Законы и постановления РФ

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19.04.2007 N 18 <О признании факта нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании препятствия доступу на рынок оказания услуг по передаче электроэнергии> (вместе с “Предписанием о прекращении нарушения...“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2007 г. N 18

Резолютивная часть решения объявлена: 10.04.2007

Полный текст решения изготовлен: 19.04.2007

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Кромской С.В. - начальник отдела контроля за рекламой и анализа рынков, Абросимов Д.Е. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Москальцов А.Ю. - специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

рассмотрев в заседании 10.04.2007 дело N 18 от 23.03.2007,

возбужденное по заявлению МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“ (далее - МУПВ “ВПЭС“),

в отношении ОАО “Дальневосточная
энергетическая компания“ (далее - ОАО “ДЭК“),

о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в части распространения информации о том, что МУПВ “ВПЭС“ не вправе заключать договоры на передачу электроэнергии напрямую с потребителями, и в части неоплаты услуг по транспортировке электрической энергии,

при участии:

от МУПВ “ВПЭС“: заместитель директора В.В. Латышев (дов. N 6/14-юр от 24.10.2006);

от ОАО “ДЭК“: представители не явились, представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела;

от филиала “Дальэнергосбыт“ ОАО “ДЭК“: представители не явились, представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела;

от Региональной энергетической комиссии Приморского края: заместитель председателя О.В. Капорова (удостоверение N 1153);

от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю: начальник отдела В.А. Скиба (удостоверение N 053 от 14.12.2005);

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) обратилось МУПВ “ВПЭС“ (ул. Гамарника, 3, г. Владивосток, 690033; далее - МУПВ “ВПЭС“) с заявлением на действия ОАО “Дальэнерго“ (ул. Тигровая, 19, г. Владивосток, 690950; с 01.02.2007 - ОАО “ДЭК“), связанные с созданием дискриминационных условий и препятствованием в доступе на рынок транспортировки электроэнергии.

Между МУПВ “ВПЭС“ и ОАО “Дальэнерго“ был заключен договор N 3/2006 от 25.04.2006 на оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии. Согласно п. 8.1 договор действует до 31.12.2006 и пролонгируется, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока действия договора не заявит о его расторжении или изменении.

Из заявления МУПВ “ВПЭС“ и приложенных документов следует, что ОАО “ДЭК“ распространяет информацию о том, что у потребителей нет правовых оснований для заключения договоров на передачу электроэнергии с МУПВ “ВПЭС“ и отдельно договоров
купли-продажи электроэнергии с ОАО “ДЭК“, поскольку Региональной энергетической комиссией Приморского края установлен только один тариф - для ОАО “ДЭК“, куда включены затраты общества на оплату услуг МУПВ “ВПЭС“ по передаче электроэнергии.

Также в распространяемом ОАО “ДЭК“ письме (N 601-1-24-306 от 27.02.2007) указано, что между ОАО “Дальэнерго“ и МУПВ “ВПЭС“ 25.04.2006 заключен вышеуказанный договор N 3/2006, который “пролонгируется на тех же условиях до настоящего времени“. ОАО “ДЭК“ указывает, что производит оплату услуг МУПВ “ВПЭС“ по передаче электроэнергии потребителям по указанному договору, в связи с чем у потребителей нет правовых оснований для заключения договора на передачу электроэнергии непосредственно с МУПВ “ВПЭС“. Также филиалом “Дальэнергосбыт“ ОАО “ДЭК“ на сайте филиала (http://sbyt.dalenergo.ru) 21.02.2007 опубликовано сообщение о том, что заключение договора на передачу электроэнергии непосредственно с МУПВ “ВПЭС“ приведет к тому, что потребители будут дважды платить за одну услугу.

Вместе с тем согласно заявлению МУПВ “ВПЭС“ ОАО “ДЭК“ не оплачивает услуги предприятия с января 2007 г., ссылаясь на отсутствие договора на 2007 г., что подтверждается Актом сверки расчетов между ОАО “Дальэнерго“ и МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“ за услуги по передаче и распределению электрической энергии согласно Договору N 3/2006 от 25.04.2006 по состоянию на 1 февраля 2007 г.

