Законы и постановления РФ

Решение Приморского краевого суда от 08.02.2002 <О признании отдельных положений Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ недействующими и не подлежащими применению>

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 февраля 2002 года

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Федорей Т.М.,

с участием прокурора Розановой М.А.,

при секретаре Рудницкой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании отдельных положений Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ недействующими и не подлежащими применению

установил:

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании отдельных положений Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ недействующими и не подлежащими применению.

В обосновании своих доводов прокурор указал, что ряд положений указанного Закона противоречит федеральному законодательству.

В абзаце 1 п. 1 ст. 17 Закона края указано, что органы местного самоуправления координируют деятельность правоохранительных органов, что противоречит ст. 8 ФЗ от 17.11.95 N 168-КЗ “О прокуратуре РФ“, согласно которой деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координирует Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Координация деятельности правоохранительных органов не входит в предметы ведения муниципальных образований, определенные ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Ст. 20 Закона края предоставлено право муниципальным образованиям передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам государственной власти по договору, что противоречит п. 5 ст. 14 ФЗ, согласно которому осуществление местного самоуправления органами государственной власти не допускается.

Пунктом 3 ст. 24 Закона края установлено, что в городских и сельских поселениях края с населением до 5 тысяч человек выборные органы не создаются, местное самоуправление осуществляется через общие собрания (сходы), конференции.

Пунктом 5 ст. 24 Закона края в сельсоветах (поссоветах) определен орган местного самоуправления, формируемый из выборных должностных лиц отдельных населенных пунктов, входящих в состав сельсовета (поссовета).

Пунктом 6 ст. 26 Закона края установлено, что в сельских и других поселениях с населением свыше 5 тысяч человек, входящих в состав муниципальных образований, должностным
лицом является глава администрации.

Этими положениями закона ПК нарушено установленное п. 6 ст. 14 ФЗ право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Пунктом 5 ст. 26 Закона края установлено, что на должность старосты в поселениях с населением до 5 тысяч человек может быть избран гражданин данного населенного пункта, достигший 18-летнего возраста, что противоречит п. 6 ст. 4 ФЗ от 19.09.97 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, согласно которому минимальный возраст кандидата на выборах в органы местного самоуправления не может превышать 21 год.

Статьей 32 Закона края установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории муниципального образования, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Это положение противоречит ст. 28 ФЗ, согласно которой экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статьей 29 ФЗ определено, что в состав муниципальной собственности входят только муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

Пунктом 2 ст. 47 Закона края определено, что комплексное социально - экономическое развитие может осуществляться за счет средств федерального бюджета Приморского края, что противоречит ст. 2 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 N 145-ФЗ.

Бюджетным кодексом РФ федеральный бюджет Приморского края, а также иные федеральные бюджеты субъектов РФ, не предусмотрены.

Статьей 55 Закона края установлено, что право на объединение и выход из объединенного Муниципального образования регулируется законом края.

Это положение
противоречит пункту 10 ст. 4 ФЗ, согласно которому регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления относится к полномочиям федеральных органов государственной власти РФ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления на основании п. 11 ст. 5 ФЗ относится установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление или изменение их границ и наименований.

Пунктом 7 ст. 59 Закона края установлено, что ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления возмещается ими на основании судебного решения, что противоречит ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки в таких случаях подлежат возмещению муниципальным образованием.

Возмещение вреда исключительно на основании судебного решения не предусмотрено гражданским законодательством.

Пунктом 3 ст. 60 Закона края определено, что в случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, Устава ПК, федеральных законов, законов Приморского края, Устава Муниципального образования, Дума Приморского края может обратиться в Приморский краевой суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, федеральным законом и законодательству субъекта РФ.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является основанием для рассмотрения Думой Приморского края вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Эти положения противоречат п.п. 3 - 6 ст. 49 ФЗ о том, что если представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования, издавшие нормативный правовой акт, впоследствии признанный судом противоречащим Конституции РФ, федеральному закону, Конституции, Уставу, закону субъекта РФ,
Уставу муниципального образования, не отменят данный нормативно - правовой акт, то представительный орган распускается законом субъекта РФ, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ либо федеральным законом назначаются новые выборы.

В судебном заседании прокурор поддержал требования Генерального прокурора, изложенные в заявлении, за исключением оспаривания пункта 3, ст. 24, пункта 5 ст. 26 Закона Приморского края, так как на день слушания дела редакция их изменена и в той редакции, которая указана в заявлении, они не существуют.

