Законы и постановления РФ

<Письмо> департамента по тарифам Приморского края от 17.03.2010 N 69/0854 <О предельных оптовых и предельных розничных надбавках к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства>

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

<ПИСЬМО>

от 17 марта 2010 г. N 69/0854

В связи с многочисленными вопросами фармацевтических организаций относительно применения постановления Администрации Приморского края от 27.02.2010 N 58-па “Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые в Приморском крае“ департамент по тарифам Приморского края разъясняет следующее:

1. В соответствии с п. 3 указанного постановления оно было опубликовано в общественно-политической газете “Приморская газета“ за 2 марта 2010 г. N 14 (405) и вступает в силу с 1 апреля 2010 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Администрации Приморского края от 14.09.2004 “Об установлении предельных
оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые в Приморском крае“ имеет номер 241, а не 241-па.

2. Формирование отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства оптовыми организациями и аптечными учреждениями в период с 01.01.2010 до 1 апреля 2010 г. производится с применением оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, установленных ранее постановлением Администрации Приморского края от 14.09.2004 N 241-па “Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, реализуемые в Приморском крае“.

3. Установленные предельные размеры надбавок постановлением Администрации Приморского края от 27.02.2010 N 58-па подлежат применению при формировании цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2135-р, с 1 апреля 2010 года.

При этом распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2135-р в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ действует с даты его подписания, т.е. с 30 декабря 2009 г.

Реестр зарегистрированных предельных отпускных цен производителей опубликован на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Все цены, включаемые в Реестр предельных отпускных цен, действуют еще до опубликования Реестра на сайте (с момента подписания соответствующего приказа о регистрации предельной отпускной цены).

Функцией Реестра предельных отпускных цен, впрочем как и любого реестра, является кумуляция сведений и в удобной форме доведение информации до сведений потребителя.

Регистрируемая до 2011 г. валютная цена пересчитывается в рубли на дату публикации Реестра, при этом следует учитывать, что фактическая цена ввоза
не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену в валюте, а рублевая цена, которая в принципе может быть и выше реестровой, определяется по курсу Центрального банка России на дату оформления грузовой таможенной декларации.

После выхода распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2135-р и Методики определения предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС все цены, зарегистрированные во исполнение предыдущего распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 N 376-р и без использования методов определения предельной отпускной цены производителя, предусмотренных в методике, стали недействующими.

4. Реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654, которая является типовой. При необходимости оптовая организация с учетом особенности реализации лекарственных средств в аптечную сеть может предусмотреть в данном протоколе дополнительные графы. При этом наличие данных, указанных в типовой форме протокола, является обязательным.

В случае отсутствия зарегистрированных цен протокол согласования оформляется следующим образом:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1116 допускается до 01.04.2009 реализация ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию цен, без протоколов согласования цен. Вместе с тем с 1 января 2010 г. согласно пункту 20 Положения о государственном регулировании цен на ЖНВЛС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654), формирование цен организациями оптовой и розничной торговли осуществляется с применением оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей или ввозным ценам. В связи с этим при поставке товара можно заполнять протокол не в полном объеме: не
указывать в нем величину зарегистрированных предельных отпускных цен производителей, но представить данные о фактической отпускной цене производителя.

5. При реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную предельную цену производителя, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и (или) предельную розничную надбавки, установленные постановлением Администрации Приморского края от 27.02.2010 N 58-па.

Предельные размеры оптовых и розничных надбавок установлены в %, дифференцированы по ценовым группам исходя из фактической цены производителя.

Под фактической отпускной ценой производителя понимается цена (без НДС), указываемая российским производителем лекарственных средств в сопроводительной документации на товар (в накладных и т.п.), а иностранным производителем лекарственных средств - в сопроводительной документации на товар (в счете-фактуре и т.п.), на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя.

