Законы и постановления РФ

Соглашение между Учреждением юстиции Приморского краевого регистрационного центра от 09.07.2002 и Крайкомземом Приморского края от 02.07.2002 “О порядке взаимодействия между учреждением юстиции “Приморский краевой регистрационный Центр“ и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края“

Утратил силу в связи с изданием Соглашения Учреждения юстиции ПКРЦ от 19.01.2004.

УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ

“ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР“

9 июля 2002 г.

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

2 июля 2002 г.

СОГЛАШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЮСТИЦИИ

“ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР“ И

КОМИТЕТОМ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее соглашение о порядке взаимодействия между учреждением юстиции “Приморский краевой регистрационный центр“ (далее по тексту - Центр) и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края (далее по тексту - Комитет) определяет порядок взаимодействия по вопросам государственного кадастрового учета земельных участков, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, а также обмена информацией между
Центром и Комитетом.

1.2. Соглашение заключено во исполнение Земельного кодекса РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ, ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, ФЗ “О государственном земельном кадастре“ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ и ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ.

1.3. Государственный кадастровый учет земельных участков и ведение Единого государственного реестра земель на территории Приморского края осуществляют филиалы и представительства федерального государственного учреждения “Земельно - кадастровая палата“ по Приморскому краю (далее по тексту - Палата), которые ведут Единый государственный реестр земель кадастровых районов и дежурные кадастровые карты, а также формируют кадастровые дела и изготавливают кадастровые планы земельных участков. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края осуществляют организацию работ по ведению государственного земельного кадастра, а также удостоверение кадастровых планов, поставленных на государственный учет земельных участков, общее руководство деятельностью филиалов и представительств Палаты.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется по декларациям и материалам межевания.

1.4. Государственную регистрацию прав на земельные участки и сделок с ними в Приморском крае осуществляет Центр и созданные им филиалы. Государственной регистрации подлежат возникновение, ограничение (обременение), переход и прекращение прав на земельные участки. К правам, подлежащим государственной регистрации, относятся право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения землей, сервитут.

Права на земельные участки, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 28 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, на общих основаниях.

1.5. До разграничения государственной собственности на землю
регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

1.6. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не могут предоставляться земельные участки, находящиеся в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. До установления Президентом РФ перечня приграничных территорий предоставление земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам на праве собственности не допускается.

1.7. При предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, в аренду он обращается в Центр с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок или договора аренды земельного участка. При этом заявитель предъявляет постановление органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а в необходимых случаях - протокол о результатах торгов, договор выкупа, аренды и т.п.

1.8. К заявлению о государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним должен быть приложен кадастровый план земельного участка. Кадастровый план является выпиской из государственного земельного кадастра и удостоверяется подписью руководителя соответствующего городского (районного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Кадастровый

план, предоставляемый в Центр, включает разделы В , В (общие

1 2

сведения, план (чертеж, схема) границ земельного участка), а также (при наличии соответствующих сведений в государственном земельном

кадастре) разделы В , В (сведения о частях и обременениях

3 4

земельного участка, план (чертеж, схема) границ части земельного участка).

Кадастровые планы земельных участков действительны в течение одного года, при превышении этого срока землепользователь представляет в Комитет документы, подтверждающие отсутствие изменений. Комитет проставляет на кадастровом плане отметку об отсутствии изменений на момент повторного обращения. При наличии изменений за прошедший период они вносятся в земельно - кадастровую документацию (межевое дело). При этом в кадастровое дело Палатой вносятся изменения, а заявителю выдается новый кадастровый план земельного участка.

1.9. В случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения земельному участку кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект.

1.10. Комитет и Центр обязуются бесплатно предоставлять и обмениваться информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес, в сроки, установленные настоящим Соглашением. Информация может предоставляться как на бумажных, так и на электронных носителях.

1.11.
Информация о государственной регистрации возникновения, прекращения, ограничения (обременения) прав на земельные участки раз в десять дней передается Центром специалисту Комитета, имеющему полномочия для ее получения.

Передаче подлежит следующая информация:

- кадастровый номер (при его отсутствии - присвоенный Центром условный номер),

- категория и разрешенное использование,

- местоположение (адрес) земельного участка,

- площадь,

- вид зарегистрированного права,

- размер доли в праве (в случае регистрации права общей долевой собственности),

- основание для государственной регистрации права,

- номер и дата регистрации,

- номер, серия и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации (в случае его выдачи);

- срок аренды (в случае регистрации договора аренды);

- в отношении правообладателя - физического лица: Ф.И.О., идентификационный номер налогоплательщика и код налогового органа (при наличии), паспортные данные, данные о постановке на регистрационный учет по месту жительства;

- в отношении правообладателя - юридического лица: наименование, юридический адрес, дата регистрации, место регистрации, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на налоговый учет (при наличии).