При этом прокурор сослался на те же доводы, которые были указаны в заявлении.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края признал требования Генерального прокурора РФ в части несоответствия Федеральным законам ст. 32, п. 3 ст. 60, а также внесения слова “федеральный“ в п. 2 ст. 47 Закона Приморского края. В остальной части представитель заявление не признал, пояснив, что абзац 1 п. 1 ст. 17 Закона края не противоречит ФЗ “О прокуратуре в РФ“, т.к. деятельность правоохранительных органов не сводится только к борьбе с преступностью, они осуществляют другие функции, например, охрану общественного порядка, что относится к вопросам местного значения в соответствии с подпунктом 8 п. 2 ст. 6 ФЗ.

Статья 20 Закона края не противоречит ст. 14 ФЗ, т.к. эта статья не регулирует вопросы передачи полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Действующее законодательство не содержит запрета на передачу отдельных полномочий местного самоуправления органам государственной власти.

В п. 2 ст. 47 Закона края заложена техническая ошибка.

Статья 55
Закона края не противоречит п. 10 ст. 4 ФЗ, т.к. установление, изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

С требованием Генерального прокурора по п. 7 ст. 59 представитель Законодательного Собрания не согласен, т.к. для возмещения ущерба необходимо установить вину, причинную связь между убытками и незаконным актом, проверить наличие убытков. Все это может установить только суд.

Суд, выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Приморского края, считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ФЗ “О прокуратуре РФ“ Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

К предметам ведения местного самоуправления, установленным ст. 6 ФЗ, деятельность по координации правоохранительных органов не относится, в связи с чем абзац 1 п. 1 ст. 17 Закона края противоречит Федеральному закону.

Деятельность по охране общественного порядка и координация деятельности правоохранительных органов являются разными функциями, в связи с чем суд не может согласиться с доводами представителя Законодательного Собрания в этой части.

Согласно ст. 14 п. 5 ФЗ осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

В связи с этим следует признать, что редакция ст. 20 Закона края о передаче полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти по договору противоречит указанному выше Федеральному закону, тем более, что оспариваемая норма не конкретизирует понятие договора.

Требования Генерального прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 ст. 47 Закона края о том, что комплексное социально -
экономическое развитие может осуществляться за счет федерального бюджета Приморского края подлежит частичному удовлетворению в части слова “федерального“, поскольку в отношении содержания указанного пункта без этого слова противоречия с ФЗ не усматривается.

В соответствии со ст. 55 Закона края право на объединение и выход из муниципального образования регулируется законом края.

Суд считает, что это положение закона не противоречит п. 10 ст. 4 ФЗ, согласно которому регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления относится к полномочиям федеральных органов государственной власти РФ.

Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований пунктом 11 ст. 5 ФЗ отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Закон края в этой части не противоречит федеральному закону.

Ссылка прокурора на п. 10 ст. 4 ФЗ не может быть принята во внимание, т.е. эта норма регулирует другие правоотношения, а именно те, которые относятся к регулированию и защите прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Суд считает, что п. 7 ст. 59 Закона края противоречит Федеральному закону, т.к. в соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Установление суммы ущерба, вины, причинной связи между действием (бездействием) указанных лиц и наступившим вредом только в судебном порядке не предусмотрено законодательством.

Ущерб может быть возмещен и добровольно.

Требования прокурора о признании недействующими и не подлежащими применению ст. 32 и п. 3 ст. 60 Закона края подлежат удовлетворению, т.к. они признаны представителем Законодательного
Собрания Приморского края.

Признание этих требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 197, 231, 232 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать противоречащими Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу ст. 20 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ в части передачи органам государственной власти по договору полномочий по решению вопросов местного значения, ст. 32 указанного Закона Приморского края в части включения в экономическую основу местного самоуправления природных ресурсов, находящихся в границах муниципального образования, а также иных ресурсов, служащих удовлетворению потребностей населения муниципального образования, а также пункт 3 статьи 60 указанного Закона Приморского края.

Признать противоречащим Федеральному закону “О прокуратуре РФ“ недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 1 ст. 17 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ в части полномочий органов местного самоуправления по координации деятельности правоохранительных органов.

В официальном тексте допущена, видимо, опечатка: речь идет об абзаце 3 части 1 статьи 17 Закона Приморского края от 09.02.1996 N 28-КЗ, а не об абзаце 1 пункта 1 статьи 17.

Признать противоречащим Бюджетному кодексу РФ, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 ст. 47 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ в части включения слова “федерального“.

Признать противоречащим ГК РФ, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 7 ст.
59 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“ в части возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления на основании судебного решения.

В остальной части требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или протеста через Приморский краевой суд.

Председательствующий

Т.М.ФЕДОРЕЙ