Законы и постановления РФ

Протест Прокурора Приморского края от 01.07.2004 N 7/2-11-04 “На ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ст. 32 и ч. 2 ст. 5 Закона Приморского края N 2-КЗ от 20.03.95 “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“ в редакции Законов Приморского края от 17.10.99 N 64-КЗ, от 30.03.2000 N 85-КЗ, от 15.11.2001 N 173-КЗ, от 14.01.2002 N 190-КЗ, от 29.10.2002 N 15-КЗ, от 03.12.2002 N 29-КЗ, от 05.03.2004 N 104-КЗ, от 01.06.2004 N 112-КЗ“

ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТЕСТ

от 1 июля 2004 г. N 7/2-11-04

НА Ч. 3 СТ. 16, Ч. 1 СТ. 17, СТ. 32 И

Ч. 2 СТ. 5 ЗАКОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

N 2-КЗ ОТ 20.03.95 “О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПРИМОРСКОГО

КРАЯ“ В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ОТ 17.10.99 N 64-КЗ, ОТ 30.03.2000 N 85-КЗ,

ОТ 15.11.2001 N 173-КЗ, ОТ 14.01.2002 N 190-КЗ,

ОТ 29.10.2002 N 15-КЗ, ОТ 03.12.2002 N 29-КЗ,

ОТ 05.03.2004 N 104-КЗ, ОТ 01.06.2004 N 112-КЗ

Закон Приморского края N 2-КЗ от 20.03.95 “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“ принят в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ в
рамках полномочий представительного (законодательного) органа государственной власти - Законодательного Собрания Приморского края.

В то же время ряд норм Закона не соответствует федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним.

Так, ч. 3 ст. 16 указанного Закона Приморского края (в редакции Закона N 104-КЗ от 05.03.2004) устанавливает, что депутат Законодательного Собрания Приморского края имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации как государственных органов, так и органов местного самоуправления, находящихся в соответствующем избирательном округе. При этом материал, предоставленный депутатом, подлежит обязательному опубликованию в указанных средствах массовой информации.

Данные положения Закона частично противоречат Закону Российской Федерации “О средствах массовой информации“.

В ч. 1 ст. 35 названного Закона Российской Федерации определены конкретные случаи, когда и какие сообщения редакция средства массовой информации обязана бесплатно и в предписанный срок опубликовать.

В частях 2 и 3 ст. 35 Закона установлено, что опубликование официальных сообщений органов государственной власти по их требованию осуществляют редакции средств массовой информации, учредителями которых указанные органы являются, в порядке, установленном данным Законом или Федеральным законом “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации“.

Требования частей 2 и 3 ст. 35 указанного Закона не распространяются на средства массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления.

Таким образом, требование Закона Приморского края об обязательном опубликовании информации о деятельности депутата Законодательного Собрания Приморского края в средствах массовой информации органов местного самоуправления установлено в нарушение действующего федерального законодательства.

В ст. 17 Закона Приморского края “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“ установлено, что наряду с органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, предприятиями всех форм собственности все органы
государственной власти на обращения депутата Законодательного Собрания Приморского края обязаны дать ответ безотлагательно. В случае необходимости проведения в связи с обращением проверки, депутату об этом сообщается в 5-дневный срок, а окончательный ответ предоставляется не позднее 15 дней со дня получения обращения.

Органы государственной власти включают в себя как органы государственной власти субъектов Российской Федерации так и федеральные органы государственной власти.

Между тем, в соответствии с п. “г“, ч. 1, ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование деятельности федеральных органов государственной власти относится к исключительному ведению Российской Федерации и осуществляется в соответствие с федеральными законами.

В настоящее время Федеральный закон о порядке рассмотрений обращений граждан не принят. Однако, на территории России продолжает свое действие Указ Президиума Верховного Совета СССР N 2534-VII от 12.04.68 (в редакции Указов Президиума Верховного Совета СССР от 04.03.80 N 1662-Х, от 02.02.88 N 8422-XI).

