Законы и постановления РФ

Решение Красноярского городского Совета от 08.04.1999 N 18-164 “О порядке наименования и переименования внутригородских объектов в г. Красноярске“ (вместе с “Положением о наименованиях и переименованиях внутригородских объектов в г. Красноярске“)

КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 1999 г. N 18-164

О ПОРЯДКЕ НАИМЕНОВАНИЯ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ В Г. КРАСНОЯРСКЕ

В целях установления порядка наименования внутригородских объектов, формирования научно обоснованных принципов языковой политики в городской среде, определения единых требований и правил в области наименований и переименований внутригородских объектов в г. Красноярске, руководствуясь ст. 17 Устава города Красноярска, Красноярский городской Совет решил:

1. Утвердить Положение о наименованиях и переименованиях внутригородских объектов в г. Красноярске согласно приложению.

2. Рекомендовать администрации г. Красноярска до 1 января 2001 года поэтапно установить на всех улицах города, переименованных в XX веке, мемориальные таблички с указанием всех прежних наименований.

3. Предложить администрации г. Красноярска привести
ранее принятые правовые акты в соответствие с настоящим Решением.

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации (Клешко А.М.).

Глава

города Красноярска

П.И.ПИМАШКОВ

Приложение

к Решению

городского Совета

от 8 апреля 1999 г. N 18-164

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАИМЕНОВАНИЯХ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЯХ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ В Г. КРАСНОЯРСКЕ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Красноярского края “Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае“, ст. 17 Устава города Красноярска и устанавливает правовые основы деятельности органов городского самоуправления в области присвоения наименований внутригородским объектам (в т.ч. улицам, переулкам, проспектам, бульварам, площадям и др.) и их переименований, а также в области сохранения наименований внутригородских объектов как неотъемлемой части истории, культуры и языкового облика города.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В целях настоящего Положения используются следующие понятия:

- внутригородские объекты: в т.ч. линейные - улицы, переулки, проспекты, бульвары, набережные, проезды и т.п., топографические - районы, микрорайоны, кварталы, площади, скверы, парки, остановки городского транспорта и другие подобные им объекты, природно-ландшафтные - острова, водоемы и другие природные объекты на территории города;

- наименования внутригородских объектов - урбанонимы - названия, которые присваиваются внутригородским объектам и служат для их отличия и распознавания.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Настоящее Положение регулирует порядок присвоения наименований внутригородским объектам, определяет принципы языковой политики в городской среде, единые требования и правила в области наименований и переименований внутригородских объектов в г. Красноярске.

2.2. Единую политику в области наименований и переименований внутригородских объектов разрабатывает и осуществляет Комиссия по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска - совещательный орган, в состав которого входят известные историки, краеведы, лингвисты,
социологи, специалисты в области градостроительства и архитектуры, почетные граждане г. Красноярска, депутаты Красноярского городского Совета. Положение о Комиссии и ее персональный состав утверждаются Главой города. Комиссия ведет также Каталог (Банк данных) внутригородских наименований и осуществляет иные действия в соответствии со ст. ст. 8.2, 8.3 настоящего Положения.

2.3. Наименования присваиваются только внутригородским объектам, которые не имеют наименований. Присвоение одного и того же наименования нескольким внутригородским объектам не допускается. Условия и порядок переименования внутригородских объектов указываются в гл. 3 - 6 настоящего Положения.

2.4. На всех внутригородских объектах устанавливаются таблички с их полным наименованием на русском языке. Дополнительно таблички могут содержать краткую справку об истории наименования объекта, а в том случае, если объекту присвоено имя выдающегося государственного или общественного деятеля, устанавливается мемориальная табличка, содержащая историческую справку об указанном деятеле. В случае если объект был переименован, устанавливаются мемориальные таблички с указанием всех прежних исторических наименований объекта (для улиц - в начале и конце улицы).

