Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Курской области от 29.05.1998 N А35-1064/98-1а <Выполнение функций страховой медицинской организации фонд осуществлял в соответствии с телеграммой из федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.04.94 N 7601, сохранившей за филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования функции осуществления обязательного медицинского страхования>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

г. Курск

29 мая 1998 года N А35-1064/98-1а

(Извлечение)

Курский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Курского антимонопольного управления от 17.03.98.

Курское антимонопольное управление требования истца не признало по мотивам изложенным в представленном отзыве, считая их несостоятельными и не основанными на законе.

Медицинская страховая компания “Курскмедстрах - К“ в представленном письменном отзыве просит в удовлетворении пока отказать, усматривая в действиях истца нарушения Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав доводы представителей истца, ответчика, третьего лица, суд

установил:

17.03.98 комиссия Курского антимонопольного управления, рассмотрев дело о нарушении Курским областным фондом
обязательного медицинского страхования, статей 5, 10 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, решила: признать Курский областной фонд обязательного медицинского страхования, нарушившим статьи 5, 10 Закона РСФСР “О конкуренции...“, и выдать предписание об устранении указанных нарушений.

Основанием для рассмотрения дела о нарушениях антимонопольного законодательства областным фондом обязательного медицинского страхования послужило заявление Медицинской страховой организации “Курскмедстрах - К“, с которой территориальный фонд в одностороннем порядке расторг договор о финансировании обязательного медицинского страхования, направив в лечебно - профилактические учреждения письма о недействительности медицинских полисов, выданных МСО “Курскмедстрах - К“ после 01.07.97.

Антимонопольное управление принимая решение от 17.03.98, рассматривало фонд как хозяйствующий субъект, руководствуясь при этом п. 2 ст. 24 и ст. 26 ФЗ “О некоммерческих организациях“ и Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, согласно которым деятельность фонда, выходящая за рамки основных видов деятельности, перечисленных в разделе 3 Положения не является основной, поэтому, разрешенную фонду деятельность по размещению временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, следует рассматривать как предпринимательскую деятельность.

Кроме того, на основании анализа рынка услуг обязательного медицинского страхования, проведенного антимонопольным управлением в соответствии с Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденными приказом ГКАП России от 26.10.93 N 112, установлено, что областной фонд занимает доминирующее положение на рынке услуг обязательного медицинского страхования. Его доля в пределах границы Курской области составляет по состоянию на 01.01.97 64,22%.

Поскольку страховые медицинские организации, работающие на товарном рынке по оказанию услуг по обязательному медицинскому страхованию, в силу ст. 14 Закона РФ
“О медицинском страховании граждан в РФ“ являются хозяйствующими субъектами, то, и фонд обязательного медицинского страхования, действующий на том же товарном рынке с долей 64,22% также является хозяйствующим субъектом, подпадающим под действие антимонопольного законодательства.

При этом, занимая доминирующее положение на рынке услуг обязательного медицинского страхования, фонд, односторонне воздействует на другие хозяйствующие субъекты, создавая препятствия к доступу на этот рынок другим медицинским страховым организациям, прекратив их финансирование по договорам обязательного медицинского страхования и расторгнув с ними договора о финансировании обязательного медицинского страхования.

Не возражая против того, что договора с медицинскими страховыми организациями области были расторгнуты, ответчик заявил о принятом постановлении Правления фонда N 7 от 03.03.98 предписывающим фонду заключить договора со страховыми организациями, действующими на территории области, и что на дату рассмотрения спора, договора о финансировании обязательного медицинского страхования заключены с двумя из шести, действующих в области, медицинскими страховыми компаниями.

Выполнение функций страховой медицинской организации фонд осуществлял в соответствии с телеграммой из Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.04.94 N 7601, сохранившей за филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования функции осуществления обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 3 ст. 120 Гражданского кодекса РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами.

Согласно раздела I Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, ст. 12 Закона РФ от 28.06.91 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансовыми учреждениями, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Положение о Курском областном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Главы администрации области от 13.04.94 N 307 также не
предусматривает право фонда на занятие предпринимательской деятельностью.

Статья 2 Гражданского кодекса РФ относит к предпринимательской - деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Из Указа Президента Российской Федерации от 06.02.98 N 136 “О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования, следует, что полученные фондами обязательного медицинского страхования средства от размещения нормированного страхового запаса, отражаются в составе бюджетов фондов как фонды от основной деятельности, а не как прибыль от коммерческого использования средств.

Статья 13 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в РФ“ освобождает фонды обязательного медицинского страхования от уплаты налогов по основной деятельности. Следовательно, областной фонд обязательного медицинского страхования нельзя отнести к хозяйствующим субъектам по ч. 4 ст. 4 Закона РСФСР “О конкуренции...“

В соответствии со ст. 49 ГК РФ фонд обязательного медицинского страхования вправе заниматься только видами деятельности, указанными в разделе 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Перечисленный в нем перечень видов деятельности является исчерпывающим. Осуществляя функции страховой медицинской организации по осуществлению медицинского страхования граждан, областной фонд вышел за рамки указанного перечня, а также за пределы видов деятельности, предусмотренных разделом 3 Положения о Курском областном фонде обязательного медицинского страхования.

Пункт 8 принятого Верховным Советом Российской Федерации Постановления от 24.02.93 N 4543-I “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.“, разрешал в 1993 г. филиалам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в случаях отсутствия на соответствующих территориях медицинских страховых организаций, осуществлять медицинское страхование граждан.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с превышением полномочий, телеграммой от 24.04.94 N 7601 сохранил за филиалами функции осуществления обязательного медицинского страхования с соблюдением действующего законодательства по его осуществлению.

Учитывая,
что в Курской области действует шесть страховых медицинских организаций, имеющих лицензии на право заниматься медицинским страхованием на территории области, а разрешение осуществлять обязательное медицинское страхование граждан филиалами ограничивалось 1993 годом, деятельность фонда по осуществлению обязательного медицинского страхования выходит за пределы специальной правоспособности; в силу чего на нее нельзя распространить антимонопольное законодательство.

В связи с изложенным суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 13, 14, 95, 124 - 127, 132, 134 - 135, 197 АПК РФ, судебная коллегия

решила:

Исковые требования истца удовлетворить.

Признать недействительным решение Курского антимонопольного управления от 17.03.98.

Взыскать с Курского антимонопольного управления в пользу КОФОМС сумму - 834900 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Курской области в течение месяца со дня его принятия, по истечении месяца - в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.