До начала рассмотрения настоящего дела от филиала “Дальэнергосбыт“ ОАО “ДЭК“ поступило ходатайство б/н от 10.04.2007 об отложении рассмотрения дела в связи с командировкой представителей ОАО “ДЭК“ в г. Москву.

Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия не нашла основания для его удовлетворения, т.к. представлять интересы юридического лица может генеральный директор на основании прав по должности, а также любые иные лица, полномочия которых удостоверены надлежащим
образом. Командировка двух работников ОАО “ДЭК“, по мнению Комиссии, не является основанием для невозможности явки на рассмотрение настоящего дела иных лиц, полномочных представлять интересы ОАО “ДЭК“.

Учитывая, что ОАО “ДЭК“ и филиал “Дальэнергосбыт“ ОАО “ДЭК“ надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения настоящего дела, Комиссия вправе рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, присутствующих на рассмотрении дела, Комиссия установила следующее.

Согласно пп. б) пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, при исполнении договора на оказание услуг по передаче электроэнергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.

В данном случае ОАО “ДЭК“ является потребителем услуг МУПВ “ВПЭС“ согласно договору N 3/2006 от 25.04.2006.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРРЭ), предусмотрено, что гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (п. 5 Правил ФРРЭ).

В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (п. 6 Правил ФРРЭ).

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре
не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии (п. 7 Правил ФРРЭ).

При этом покупатель свободен заключить с гарантирующим поставщиком либо договор энергоснабжения, либо договор купли-продажи (и отдельно договор на передачу энергии с сетевой организацией).

Кроме того, Правила ФРРЭ не содержат ограничения для потребителя по заключению отдельного договора с сетевой организацией, если для последней не установлен отдельный тариф. Присутствующий в заседании Комиссии представитель Региональной энергетической комиссии Приморского края (далее - РЭК ПК) пояснил, что с точки зрения РЭК ПК, как органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере ценообразования, в настоящее время для МУПВ “ВПЭС“ отсутствуют ограничения в осуществлении деятельности путем заключения прямых договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии с потребителями, минуя ОАО “ДЭК“.

В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Согласно статье 20 Федерального закона “Об электроэнергетике“ основными принципами государственного регулирования и контроля
в электроэнергетике являются:

обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона “Об электроэнергетике“ на оптовом и розничных рынках электроэнергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе создания дискриминирующих или благоприятствующих условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ОАО “ДЭК“ согласно Уставу не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Вместе с тем ОАО “ДЭК“ занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (сбыта) электрической энергии в большинстве районов Приморского края, в т.ч. в г. Владивостоке.

ОАО “ДЭК“ является одновременно энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком (в пределах определенной зоны), а МУПВ “ВПЭС“ является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Формально указанные хозяйствующие субъекты работают на разных рынках. Вместе с тем, ОАО “ДЭК“, как было указано выше, занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (сбыта) электрической энергии в г. Владивостоке. При этом купля-продажа (сбыт) электрической энергии и передача энергии технологически неразрывно связаны. Как следует из вышеприведенных положений Правил ФРРЭ, ОАО “ДЭК“, не являясь транспортирующей организацией, фактически (при заключении и исполнении договоров энергоснабжения) участвует в отношениях по транспортировке электроэнергии.
В связи с этим, занимая доминирующее положение на одном рынке (купли-продажи электроэнергии), ОАО “ДЭК“ фактически имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (услуг) на смежном рынке (оказания услуг по передаче электроэнергии).

В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает право МУПВ “ВПЭС“ предложить потребителю электроэнергии заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии и право потребителя заключить данный договор либо отказаться от его заключения.

Действующее законодательство не ограничивает потребителей электроэнергии в праве заключения какого-либо договора. Таким образом, даже при наличии действующего договора энергоснабжения потребитель имеет право заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком и отдельно договор на передачу Энергии с сетевой организацией. Однако до заключения двух названных договоров Потребитель должен внести изменения в действующий договор энергоснабжения или расторгнуть его, в том числе, чтобы избежать двойной оплаты за одну оказанную услугу.

Пункт 7 статьи 4 Федерального закона “О защите конкуренции“ дает определение понятию “конкуренция“. Согласно Закону - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ОАО “ДЭК“, занимая доминирующее положение на рынке купли-продажи электроэнергии, в одностороннем порядке воздействует на общие условия обращения товара (услуг) на смежном рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.