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАИМЕНОВАНИЯМ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. К наименованиям внутригородских линейных объектов относятся названия улиц, переулков, проспектов, бульваров, набережных, проездов и т.п.

3.2. Наименования присваиваются данным объектам в соответствии с требованиями:

- отказа от пропаганды любой идеологии через название;

- смыслового удобства наименования: имя должно отличать именуемый объект от других (недопустимы сходные, слабо различимые названия); имя улицы должно быть понятно современному горожанину; желательно, чтобы наименование содержало какую-либо информацию об объекте;

- грамматического удобства наименования: наименование должно состоять не более чем из двух слов (предпочтительны однословные имена), название улицы в соответствии с нормами русского языка должно склоняться (недопустимы несклоняемые имена);

- произносительного удобства наименования: название улицы не
должно включать труднопроизносимые иноязычные фамилии, термины и другую подобную лексику во избежание искажения имени в устной речи горожан;

- учета эстетичности наименования, его благозвучия, семантики, вызывающей положительные ассоциации, - как важных показателей соответствия имени объекта вкусам горожан;

- при выборе названий в честь выдающихся государственных и общественных деятелей необходимо руководствоваться требованием максимальной связи имени с историей и культурой города.

3.3. Названия в честь выдающихся государственных и общественных деятелей и других имеющих заслуги перед городом и государством лиц присваиваются внутригородским объектам, которые не имеют наименований, посмертно, как правило, не ранее десяти лет с момента смерти указанных лиц.

3.4. Переименование (в т.ч. в честь выдающихся государственных и общественных деятелей и других имеющих большие заслуги перед городом и краем лиц посмертно, как правило, не ранее десяти лет с момента смерти) внутригородских линейных объектов допускается в случаях, если:

- два или более внутригородских объекта в пределах территории г. Красноярска имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности;

- два или более внутригородских объекта в пределах территории г. Красноярска имеют сходные, слабо различимые наименования;

- внутригородской объект обозначен аббревиатурой, наименованием с номером или многословным словосочетанием, вызывающим значительное неудобство для произношения горожан.

3.5. При переименовании внутригородских линейных объектов г. Красноярска рекомендуется использовать список улиц г. Красноярска, рекомендуемых к переименованию, который ежегодно утверждается Комиссией по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска. Список утверждается в соответствии с принципами и требованиями, закрепленными настоящим Положением.

3.6. В целях сохранения стабильности языкового быта города не допускаются переименования центральных улиц г. Красноярска.

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАИМЕНОВАНИЯМ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫХ ОБЪЕКТОВ

4.1. К наименованиям природно-ландшафтных объектов
относятся названия островов, водоемов и других природных объектов на территории города.

4.2. Для наименования природно-ландшафтных объектов используются только исторически сложившиеся названия.

4.3. Переименование природно-ландшафтных объектов на территории г. Красноярска не допускается.

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАИМЕНОВАНИЯМ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ (НЕЛИНЕЙНЫХ) ОБЪЕКТОВ

5.1. К наименованиям внутригородских топографических объектов относятся названия административных районов, микрорайонов, кварталов, площадей, скверов, парков и других частей территории города.

5.2. Наименования должны присваиваться данным объектам в соответствии с требованиями:

- отказа от пропаганды любой идеологии, в том числе через даты идеологических событий и праздников, через название;

- смыслового удобства наименования: имя должно отличать именуемый объект от других; название должно быть понятно современному горожанину; необходимо, чтобы наименование содержало какую-либо ориентирующую или историческую информацию об объекте;

- грамматического и произносительного удобства названия: наименование должно состоять не более чем из трех слов (предпочтительны однословные или двухсловные имена, имеющие форму прилагательного или существительного в именительном падеже); имя в соответствии с нормами русского языка должно склоняться; название объекта не должно включать исторические юбилеи, годовщины и памятные даты, труднопроизносимые фамилии, термины и другую подобную лексику;

- учета уникальности и историчности названия, его максимальной связи с историей и культурой города; исторической преемственности имени в социокультурной памяти горожан;

- учета эстетичности наименования, его благозвучия, семантики, вызывающей положительные ассоциации, - как важных показателей соответствия имени объекта вкусам горожан.