Данный Указ, устанавливая общие сроки рассмотрения заявлений и жалоб, в пункте 9 предусматривает для субъектов Российской Федерации право устанавливать сокращенные сроки разрешения заявлений и жалоб в республиканских и местных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Таким образом, сокращение Законом Приморского края установленных действующим на территории Российской Федерации законодательством сроков рассмотрения жалоб и обращений депутатов для всех органов государственной власти является неправомерным.

Статьей 32 Закона Приморского края N 2-КЗ предусмотрено оформление служебного заграничного паспорта депутату Законодательного Собрания Приморского края на весь срок его полномочий.

Данное положение находится в противоречии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“. Согласно ст. 7 Федерального закона лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные к государственным должностям
категории “А“, выдаются дипломатические паспорта.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: положения о выдаче дипломатических паспортов содержатся в статье 12, а не в статье 7 Закона.

Служебные паспорта выдаются иным категориям государственных служащих, указанным в частях 3 и 4 ст. 7 Федерального закона.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: случаи выдачи служебных паспортов закреплены в частях 3 и 4 статьи 12, а не статьи 7 Закона.

Депутаты Законодательного Собрания Приморского края согласно Закону Приморского края “О реестре государственных должностей Приморского края и денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Приморского края“, относятся к государственным должностям Приморского края категории “А“.

Таким образом, депутатам Законодательного Собрания Приморского края должны оформляться не служебные, а дипломатические паспорта.

В ст. 5 Закона Приморского края N 2-КЗ определяется порядок принятия решения о работе депутата Законодательного Собрания Приморского края на профессиональной постоянной основе.

Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от установленного числа депутатов и оформляется постановлением Законодательного Собрания Приморского края.

Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ признает за законодательным органом власти субъекта Российской Федерации право регулировать в уставах и законах вопросы об условиях осуществления депутатами своей деятельности (на профессиональной постоянной основе, без отрыва от основной деятельности), самостоятельно устанавливать число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, утверждать расходы на обеспечение своей деятельности (ст. ст. 4, 10, 11 Закона).

Такое регулирование должно обеспечивать всем депутатам представительного органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий, в том числе и на профессиональной постоянной основе.

Между тем, законодательство Приморского края, включая Закон Приморского края “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского
края“, не содержит норм, определяющих число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, или порядок установления числа таких депутатов, и процедуры, гарантирующей депутатам равное право осуществлять депутатские полномочия в такой форме.

Конституционный Суд РФ в определение от 09.04.2002 N 162-2-О по жалобе граждан на нарушение их конституционных прав пунктом 1 ст. 17 Закона Омской области “О Законодательном Собрании Омской области“ и постановлением Законодательного Собрания Омской области “О порядке приема депутатов для работы в Законодательное Собрание Омской области на профессиональной постоянной основе“ указал на отсутствие вышеуказанных норм в законодательных актах Омской области как на нарушение конституционного принципа справедливости, права граждан участвовать в управлении делами государства и права свободно распоряжаться своими способностями к труду.

В резолютивной части определения Конституционный Суд РФ указал на необходимость Законодательному Собранию Омской области осуществить законодательное регулирование механизма реализации права депутатов на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе с учетом вынесенного Определения.

В Законе Приморского края “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“, как и в других законах Приморского края, тоже отсутствует данный механизм, что также может способствовать нарушению прав депутатов Законодательного Собрания Приморского края на осуществление деятельности на профессиональной постоянной основе.

Таким образом, ст. 5 Закона Приморского края подлежит приведению в соответствие с требованиями определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 162-О.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

прошу:

1. Статьи 5, 16, 17 и 32 Закона Приморского края N 2-КЗ от 20.03.95 “О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края“ (в редакции Законов Приморского края от 17.10.99 N 64-КЗ, от 30.03.2000 N 85-КЗ, от 15.11.2001 N 173-КЗ, от
14.01.2002 N 190-КЗ, от 29.10.2002 N 15-КЗ, от 03.12.2002 N 29-КЗ, от 05.03.2004 N 104-КЗ, от 01.06.2004 N 112-КЗ) привести в соответствие с действующим законодательством.

2. Рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Приморского края.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Приморского края.

И.о. прокурора края

государственный советник

юстиции 3 класса

С.Г.ДЖАВАДОВ