Распространяя недостоверную информацию об отсутствии у потребителей правовых оснований заключать договоры на передачу электроэнергии с МУПВ “ВПЭС“, ОАО “ДЭК“ создает дискриминационные условия МУПВ “ВПЭС“ в части возможности оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно потребителям
электроэнергии и получения от потребителей оплаты оказанных услуг, в то время как ОАО “ДЭК“ в силу условий заключенного с потребителями договора энергоснабжения получает от потребителей оплату услуг МУПВ “ВПЭС“.

Также результатом подобных действий ОАО “ДЭК“ может явиться создание препятствий доступу МУПВ “ВПЭС“ на рынок оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно потребителям электроэнергии, минуя ОАО “ДЭК“.

При этом ОАО “ДЭК“ не соблюдает обязанность по оплате оказанных услуг в установленный срок, возложенную на общество пп. б) пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, и условиями договора N 3/2006 от 25.04.2006.

Результатом несоблюдения ОАО “ДЭК“ положений договора N 3/2006 от 25.04.2006 в части обязанности оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, может явиться прекращение деятельности МУПВ “ВПЭС“, поскольку по указанному договору ОАО “ДЭК“ является основным потребителем услуг МУПВ “ВПЭС“ и, соответственно, основным источником дохода предприятия. Производственный цикл МУПВ “ВПЭС“ не предусматривает оказание услуг по передаче электрической энергии без оплаты данных услуг. В результате указанных действий ОАО “ДЭК“ создаются препятствия осуществлению МУПВ “ВПЭС“ предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного Комиссия считает, что действия ОАО “ДЭК“ по распространению информации о том, что у потребителей нет правовых оснований заключать договоры на передачу электроэнергии с МУПВ “ВПЭС“, и по неисполнению условий договора N 3/2006 от 25.04.2006 в части обязанности оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О
защите конкуренции“, в части препятствования осуществлению деятельности МУПВ “ВПЭС“, создания препятствий доступу МУПВ “ВПЭС“ на рынок оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно потребителям электроэнергии и в части создания МУПВ “ВПЭС“ дискриминационных условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49 и 50 Федерального закона “О защите конкуренции“, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ в части препятствования осуществлению деятельности МУПВ “ВПЭС“, создания препятствий доступу МУПВ “ВПЭС“ на рынок оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно потребителям электроэнергии и в части создания МУПВ “ВПЭС“ дискриминационных условий.

2. Выдать ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:

В.В.ТРЯКИН

Члены Комиссии:

С.В.КРОМСКОЙ

Д.Е.АБРОСИМОВ

А.Ю.МОСКАЛЬЦОВ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

от 19 апреля 2007 г. N 18

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Кромской С.В. - начальник отдела контроля за рекламой и анализа рынков, Абросимов Д.Е. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Москальцов А.Ю. - специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

на основании своего решения от 19 апреля 2007 года по делу N 18 о нарушении ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ (ул. Тигровая, 19, г. Владивосток, 690950):

1. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившееся в препятствовании осуществлению деятельности МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“, путем не соблюдения обязанности по оплате
оказанных услуг в установленный срок, возложенной на общество пп. б) пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, и условиями договора N 3/2006 от 25.04.2006, а именно:

- соблюдать во взаимоотношениях с МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“ требования пп. б) пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861.

2. Прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившееся в создании препятствий доступу МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“ на рынок оказания услуг по передаче электроэнергии непосредственно потребителям электроэнергии и в создании МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“ дискриминационных условий, путем распространения недостоверной информации об отсутствии у потребителей правовых оснований заключать договоры на передачу электроэнергии с МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“, а именно:

- не допускать создания дискриминационных условий, в частности не распространять информацию об отсутствии у потребителей правовых оснований заключать договоры на передачу электроэнергии с МУПВ “Владивостокское предприятие электрических сетей“.

3. В срок до 14 мая 2007 года письменно сообщить в Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на главного специалиста-эксперта отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Абросимова Д.Е.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:

В.В.ТРЯКИН

Члены Комиссии:

С.В.КРОМСКОЙ

Д.Е.АБРОСИМОВ

А.Ю.МОСКАЛЬЦОВ