Законы и постановления РФ

Сообщение УФНС РФ по Курской области от 01.05.2008 “Недостоверные сведения при государственной регистрации“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ

от 1 мая 2008 года

НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения для включения в государственный реестр, к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В частности, должностное лицо организации, предоставившей заведомо ложные сведения в налоговый орган, подлежит дисквалификации по решению суда в соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Необходимо разграничить правонарушение, предусматривающее в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ в качестве санкции дисквалификацию
юридического лица, от других правонарушений, преступлений в области государственной регистрации юридических лиц.

Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление или несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов.

Предоставление недостоверных сведений в налоговый орган характеризуется отсутствием умысла лица в предоставлении недостоверных сведений.

В соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ ответственность за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем“), следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Термин “заведомо ложные“ означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. С субъективной стороны предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.

Следует отметить, что статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусматривается такой
состав, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, например, при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), паспортных данных физического лица.

При этом субъектом указанного административного правонарушения является должностное лицо соответствующего юридического лица.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Соответственно, к административной ответственности согласно ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ может быть привлечен руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (директор, генеральный директор, президент и др.), осуществляющий руководство его текущей деятельностью.

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица к административной ответственности могут быть привлечены руководитель организации или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности. Например, руководитель управляющей организации или управляющий - индивидуальный предприниматель, которым по решению общего собрания акционеров, участников могут быть переданы полномочия исполнительного единоличного органа юридического лица (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ и ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“).

Согласно части 2 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено
к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.

В 2007 году налоговыми органами Курской области положено начало применению положений части 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Предшествовала этому более тщательная проверка документов, поступающих для государственной регистрации, о наличии юридических лиц по адресам, указанным в заявлениях, а также совместная с правоохранительными органами проверка паспортных данных заявителей и учредителей и т.д.

В результате этой работы по 7 протоколам, составленным налоговыми органами в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, судебными органами приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц организаций-нарушителей в виде штрафа.

Два должностных лица юридических лиц дисквалифицированы.

По одному протоколу, составленному налоговым органом в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, мировым судьей вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в связи с наличием признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

Так, в инспекцию поступил от заявителя пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью. Изменения вносились в состав участников общества. При осуществлении инспекцией последующего контроля за достоверностью представленных заявителем сведений обнаружено, что смена участников общества не подкреплена документально переходом доли одного участника общества к другому. Прежние участники общества в ответ на запрос налогового органа сообщили о том, что свои доли никому не продавали и протокол собрания участников общества не подписывали.

В настоящее время более чем по 10 протоколам, составленным налоговыми органами в соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, материалы находятся на рассмотрении в суде.

Важно отметить, что работа по реализации положений части
4 статьи 14.25 КоАП РФ положила начало наработке положительной правоприменительной практике налоговых органов. Проведение указанной работы позволит сформировать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при государственной регистрации в Курской области.

На основании имеющихся в налоговых органах сведений о дисквалификации должностных лиц организаций в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что единоличный постоянно действующий исполнительный орган юридического лица дисквалифицирован.

В дальнейшем, при поступлении в налоговый орган документов для государственной регистрации, в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц, налоговый орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации, при этом такой недобросовестный руководитель будет занесен в “черный“ список неблагонадежных должностных лиц, который в дальнейшем будет учитываться в контрольной работе налоговых органов.

Начальник

отдела регистрации и учета

налогоплательщиков

Р.ВОЛОКОВА