Законы и постановления РФ

Решение Липецкого УФАС РФ от 17.09.2010 N 74 <О нарушении антимонопольного законодательства в части отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности> (вместе с предписанием от 17.09.2010 N 74)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2010 г. N 74

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2010 года.

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:

Сешенова А.А. - руководителя Липецкого УФАС России,

членов Комиссии:

Жданова Г.И. - зам. руководителя - начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Гребенщикова М.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Ивановой И.А. - государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

Ягодиной Л.О. - специалиста - эксперта
отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,

в присутствии:

<представителя> управления здравоохранения Липецкой области,

рассмотрев дело N 74 по признакам нарушения управлением здравоохранения Липецкой области (город Липецк, улица Зегеля, дом 6) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

В связи с обнаружением антимонопольным органом в действиях управления здравоохранения Липецкой области (далее - УЗО Липецкой области) признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, УФАС по Липецкой области (далее - управление) 13.05.2010, 07.06.2010 в адрес УЗО Липецкой области были направлены письменные запросы информации о предоставлении за период с 2008 по май 2010 года информации о случаях отказа в выдаче лицензии с приложением заверенных копий приказов об отказе, а также актов проверки.

Из полученных ответов было установлено, что:

За запрашиваемый период было 12 случаев отказа соискателям в предоставлении лицензии.

В результате анализа приказов об отказе в предоставлении лицензии и актов проверки возможности выполнения соискателем лицензии требований при осуществлении медицинской деятельности стало известно, что пяти соискателям лицензии: ИП К., ИП П., ООО “Велес“, ООО “Здраво“, ООО “Психея“ было отказано в связи с несоответствием требованиям и условиям п. 3 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям), а также невыполнением ими требований п. 5 постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“ (далее - Постановление N 30). Согласно письменным пояснениям УЗО Липецкой области от 23.07.2010 N 12/46, представленным в УФАС
по Липецкой области, соискателям было отказано в предоставлении лицензии ввиду отсутствия у них следующих возможностей:

1. Обеспечения контроля за качеством медицинской помощи, так как отсутствовал приказ об организации работы - пп. “з“ п. 5 Постановления N 30.

2. Соблюдения правил предоставления платных медицинских услуг: отсутствовали утвержденный прейскурант цен, образец договора об оказании услуг, образец информационного согласия пациента. Положение об оказании платных медицинских услуг - пп. “и“ п. 5 Постановления N 30.

3. Ведения медицинской документации, поскольку отсутствовали образцы медицинской документации - пп. “л“ п. 5 Постановления N 30.

Несоблюдение вышеуказанных требований также отражено в акте проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Исходя из содержания п. 5 Постановления N 30, указанные в нем лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности подразделяются на те, которые применимы к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, а также к соискателю лицензии, изъявляющему желание на осуществление такой деятельности.

Отказ соискателям лицензии по основаниям несоблюдения предъявленных УЗО Липецкой области требований является необоснованным, поскольку из буквального прочтения данных норм следует, что требования пп. “з“, “и“, “л“ п. 5 Постановления N 30 должны соблюдаться лицензиатом, уже осуществляющим медицинскую деятельность, поскольку у соискателя в период оформления лицензии отсутствует возможность их исполнения.

Таким образом, указанные основания отказа являются незаконными, так как соблюдение вышеуказанных требований Постановления N 30 возлагается на лицензиата в процессе осуществления им лицензируемого вида деятельности. На соискателя лицензии данные требования не распространяются.

Отказ в выдаче лицензии указанным соискателям вызвал наступление следующих последствий:

- ИП К. 3 ноября 2009 года было отказано в предоставлении лицензии, индивидуальный предприниматель вынужден был исправить нарушения
согласно акту проверки УЗО Липецкой области с целью повторной подачи документов на право получения лицензии. Так, 4 декабря 2009 года приказом N 12/174-ЛМ ИП К. было предоставлено право на получение лицензии;

- ИП П. 2 марта 2009 года было отказано в предоставлении лицензии, индивидуальный предприниматель вынужден был исправить нарушения согласно акту проверки УЗО Липецкой области с целью повторной подачи документов на право получения лицензии. Так, 24 апреля 2009 года приказом N 12/49-ЛМ ИП П. было предоставлено право на получение лицензии;

- ООО “Здраво“ 18 декабря 2009 года было отказано в предоставлении лицензии, общество вынуждено было исправить нарушения согласно акту проверки УЗО Липецкой области с целью повторной подачи документов на право получения лицензии. Так, 25 февраля 2010 года приказом N 12/19-ЛМ ООО “Здраво“ было предоставлено право на получение лицензии;

- ООО “Велес“ 19 февраля 2010 года было отказано в предоставлении лицензии, общество не осуществляет свою предпринимательскую деятельность и по настоящий момент;

- ООО “Психея“ 1 января 2008 года было отказано в предоставлении лицензии, общество не осуществляет свою предпринимательскую деятельность и по настоящий момент.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135 “О защите конкуренции“ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности
хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Поскольку к указанным соискателям лицензии в основании для отказа в праве предоставления лицензии были предъявлены требования, которые вызвали необоснованное препятствие к началу осуществления ими медицинской деятельности, поскольку в последующем субъекты вынуждены были приводить в соответствие с отмеченными УЗО Липецкой области пп. “з“, “и“, “л“ п. 5 Постановления N 30. Таким образом, данные субъекты не смогли начать предпринимательскую деятельность в предполагаемое первоначально время наряду с иными лицами, осуществляющими медицинскую деятельность на территории г. Липецка и Липецкой области, ввиду того, что были необоснованно вытеснены с рынка оказания платных медицинских услуг, что привело к сокращению хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на данном товарном рынке (п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“).

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств в ходе рассмотрения антимонопольного дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях УЗО по Липецкой области признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“ для них требований при выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, решила:

1. Признать в действиях управления здравоохранения Липецкой области нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“
в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления к ним не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

2. Выдать управлению здравоохранения Липецкой области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“, при выдаче лицензии.

Решение изготовлено в полном объеме 17 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.

ПРЕДПИСАНИЕ

от 17 сентября 2010 г. N 74

Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии:

Сешенова А.А. - руководителя Липецкого УФАС России,

членов Комиссии:

Жданова Г.И. - заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Гребенщикова М.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Ивановой И.А. - государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

Ягодиной Л.О. - специалиста - эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, на основании своего решения от 17 сентября 2010 года по делу N 74 о нарушении управлением здравоохранения Липецкой области (г. Липецк, ул. Зегеля, д. 6) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ предписывает:

1. Управлению здравоохранения Липецкой области прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившееся в предъявлении к соискателям лицензии, заявляющим право на осуществление медицинской деятельности, требований, не предусмотренных постановлением
Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“.

2. Управлению здравоохранения Липецкой области предпринять действия, направленные на обеспечение конкуренции путем соблюдения требований, установленных постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности“, при выдаче лицензии.

Предписание изготовлено в полном объеме 17 сентября 2010 года.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.