5.3. Названия в честь выдающихся государственных и общественных деятелей и других имеющих заслуги перед городом и государством лиц не могут присваиваться районам, микрорайонам, площадям, паркам и другим внутригородским топографическим объектам.

5.4. Переименование внутригородских топографических объектов допускается в случаях, если:

- два или более внутригородских объекта в пределах территории г. Красноярска имеют одно и
то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности;

- внутригородской топографический объект обозначен аббревиатурой, наименованием с номером или многословным словосочетанием, вызывающим значительное неудобство для произношения горожан.

5.5. Переименование районов в городе не допускается.

6. ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ВНУТРИГОРОДСКИМ

ОБЪЕКТАМ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ВНУТРИГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ

6.1. Решение о присвоении наименований новым объектам или объектам, не имеющим наименований, принимает Глава города по представлению Комиссии по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска.

Решение о переименованиях:

- микрорайонов, площадей; улиц, переулков, проспектов и других линейных объектов принимает Красноярский городской Совет по представлению Комиссии по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска с учетом мнения населения;

- скверов, парков, рынков, остановок городского транспорта и других объектов принимает Глава города по представлению Комиссии по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска.

Присвоение имен государственных и общественных деятелей улицам и другим составным частям города производится Законодательным Собранием края по представлению городского Совета.

6.2. Предложения о присвоении наименований внутригородским объектам или об их переименовании могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органами городского самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами города. Документы, обосновывающие данные предложения, и расчеты затрат на переименование внутригородских объектов оформляются в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края и г. Красноярска.

6.3. Предложения о присвоении наименований и о переименованиях внутригородских объектов направляются на экспертизу в Комиссию по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска.

Решение Комиссии по вопросам наименования и переименования внутригородских объектов принимается большинством в 2/3 голосов от числа членов Комиссии.

В случае положительного заключения Комиссии документы о наименовании (переименовании) внутригородского объекта направляются
в городской Совет или Главе города (в соответствии с п. 6.1 настоящего Положения).

В случае отрицательного заключения Комиссии мотивированный отказ направляется в недельный срок с момента рассмотрения инициатору наименования (переименования) внутригородского объекта и в городской Совет или Главе города (в соответствии с п. 6.1 настоящего Положения).

6.4. Для предложений о переименовании линейных внутригородских объектов, в случае одобрения указанных предложений Комиссией, городской Совет информирует население города о необходимых затратах на переименование и выявляет мнение населения об указанных предложениях путем проведения опроса жителей соответствующей территории в порядке, установленном настоящим Положением.

Для предложений о переименовании других внутригородских объектов, в случае одобрения указанных предложений Комиссией, городской Совет информирует население города о необходимых затратах на переименование и выявляет мнение населения об указанных предложениях путем проведения социологического исследования мнения горожан на основе выборки, соответствующей половозрастной структуре городского населения. Расходы на проведение социологического опроса возмещаются, или непосредственно опрос по утвержденной выборке проводится инициаторами переименования (п. 6.2).

6.5. При принятии решения о наименовании или переименовании внутригородских объектов на территории г. Красноярска городской Совет руководствуется заключением Комиссии, мнением Главы города Красноярска и жителей города. В решении о наименовании или переименовании внутригородских объектов на территории г. Красноярска указываются источники компенсации затрат, связанных с наименованием (переименованием).

6.6. В качестве источников компенсации затрат, возникающих при переименовании либо присвоении имен выдающихся государственных или общественных деятелей внутригородским объектам, могут быть использованы:

- бюджетные средства (из фонда непредвиденных расходов города, определенных как фонд Главы города);

- целевые пожертвования граждан;

- собственные средства инициаторов переименования или присвоения имен выдающихся государственных или общественных деятелей внутригородским объектам.

