Законы и постановления РФ

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 22.02.2007 N 69 <О признании факта нарушения антимонопольного законодательства в части распространения в средствах массовой информации неточных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации> (вместе с “Предписанием о прекращении нарушений...“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2007 г. N 69

Резолютивная часть решения объявлена: 14.02.2007

Полный текст решения изготовлен: 22.02.2007

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Бессонов С.К. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,

рассмотрев в заседании 14.02.2007 дело N 69 от 22.12.2006, возбужденное по заявлению ОАО “Электросервис“

в отношении ОАО “Дальэнерго“ (ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“),

о нарушении части 1 статьи 14 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите
конкуренции“,

от ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“: начальник отдела обеспечения энергосбытовой деятельности ДПО В.Ю. Михайленко (дов. N ДЭК-20/239Д от 01.02,2007), Мокров А.Э. (дов. N ДЭК-20/301Д от 1.02.2007);

от ОАО “Электросервис“: генеральный директор В.Н. Лазарев (на основании прав по должности), главный инженер С.П. Токарев (без дов.), юрист О.Н. Погребечная (дов. б/н от 28.07.2006),

УСТАНОВИЛА:

23 ноября 2006 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) поступило заявление ОАО “Электросервис“ (ул. Калининская, 2, г. Лесозаводск, 692031) на действия ОАО “Дальэнерго“, нарушающие, по мнению заявителя, антимонопольное законодательство в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту - ОАО “Электросервис“ либо нанести ущерб его деловой репутации.

До рассмотрения настоящего дела по существу от ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ (далее - ОАО “ДЭК“) в Комиссию поступило письмо N 20/30 от 12.02.2007 о замене стороны по настоящему делу. ОАО “ДЭК“ просит заменить ответчика по делу - ОАО “Дальэнерго“ на ОАО “ДЭК“ в связи с тем, что ОАО “Дальэнерго“ с 01.02.2007 ликвидировано и с той же даты правопреемником указанного общества является ОАО “ДЭК“.

В связи с изложенным настоящее дело рассматривается в отношении ОАО “ДЭК“ как правопреемника ОАО “Дальэнерго“.

В результате рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

В газете “На берегах Уссури“ за NN 189 - 190 (1848 - 1849) от 23.10.2006 в рубрике “Энергетика“ была опубликована статья “В России заработал розничный рынок электроэнергии“.

В статье изложены утверждения о том, что:

- ОАО “ДЭК“ выбрано Правительством РФ, как единственный гарантирующий поставщик на территории Приморского края;

- на оптовом и розничном рынках Дальнего Востока не будет свободных цен, конкуренции и, как
следствие, не будет возможности выбора поставщика энергии;

- ОАО “ДЭК“ будет закупать всю электроэнергию и поставлять конечным потребителям - населению, предприятиям, организациям.

Указанные утверждения, по мнению заявителя, не соответствуют действительности и нарушают права ОАО “Электросервис“, как конкурента ОАО “Дальэнерго“ на рынке купли-продажи электроэнергии, правопреемником которого является ОАО “ДЭК“.

В соответствии с положениями статей 4 и 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ для признания действия (действий) какого-либо лица недобросовестной конкуренцией в виде распространения ложных, неточных или искаженных сведений необходимо установить наличие нижеследующих признаков.

1. Оба лица должны быть хозяйствующими субъектами.

ОАО “Электросервис“ и ОАО “ДЭК“ зарегистрированы в качестве открытых акционерных обществ, т.е. данный признак установлен.

2. Наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами.

Оба хозяйствующих субъекта осуществляют один вид деятельности - оказание услуг энергоснабжения.

3. Направленность действий ОАО “ДЭК“ на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Распространение ложных сведений может привести к потере ОАО “Электросервис“ части потребителей, которые могут перейти к другим организациям, осуществляющим аналогичную деятельность, в т.ч. к ОАО “ДЭК“. В материалах настоящего дела имеется письмо ООО СК “ЭЛКО“, которое 24.07.2006 получило у ОАО “Электросервис“ технические условия на энергоснабжение строящегося объекта, но впоследствии на основании вышеназванной статьи в газете “На берегах Уссури“ посчитало, что с 2007 года ОАО “Электросервис“ не будет осуществлять деятельность на рынке купли-продажи электроэнергии на территории г. Лесозаводска, и обратилось за выдачей технических условий в ОАО “Дальэнерго“ (ОАО “ДЭК“).

Поскольку технические условия выдаются для последующего обеспечения объектов потребителя электрической энергией, то есть для последующего заключения договора энергоснабжения, Комиссия полагает возможным признать ООО СК “ЭЛКО“ потенциальным потребителем услуг энергоснабжения. Учитывая изложенное, письмо ООО СК “ЭЛКО“
неопровержимо свидетельствует о том, что распространенные ОАО “ДЭК“ сведения в силу отсутствия части существенной информации, создают ошибочное впечатление у адресата - потенциальных потребителей ОАО “Электросервис“.

4. Противоречие действий ОАО “ДЭК“ требованиям законодательства, обычаю делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Распространение недостоверных сведений запрещено пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции“ и противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

5. Действия ОАО “ДЭК“ могут причинить или причинили убытки ОАО “Электросервис“ либо нанесли или могут нанести ущерб деловой репутации ОАО “Электросервис“.

