Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.06.2004 N А33-8047/04-с2 <Решение налогового органа об отказе в осуществлении государственной регистрации заявителя в связи с его ликвидацией признано судом незаконным, поскольку регистрирующий орган не вправе требовать представления ему других документов, кроме тех, которые предусмотрены статьей 21 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2004 г. Дело N А33-8047/04-с2

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Красноярского края Лесков Р.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “С.“, г. Красноярск,

к инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - К., председатель ликвидационной комиссии;

от заинтересованного лица - Б., представитель по доверенности от 05.01.2004.

Протокол судебного заседания велся судьей Р.В. Лесковым.

Резолютивная часть Решения объявлена в судебном заседании 09.06.2004. Полный текст Решения изготовлен 11.06.2004.

При рассмотрении дела суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью “С.“, г. Красноярск, обратилось с
заявлением к инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 02.03.2004, обязании инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения заявителя, а именно принять решение о регистрации ООО “С.“ в связи с его ликвидацией.

Заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.

Определением от 12.05.2004 возбуждено производство по делу. Дело назначено к предварительному судебному заседанию на 03.06.2004.

Определением от 03.06.2004 суд окончил подготовку дела к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Истец в судебном заседании 03.06.2004 представил уточнение заявления, в соответствии с которым просит признать недействительным решение ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска об отказе в государственной регистрации от 02.03.2004 и обязать инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения действующего законодательства в связи с принятием оспариваемого решения.

На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения приняты судом.

В судебном заседании 03.06.2004 судом вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании с 10 час. 45 мин. до 16 час. 00 мин. 09.06.2004.

После возобновления судебного заседания истец представил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит суд признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации ООО “С.“ от 02.03.2004, и отказывается от требования обязать инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения.

Согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
истец вправе отказаться от иска полностью либо в части. Судом принято уточнение заявителя в части заявленных требований и отказ от части требований, изложенных в заявлении. Отказ принят судом, производство по делу в части требований, от которых заявитель отказался, прекращено, о чем вынесено отдельное определение.

Заинтересованное лицо доводы, изложенные в заявлении, не признало, представив суду отзыв, в котором изложило следующие основания отклонения исковых требований:

- заявитель обратился в ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией 25.02.2004. К заявлению были приложены: ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 8 Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.01 N 129-ФЗ ИМНС было принято решение об отказе в регистрации, т.к. в нарушение ст. 21 указанного Закона заявитель не представил ликвидационный баланс. ИМНС считает, что в силу ст. 63 п. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен быть составлен после полного расчета с кредиторами и утвержден участниками данного юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Представленный на государственную регистрацию ликвидационный баланс не соответствует вышеуказанным требованиям, т.к. подписан председателем ликвидационной комиссии, не утвержден общим собранием участников, принявшим решение о ликвидации. Сведения о кредиторской задолженности, указанные в ликвидационном балансе, не соответствуют действительности. 25.02.04 в адрес заявителя ИМНС была направлена претензия, согласно которой за налогоплательщиком числится задолженность по платежам в сумме 321908,67 руб. Следовательно, расчеты с кредиторами полностью не произведены на момент составления ликвидационного баланса.

Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства дела.

Как
следует из свидетельства о государственной регистрации ООО “С.“ N 1967 серия 7-Б, а также Устава и изменений к нему, данное юридическое лицо переименовано из ООО “К.“, зарегистрированного администрацией Советского района г. Красноярска 23.04.1997 за номером 283. Участниками общества являются ООО “С.“ и ООО “С.“. 03.02.2003 участниками ООО “С.“ принято решение о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и порядке и сроках ликвидации.

03.02.2003 ООО “С.“ сообщило ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска о принятии решения о ликвидации общества. Решениями от 20.02.2003 за N 612 и N 611 от 19.02.2003 ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска решило зарегистрировать уведомление о принятии решения о ликвидации общества и формировании ликвидационной комиссии ООО “С.“.

13.02.2003 в газете “Налоговый вестник“ опубликовано сообщение о ликвидации ООО “С.“ и сроке предъявления претензий (2 месяца). Согласно представленному в дело протоколу от 15.04.2003 общего собрания участников ООО “С.“ утвержден промежуточный баланс по состоянию на 15.04.2003. Решением от 21.04.03 ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска N 1003 принято решение о поступлении уведомления о составлении промежуточного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, серия 24, N 000434850. Решением от 15.06.03 (протокол в деле) утвержден ликвидационный баланс по состоянию на 12.06.03.

25.02.2004 ООО “С.“ обратилось в ИМНС Российской Федерации по Советскому району с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как следует из документов, представленных ИМНС, к заявлению о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией были приложены: ликвидационный баланс на 12.06.2003, подписанный председателем ликвидационной комиссии, платежное поручение N
01875 от 09.12.2003 об оплате заявителем государственной пошлины за осуществление регистрационных действий в сумме 2000 руб.

