Законы и постановления РФ

Сообщение УФНС РФ по Курской области от 04.10.2005 “Особенности исчисления и уплаты единого социального налога в 2005 году“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

СООБЩЕНИЕ

от 4 октября 2005 года

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА В 2005 ГОДУ

Основные изменения в гл. 24 НК РФ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, которые вступили в силу с 1 января 2005 г., были внесены Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ. Главное изменение состоит в снижении ставки по единому социальному налогу (ЕСН). Теперь максимальная ставка этого налога составляет 26%.

На основании положений п. 3 ст. 243 “Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам“ НК РФ данные о
суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Что изменилось?

Если сравнивать новую форму Расчета с формой Расчета по авансовым платежам, по которой налогоплательщики отчитывались в 2004 г., то необходимо отметить, что в большинстве разделов Расчета отличия, в основном, носят так называемый технический характер. Это обусловлено отсутствием принципиальных изменений в законодательстве о налогах и сборах, посвященном единому социальному налогу. Лишь в разд. 2.1 Расчета внесены значительные изменения, связанные с новой редакцией ст. 241 НК РФ, в которой установлен порядок применения шкалы регрессии. Небольшие изменения произошли в форме титульного листа и порядке его оформления.

Сравнивая новую и старую форму Расчета, необходимо указать, что бланк нового Расчет так же, как и бланк новой формы декларации по ЕСН, утвержденной приказом Минфина России N 21н, разработан с учетом требований к данным формам отчетности, утвержденных приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 “О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций“ (с учетом последующих изменений). Однако, если форма налоговой декларации по ЕСН, по которой налогоплательщики отчитались по результатам 2004 г., была на 5 листов толще, чем предыдущая форма, то о новой форме Расчета этого сказать нельзя, новая форма Расчета “похудела“ на один лист.

Как уже было отмечено, основные изменения коснулись разд. 2.1 “Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии“, в
котором налоговая база распределяется по интервалам, предусмотренным ст. 241 НК РФ.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 20.07.2004 N 70-ФЗ с 1 января 2005 г. применять регрессивные ставки при расчете ЕСН налогоплательщик может, когда облагаемые налогом выплаты работникам достигнут 280000 руб. В законодательство также внесены изменения, согласно которым сокращено количество интервалов налоговой базы, изменены размеры ставок, применяемых к соответствующим интервалам, и порядок их распределения между федеральным бюджетом и фондами социального и медицинского страхования. В частности, для первого интервала (налоговая база до 280000 руб.) действует ставка 26%. Второй и третий интервалы составили соответственно от 280001 до 600000 руб. и свыше 600000 руб.

Изменения были внесены и в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. Как и по единому социальному налогу, предусмотрено три интервала: до 280000 руб., от 280001 до 600000 руб. и свыше 600000 руб. Но в отличие от ЕСН, снижение тарифа страховых взносов не произошло, в связи с чем в некоторых случаях увеличился размер суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

Порядок заполнения Расчета

по единому социальному налогу

Раздел 1

При заполнении раздела 1 Расчета по строкам 020 разд. 1 налогоплательщики должны указать следующие коды бюджетной классификации (КБК):

---------------------------T----------T--------------------------¬

¦ ЕСН, зачисляемый в: ¦ КБК-2004 ¦ КБК-2005 ¦

+--------------------------+----------+--------------------------+

¦Федеральный бюджет (ФБ) ¦ 1010510 ¦182 1 02 01010 01 1000 110¦

+--------------------------+----------+--------------------------+

¦Фонд социального ¦ 1010520 ¦182 1 02 01020 07 1000 110¦

¦страхования Российской
¦ ¦ ¦

¦Федерации (ФСС) ¦ ¦ ¦

+--------------------------+----------+--------------------------+

¦Федеральный фонд ¦ 1010530 ¦182 1 02 01030 08 1000 110¦

¦обязательного медицинского¦ ¦ ¦

¦страхования (ФФОМС) ¦ ¦ ¦

+--------------------------+----------+--------------------------+

¦Территориальный фонд ¦ 1010540 ¦182 1 02 01040 09 1000 110¦

¦обязательного медицинского¦ ¦ ¦

¦страхования (ТФОМС) ¦
¦ ¦

L--------------------------+----------+---------------------------

Достоверность сведений, содержащихся в разд. 1 Расчета, заполняемом налогоплательщиками-организациями, должны подтвердить своими подписями руководитель и главный бухгалтер организации.