7. Аптечное учреждение должно формировать розничную цену на лекарственное средство путем суммирования стоимости его закупки и суммы розничной надбавки, исчисленной от фактической отпускной цены производителя с применением розничной надбавки, выраженной в процентах согласно постановлению Администрации Приморского края от
27.02.2010 N 58-па.

При этом уровень сформированной аптечным учреждением цены (максимальная розничная цена) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя, и оптовой и розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и предельную розничную надбавки, установленные постановлением Администрации Приморского края от 27.02.2010 N 58-па.

8. Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Если поставщиком ЖНВЛС в аптеку является промежуточный оптовик между дистрибьютором и аптекой, в колонке “суммарный размер фактической оптовой надбавки организации оптовой торговли“ он должен показывать суммарную наценку свою и предыдущих звеньев.

Поставка препаратов за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором расположена оптовая организация, должна превышать уровень, установленный в субъекте Российской Федерации, в который производится поставка товара.

9. Оптовые организации должны продавать лекарственные средства, которые в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2135-р включены в перечень ЖНВЛС, но были закуплены до 30.12.2009:

- с применением региональной оптовой надбавки, установленной для ЖНВЛС до 1 апреля 2010 г. в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 14.09.2004 N 241-па,

- после 1 апреля 2010 г. - на основании постановления Администрации Приморского края от 27.02.2010 N 58-па.

Оптовая организация или аптечное учреждение после 01.04.2010 не имеют право реализовать остатки ранее закупленных ЖНВЛС, если производители данных лекарственных средств не зарегистрируют предельную отпускную цену на данные лекарственные средства по различным причинам (не успеют, снимут лекарственное средство с производства и т.д.).

Это будет грубым нарушением лицензионных условий согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от
08.08.2009 N 654.

10. Порядок формирования цен на ЖНВЛС организациями, которые являются плательщиками НДС и которые уплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или применяют упрощенную систему налогообложения.

Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую или розничную надбавку, не выше установленной в субъекте Российской Федерации, на территорию которого осуществляется поставка товара. Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход, т.е. не являются плательщиком НДС, то на основании части 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которые исчисляются от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Пример 1

Цена производителя без НДС 100 руб.

Оптовая надбавка (20% к цене производителя без НДС) 100 x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС 100 + 20 = 120 руб.

Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС) 100 x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптечной организации без НДС 120 + 40 = 160 руб.

Розничная цена аптечной организации с НДС 160 x 1,1 = 176 руб.

Пример 2

Цена производителя с НДС 100 + 10 = 110 руб.

Отпускная цена оптовой организации с НДС 110 x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки (40% к цене производителя с НДС) 110 x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС 132 + 44
= 176 руб.

В обоих случаях, несмотря на то, что оптовая и розничная надбавки применяются к разным базам (цене производителя с НДС и цене производителя без НДС), для конечного потребителя розничная цена будет одинаковая - 176 руб.

11. Реализация ЖНВЛС по ценам ниже закупочных, как в этом случае следует заполнять протокол согласования цен и как формировать розничную цену на препараты?

Реализация препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением установленного порядка ценообразования, если фактическая цена приобретения не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного средства.

В связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные средства, приближением даты истечения сроков годности лекарственных средств, маркетинговой политикой, реализацией новых лекарственных средств в целях ознакомления с ними потребителей, другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных средств, допускается их реализация организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя. Соответствующая норма предусмотрена пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

При реализации организацией оптовой торговли препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей в протоколе согласования цены поставки лекарственного средства в графах 9 и 10 необходимо ставить прочерк.

Аптечное учреждение, закупив у оптовой организации лекарственное средство по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки препарата у оптовой организации и суммы розничной надбавки, не выше установленной в субъекте Российской Федерации, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Пример

Зарегистрированная цена производителя без НДС 120 руб.

Цена производителя без НДС 100 руб.

Отпускная цена оптовой организации 90 руб.

Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС) 100 x 40%
= 40 руб.

Розничная цена аптечной организации без НДС 90 + 40 = 130 руб.

Розничная цена аптечной организации с НДС 130 x 1,1 = 143 руб.