Решением от 02.03.2004 ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска отказало в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, по следующим мотивам:

- представленный в ИМНС заявителем ликвидационный баланс подписан только председателем ликвидационной комиссии и не утвержден общим собранием участников общества;

- в балансе представлены недостоверные сведения в части сведений о кредиторской задолженности (по состоянию на 12.06.03): у ООО “С.“ имеется кредиторская задолженность в бюджет, что подтверждается претензией ИМНС по Советскому району г. Красноярска N 12-16-01/1061 от 25.02.2004.

С учетом изложенного ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска (см. решение от 02.03.04) посчитало, что ликвидационный баланс является непредставленным, а следовательно в силу пп. “а“ п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации “О государственной регистрации юридических лица“ принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных ст. 21 Закона необходимых документов.

ООО “С.“ посчитало данное решение ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска незаконным и просит суд признать недействительным указанное решение об отказе в государственной регистрации ООО “С.“ от 02.03.2004.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами
деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 2 Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 “Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц“ (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, с изм., внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 578), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии со ст. 21 Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела, а также пояснений ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска, заявителем были представлены для осуществления регистрации: подписанное заявителем заявление от 25.02.2003 о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс, составленный на дату 12.06.2003, а также документ об уплате государственной пошлины. С учетом вышеизложенного суд считает, что заявителем соблюдена данная норма Закона.

В силу
ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ);

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона (пп. “в“ введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ).

Поскольку в дело представлены доказательства, что заявителем все определенные ст. 21 Закона необходимые документы были представлены в ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска, суд считает, что решение об отказе в осуществлении государственной регистрации ООО “С.“ в связи с его ликвидацией, по мотиву непредставления указанных в п. 1 ст. 21 Закона документов, является незаконным, т.к. противоречит положениям ст. ст. 9, 21, 23 Закона и нарушает права и законные интересы ООО “С.“, в виду отсутствия у данного предприятия иной возможности закончить процедуру ликвидации.

Возражения ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска не могут быть приняты по следующим основаниям:

- согласно ст. 9 п. 4 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом. Закон (ст. 21) не предусматривает обязанность заявителя представлять регистрирующему органу доказательства утверждения ликвидационного баланса его учредителями. Вместе с тем, учитывая положения п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что регистрирующий орган до решения вопроса об осуществлении государственной регистрации (либо ее отказе) разъяснить заявителю положения указанной нормы. Как следует из материалов дела, факт утверждения ликвидационного баланса участниками ООО “С.“
имел место, что следует из протокола от 15.06.03. Заявитель пояснил, что готов был представить данный протокол, но предложение представить его от регистрирующего органа не последовало, а в перечень документов, определенных ст. 21 Закона, данный документ не включен;

- ссылка заинтересованного лица о том, что сведения о кредиторской задолженности, указанные в ликвидационном балансе, не соответствуют действительности, что подтверждает направленная этим же регистрирующим органом 25.02.04 в адрес заявителя претензия, согласно которой за налогоплательщиком (заявителем) числится задолженность по платежам в сумме 321908,67 руб., не может быть принята судом в качестве основания для отказа в государственной регистрации. По мнению суда, ИМНС Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска, отказывая в осуществлении регистрационных действий, руководствовалась тем, что ее требования как кредитора на момент утверждения ликвидационного баланса не были удовлетворены. Вместе с тем при осуществлении регистрационных действий ИМНС осуществляет функции не кредитора, а государственного органа, на которого в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц. В Законе “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по мотиву наличия неудовлетворенных претензий кредиторов ликвидируемой организации. Кроме того, суду не представлено доказательств, что ИМНС действительно является кредитором заявителя и в установленный срок (2 месяца после опубликования объявления в средстве массовой информации) обратилось в ликвидационную комиссию с требованием о погашении задолженности перед бюджетом.

С учетом вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению. С учетом того, что заявителем были первоначально заявлены два требования: признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации от
02.03.2004 и обязать инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска устранить допущенные нарушения заявителя, а именно принять решение о регистрации ООО “С.“ в связи с его ликвидацией, одно из которых было оплачено государственной пошлиной, а второе требование не оплачено, и учитывая то обстоятельство, что заявитель отказался от второго требования, суд не осуществляет возврат из бюджета Российской Федерации оплаченной заявителем государственной пошлины по квитанции Сбербанка Российской Федерации от 05.05.2004.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

1. Заявление общества с ограниченной ответственностью “С.“ удовлетворить.

Признать незаконным решение от 02.03.04 инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска “Об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью “С.“.

2. Обязать инспекцию Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Советскому району г. Красноярска в срок до 17 июня 2004 г. устранить нарушение прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью “С.“, с учетом произведенной обществом с ограниченной ответственностью “С.“ уплаты государственной пошлины по платежному поручению N 01875 от 09.12.03. Об устранении нарушений сообщить суду в срок до 20 июня 2004 г.

Разъяснить, что настоящее Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Судья

Р.В.ЛЕСКОВ------