Законы и постановления РФ

Решение Приморского краевого суда от 05.12.2001 N 3-74/01 <О признании Закона Приморского края “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ 18-КЗ от 2 ноября 1995 г. в редакции Закона Приморского края 132-КЗ от 16 марта 2001 года недействующим и не подлежащим применению>

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 декабря 2001 г. N 3-74/01

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ельницкой Н. Н.,

с участием прокурора Семаль А. В.,

при секретаре Королевой Е. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании Закона Приморского края “Об индустриальных
(промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ 18-КЗ от 2 ноября 1995 г. в редакции Закона Приморского края 132-КЗ от 16 марта 2001 года недействующим и не подлежащим применению,

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Закон Приморского края “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ 18-КЗ от 2 ноября 1995 г. в редакции Закона Приморского края 132-КЗ от 16 марта 2001 г., указав, что данный закон противоречит действующему федеральному законодательству.

Так, согласно п. “ж“ ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ - внешнеторговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 23 этого же Закона особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Оспариваемый Закон Приморского края устанавливает особый режим хозяйственной деятельности на территории свободной экономической зоны “Находка“.

Так, данный закон вводит такое понятие экспертного производства, как индустриальный промышленный комплекс, предусматривает особенности регистрации участников комплекса, порядок осуществления инвестиций, ведения хозяйственной деятельности в комплексе, особый режим земельных отношений.

Таким образом, указанный Закон Приморского края противоречит федеральному законодательству об основных экономических зонах и вторгается в сферу исключительного ведения Российской Федерации.

Представитель прокуратуры
Приморского края в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Законодательного Собрания (Думы) Приморского края заявление Прокурора Приморского края не признал, ссылаясь на необоснованность, указав, что Закон Приморского края “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ не противоречит федеральному законодательству.

Этот закон Приморского края направлен на привлечение зарубежных и российских инвестиций с целью ускорения экономического роста и расширения экспортного потенциала Приморского края.

В законе определены категории налогоплательщиков и представлены различные налоговые льготы либо закреплена возможность создания льготного налогового режима.

Закон Приморского края принят в соответствии со ст. 8 Федерального Закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“, представляющий право субъектам Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в пределах своей компетенции, предоставлять дополнительные по отношению к Федеральным гарантиям финансовые гарантии участникам внешнеторговой деятельности, а также предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности.

Выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания (Думы) Приморского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд находит, что заявление прокурора Приморского края подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с ч. ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции РФ и Федерального закона N 119-ФЗ от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения принципов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется федеральными законами, которым не могут противоречить правовые акты субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование внешнеторговой деятельности только в рамках полномочий, предоставленных им
Федеральными законами.

Согласно ст. 23 Федерального Закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ - особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Данная статья, определяющая порядок установления особого режима хозяйственной деятельности на территории свободных экономических зон, не предоставляет субъектам Российской Федерации полномочий по собственному регулированию экономических отношений в свободных экономических зонах.

Закон Приморского края от 2 ноября 1995 г. “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ в редакции Закона Приморского края от 16 марта 2001 г. устанавливает особый режим хозяйственной деятельности на территории свободной экономической зоны “Находка“.

Так, оспариваемый Закон вводит такое понятие экспертного производства, как индустриальный промышленный комплекс.

Данные комплексы, как следует из содержания ст. 2 названного Закона, представляют особые зоны экспертного производства, т. е. Закон Приморского края регламентирует внешнеторговую деятельность хозяйствующих субъектов на территории СЭЗ “Находка“.

Кроме того, оспариваемый Закон Приморского края предусматривает особенности регистрации участников комплекса, порядок осуществления инвестиций, ведения хозяйственной деятельности в комплексе, особый режим земельных отношений.

Таким образом, Закон Приморского края от 2 ноября 1995 г. “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ в редакции закона Приморского края от 16 марта 2001 г. противоречит федеральному законодательству и вторгается в сферу исключительного ведения Российской Федерации.

Доводы представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что оспариваемый закон предусматривает предоставленное федеральным законом субъектам Российской Федерации право устанавливать гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, не могут быть приняты во внимание.

Федеральный Закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности“ в
п. п. 4 и 5 ст. 8 предусматривает право субъектов Российской Федерации предоставлять дополнительные по отношению к федеральным гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории.

Однако, как следует из содержания ст. ст. 5 и 6 оспариваемого закона, предусмотренные им льготы предоставляются не всем участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным в Приморском крае, а лишь тем, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории комплексов, создаваемых в соответствии с данным законом.

Указанные нормы в совокупности с другими, устанавливают особый режим хозяйственной деятельности на территории СЭЗ “Находка“, установление которого предусмотрено только федеральным законом.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, суд,

решил:

Заявление Прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать Закон Приморского края от 2 ноября 1995 г. “Об индустриальных (промышленных) комплексах на территории свободной экономической зоны “Находка“ Приморского края“ 18-КЗ в редакции Закона Приморского края 132-КЗ от 16 марта 2001 г. - недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Решение по делу или сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в средствах массовой информации, в котором указанный закон был опубликован, а также в Ведомостях Законодательного Собрания (Думы) Приморского края.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или протеста через Приморский краевой суд.

Председательствующий

Н.Н.ЕЛЬНИЦКАЯ