ОАО “Электросервис“ может понести убытки в виде упущенной выгоды в результате потери части потребителей, в том числе потенциальных потребителей, в силу восприятия ими неточной информации.

6. Недостоверность информации.

Федеральный закон “О защите конкуренции“ указывает три формы недостоверности информации: ложность, неточность и искаженность.

Неточность означает частичное несоответствие информации действительности. Также неточными могут быть признаны сведения, которые хотя сами по себе соответствуют действительности, но в используемом контексте, например, в силу отсутствия части существенной информации, создают ошибочное впечатление у адресата.

Поскольку в Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила ФРРЭ), на которые ссылается ОАО “ДЭК“, установлен общий порядок утверждения хозяйствующих субъектов в качестве гарантирующих поставщиков, и предусмотрена возможность существования других гарантирующих поставщиков, то утверждение того, что ОАО “ДЭК“ выбрано Правительством РФ, как единственный гарантирующий поставщик на территории Приморского края, в используемом контексте является неточным, в силу отсутствия части существенной информации, способным создать ошибочное впечатление у адресата - потенциальных и существующих потребителей услуг ОАО “Электросервис“.

В вышеназванной статье содержатся утверждения о том, что на оптовом
и розничном рынках Дальнего Востока не будет свободных цен, конкуренции и, как следствие, не будет возможности выбора поставщика энергии.

При этом в статье отсутствует информация о возможности наличия других гарантирующих поставщиков на территории Приморского края, которые будут иметь право поставлять конечным потребителям электроэнергию. При наличии иных гарантирующих поставщиков у потребителей будет возможность выбора поставщика энергии.

Таким образом, вышеизложенные утверждения являются неточными, т.к. в используемом контексте, в силу замалчивания части существенной информации, могут создать у адресата ошибочное впечатление о том, что на территории Приморского края на розничном рынке сбыта электрической энергии будет один-единственный гарантирующий поставщик - ОАО “Дальэнерго“, а впоследствии ОАО “ДЭК“.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что реформа электроэнергетики, в рамках которой приняты вышеназванные Правила ФРРЭ, направлена в первую очередь на создание конкуренции на розничном рынке сбыта электрической энергии путем создания возможности выбора потребителями поставщика энергии. При этом предусматривается, что цены на сбыт электрической энергии в определенной части будут регулироваться субъектами электроэнергетики самостоятельно, т.е. будут свободными.

Неточность, ложность или искаженность утверждения о том, что ОАО “ДЭК“ будет закупать всю электроэнергию и поставлять конечным потребителям - населению, предприятиям, организациям, Комиссией не подтвердилась, поскольку в рассматриваемой статье отсутствует слово “всю“, употребленное заявителем.

В пункте 1 части 1 статьи 14 ФЗ “О защите конкуренции“ указано, что не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что действия ОАО “ДЭК“ по распространению в газете “На берегах Уссури“ за NN 189 - 190 (1848 - 1849) от 23.10.2006 в
рубрике “Энергетика“ в статье “В России заработал розничный рынок электроэнергии“ информации о том, что ОАО “ДЭК“ выбрано Правительством РФ, как единственный гарантирующий поставщик на территории Приморского края, и о том, что на розничном рынке Дальнего Востока не будет свободных цен, конкуренции и, как следствие, не будет возможности выбора поставщика энергии, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в части распространения неточных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту - ОАО “Электросервис“ либо нанести ущерб его деловой репутации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции“ в части распространения в газете “На берегах Уссури“ за NN 189 - 190 (1848 - 1849) от 23.10.2006 в рубрике “Энергетика“ в статье “В России заработал розничный рынок электроэнергии“ неточных сведений о том, что ОАО “ДЭК“ выбрано Правительством РФ, как единственный гарантирующий поставщик на территории Приморского края, и о том, что на розничном рынке Дальнего Востока не будет свободных цен, конкуренции и, как следствие, не будет возможности выбора поставщика энергии, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту - ОАО “Электросервис“ либо нанести ущерб его деловой репутации.

2. Выдать ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:

В.В.ТРЯКИН

Члены Комиссии:

Д.Е.АБРОСИМОВ

С.К.БЕССОНОВ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

от 22 февраля 2007 г. N 69

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по
Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии: Трякин В.В. - заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, Бессонов С.К. - главный специалист-эксперт отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 22 февраля 2007 года по делу N 69 о нарушении ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ (ул. Тигровая, 19, г. Владивосток, 690950):

1. Совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившегося в распространении неточных сведений, а именно:

- в срок до 13 марта 2007 года опубликовать в газете “На берегах Уссури“ существенную информацию, разъясняющую и дополняющую ранее опубликованные в этой газете неточные сведения (указанные в резолютивной части решения от 22.02.2007 по делу N 69), со ссылкой на настоящее предписание.

2. В срок до 15 марта 2007 года письменно сообщить в Приморское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Контроль за исполнением настоящего предписания возлагается на главного специалиста-эксперта отдела по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Абросимова Д.Е.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Разъясняем, что, согласно части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания территориального антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на
срок до трех лет; на юридических лиц - наложение штрафа от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Председатель Комиссии:

В.В.ТРЯКИН

Члены Комиссии:

Д.Е.АБРОСИМОВ

С.К.БЕССОНОВ