Не допускается относить затраты, связанные с переименованием внутригородских объектов, непосредственно
на граждан (расходы по регистрации и т.п.).

7. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОПРОСА ЖИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ

ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ ВНУТРИГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ

7.1. Решение о проведении опроса оформляется постановлением городского Совета с указанием сроков проведения опроса (как правило, не менее месяца). Опрос проводится посредством опросных листов, в которых жители соответствующей территории добровольно и лично выражают свое мнение за или против инициативы о переименовании конкретного внутригородского объекта. В опросе имеют право участвовать жители соответствующей территории, обладающие активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления.

7.2. Опрос проводится комиссией, формируемой городским Советом. В состав комиссии включается депутат от округа, в чей состав входит соответствующая территория, либо проживающий на соответствующей территории депутат.

7.3. Опросные листы изготавливаются по форме, утверждаемой городским Советом. Опросные листы должны содержать точную формулировку вопроса, в отношении которого выявляется мнение жителей соответствующей территории; фамилии, имена, отчества жителей, их адрес (при наличии - номер телефона); мнения жителей, подпись. Графы “дата“ и “подпись“ заполняются жителями собственноручно. Каждый лист заверяется подписью гражданина, проводившего опрос конкретных граждан.

7.4. По окончании опроса комиссия (п. 7.2) подводит итоги опроса, производит подсчет числа жителей, поддержавших инициативу о переименовании внутригородского объекта. Протокол подсчета голосов комиссия обязана предоставить в городской Совет не позднее 7 рабочих дней с момента окончания опроса. Результаты опроса утверждаются постановлением городского Совета. В случае выявления документально подтвержденных фактов фальсификации мнения жителей городской Совет принимает постановление о признании результатов опроса недействительными.

7.5. Подготовка материалов по вопросам переименования улиц в городском Совете осуществляется комиссией по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовой информации, если иное не предусмотрено Регламентом Красноярского городского Совета или иным правовым актом, принятым городским
Советом. В необходимых случаях комиссия вправе осуществлять проверку представленных документов, в том числе опросных листов. Основанием для подготовки проекта решения городского Совета о переименовании внутригородского объекта является поддержка в ходе опроса такой инициативы не менее 50% жителей соответствующей территории.

7.6. В случае если инициативу о переименовании внутригородского объекта поддерживает менее 50% жителей соответствующей территории, городской Совет принимает постановление об отказе в рассмотрении инициативы о переименовании. Повторное рассмотрение вопроса допускается не ранее трех лет с момента проведения первого опроса, в ходе которого жители не поддержали инициативу о переименовании.

7.7. Финансирование опроса или непосредственное его проведение (по решению городского Совета) осуществляется инициаторами переименования внутригородского объекта.

8. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ НАИМЕНОВАНИЙ ВНУТРИГОРОДСКИХ

ОБЪЕКТОВ

8.1. Существующие и присваиваемые наименования внутригородских объектов подлежат обязательной регистрации и учету.

8.2. В целях сохранения существующих и вновь создаваемых наименований внутригородских линейных объектов создается Каталог (Банк данных) внутригородских наименований, ведение которого осуществляет Комиссия по наименованиям и переименованиям внутригородских объектов при администрации г. Красноярска.

На основе указанного Каталога Комиссия в пределах своей компетенции осуществляет подготовку и издание справочников наименований внутригородских объектов г. Красноярска, а также карт и атласов города. Содержание соответствующих справочников, карт, атласов и т.п., издаваемых другими издателями, до их издания согласовывается с Комиссией.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

О НАИМЕНОВАНИИ И ПЕРЕИМЕНОВАНИИ

ВНУТРИГОРОДСКИХ ОБЪЕКТОВ

9.1. Наименования внутригородских объектов как составная часть истории и культуры города охраняются государством. Произвольная замена одних наименований другими не допускается.

9.2. Нарушения требований настоящего Положения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.