Законы и постановления РФ

Решение Липецкого областного суда от 23.11.2010 N 21-117/2010 <Несоответствие декларированных сведений об объемах розничной продажи алкогольной продукции данным бухгалтерского учета подлежит квалификации по ст. 15.13 КоАП РФ>

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2010 г. N 21-117/2010

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области на решение судьи Тербунского районного суда Липецкой области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.10 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях,

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 5.10 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, а не статья 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 10 сентября 2010 года директор ООО “Ц“ А.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.10
КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.

Согласно постановлению, в нарушение “Положения о декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Липецкой области“, утвержденного постановлением администрации Липецкой области N 200 от 30 декабря 2005 года, ООО “Ц“ представило недостоверную декларацию об объемах розничной продажи алкогольной продукции“.

Существо вмененного правонарушения сводится к несоответствию декларированных сведений об объемах розничной продажи алкогольной продукции данным бухгалтерского учета.

Решением судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 11 октября 2010 года постановление административного органа отменено с направлением дела на новое рассмотрение, ввиду наличия оснований для квалификации деяния по ст. 15.13 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание (без предупреждения).

В жалобе начальник управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области просит об отмене решения судьи, считая ошибочным отнесение правонарушения к сфере федеральной административной юрисдикции.

Выслушав представителей административного органа Ч.Т. и А.И., поддержавших жалобу, А.Л. и ее защитника Абдуллаева Ч.А., указавших на отсутствие состава правонарушения, изучив материалы дела, признаю решение правильным.

Согласно ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Правовые основы регулирования правоотношений в сфере производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены Федеральным законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

В силу ст. 1 указанного Закона, государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п. 1).

Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным Законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции (п. 2).

Согласно ст. 2 Закона (основные понятия) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции, как составляющая оборота, относится к сфере действия названного Федерального закона.

Согласно ст. 5 Закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, относятся, в частности:

- организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями;

- организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...

Согласно ст. 6 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, относятся, в частности,

- введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;

- осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно п. 5 ст. 14 Закона, субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

На территории Липецкой области вопросы государственного регулирования оборота алкогольной продукции регламентированы соответствующим постановлением администрации Липецкой области N 200 от 30 декабря 2005 года, принятым во исполнение ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Названным постановлением утверждено “Положение о декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Липецкой области“.

В соответствии с п. 3 Положения, декларирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется в целях ведения учета объемов оборота алкогольной продукции на территории области.

Исходя из содержания вышеуказанных нормативных актов - Федерального закона и Положения, последнее определяет лишь порядок (процедуру) декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Липецкой области в целях учета объемов оборота алкогольной продукции, в то время как правовые основы непосредственно оборота алкогольной продукции, элементом которого является розничная продажа, определены Федеральным законом.

При этом декларацией об объемах розничной продажи алкогольной продукции, согласно п. 4 “Положения о декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Липецкой области“, является документ установленной формы, содержащий сведения об объемах розничной продукции.

Соответственно, конечной целью декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории отдельного субъекта Российской Федерации (в данном случае -
Липецкой области) является учет оборота алкогольной продукции, как на территории области, так и в целом по Российской Федерации.

Вопросы оборота алкогольной продукции вышеназванным Федеральным законом отнесены к вопросам федерального значения.

Декларирование любого (розничного или оптового) оборота алкогольной продукции осуществляется только в целях учета соответствующих объемов ее оборота, являясь способом такого учета.

Этот вывод обусловливается как содержанием пункта 3 вышеуказанного “Положения...“, так и пунктом 13 “Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ N 380 от 19 июня 2006 года.

Как указано выше, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации (ст. 1.3 КоАП РФ).

Такая ответственность за правонарушения в сфере оборота и учета алкогольной продукции, установлена, в частности, статьей 14.19 КоАП РФ.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области учета розничного оборота алкогольной продукции в соответствии с ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ представляют собой специальные территориальные полномочия для исполнения государственной функции в решении вопроса федерального значения.

При таких обстоятельствах судьей был сделан правильный вывод об отсутствии оснований для административного преследования А.Л. по статье 5.10 КоАП РФ (именно за предоставление недостоверной декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции), что неравнозначно выводу о нелегитимности этой нормы.

Доводы жалобы, направленные на иное толкование закона, не могут повлечь отмену решения судьи.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Тербунского районного суда Липецкой области от 11 октября 2010 года
оставить без изменения, жалобу начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области без удовлетворения.

Судья

БУКРЕЕВ Д.Ю.