ¦

¦ ¦ ¦ ¦учесть, что проведение открытого ¦

¦ ¦ ¦ ¦конкурса также потребует затрат ¦

¦ ¦ ¦ ¦времени. Кроме того, этот же пункт ¦

¦ ¦ ¦ ¦статьи считаем необходимым усилить ¦

¦ ¦ ¦ ¦словом “обязан“ относительно ¦

¦ ¦ ¦ ¦обязанности органа местного ¦

¦ ¦ ¦ ¦самоуправления по принятию мер к выбору¦

¦ ¦ ¦ ¦управляющей компании ¦

L---+----------------------+------------------------------------------+----------------------------------------

Проект Жилищного кодекса Российской Федерации во многих случаях изменяет правовое положение граждан при решении жилищных вопросов по сравнению с действующим законодательством. В целях защиты прав граждан в период формирования нового жилищного законодательства, соблюдения принципа социальной справедливости полагаем, что в проекте Кодекса должен содержаться целый ряд норм, регулирующих следующие правоотношения:

1. Нормами пункта 2 статьи 31 проекта установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным помещением за бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи, и только по решению суда такое право пользования помещением может быть продлено, но не более чем на один год. Согласно пункту 1 данной статьи к членам семьи собственника в первую очередь относятся проживающие с ним в принадлежащем ему помещении его дети, родители и супруг, поэтому положениями пункта 2 статьи 31 (в случае потери права пользования помещением) существенно нарушаются права детей. Считаем, что в данной статье необходимо предусмотреть механизм, который будет гарантировать защиту прав несовершеннолетних.

2. В проекте ЖК РФ отсутствуют положения, связанные с защитой прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих либо проживавших в жилом помещении по договору социального найма. Полагаем, что указанная категория граждан должна находиться под защитой государства, что должно в обязательном порядке отразиться в нормах, регулирующих жилищные правоотношения, в том числе и в закреплении внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

3. Считаем необходимым отметить неурегулированность положений статьи 106 проекта, предусматривающей использование жилых помещений маневренного фонда для проживания граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое было приобретено за счет кредита или займа и заложено в обеспечение возврата кредита или займа. Учитывая отсутствие средств в бюджетах и наличие имеющейся очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, полагаем, что если указанные граждане и будут признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в соответствии с положениями проекта ЖК РФ, то им сразу не будет предоставлено жилье. Согласно же условиям использования жилых помещений маневренного фонда после завершения расчетов с данными гражданами после продажи жилого помещения, на которое наложено взыскание, граждане подлежат выселению, по сути дела, на улицу. В связи с чем полагаем, что в указанной части необходимо закрепить механизм защиты граждан, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.

4. Учитывая, что с принятием и вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ меняется вся система существующих жилищных правоотношений, считаем необходимым принятие одновременно с Кодексом федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“, в котором следовало бы отразить переходные периоды для уточнения порядка прекращения действия норм жилищного законодательства, в частности норм, связанных с бесплатной приватизацией жилых помещений, а также норм, регулирующих порядок содержания, ремонта и сноса аварийного и ветхого жилья, находящегося в муниципальном или государственном жилищном фонде.

Исходя из положений проекта ЖК РФ вся ответственность за содержание многоквартирного жилого дома возлагается на собственников жилья. Однако учитывая, что в настоящее время значительная часть жилых помещений находится как в аварийном и ветхом жилье, так и в домах, имеющих уже значительный износ, которые годами не ремонтировалось из-за отсутствия средств, необходимо предусмотреть механизм компенсации собственникам жилых помещений в таких домах затрат, связанных с их капитальным ремонтом либо сносом.---