1.12. В целях создания единой информационной базы, включающей в себя как вопросы формирования и учета земельных участков, так и регистрацию прав и сделок с ними, Центр и Комитет предпринимают практические шаги по объединению своих электронных баз с помощью модемной связи.

2. Порядок взаимодействия при переходе,

ограничении (обременении) прав на земельный участок

2.1. Государственная регистрация прав, возникших до введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и зарегистрированных в Комитете, производится Центром по желанию правообладателя.

Государственная регистрация возникших после введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ ограничения (обременения) или иной
сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект.

2.2. К заявлению о государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок должен быть приложен кадастровый план земельного участка, изготовленный Палатой по имеющимся в Комитете материалам межевания, техническим паспортам земельного участка, планам (чертежам) границ, а также справка Комитета об отсутствии прав третьих лиц на земельный участок. При отсутствии вышеуказанных документов заявитель обязан провести межевые работы, а Палата - составить новый кадастровый план.

2.3. При обращении в Центр с заявлением о государственной регистрации перехода прав на земельный участок заявителем (заявителями) представляется кадастровый план земельного участка, изготовленный филиалом или представительством Палаты и удостоверенный руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

2.4. Не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания (строения, сооружения) в случае, если они (здание и земельный участок) принадлежат одному лицу, за исключением случаев, установленных законом.

2.5. При переходе права собственности на здание (строение, сооружение), находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием (строением, сооружением) и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Оформление перехода права на соответствующую часть земельного участка осуществляется в следующем порядке.

2.5.1. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, к покупателю переходит то же самое право на земельный участок в случае, когда в качестве покупателя выступает одно из юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК (государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной власти и
местного самоуправления). Во всех остальных случаях после государственной регистрации перехода права на здание (строение, сооружение) покупатель обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка под указанным объектом на праве собственности или аренды. В орган местного самоуправления должен обратиться также и продавец объекта недвижимого имущества с заявлением об отказе от принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования землей.

2.5.2. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин, которому земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения, после оформления права на здание (строение, сооружение) покупатель вправе оформить право собственности или аренды на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества.

2.5.3. Если продавцом здания (строения, сооружения) является юридическое лицо, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность по выбору покупателей зданий, строений, сооружений (абз. З п. 2 ст. 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“).

Покупатель после государственной регистрации перехода права на здание (строение, сооружение) обращается вместе с продавцом в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность или аренду (по его выбору). Продавец же одновременно подает заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования.

2.5.4. Если продавцом здания (строения, сооружения) является гражданин или юридическое лицо - арендатор земельного участка, заключение нового договора аренды земельного участка возможно после расторжения договора аренды, заключенного с прежним арендатором (продавцом объекта недвижимого имущества). При этом государственной регистрации в Центре подлежит как соглашение о расторжении договора аренды, так и новый
договор аренды земельного участка при условии, что предыдущий и новый договор аренды заключены на срок не менее одного года, т.к. согласно п. 2 ст. 26 ЗК договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Передача прав и обязанностей арендатора в рамках действующего договора аренды (перенаем) производится в порядке, установленном п. 5 ст. 22 Земельного кодекса РФ.

2.6. При совершении сделок со зданием, строением, сооружением, расположенным на земельном участке, право пользования которым не оформлено в установленном порядке, Комитет выдает справку об отсутствии прав третьих лиц и о том, что в Едином государственном реестре земель отсутствуют сведения о земельном участке.

2.7. Государственная регистрация права собственности (пожизненного наследуемого владения) наследника на земельный участок осуществляется на основании свидетельства о праве на наследство с обязательным приложением кадастрового плана земельного участка.

3. Заключительные положения

С момента подписания настоящего Соглашения, ранее заключенное Соглашение о порядке взаимодействия между учреждением юстиции “Приморский краевой регистрационный центр“ и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Приморского края от 6 августа 2001 года утрачивает силу.

И.о. начальника учреждения юстиции

“Приморский краевой регистрационный центр“

Т.С.БАЛАНДИНА

Руководитель комитета по земельным ресурсам

и землеустройству Приморского края

В.Д.ШИЛЬНИКОВ