12. Обращаем Ваше внимание, что Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 40) налоговым органам предоставлено право выносить мотивированное решение о доначислении налога на прибыль и пени при реализации товара по цене ниже уровня цены закупки. По вопросам особенностей реализации лекарственного препарата по цене ниже уровня закупки рекомендуем обратиться в налоговые органы.

13. Как правильно заполнить протокол согласования цен при поставке ЖНВЛС иностранного производства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 регистрация предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС иностранного производства в 2010 г. может производиться в валюте и рублях, с 2011 г. - только в рублях. При регистрации цены в валюте Росздравнадзор пересчитывает валютную цену в рубли по курсу ЦБ России на день регистрации цены. Рублевая цена в этом случае является справочной и нигде не применяется.

Поставка ЖНВЛС на российский рынок, цены на которые зарегистрированы в валюте, должна осуществляться по цене контракта с учетом таможенных расходов (не выше зарегистрированной в валюте), пересчитанной в рубли на дату оформления грузовой таможенной декларации.

При заполнении протокола согласования цены поставки в графе 7 указывается цена, зарегистрированная в валюте, в графе 5 - та же зарегистрированная цена, но пересчитанная в рубли на дату оформления грузовой таможенной декларации. Фактическая отпускная цена производителя без НДС указывается в графе 8 и не должна превышать сумму, показанную в графе 5.

Порядок пересчета зарегистрированной цены в валюте в рубли указан в примечании к протоколу и в последнем предложении второго
абзаца пункта 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 (в редакции Постановления от 08.08.2009 N 654).

Пример

Зарегистрированная цена производителя с учетом таможенных расходов 2 долл. (или в рублях на дату регистрации 2 долл. x 29,5 = 59 руб.)

Производим пересчет зарегистрированной в валюте цены в рубли по курсу, когда на товар была оформлена грузовая таможенная декларация (например, 32 руб. за 1 долл.) 2 долл. x 32,0 = 62 руб. В графе 5 протокола указывается 62 руб.

В графе 8 указана фактическая цена ввоза с учетом таможенных расходов 60 руб.

Таким образом, несмотря на то, что цена на препарат, указанная в Госреестре в рублях, ниже, чем фактическая цена поставки, завышения поставщиком зарегистрированной цены не имеется. Разница в рублевых ценах сложилась за счет изменения курса валют.

14. Организации оптовой торговли лекарственными средствами, которые имеют структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя, не превышающих предельную оптовую и предельную розничную надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.

При этом обращаем внимание, что одновременно учитывать оптовую и розничную надбавки организация оптовой торговли лекарственными средствами вправе только при формировании розничной цены для отпуска лекарственных средств через структурное подразделение, осуществляющее розничную торговлю лекарственными средствами.

15. Порядок округления цен на лекарственные средства в результате применения розничной надбавки.

Если при формировании отпускных цен на ЖНВЛС организациями оптовой торговли лекарственными средствами или розничных цен аптечными учреждениями с применением предельной оптовой и (или) предельной розничных надбавок образуются дробные части копеек, то полученная
сумма округляется до целой копейки. Если дробная часть копейки менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Ответы носят разъяснительный характер и даны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 782 в редакции постановлений от 08.08.2009 N 654, от 30.12.2009 N 1116, согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по тарифам от 28.01.2010 N 01И-52/10 “Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 “О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства“, Методики определения предельной отпускной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и Методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства“.

Кроме того, сообщаем, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам уполномочены давать разъяснения по вопросам применения Положения о государственном реагировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (пункт 2 постановления Правительства РФ от 09.11.2001 N 782).

Директор департамента по тарифам

Приморского края

Г.Н.НЕВАЛЕННЫЙ

Согласовано:

И.о. директора департамента

здравоохранения

Приморского края

А.В.КУЗЬМИН

Руководитель управления

Росздравнадзора по

Приморскому краю

Н.М.ДВУРЕЧЕНСКАЯ