Раздел 2

При заполнении строки 0100 “Налоговая база за отчетный период“ налогоплательщикам необходимо помнить, что в нее не включаются те суммы, которые в соответствии с Рекомендациями отражаются по строкам 1000, 1100, 1200, 1300 разд. 2 Расчета. Заполнение названных строк раздела не является сложным. Однако некоторые категории налогоплательщиков должны обратить внимание на следующее.

Во-первых, те из них, которые выплачивают вознаграждения за счет целевых источников, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ. Несмотря на то, что названные суммы не облагаются налогом на прибыль, назвать их расходами, не уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, нельзя. Такие расходы поименованы в ст. 270 НК РФ. На основании этого Минфин России в письме от 01.04.2004 N 04-04-04/34 подчеркнул, что положения п. 3 ст. 236 Кодекса не распространяются на выплаты и вознаграждения, указанные в пп. 1 ст. 236 Кодекса, производимые за счет средств, признаваемых в соответствии со ст. 251 Кодекса целевыми поступлениями в целях налогообложения прибыли организаций.

Во-вторых, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы. Им следует учесть, что на них не распространяется действие нормы п. 3 ст. 236 НК РФ. Как отмечено в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26.10.2004 N 03-03-02-04/2/5, положения п. 3 ст. 236 Кодекса не распространяются на организации, не являющиеся
налогоплательщиками налога на прибыль, в том числе и на организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса, начисляемые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в пользу физических лиц, в частности, материальная помощь к отпуску, подарки, вознаграждения за выслугу лет подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование без применения положений п. 3 ст. 236 Кодекса.

“На выплаты в пользу физических лиц, производимые за счет средств после уплаты единого налога, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке без применения пункта 3 статьи 236 Кодекса“, - говорится в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 05.07.2004 N 3-03-05/2/44 “О выплатах физическим лицам, удержаниях, начислениях налогов и взносов с них в упрощенной системе налогообложения“.

Основного раздела Расчета - разд. 2 - изменения практически не коснулись.

Сумма авансовых платежей, рассчитанная как соответствующая процентная доля налоговой базы за отчетный период, определяется налогоплательщиками путем сложения сумм авансовых платежей по налогу, которые могут быть исчислены, в частности, в рублях и копейках по каждому физическому лицу в формах индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета), которые налогоплательщики ведут во исполнение п. 4 ст. 243 НК РФ. Следует сказать, что округление до целых рублей без копеек налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, иных показателей, имеющих денежное выражение и отражаемых в расчете авансовых платежей, производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по налогоплательщику, то есть один раз
(см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28.02.2005 N 03-05-02-04/40).

По строке 0300 показывается размер примененного налогоплательщиком за отчетный период налогового вычета в виде суммы начисленных за тот же отчетный период авансовых платежей по страховом взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Хотим обратить внимание налогоплательщиков на следующее. Как уже было отмечено выше, ставки ЕСН с 1 января 2005 г. снижены, а страховые тарифы на обязательное пенсионное страхование остались на прежнем уровне.

В соответствии с п. 2 ст. 243 гл. 24 Кодекса сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. С 1 января 2005 года она исчисляется по ставкам 20% и 15,8%.

Рассмотрим подробнее порядок заполнения строк 0500 - 0540 разд. 2, в которых отражаются суммы авансовых платежей по налогу, не подлежащие уплате в связи с применением льгот.

На основании положений разд. IV Рекомендаций по заполнению расчета показатель по строке 0500 графы 3 для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, равняется: (стр. 0400 x 20%/100% - стр. 0400 x 14%/100%). По строкам 0520 - 0540 отражаются суммы авансовых платежей по налогу, не подлежащие уплате в связи с применением налоговых льгот за каждый месяц отчетного периода, рассчитанные в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заполнения строк 0200 - 0240 расчета авансовых платежей.

В соответствии с п. 19 Рекомендаций по заполнению Расчета разд. 3 “Выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400
- 0440“ должен быть заполнен согласно новому порядку по каждому работнику - инвалиду I, II или III группы, состоящему в трудовых отношениях с организацией. Следовательно, количество заполненных листов разд. 3 будет соответствовать количеству работников-инвалидов в организации.

Так же, как и в Порядке заполнения старой формы Расчета, в новой форме необходимо обратить внимание на то, что при заполнении строки 060 разд. 3 нужно указывать суммы выплат, начисленных нарастающим итогом с начала года и не превышающих за отчетный период 100000 руб. (предельная величина, на сумму которой предоставляется льгота). Суммы, начисленные в последнем квартале с ежемесячной разбивкой, отражаются по строкам 060 - 100 разд. 3.

Раздел 3.1 представляет собой сводную таблицу данных по строкам 060 - 100, заполненных по всем работникам-инвалидам в разд. 3.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